Главная » Книги

Ломан Николай Логинович - Н. Л Ломан.: биографическая справка

Ломан Николай Логинович - Н. Л Ломан.: биографическая справка


div align="justify">  Оригинал здесь - http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_l/loman.html
  
  Ломан, Николай Логинович [4(16).II.1830 - 5(17).XII.1892, Петербург] - русский поэт. Учился в Петербургском университете. Преподавал русский язык и словесность в военно-учебных заведениях. Литературная деятельность Л. длилась недолго (1858-1861). В 1858 году он опубликовал в журнале "Весельчак" юмористические стихи под псевдонимом Август Дик. Расцвет сатирического дарования Л. падает на 1860-1861 годы, когда в "Искре" появился под псевдонимом Н.Л.Гнут цикл его стихотворных фельетонов "Литературные вариации", направленных против поэтов т.н. "чистого искусства": К.К.Случевского, Л.А.Мея, А.А.Фета, В.В.Крестовского и др. Л. метко пародировал "мотыльковую" поэзию, подчеркивая ограниченность ее кругозора, высмеивая ее эротические и мистические мотивы.
  
  Использованы материалы кн.: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", т.4, М., 1967.
  
  Сочинения:
  
  Забытый смех. Сб. 2, сост. А.Амфитеатров, М., 1917;
  Поэты "Искры", т. 2, Л., 1955.
  
  
  Г. Л. [Лелевич Г.] Ломан // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
  Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. - Стб. 558.
  http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-5581.htm
  
  ЛОМАН Николай Логинович [?-1893] - известный под псевдонимом Гнут - пародист 60-х годов. Окончил Петербургский университет, преподавал словесность и русский язык в ряде военно-учебных заведений, с 1868 - председатель петербургского тюремного комитета; отличался заботами об улучшении положения "малолетних преступников".
  В феврале 1860 в сатирическом журнале "Искра" (см.) появился первый памфлет Л. за подписью "Гнут" - "Лит-ые вариации"; за ним последовало еще пять (последний - в декабре 1861). Памфлеты Гнута, содержавшие ряд пародий, являлись одним из ярчайших проявлений той борьбы, которую передовые органы "разночинцев" (т. е. революционной мелкобуржуазной демократии того времени), "Искра" и "Свисток", вели против поэтов "чистого искусства" - К. Случевского, Фета, Тютчева, К. Павловой, а также П. Кускова, Л. Мея, В. Крестовского и мн. др. Ломан боролся не только с политической реакционностью большинства этих поэтов, но и с принципами дворянской поэтики. Таковы его пародии: на "Мемфисского жреца" Случевского ("Коварство и любовь"), где жанр дворянской романтической баллады снижен введением прозаической тематики и лексики (вместо жреца - городовой, вместо храма - участок, вместо девы - проститутка и т. д.); на Мея, где Л. высмеивает поэтов дворянского стиля как последыщей поэзии 30-х гг. - "Мне недавно приснилося, Будто минувшее наше опять возвратилося, Лиры 30-х гг. вновь звучат тихострунные, Будто восстали из тлена Ершовы, Трилунные" - и вышучивает весь арсенал традиционных образов и тем поместного стиля ("Ручьи, соловьи перекатные, Пеночки, просеки, гроты, поля ароматные").
  Пародии Н. С. Курочкина, Конрада Лилиеншвагера (Н. А. Добролюбов) и др. в "Свистке" и "Искре" сыграли огромную роль в формировании разночинческого стиля русской поэзии и в разрушении канонов дворянской поэтики. Среди этих пародистов видное место принадлежит Ломану - "пугалу поэтов".
  
  Библиография: I. Забытый смех, сборник II, составил А. Амфитеатров, Москва, 1917.
  II. Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, М.-Л., 1931.
  III. Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914, стр. 502.

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа