nbsp;
Так ехать воля ваша
Хотя в Париж, и там извольте жить ничем.
Княгиня
Не гневайтесь, в Париж мы не хотим совсем...
Хотя б в Швейцарию.
Радимов
Ни в Мемель! - А! Наташа!
Поди сюда, мой друг!
ЯВЛЕНИЕ 6
Те же, княжна и Фома.
Княжна
Глазам не верю я!
Вы ль это, дядюшка?
Радимов
Отрада вот моя!
(Графине.)
С ней счастлив будет муж, не правда ли?
Графиня
Конечно.
Радимов
Когда ж у нас сговор?
Графиня
Я рада бы сердечно
Хотя сейчас, да их мне, бедных, очень жаль,
Реши-ка их судьбу.
Радимов
Пускай решают сами,
И ежели хотят, не отлагая вдаль,
Подпишем записи - и квит они с долгами.
Графиня
(княгине)
Хоть сжалься над детьми.
Княгиня
Согласья моего
Не нужно, если князь...
Князь
Когда княгиня может
В деревне жить, то я всем жертвовать готов.
Княгиня
Как мне с здоровьем быть и кто мне там поможет?
Ах! верно, я умру!
Радимов
Опять за докторов!
А помнишь ли, что я...
Княгиня
Ах! помню.
Радимов
Что ж?
Княгиня
Согласна.
Когда угодно вам, вы благодетель наш!
Радимов
Так дело сделано!
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Те же и Ванюша, потом Маша.
Ванюша
(вбегает)
Ваш новый экипаж
Уж привезен к крыльцу.
Княгиня
Молчи!
(В сторону.)
Как я несчастна!
Князь
Как экипаж! какой?
Ванюша
(в сторону)
Ну, я попал впросак!
Княгиня
Мне Ганц прислал ландо?
Ванюша
Так точно.
Радимов
Слава богу!
Всё к лучшему, готов и экипаж в дорогу;
За ним не станет.
Маша
(вбегает с ящиком и, увидя всех, пугается)
Ай!
Графиня
Что это значит?
Маша
Так!
Я испугалась вдруг.
Графиня
Чего?
Маша
Сама не знаю.
Графиня
А я узнаю всё, вот только посмотрю.
(Берет ящик.)
Убор!
Княгиня
(тихо Радимову)
Он, дядюшка, тот самый...
Радимов
Понимаю.
(Взяв убор у графини.)
Он твой, племянница.
Княгиня
Я вас благодарю.
Графиня
Неужли это ты?
Радимов
У нас свои есть счеты.
Маша
(Ванюше)
Ай! что-то худо.
Ванюша
Да.
Радимов
(графине)
Ну, кончим же скорей.
Теперь о горе их вам больше нет заботы:
Они пристроены, подумаем о ней.
Графиня
И думать нечего: когда за всё ты взялся,
То нет препятствия. Да где мой сын девался?
Князь
Но запретили вы ему ходить в наш дом.
Радимов
Графиня, неужли?
Графиня
Эх! дело всё не в том,
Я, признаюся, их немного попугала,
Чтоб привести на ум. Ах! как бы я желала,
Чтоб ты остался здесь.
Радимов
Напротив, я хочу
В селе моем сыграть их свадьбу.
Графиня
Вот что дело,
Умно и выгодно!
Радимов
Смотри, чтобы поспело
У нас всё к завтрему.
Цаплин
Уж я похлопочу.
Радимов
Да не плутуй вперед; теперь сдержу я слово,
А после не пеняй, ты знаешь, что готово...
Цаплин
Всё знаю.
Радимов
Ну, ступай и бегай по судам,
Да помни, что всегда дурной конец плутам.
Графиня
А кстати о плутах, вот налицо их двое,
Слуга с служанкою.
Маша
Да в чем моя вина?
Княгиня...
Княгиня
Ты теперь мне больше не нужна.
Графиня
Пошла ж с двора тотчас.
Маша
Несчастье небольшое
И не в деревне я, а здесь сто мест найду.
(Уходит.)
Фома
А уж племянника извольте взять с собою,
Авось ли б я его на правду наведу.
Радимов
Так, очередь теперь осталась за Фомою
Из правдологии уроки подавать.
Инквартус
Из правдологии? так, стало, называть
Вы правдологией...
Радимов
Ты всё еще хлопочешь
О том же?
Инквартус
Но должно...
Радимов
Послушай, ты учен
И добр, мне кажется, то ежели захочешь,
То в доме у меня быть можешь помещен.
Поедем-ка со мной в деревню.
Инквартус
Я согласен,
Однако ж давеча довод ваш был неясен.
Радимов
В деревне объясню. Ну что ж, мои друзья,
Вы закручинились? уж больше нет печали!
От пустодомства вы одни ли пострадали;
Но не у всякого есть добрая семья.
1819
ПРИМЕЧАНИЯ
Отдельное издание. Спб., 1820. Впервые пьеса была поставлена в
Петербурге в Большом театре 10 октября 1819 г. Роли исполняли: князь Радугин
- И. И. Сосницкий, княгиня - М. И. Валберхова, княжна Наталья - А. М.
Брянская, Радимов - Я. Г. Брянский, графиня Вельская - Е. И. Ежова, граф
Вельский - А. Г. Ефремов, Цаплин - В. В. Баранов, Инквартус - М. В.
Величкин, Маша - А. Е. Асенкова, Фома - А. Е. Пономарев, Ванюша - А. Н.
Рама-занов, слуга - В. А. Шемаев. Обычно между написанием и постановкой
пьесы Шаховского проходило не более двух-трех недель или месяца. В данном
случае комедия была написана задолго до того, как попала на сцену. Ссора
Шаховского с директором театра князем П. И. Тюфякиным (который, по
свидетельству современников, не без оснований принял на свой счет слова
одного из персонажей "Своей семьи...": "Он до обеда глуп, после обеда пьян")
- ссора, произошедшая в присутствии актеров, повлекла за собой увольнение
Шаховского из театра 12 июля 1818 г. (Зотов Р. М. Записки // ИВ. 1896. Т.
65. С. 33), что на время замедлило доступ его пьесам на сцену. По
свидетельству Грибоедова в письме к П. А. Катенину 19 октября 1817 г.,
Шаховской "совершенно окончил свою комедию, недостает только предисловия,
развязка преаккуратная: граф женится на княжне, князь с княжной (княгиней)
уезжает в деревню, дядя и тетка изъясняют моральную цель всего происшедшего,
Машу и Ваньку устыжают, они хотят - стыдятся, хотят - нет, Цаплин - в
полиции, Инквартус и многие другие - в дураках, в числе их будут и зрители,
я думаю, ну да это - не мое дело" (Грибоедов А. С. Соч. Л., 1945. С. 443).
По Грибоедову, комедия заканчивалась арестом Цаплина и изгнанием Инквартуса.
Так как в окончательной редакции пьесы развязка несколько иная, можно
думать, что Шаховской продолжил работу над "Пустодомами" в начале 1818 г. В
пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что осенью и зимой
1817 г. драматург был занят сочинением, а потом и постановкой "Своей семьи".
Поэтому вернее датировать "Пустодомы" 1817-1818 гг. Во вступительной статье
уже отмечалась неверность традиционного взгляда, согласно которому выпад
Шаховского в "Пустодомах" против журналов будто бы является ответом на
предложение Н. Тургенева (1819) участвовать в его издании. Неприязнь к
журналам характерна для Шаховского и всех членов "Беседы", и ее нельзя
связывать с приглашением Н. Тургенева. Осуждение компиляций и перепечаток из
иностранных источников направлено против "Сына отечества", печатавшего
статьи по политическим и хозяйственным вопросам, черпавшего материал из
французских изданий и - нападавшего на Шаховского. Современная Шаховскому
критика встретила пьесу без большого восторга. П. Арапов объяснял это тем,
что пьеса "опередила свое время", так как изображенный в ней процесс
развернулся позднее (Арапов. С. 281). Вслед за Петербургом пьеса была
поставлена в Москве (20 октября 1820 г.). Роль Радугина исполнял П. С.
Мочалов. Рецензент "Драматических прибавлений к "Московскому вестнику""
писал: "Князь Шаховской своею комедиею дал добрый урок <...> петиметрам муз,
изобразивши ничтожество одного из них в отношении отечества, к семейству
своему, собственности и даже к самой учености" ("Драматические прибавления к
"Московскому вестнику"", 1828, No 7, 8. С. 387). Мнения о пьесе разделились.
Пушкин назвал "Пустодомов" "дурной комедией". Отрицательный отзыв Грибоедова
мы уже приводили. С. Аксаков, напротив, утверждал, что "Пустодомы" -
"оригинальная комедия, отличного достоинства, написанная весьма хорошими, а
местами прекрасными стихами. В ней вывел князь Шаховской с большим
искусством старое зло в новом костюме: мотовство, или удачно названное им
пустодомство; комедия богата прелестными сценами; разговорный язык отличный
и до сего времени неслыханный у нас на театре" (Аксаков С. Т. Собр. соч.: В
4-х т. М., 1956. Т. 3. С. 521).
Действующие лица. Инквартус - смысловая фамилия: In quarto (лат.) -
книга форматом в четвертую долю печатного листа. Маша... взятая из модной
лавки. Слова эти следует понимать в прямом и переносном смысле: плутовка
Маша является героиней комедии И. А. Крылова "Модная лавка" (1807), где она
служит у мадам Каре.
Действие 1. Явление 3. Экономисты - классики политической экономии
XVIII в. "Монитёр" - газета "Moniteur", официальный орган французского
правительства.
Действие 2. Явление 1. Мадам Каре - владелица магазина в пьесе И. А.
Крылова "Модная лавка" (см. выше). Явление 6. Правление - здесь: губернское
правление, высшая исполнительная полицейская власть. Надворный суд - высшая
судебная инстанция, независимая от областной администрации; создан Петром I
в 1719 г., впоследствии утратил прежнее значение, неоднократно упразднялся,
но был восстановлен в 1802 г. для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Действие 3. Явление 2. Пырь в глаза - попался на глаза.
СЛОВАРЬ
Аббе - аббат, спутник светских дам.
Абшид - увольнение, отставка.
Ажур - сквозная сетчатая ткань, редкое вязанье.
Аз - первая буква славянской азбуки.
Аксиденция - денежная "благодарность", взятка.
Алагрек - старинный танец.
Алеман - старинный танец.
Алгвазил - блюститель порядка, полицейский.
Антропофилеизм - человеколюбие (искусственное наукообразное
словообразование).
Апрофондировать - углублять.
Аркебузировать - расстрелять (аркебуз - старинное огнестрельное
оружие).
Асессор (коллежский асессор) - чиновник, занимающий в табели о рангах
восьмое место.
Асмодей - имя демона.
Астрея (римск. миф.) - богиня справедливости; звезда.
Атей - атеист, человек, отрицающий существование Бога.
Багатель - пустяк, безделица.
Баланцер - канатоходец.
Балендрясы - пустая болтовня.
Благочинный - полицейский.
Благой - отчаянный, горький.
Бостон - карточная игра, рассчитанная на четырех участников.
Брегет - часы с боем, по имени французского часовщика А.-Л. Брегета
(1747-1823).
Буффон - шут.
Вавакать - болтать глупости.
Вага - поперечная лещина у корня дышла.
Ваперы - истерические припадки.
Ведомости - газета.
Векша - белка.
Венец - созвездие Северный венец.
Вертиж - головокружение.
Виновый (винный) - пиковый (название карточной масти).
Вольмар - город в Лифляндии (ныне Литва).
Вояж - путешествие.
Врютить - втянуть, вмешать, навязать.
Гаер - шут.
Галантен (от galantes hommes, фр.) - галантные кавалеры.
Гейдук (гайдук) - лакей, сопровождающий знатного барина.
Гиль - чепуха, ерунда.
Голос - мелодия, мотив.
Глагол - название буквы Г в славянской азбуке.
Голотереи - галантерея.
Граса - грация.
Дежене - столовый прибор для завтрака.
Деист - последователь философского учения, признающего наличие Бога как
безличной первопричины мира, а не творца мироздания.
Десть - мера писчей бумаги, 24 листа.
Доризм - очевидно, дорийский, политически-религиозный союз,
образовавшийся в дорийских колониях античной Греции.
Дормез - старинная карета для дальней поездки, в которой можно было
лежать.
Дроль - забавный, странный.
Екташ - ягдташ, охотничья сумка для убитой дичи.
Епанча - широкий плащ.
Ерак - так.
Жгуты - игра, в которой используется туго скрученная ткань.
Забоданы - вздор, пустяки.
Закурить - запить.
Залетная - склонная к мечтательности.
Земля - название буквы З в славянской азбуке.
Зенки - зрачки, глаза.
Зобать - жадно есть, хлебать.
Идеизм - учение об абсолютной идее в духе английского
философа-идеалиста Дж. Беркли (1684-1753).
Ижица - название последней буквы славянской азбуки.
Изурочить - изуродовать.
Ик - название буквы И в славянской азбуке.
Икскузовать - извинить.
Имбролио - быстрая перемена ритма, такта в музыке; путаница, обман.
Инкогнито - скрывая свое настоящее имя; скрытно, незаметно.
Ириса (Ирида, греч. миф.) - богиня радуги, соединяющей небо и землю.
Ирод (библ.) - царь иудейский (73-4 до и. э.), был возведен на престол
римлянами; символ тирании, жестокости.
Ихтеизм - идея абсолютного Я (нем. Ich), основа учения немецкого
философа-идеалиста И.-Г. Фихте (1762-1814).
Календарь - книга, включавшая сведения о погоде, а также заметки,
статьи и советы по хозяйству.
Камер-паж - придворное звание.
Катехизм - катехизис, изложение богословского учения в виде вопросов и
ответов.
Кащей - герой русского сказочного