Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Москва горит, Страница 6

Маяковский Владимир Владимирович - Москва горит


1 2 3 4 5 6

  
  
  
  
  Вместе
  
  
   Вперед!
  
   460
   Вперед!
  
  
  
  
   Вперед!
  
  
   [1930]
  
   ВАРИАНТЫ, РАЗНОЧТЕНИЯ и ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ
  Москва горит [Первая редакция]
  Черновые наброски (БММ):
  
   3-5 I Октябрьской победой горд
  
  
  II как в тексте.
  
   6-7 I вспомни опять и опять
  
  
  II как в тексте.
  
   8-9 I Этот великий год
  
  
  II Пятый учитель год
  
   III Пятый горящий год
  
   15 I как гибли отцы
  
  
  II как мерли отцы
  
  32-35 I как зверем - свирепствовал Риман
  
  
   как падал расстрелянным Ухтомский
  
  
  II как зверем полковник Риман
  
  
   расправился с [машинистом] нашим Ухтомским
  
  27-29 I Кровью земля и море багримы
  
  
  II как в тексте.
  
  34-35 I и трупы кладет полковник Риман
  
  
  II как в тексте.
  
  22-24 I как встал один броненосец Потемкин
  
  
  II как в тексте.
  
  25-26 I на все эскадры царевы
  
  
  II как в тексте.
  
   49-50 Смотрите кровавую кашу наваря
  После строки 54 записаны строки, отсутствующие в основном тексте:
  
  
   Патронов не жалели дешевый товарище
  
  
   Расстрелянный в каждой комнате
  
  
   Товарищи
  
  
   Пятый год запомните
  
  
  
   (Зачеркнуто.)
  
   38-39 Звезды пятиконечной свет лучист
  
  40-43 I Ее не задуешь и что ни случись
  
  
   На нас не наступит царева нога
  
  
  II На землю Советов что ни случись
  
  
   Царева не ступит нога
  
  44-48 I Товарищ цирк всмотрись и учись
  
  
   И смехом и пулей бить врага
  
  
  II Товарищ всмотрись и крыть учись
  
  
   И смехом и пулей врага
  
   47-48 еще ненавидеть врага
  
   42-43 не ступит белых нога
  
   44-48 Товарищ сквозь [шутки] смех смотри и учись
  
  
   учись ненавидеть врага
  
  
  47 сильней
  
  
  64 мертвым свобода
  После строки 70 записана строка, отсутствующая в основном, тексте:
  
  
   Цвела свобода как роза на лугу
  
  
  
   (Зачеркнуто.)
  
   68-69 Мертвы[е]м забаст (неразборчиво; не закончено)
  
   70-71 Рот улыбайся возрадуйся народ
  
  89-91 I Вы звезда моего весеннего небосклона
  
  
  II Вы звезда моего обожаемого небосклона
  
   III Вы звезда моего студенческого небосклона
  
  118-119 I Мадмуазель не сердитесь у нас равноправие
  
  
  II Мадмуазель не сердитесь теперь равноправие
  
  109-111 I Разрешите нацепить вас красный бантик
  
  
  II как в тексте.
  
  
  85 [Иван] окончилась
  
   87-88 Иван Иваныч позвольте облобызаться
  
  196-197 I Долой самодержавие! Полицейские гады
  
  
  II как в тексте.
  
  202-203 I Товарищи к бою на баррикады
  
  
  II как в тексте.
  
  207-208 I Оружие в руку на баррикады
  
  
  II как в тексте.
  Беловой автограф (БММ):
  Заглавие. 1905 год.
  Подзаголовок. Пантомима-феерия.
  
  Перед 1. потушенной - вставка.
  
  
   светящаяся - вставка.
  
  После 61. Вместо: на арене // I на сцене
  
  
  
  
  
  II на арене
   После 136. Вместо: С другого конца //
  
  
  I С грохотом с другого конца рабочие выкатывают на тачках
  
  
  II С другого конца
   После 167. Слова: и свертками - вставка.
  
   186. Вместо: въезжайте // I заезжайте
  
  
  
  
  
  II въезжайте
   После 195. Вместо: Пушкина. С трех // I Пушкина. Горят
  
  
  
  
  
  
  II Пушкина. С трех
  
  Вместо: Рабочий с мальчиком //
  
  
  I [Ста] Рабочий с маленьким сыном
  
  
  II Рабочий с мальчиком
   После 208. Слова: Лошадей выпрягли - вставка.
   После 239. Вместо: по пальцам - виденные//
  
  
  I по пальцам пуш<ки?>
  
  
  II по пальцам виденные
   Вместо: II часть // II
   После 322. Слова: на автомобиле - вставка.
   Перед 371. Вместо: барахтаясь // I барахтается
  
  
  
  
  
   II барахтаясь
   После 378. Слова: с серпами - вставка.
  
  Вместо: общий рабочий марш. //
  
  
  I общее рабочее движен<ие>
  
  
  II как в тексте.
  Перед 379. Вместо: Крестьяне//
  
  
  I Крестьяне (кулаку)
  
  
  II Крестьяне
   После 384. Вместо: Удят // I Ловят удочками
  
  
  
  
   II Удят по
  
  
  
  
   III Удят в воде
  
  
  
  
   IV Удят.
  
  Вместо: куклу // I чучело
  
  
  
   II куклу
   392-395. I В коммунизм
  
  
  
  
  кулак не врос
  
  
   а попал
  
  
  
   в сырье-отброс
  
  
  II В коммунизм
  
  
  
  
  кулак не врос
  
  
   а попался
  
  
  
   в сор-отброс
  
   III Лез кулак
  
  
  
   в колхоз без спроса
  
  
   К нам попал
  
  
  
  
  сырьем-отбросом
  
  
  IV Лез кулак
  
  
  
   в колхоз без спроса
  
  
   Да попал
  
  
  
   в утиль-отбросы
   396-399. I [раск] заколхозьтесь наши дни
  
  
   на утиль
  
  
  
   лови плетни
  
  
  II как в тексте.
  После 399. Слово: подымаются - вставка.
  [Летучки к постановке "Москва горит"]
  На обороте машинописной копии первой редакции - текст летучки No 5.
   Строки 39-40 рабочего класса
  
  
  
  
   могучее тело
  На обороте листа 11 машинописной копии первой редакции - переработанной во вторую редакцию, тексты летучек NoNo [6], 3, 1.
  
  
  
  
  [No 6]
  Строки 52-54 I свирепствуют
  
  
  
  
  капиталистовы
  
  
   диктаторчики и царята.
  
  
  II как в тексте.
  Строки 58-60 I оружие
  
  
  
   диктатуры
  
  
  
  
   пролетариата.
  
  
  II как в тексте.
  Далее записаны строки, отсутствующие в текстах летучек:
  
  
   Тысячи
  
  
  
   <неразборчиво>
  
  
  
  
  
   пулеметы <неразборчиво>
  
  
   оружие
  
  
  
   защищающее коммуну
  
  
  
  
  [No 3]
  Строки 23-24 I Рабочим ясно как чай и блюдце
  
  
  II ясно как чай на блюдце
   Строки 25-27 что хочет елейный римский папа
  На обороте листа 17 той же копии текст летучки No 2.
  
  
  
  
  [No 2]
  Строки 16-18 I Помни тогда у этого трона
  
  
  II Помни тогда что у этого трона
  На том же листе - повидимому, записи текстов для обручей "дрессировщиков буржуйского вида" (см. ремарку после строки 307):
  
   1) [Десять] 10 министров капиталистов (Зачеркнуто.)
  
  
  Пожалте министры капиталисты
  
   2) Война до победного конца
  
   3) [Рабочие] Тише взбунтовавшиеся рабы
  
   4) Ловите сажайте большевиков
  
   5) Болтай язык без костей
  
   6) Антанта гони монету
  
   7) Зовите Корнилова в Петроград
  
   8) Вбок и вверх
  
  
  скачет быстр
  
  
  главковерх
  
  
  главминистр
  [Программа представления "Москва горит"]
  Черновой автограф (БММ)
  
   Слова: Пройдут такие картины отсутствуют.
  
   3. I Бомба
  
  
  II Карточный домик
  
  
  
   (Зачеркнуто.)
  После 6 {*}. I Советы иерея
  {* В черновом автографе нумерация несколько иная; здесь она не принимается во внимание. - Ред.}
  
  
  II Благословение кастетов
  
   13. Школа первой ступени (Зачеркнуто.)
  
   16. Дрессированный Керенский
  
  
  18. Безглавый орел отсутствует.
  
   19. Не теряйте куме сил после Небывалый водопад.
  
   20. [Работай] Смывай вода! отсутствует.
  
   Слово: Участвует отсутствует.
  Москва горит [Вторая редакция]
  Машинописная копия с правкой (БММ):
  
   10-11. Шуток
  
  
  
  остры зубцы
  После 99. Вместо: арестованные. // I кандальники
  
  
  
  
   II арестованные
   После 111. После: расступаются. //
  
  
  I Прозванивает кандалами новая, большая группа.
  
  
  II зачеркнуто.
  После 361. Слово: глобусом - вставка.
  
  Вместо: актеры на корточках //
  
  
  I действующие
  
  
  II актеры на корточках
  
   Слова: карту и - вставка.
  После 384. Вместо: Пилсудский // I пан,
  
  
  
  
  II Пилсудский
  
  Вместо: Взявшись // I Образуют круг, взявшись
  
  
  
  
  II Взявшись
  После 394. Вместо: саблями ...... кресты // I делая им кресты
  
  
  
  
  
   II как в тексте.
  
  Вместо: глашатаи // I рабочие
  
  
  
  
  II глашатаи
   430. Вместо: веди пятилетку, // I проводи пятилетку
  
  
  
  
  
  II веди пятилетку
   После 440. Слово: разворачивается - вставка.
   После 449. Под жнейкой
  
  
  
  
  машинкою
  
  
  
  
  
   жатва вались
  
  
   Пусть хлеб
  
  
  
  
  урожается
  
  
  
  
  
   втрое
  
  
   Мы солнечный
  
  
  
  
  ленин<ский социализм?>
  Эти строки (из стихотворения Марш двадцати пяти тысяч") зачеркнуты.
  
   450. I Горла<ня?>
  
  
  II Дыша
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. В. МАЯКОВСКОГО, ВОШЕДШИХ В
  
  
  
   ОДИННАДЦАТЫЙ ТОМ
  Клоп. Феерическая комедия. Девять картин. Государственное издательство, М.-Л. 1929, 71 стр.
  Баня. Драма в 6-ти действиях с цирком и фейерверком. Государственное издательство, М.-Л. 1930, 78 стр.
  Сочинения, т. 6, Гиз, М.-Л. 1930, 254 стр.
  Сочинения, т. 8, Государственное издательство художественной литературы, М.-Л. 1931, 336 стр. (сдан Маяковским издательству в декабре 1929 года).
  Радио-Октябрь. Революционный гротеск в 3 картинах. Московское театральное издательство, 1927, 16 стр. (совместно с О. Бриком).
  
  
  
  ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  БММ - Библиотека-Музей В. В. Маяковского.
  ЦГАЛИ - Центральный Государственный архив литературы и искусства СССР.
  ГРК - Главрепертком - Главный комитет по контролю за репертуаром при Народном Комиссариате по просвещению РСФСР.
  Совкино - Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество "Советское кино".
  ВУФКУ - Всеукраинское фотокиноуправлеиие.
  ВГИК - Всесоюзный Государственный институт кинематографии.
  МОДПиК - Московское общество драматических писателей и композиторов.
  Всеросскомдрам - Всероссийское общество драматургов и композиторов.
  "Москва горит" [первая редакция] (стр. 355). Черновые наброски строк 1-17, 27-37, 18-21, 49-53, 38-48, 62-74, 54-61, 89-99, 120-128, 112-119, 100-111, 80-88, 196-208 (БММ); беловой автограф (БММ); авторизованная машинописная копия (БММ); машинописная копия (БММ).
  Впервые напечатано: строки 1-53, 240-247, 278-285 - "Красная газета", вечерний выпуск, Л. 1930, No 90, 17 апреля; строки 1136, 146-239, 287-377, 400-419 - "Литературная газета", М. 1930, NoNo 16 и 17, 21 и 28 апреля; строки 1-53, 196-208, 261-291, 400-419 - журн. "Цирк и эстрада", М. 1930, No 11, апрель; полностью - в Полном собрании сочинений, т. 11, М. 1936.
  Авторизованная машинописная копия воспроизводит выправленный беловой автограф, но заглавие белового автографа "1905 год" Маяковский в копии зачеркнул и заменил заглавием "Москва горит"; в подзаголовке (определении жанра) вместо "Пантомима-феерия" он вписал "Героическая меломима". В настоящем издании приняты заголовок и подзаголовок из составленной Маяковским программы представления: "Москва горит (1905 год). Героическая меломима".
  Печатается по тексту белового автографа, в который внесены следующие исправления по смыслу: в ремарке после строки 214 вместо "Маркитаны" - "Маркитанты" и в строке 276 вместо "должны" - "должно".
  Пьеса для цирка "Москва горит" написана в связи с двадцатипятилетием революции 1905 года.
  В составлении сценарного плана "Москва горит" принимал участие О. М. Брик.
  При создании "Москва горит" Маяковский изучал литературные материалы, относящиеся к событиям первой русской революции, и широко ими пользовался. Так, в первой части он включил в текст некоторые сатирические стихи и песни периода 1905 года и в основу построения нескольких сцен положил сюжеты карикатур из тогдашних сатирических журналов.
  Во второй части Маяковский использовал тексты: для строк 252-285 - строки 1424-1457 поэмы "Владимир Ильич Ленин" (см. т. 6 наст, изд., стр. 269-270), для строк 352-361 - строки 110 "Марша двадцати пяти тысяч" в несколько измененном виде, для строк 400-409 - строки 10-19 "Марша ударных бригад" (см. т. 10 наст. изд., стр. 176 и 162).
  23 января 1930 года был подписан договор с Центральным управлением государственных цирков (ЦУГЦ) на "пантомиму-феерию о событиях 1905 года"; срок сдачи - не позднее 20 февраля. Точно в этот день Маяковский прочитал "Москва горит" на заседании Художественно-политического совета ЦУГЦ. Совет принял произведение для постановки в Первом московском государственном цирке. 28 февраля Маяковский снова прочитал "Москва горит" на заседании совета, которое на этот раз было выездным и расширенным: оно происходило на Краснопресненской Трехгорной мануфактуре при участии рабочих фабрики и актива Центрального дома ВЛКСМ Красной Пресни. В выступлении Маяковский, отметив оторванность цирка от современности, сказал: "Моя меломима "Москва горит" представляет из себя такой опыт, когда историко-революционная меломима-хроника будет пытаться в апофеозе показать сегодняшний день. Я не изображаю Красную Пресню - я даю общее представление о 1905 годе. Я хочу показать, как рабочий класс пришел через генеральную репетицию к сегодняшнему дню" (см. т. 12 наст. изд.). Собрание признало работу Маяковского "нужной и правильной".
  Маяковский участвовал в работе цирка над постановкой, помогая артистам овладевать содержанием и формой его стихов.
  Премьера "Москва горит" в Первом московском гос. цирке состоялась 21 апреля 1930 года - через неделю после смерти Маяковского. Общий план постановки принадлежал С. Э. Радлову; художником являлась В. М. Ходасевич. В представлении было занято около 500 человек.
  "Москва горит" в той же постановке с небольшими изменениями была показана в Ленинграде (1931), Киеве и Саратове.
  Строки 32-37. Ухтомский А. В. (1876-1905) - машинист Московско-Казанской железной дороги, один из героев революции, расстрелян начальником карательного отряда Риманом, который зверски расправлялся с восставшими.
  Строки 62-74. В начале данного текста воспроизведены слова популярной в 1905 году революционной песенки.
  Строки 78-79. Трепов Д. Ф. (1855-1906) - в 1905 году петербургский генерал-губернатор; во время всеобщей забастовки в октябре 1905 года издал приказ: "холостых залпов не давать, патронов не жалеть". - В журнале "Пулемет", СПБ. 1906, No 1, был воспроизведен манифест Николая II от 17 октября 1905 года с красным оттиском пятерни и с подписью: "К сему листу Свиты Его Величества генерал-майор Трепов руку приложил".
  После строки 128. Карточный домик. - Маяковский использовал здесь карикатуру из журнала "Зритель", СПБ, 1905, No 19, 3 ноября. На обложке был изображен сооруженный на столике карточный домик, за ним - строящий его человек. Видны только: наверху - руки, а внизу - ноги в брюках военного образца и в сапогах. Подпись: "Наша конституция - просят не дуть..."
  Строки 129-136. Маяковский частично использовал фразы из редакционной статьи газеты "Известия Совета рабочих депутатов", СПБ, 1905, No 3, 20 октября.
  Строки 137-139. Витте С. Ю. (1849-1915) - председатель совета министров в 1905-1906 годах, автор манифеста 17 октября 1905 года о конституции.
  После строки 167. В Москве, на Лесной улице, дом 55, существовала, а в настоящее время восстановлена в качестве музея большевистская подпольная типография, скрывавшаяся под вывеской "Торговля кавказскими фруктами Каландадзе".
  После строки 195. Страстная площадь - теперь площадь Пушкина.
  Строки 215-239 - первые три строфы стихотворения "Песня солдатская (унутренняя)", помещенного за подписью "Шпак" в журнале "Жупел", СПБ, 1906, No 3. Маяковский немного изменил последнюю строфу.
  Строки 240-247. Маяковский инсценирует здесь в несколько измененном виде листовку, отпечатанную в тайной типографии в 1901 году.
  После строки 299. Петр Великий .....Екатерина.....- имеются в виду памятники Петру I и Екатерине II в Ленинграде. Александр с головою в руке - намек на убийство Александра II революционерами. Александр Третий на брыкающемся коне - имеется в виду памятник, стоявший в Ленинграде.
  Строки 304-307. Александра Феодоровна - императрица, жена Николая II; Александр Феодорович - Керенский.
  Строки 350-351. Декабрьская кровавая школа - московское восстание в декабре 1905 года.
  [Летучки к постановке "Москва горит"] (стр. 377). Черновые автографы: летучка No 5 (БММ); летучки NoNo [6], 3, 1, 2 (БММ); печатные летучки NoNo 1, 2, 3, 4, 5 и 5 (так как две летучки обозначены одним номером, одна из них дается здесь как [No 6]).
  Под текстом печатных летучек - дата разрешения их к печати; 31/III.
  Впервые опубликованы в периодике: тексты летучек NoNo 1, 2, 3, 4, [6] - в статье: Ю. Шаро, Десятки тысяч революционных прокламаций (Посмертные стихи Вл. Маяковского), "Красная газета", вечерний выпуск, Л. 1930, No 93, 21 апреля; летучка No5 - "Литературная газета", М. 1935, No 70, 20 декабря.
  В настоящем издании в текст первой строки летучки No 1 внесено исправление по черновому автографу и по аналогичному тексту второй редакции "Москва горит" (строка 395): вместо "Паны и лорды" - "Папы и лорды".
  Для текста летучки No 5 Маяковский переработал строки 96-100 своего стихотворения "Февраль" (см. т. 8 наст. изд., стр. 53).
  [Программа представления "Москва горит"] (стр. 380). Черновой автограф (БММ); беловой автограф (ЦГАЛИ).
  Беловой автограф печатается впервые. Черновой автограф впервые напечатан в Полном собрании сочинений в двенадцати томах, т. 3, М. 1939.
  Названия картин, данные Маяковским в беловом автографе, вошли в программу, выпущенную Первым московским гос. цирком.
  Маяковский также подготовил проект листовки к представлению с набросками пяти рисунков. Под рисунками подписи: "Взятие баррикады", "<неразборчиво> пушки", "Кареты и собаки", "Пирамида". Пятый рисунок (без подписи) изображает арену цирка. Листовка не была выпущена.
  Словами "Смолкли залпы запоздалые" начиналось стихотворение без заглавия поэта Е. Тарасова, посвященное революционным бойцам, павшим на баррикадах, и призывавшее к продолжению борьбы. (Евг. Тарасов, Стихи. 1903-1905, Книгоиздательство "Новый мир", СПБ, 1906, стр. 88.)
  "Москва горит" [вторая редакция] (стр. 383). Авторизованная машинописная копия (БММ); машинописная копия (БММ).
  Впервые напечатано: строки 1-74, 248-307, 332-361 - журн. "Прожектор", М. 1930, No 12, 30 апреля; полностью - журн. "Клубный репертуар" (приложение к журналу "Культурная революция"), М. 1930, No 5.
  Печатается по тексту журнала "Клубный репертуар" с рядом исправлений по беловому автографу первой редакции; в список действующих лиц включен отсутствующий в нем персонаж - Тардьё.
  В настоящем издании в текст второй редакции внесены те же исправления, что и в текст первой редакции.
  Вторая редакция создана Маяковским на основе правки, внесенной в машинописную копию первой редакции; конец, начиная с ремарки после строки 361, полностью написан Маяковским от руки. В произведение введены (с мелкими изменениями) тексты летучек 1, [6], 2, 4. Прежний подзаголовок заменен новым: "Массовое действие с песнями и словами". Переработка была вызвана тем, что журнал "Клубный репертуар" предложил Маяковскому дать текст "Москва горит", приспособленный для постановки под открытым небом. По договору с редакцией журнала, заключенному 24 марта 1930 года, Маяковский должен был сдать текст на следующий день. Вторая редакция появилась в печати уже после смерти Маяковского в номере журнала, целиком посвященном его памяти. Текст сопровождался режиссерскими комментариями, проектами декоративного оформления и указаниями к чтению текста.
  После строки 384. Папа римский - см. примеч. к лозунгам для спектакля "Баня" (стр. 682 наст. тома).
  Пилсудский Юзеф (1867-1935) - польский реакционный политический деятель, в 1926-1935 годах - фактический диктатор Польши.
  Макдональд - см. примеч. к пьесе "Клоп" (стр. 666 наст. тома).
  Тардьё Андре (1876-1945) - французский реакционный политический деятель, председатель совета министров в 1929, 1930 и 1932 годах.

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа