iv align="justify"> Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01130552.htm
Муйжель, Виктор Васильевич - талантливый беллетрист. Родился в 1880 году, в литовско-жмудской семье. Не закончив среднего образования, был писцом у земского начальника, приказчиком, служил по акцизу и в земстве; учился живописи, работал в качестве рисовальщика в иллюстрированных изданиях. Литературную деятельность начал в 1904 году в "Мире Божьем". Много его очерков, рассказов и романов, большей частью из жизни крестьянства, напечатано в "Русском Богатстве". С началом войны 1914 - 15 годов М. стал деятельным военным корреспондентом "Биржевых Ведомостей". Т-во "Просвещение" издало в 1911 году собрание сочинение М. в 11 томах. В общем, примыкая к "беллетристам-народникам", М. чужд, однако, прямолинейности. Не идеализируя народ, он правдиво и с знанием быта рисует жизнь крестьянства и низов общества, во всем ужасе их тяжелого и серого прозябания. Вместе с тем, он подчеркивает работу народного самосознания в поисках лучшего будущего.
Лунин Э. Муйжель // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 7. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 526-527.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5261.htm
МУЙЖЕЛЬ Виктор Васильевич [1880-1924] - русский беллетрист. Р. в Пскове в семье конторщика, получил среднее незаконченное образование, служил писцом в акцизном управлении, затем у земского начальника, в земской управе, был приказчиком по рубке и сплаву леса. Первый рассказ был напечатан в "Мире божьем" [1904]. Основные произведения М. рисуют жизнь беднейшего крестьянства начала XX в. Отражая "мужицкое живо" с его пьянством, темнотой и грязью, бесправием, унижением, а также бесстыднейшую эксплоатацию крестьян помещиками, М. не проходит мимо аграрного движения. Однако крестьянское движение он рассматривает оторванно от развивающегося рабочего движения в стране, как "стихийный", "голодный" бунт, к-рый быстро подавляется карательными отрядами казаков. В своем творчестве М. стоял на позиции либеральной земской интеллигенции, так наз. "третьего элемента". На революцию 1905 М. откликнулся рассказом "Кошмар" - о столкновении студентов с полицией, закончившемся арестом и избиением студентов и изнасилованием жандармским офицером курсистки. В годы реакции М. не пошел по пути мистики и порнографии, но и не звал в произведениях этих лет к борьбе с реакцией. В годы мировой войны в письмах М. - военного корреспондента - о Галиции и Польше сквозит жуткая правда действительности, хотя нет отчетливого понимания событий. Октябрь М. встретил сочувственно. В 1923 он выпустил рассказ "Кухаркины дети", в котором показал, как изгнанный из царской школы кухаркин сын, большевик, пройдя фронт империалистической и гражданской войны, в боевой обстановке встречается со своим ровесником - белогвардейским офицером, в доме родителей к-рого мать героя была кухаркой. В 1924 в ленинградском театре была поставлена пьеса М. "Вешний ветер" (драма из жизни художника-скульптора, выбитого из буржуазной колеи Октябрьской революцией). Пооктябрьские произведения М. художественно слабы. В лучших своих произведениях (рассказы "Мужичья смерть", "Грех", "Аренда", "Кошмар", "Встреча" и др., роман "Год") М. выступает бытописателем, внимательно относящимся к разнообразным проявлениям человеческой жизни. Стремление М. раскрывать своих героев с точки зрения их общественной ценности не всегда выдерживается писателем. Бытописательство, известная натурализация изображаемых явлений - основные свойства М. как художника, колоритного и красочного по языку своего творчества.
Библиография: Собр. сочин., 11 тт., изд. "Просвещение", СПБ, 1911-1912; Рассказы, т. I, Гиз, П., 1920; За крестьянской правдой. Историческая повесть из времен крестьянской войны в Англии в 1381, Гиз, П., 1923; Возвращение. Последние рассказы, Гиз, М. - Л., 1926.
II. Горнфельд А., Книги и люди, СПБ, 1908; Александрович Ю., После Чехова, т. I, М., 1908; Фидлер Ф. Ф., Первые литературные шаги М., 1911 (автобиография).