Главная » Книги

Прутков Козьма Петрович - Фантазия, Страница 2

Прутков Козьма Петрович - Фантазия


1 2 3

y">  Если вы согласны, я согласна.
  Чупурлина
  Как?! Все люди ищут мою собаку и, как угорелые кошки, бегают по разным направлениям; а вы?! Что вы здесь делали?! (К Лизавете Платоновне.) Вот твоя благодарность ко мне за все мои попечения!.. Негодная!.. Выбрала время говорить мне про разные гадости 1), когда я не в духе, когда я плачу, терзаюсь... (Плачет.)
  [1 Цензор заменил слово "гадости" словом "глупости". Примечание К. Пруткова]
  Боже мой, до чего я дожила!.. На старости лет не иметь и Фантазии!.. Какое горестное, какое ужасное положение!..
  (Обращается к ним обоим.) Вон!..

  ЯВЛЕНИЕ VI
  Те же и прочие женихи. Беспардонный, Миловидов, князь Батог-Батыев Кутило- Завалдайский и Разорваки вбегают поспешно.
  Беспардонный
  (с беспокойством)
  С кем случилось?!
  Кутило-Завалдайский
  Кого постигло?
  Кн. Батог-Батыев
  Отчего этот шум?
  Миловидов
  С чего такая возня?
  Разорваки
  Какое бедствие?
  Чупурлина
  Вам что нужно?! Зачем пришли?! Что вы здесь забыли?!
  Беспардонный
  Мы слышали крик.
  Кн. Батог-Батыев
  Беготню!
  Миловидов
  Визготню!
  Разорваки
  Суетню!
  Кутило-Завалдайский
  Темные рассуждения о фантазии.
  Чупурлина
  Это моя собака - Фантазия, и вовсе не темная, а светло-желтая!.. Она пропала, она убежала, ее похитили!
  Либенталь
  Аграфена Панкратьевна, да я сию же минуту брошусь искать вашу Фантазию! Могу вас уверить!.. Я употреблю все мои силы, характер и способности, чтоб отыскать вашу моську! Клянусь вам!.. (Обращается к Лизавете Платоновне.) До свиданья, Лизавета Платоновна.
  (Убегает.)
  Чупурлина
  (кричит ему вслед)
  И знай же наперед, Адам ты этакой! что пока не сыщешь Фантазии, не получишь ее руки!.. (Обращается ко всем женихам.) Кто принесет мне мою Фаптазию, тот в награду получит и приданое и Лизавету! Слышите? Я в своем слове тверда. (К Лизавете Платоновне.) Пошла вперед!.. Да ну же, поворачивайся! (Уходят обе в дом.)

  ЯВЛЕНИЕ VII
  [Это явление здесь немного сокращено противу рукопиcи. Примечание К. Пруткова.]
  Все женихи, кроме Либенталя.
  Кн. Батог-Батыев
  Какое страшное событие!
  Миловидов
  Просто черт знает что!
  Разорваки
  Неслыханные обстоятельства!
  Беспардонный
  (сам с собою)
  Как иногда судьба!.. Кто знает?.. Может быть, теперь именно мне?! Лизавета Платоновна!.. Боже, если б это было возможно!
  Миловидов
  Что ж думать? Пойдем искать моську.
  Кн. Батог-Батыев
  Искать моську... Легко сказать! а где ее найти? Разве объявить в полиции? Ну, да бог знает, найдут ли?
  Кутило-Завалдайский
  (в сторону)
  Он сомневается в полиции!
  Разорваки
  А если и найдет какой-нибудь городовой, то Аграфена Панкратьевна тут же за него и выдаст, воспитанницу!
  Все
  (с испугом)
  Нет, нет!.. нельзя объявлять!..
  Разорваки
  (сам с собою)
  Счастливая мысль!
  Кн. Батог-Батыев
  (тоже)
  Ура, придумал!
  Беспардонный
  (тоже)
  Кажется, как будто придумал?
  Миловидов
  (тоже)
  Обдумал!
  Кутило-Завалдайский
  (в сторону)
  Что бы могли придумать такие развратники?! Заранее краснею! (Старается подслушивать.)
  Разорваки (сам с собою)
  Положим, моська не найдется... Я для Аграфены Панкратьевпы достану другую собаку, гораздо лучше. Мне известен один пудель... Человек служащий... То есть господин этого пуделя служащий человек, чиновник серьезный, мой искренний друг; он на все согласится... Я ему обрею... На что ему? Он пустяками не занимается; с подчиненными такой строгий... Оставлю только два бакенбарда, в виде полумесяцев...
  [Цензор вычеркнул слова: "чиновник серьезный"
  Цензор вычеркнул слова: "с подчиненными такой строгий"]
  Кутило-Завалдайский
  (в сторону)
  Вот оно, вот оно!.. Заслуженному чиновнику, может быть, отцу семейства: "оставлю только два бакенбарда"!
  Кн. Батог-Батыев
  (сам с собою вполголоса)
  У моей старой тетки, девицы Непрочной, есть собачонка не больше этой; называется Утешительный... Его бы взять как-нибудь, да и принести Аграфене Панкратьевне!
  [Вычеркнув слова: "У моей старой тетки, девицы Непрочной", цензор написал: "У моей тетки, старой девицы".]
  Кутило-Завалдайский
  (в сторону)
  Это, выходит, он хочет обокрасть свою родную тетку?
  Беспардонный
  (сам с собою вполголоса)
  Если не найду Фантазии, я думаю, можно... Я видел одну моську: чрезвычайно похожа на Фантазию!.. Просили очень дорого; но у меня есть порядочная бритвенница, и еще есть портрет одного знаменитого незнакомца: очень похож... Все это, все это... продам... для Лизаветы Платоновны!..
  [Слова "очень похож" - цензор вычеркнул. Примечания К. Пруткова]
  Миловидов
  (сам с собою)
  Я не, стану таскаться по улицам за всякой дрянью!.. Пойду, поймаю что попадется, да и принесу старухе.
  Кутило-Завалдайский
  (сам с собою)
  Почему бы и мне не попробовать? В этом нет ничего предосудительного.
  Разорваки
  (отводит Миловидова особо)
  Знаете что? Чем вам понапрасну искать, так лучше... (Шепчет ему на ухо.)
  Миловидов
  Оно бы недурно! Я даже знаю одну няньку, от которой можно достать... Только боюсь, заметят!
  Разорваки
  Никто не заметит, решительно никто не заметит! Я готов присягнуть... К тому же я вас поддержу. Уж положитесь иа меня.
  Миловидов
  Благодарю. Можно попробовать. Только поддержите!
  Разорваки
  Уж положитесь иа меня! (Подходят к остальным.)
  Все
  (поют хором на голос: "Citto, citto, piano, piano"; а потом каждый поет свою партию)
  Тише, тише, осторожно
  Мы отселе побредем.
  Если что найти возможно,
  Всеконечно мы найдем!
  Разорваки
  (в сторону)
  Совершенно я обрею
  Эти пуделю места.
  Кутило-Завалдайский
  (тоже)
  Я заранее краснею:
  Будет всюду нагота!
  Кн. Б атог-Батыев
  (в сторону)
  К тетке сбегаю нарочно,
  Буду тетку целовать;
  Лишь бы только от Непрочной
  Утешительного взять!
  [Цензор вычеркнул слово "нарочно" и написал "скорей".
  Цензор вычеркнул слова: "от Непрочной" - и написал: сна-
  чала "у ней", а потом - "поверней". Примечания К. Пруткове.]
  Кутило-Завалдайский
  (тоже)
  Я попробую: авось-ка
  Ей понравится моя?
  Беспардонный
  (тоже)
  Небо! дай, чтобы та моська
  Походила на ея!
  Миловидов
  (к Разорваки)
  Опасаюсь я немного,
  Чтобы с помощью огня
  Не заметили подлога?
  Разорваки
  (Миловидову)
  Положитесь на меня!
  Все
  (хором, уходя со сцены и постепенно удаляясь)
  Тише, тише, осторожно
  Мы отселе побредем.
  Если что найти возможно,
  Всеконечно мы найдем!
  Всеконечно мы найдем!

  МАЛЕНЬКИЙ АНТРАКТ
  Сцена несколько времени пуста. Набегают тучи. Темнеет. Гроза. Дождь, ветер, молния и гром. Оркестр играет ту же симфонию, как и в "Севильском цирюльнике" в подобном же случае. Через сцену пробегает моська. Несколько секунд спустя пробегает незнакомый бульдог, тщательно обнюхивая ее следы. Буря утихает. Полумрак продолжается.

  ЯВЛЕНИЕ VIII
  Входят один за другим Разорваки, Беспардонный, князь Батог-Батыев, Миловидов, Кутило-Завалрайский. Они завернуты в плащи, с надвинутыми на глаза шляпами, и не видят друг друга.
  Разорваки
  (таинственно)
  Здесь кто-то есть!
  Кто здесь?
  Я!..
  Беспардонный
  (тоже)
  Миловидов
  (тоже)
  Кн. Батог-Батыев
  (тоже)
  Они здесь!
  Кутило-Завалдайский
  (тоже)
  Мы здесь!
  С моськой?
  Без моськи!
  Без моськи!
  Без моськи!
  Беспардонный
  (тоже)
  Миловидов
  (тоже)
  Кн. Батог-Батыев
  (таинственно)
  Разорваки
  (тоже)
  Беспардонный
  (в сторону)
  Благодарю тебя, природа: они без мосек!
  Кутило-Завалдайский
  (тоже)
  Они без мосек!
  Миловидов
  (громко)
  Господа! чего секретничать?! Моськи не нашли, так уж, верно, что-нибудь другое принесли?
  Все
  (таинственно, поочередно)
  Принес!.. Принес!.. Принес!.. Принес!..
  Разорваки
  (ко всем)
  Покажем при Аграфене Панкратьевне.
  Беспардонный
  Меня беспокоит одна мысль... Вот это какая мысль!.. Как бы это выразить точнее? Мы все... без Фантазии; ну, а если Адам Карлыч... с Фантазией?
  Кн. Батог-Батыев
  Да, оно немножко страшно. Он человек бойкий; пожалуй, найдет!
  Кутило-Завалдайский
  Да, он человек вот какой! (Свистит.)
  Миловидов
  Дрянь, а все-таки страшно.
  Разорваки
  Ничуть не страшно. Главное - не унывать. Чем он страшнее нас? Вы думаете, потому что он вот этак вертит, так уж и бог знает что? Вздор, вздор! Он такой же человек, как и мы. Я его давно знаю. Могу совершенно опирать его характер; слушайте! (Поет.)
  Либенталь неспесив,
  Аккуратен, учтив,
  Точен;
  Но охотник солгать,
  Да и любит болтать
  Очень!
  Хор
  (повторяет)
  Очень!
  Разорваки
  Он молчать не привык
  И свой держит язык
  Слабо!
  Скоро так говорит,
  Как на рынке пищит!
  Баба!
  Хор
  (повторяет)
  Баба!
  Разорваки
  Судит он, в простоте,
  О своей красоте
  Гордо!
  И вполне убежден,
  Что пред ним Аполлон
  Морда!
  Хор
  (повторяет)
  Морда!
  Разорваки
  Он искусен во всем,
  И ему нипочем
  Полька;
  А до дела дойдет,
  Лишь коленки согнет,
  Только!
  Хор
  (повторяет)
  Только!

  ЯВЛЕНИЕ IX
  Те же и вся дворня, входящая с разных сторон с фонарями. Сцена освещается от огня этих фонарей.
  Дворня
  (каждый спрашивает другого)
  Нашел Фантазию? Нашел Хвантазию? Где Конефузия? Не нашел Фантазии! Хвантазии не видал! Конефузии нет!
  Увидя женихов, вся дворня отходит на задний план сцены, где останавливается и остается там все время, освещая сцену фонарями.
  Разорваки
  (к остальным женихам)
  Слышите, господа? Фантазии не нашли! Стало быть, мы можем надеяться, - победа за нами!
  Все женихи
  Победа! победа! Моськи не нашли!..
  (Поют хором, на голос: "La trompette querriere".)
  Триумф, триумф, триумф, триумф!..
  Гоп, гоп, гоп, ай, люли!..
  Собаки, собаки, собаки не нашли!
  Собаки, собаки, собаки не нашли!
  Не нашли!
  Не нашли!
  Не нашли, не нашли, не нашли, не нашли!..
  Ай, люли!

  ЯВЛЕНИЕ Х
  Те же и Чупурлина с Лизаветой, выбегающие из крыльца дома.
  Чупурлина
  Что это? что это?! Нашли Фантазию? Где она? Где она?
  Миловидов
  Не нашли моськи.
  Чупурлина
  Ах, варвары!
  Разорвани
  Кое-что принес получше моськи.
  Чупурлина
  Лучше Фантазии? Варвары!
  Кн, Батог-Батыев
  Будет гораздо приятнее.
  Чупурлина.
  Какую-нибудь дрянь?
  Кн. Батог-Батыев
  (в сторону)
  Она не знает, что говорит, и легкомысленно порочит Утешительного.
  Беспардонный
  Право, будет почти так же хорошо.
  Миловидов
  Будет почище!
  Чупурлина
  (к Разорваки)
  Покажи, батюшка, что у тебя?
  Разорваки
  (скидывая с себя шинель, показывает пуделя)
  Вот что!
  Чупурлина
  Что это, батюшка? скорее на барана похоже!.. Ну видано ли, слыхано ли, чтобы этакое могло стоить Фантазии?! Фу! Право, сказала бы неприличное слово, да в пятницу как-то совестно!.. А как его зовут, батюшка?
  [Цензор вычеркнул слово: "в пятницу". Примечание К. Пруткова]
  Разорваки
  Космополит, сударыня!
  Чупурлина
  Чем палит?
  Разорваки
  Ничем; просто: Космополит.
  Чупурлииа
  А штуки делает?
  Разорваки
  Делает разные штуки: хотите, сударыня, он вам вскочит на шею и стащит с вас чепчик?
  Чупурлина
  Нет, не хочу... Вот выдумал что! На какую пакость вышколил своего... Как, бишь, его?
  Разорваки
  Космополит, сударыня!
  Чупурлина
  Своего... пуделя! (Обращается к кн. Батог-Батыеву.) Ну, а у тебя что?
  Кн. Батог-Батыев
  (скидывая с себя шинель, показывает весьма маленькую собачонку)
  А у меня - вот что! Известный Утешительный, принадлежащий родной моей тетушке, девице Непрочной.
  [Слова: "девице Непрочной" вычеркнуты цензором]
  Чупурлина
  Постой, батюшка: дай очки одеть... Экой мелкий!.. Как зовут?
  Кн. Батог-Батыев
  Утешительный.
  Чупурлина [Этого вопроса Чупурлиной и ответа на него кн. Батог-Батыева не оказывается в театральной рукописи. Примечания К. Пруткова.]
  А какой породы?
  Кн. Батог-Батыев
  Мужеской, сударыня.
  Чупурлина
  Штуки делает?
  Кн. Батог-Батыев
  Бывает-с... большею частию на креслах.
  [Слов: "Большего частию на креслах" недостает в театральной рукописи.]
  Чупурлина
  Немножко маловат. Вот хоть бы настолько был побольше. (Обращается к Кутиле-Завалдайскому.) Ну, а у тебя что?
  Кутило-Завалдайский
  (скидывая с себя шинель, показывает датскую собаку с намордником)
  Самая чистейшая моська!
  Чупурлина
  Что это за урод?! Да как ты смел с этим приступать ко мне?! Разве бывают этакие моськи?
  Кутило-Завалдайский
  Сударыня, смею вас уверить, что это самая наичистейшая моська. Вам, может быть, странно, что она такая большая? Но на это я вам доложу, что между моськами бывают большие и маленькие, как между людьми... Вот, например: князь Батог-Батыев мал, а господин Миловидов и господин Разорваки велики; между тем они все трое люди; так точно и моськи!
  Чупурлина
  Дичь, дичь! Ты говоришь дичь, батюшка! Князь и Миловидов совсем другое!.. А как зовут твою уродину?
  Кутило-Завалдайский
  Фифи, сударыня.
  Чупурлина
  Штуки делает?
  Кутило-Завалдайский
  В пять минут съедает десять фунтов говядины, давит волков, снимает шляпы и поливает цветы.
  [Цензор вычеркнул слова: "поливает цветы". Примечания К. Пруткова.]
  Чупурлина
  Дичь, дичь!.. На что мне этакая собака? У меня есть садовник1. (Обращается к Миловидову.) Ну, а ты, батюшка?
  [Слова: "у меня есть садовник" тоже вычеркнуты цензором]
  Миловидов
  (скидывая с себя шинель, показывает большую игрушечную собаку, в шерсти, с механикой)
  Вот мое! Смотрите только издали!
  Все
  Что это?! что это?!
  Чупурлила
  Что это?! Никак, игрушка?
  Миловидов
  Подберите фалды!.. Смотрите издали!..
  Чупурлина
  Что ты, с ума сошел?
  Миловидов
  Говорю вам: подберите фалды!.. Он зол до чрезвычайности!
  Чупурлина
  Фуй, какие гадости! Фуй!.. Игрушка!.. [Цензор вычеркнул слово "гадости", написал "глупости"]
  Миловидов
  Нет, не игрушка, а моська!.. И имя не игрушечье, а собачье: называется Венер!
  Чупурлина
  Ах ты, бесстыдник! [Слова: "Ах ты, бесстыдник" вычеркнуты цензором] Да как у тебя язык поворотился говорить этакое! [Вместо слова "этакое" цензор написал: "этакой вздор". Примечания К. Пруткова]
  Миловидов
  Что?! Небось на попятный двор! Как получила моську, так Лизаветы жаль стало?! Нет, брат, атанде! Вот тебе Фантазия, давай Лизавету! (Потихоньку к Разорваки.)
  Да ну же, поддерживайте!
  Разорваки
  (громко)
  Игрушка! просто игрушка!
  Все
  (кроме Миловидова)
  Просто игрушка!.. Какая Фантазия!.. Какая Фантазия!.. Просто игрушка!
  Миловидов
  Ну, положим, игрушка. Эка беда?.. Разве я какой взяточник, чтоб на живых собак деньги тратить? (Отводит Разорваки в сторону.) А ведь это подло: вы же присоветовали!
  Чупурлина
  Прочь, прочь!.. (К Беспардонному.) Ну, батюшка, вы что?
  Беспардонный молча из-под шинели показывает ей моську.
  Чупурлина
  Ах, боже мой!.. Да это уже не она ли?! Она!.. Она!.. Фантазия!
  Беспардонный
  Нет, не она... но... (С чувством подавая ей моську.) Аграфена Панкратьевна!..
  Чупурлина
  Не она?! Врешь!.. Да как же она похожа на нее!.. две капли воды моя Фантазия!.. Благодетель мой, ты согласен мне отдать ее?
  Беспардонный
  (дрожа)
  С у... с у... с удовольствием! (Отдает ей моську.)
  Чупурлина
  Родной ты мой!.. (Целует моську и плачет.) Так вот же, возьми: вот тебе Лизанька моя!
  Беспардонный
  (задыхаясь от радости)
  Что... что... что... что я слышу?
  Чупурлина
  Ты, верно, дружок, на ухо туг? (Кричит ему в ухо.) Говорю: ты подарил мне собаку, а я дарю тебе Лизаньку, с приданым!
  Беспардонный
  Аграфена... Лизавета... Агра... Агравета!.. Лизафена!
  Лизавета Платоновна
  Маменька!.. вы шутите?
  Чупурлина
  Я шучу?.. с чего ты это взяла?! Что ты, ослепла, что ли?! Али в рассудке помешалась?! Ты видишь это или нет? (Показывает ей моську.) Взявши собаку, мой первый и священный долг - отдать тебя.
  [Цензор вычеркнул слово: "священный". Примечание К. Пруткова]
  Лизавета Платоновна
  Маменька, это безрассудно!..
  Чупурлина
  Ты еще ругаешься?!
  Лизавета Платоновна
  (становясь перед нею на колени)
  Маменька!..
  Беспардонный
  (подходит к Лизавете Платоновнё и тоже становится возле нее на колени)
  Лизавета Платоновна!..
  Чупурлина
  (к Лизавете Платоновне)
  Оставь меня! (Указывает ей на Беспардонного.) Слушай, что он тебе говорит.
  Лизавета Платоновна
  Беспардонный
  (говорят друг другу одновременно, стоя на коленях)
  Послушайте!.. все зависит от вас; откажитесь от меня!.. Вы человек благородный!.. Я вас знаю!.. Откажитесь от меня!.. Умоляю, заклинаю вас!
  Послушайте!.. все зависит от вас; не отказывайтесь от меня!.. Вы добры, как ангел!.. Я вас знаю!.. Не отказывайтесь от меня!.. Умоляю, заклинаю вас!
  Чупурлина
  Ну, перестань, Лизанька! Ты и меня растрогала... Я сама плачу!
  Становится сзади их на колени и плачет. Все прочие тоже преклоняют колени и вынимают носовые платки.
  Чупурлина
  (благословляя Лизаньку и Беспардонного)
  Будьте счастливы... благословляю вас!.. (Обращается к моське.) Мосинька моя!.. Мосинька!

  ЯВЛЕНИЕ XI .
  Те же и Либенталь.
  Либенталь
  (за сценой кричит, приближаясь)
  Нашел! Нашел! Нашел!
  Все, оставаясь на коленях, перестают плакать и слушают внимательно.
  Либенталь
  (вбегает, держа моську обеими руками)
  Нашел!.. Нашел!.. (Падает, споткнувшись; встает, плюет на то место, где упал, и затем выбегает на авансцену, показывая всем моську.) Нашел!.. Нашел!
  Общее изумление. Разорваки, Миловидов, князь Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский встают и подходят к Либенталю с любопытством.
  Либенталь
  Аграфена Панкратьевна... моська!.. Лизавета Платоиовна... моська!
  Чупурлина
  Ах! (Бросает моську Беспардонного и падает в сбморок.)
  Лизавета Платоновна
  Ах! (Падает в обморок возле Чупурлиной, но в другую сторону.)
  Беспардонный, испуганный, неподвижный, остается на коленях.
  Либенталь кладет Фантазию в объятия Чупурлиной, а сам бросается к Лизавете Платоновне, дабы привести ее в чувство.
  Разорваки
  (к остальным)
  Старуху-то и бросили совсем.
  Кутило-Завалдайский
  (показывая на людей, стоящих с фонарями)
  Они все заняты... Человеколюбие требует, чтоб мы оказали ей помощь.
  Разорваки, Миловидов, кн. Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский подходят к фонтану, черпают воду в шляпы и фуражки и выливают ее на Чупурлину.
  Чупурлина
  (приподымаясь, но еще не вставая на ноги)
  Кто это?.. Зачем я здесь?.. Отчего я мокра?! Что со мною хотели сделать?! [Цензор вычеркнул слова: "Что со мною хотели сделать?" Примечание К. Пруткова] (Увидя моську в своих руках.) Собачка моя! моська моя!.. Это не обман?
  Либенталь
  Нет, это Фантазия.
  Чупурлина
  Кто же принес?
  Либенталь
  Это я, маменька!
  Чупурлина
  (вставая)
  Ты прав, Адам! Я твоя мать... а ты мой отец и благодетель! (Показывает на Лизавету.) Вот твоя жена!.. Дай бог, чтоб у вас были сыновья и дочери. Вставай, Лизанька; да ну же, вставай!.. Господа, помочите и ее! Что она так долго кобенится! [Цензор вычеркнул слово "кобенится" и вместо него написал "церемонится". Примечание К. Пруткова]
  Кутило-Завалдайский
  (в сторону)
  Я говорил, что эта старуха не по летам жестокого характера!
  Миловидов, Разорваки, кн. Батог-Батыев и Кутило-Завалдайекий черпают опять из фонтана воду и подходят с нею к Лизавете Платоновне, чтобы вылить на нее.
  Либенталь
  Не надо!.. не надо!.. Она опомнилась! она очнулась! (Лизавета Платоновна встает; Либенталь ее поддерживает.)
  Миловидов, кн. Батог-Батыев, Разорваки и Кутило-Завалдайский выливают из своих шляп и фуражек воду на Беспардонного, который все это время стоял на коленях. Беспардонный вскакивает.
  Чупурлина
  (Беспардонному)
  Ну, батюшка! твоя собачка только похожа на мою; а эта моя, настоящая Фантазия! Прощай! Ты более не нужен ни мне, ни Лизе! Пошел вон! (Обращается к Лизе и Либенталю.) А вас, милые дети, я благословляю. Будьте счастливы и благополучны; размножайтесь и любите как себя взаимно, так и своих будущих многочисленных детей, - точно так же, как я люблю свою Фантазию. (Целует моську.) Теперь пойдем домой. (Уходит с Либенталем и Лизой.)
  Разорваки, Миловидов, Беспардонный, кн.
  Батог-Батыев
  и КутилоЗавалдайский следуют за ними, гуськом.
  Чупурлина
  (оборачивается)
  А вам что нужно?
  Разорваки
  (ей)
  Не кричите!
  Чупурлина
  Стыдись, старик.
  Миловидов
  Старуха, не школьничай!
  Кутило-Завалдайский
  Поправьте чепец!..
  Кн. Батог-Батыев
  Не получишь более [Здесь цензор прибавил слова: "в подарок"] мыла от меня ни вот столько! [А тут цензор вычеркнул слова: "ни вот столько"]
  Беспардонный
  Бог с вами!
  Чупурлина
  (обращаясь к прислуге, стоящей с фонарями)
  Эй! пошлите за полицией!.. Жандармов приведите сюда, побольше и посильнее! [Слова: "Жандармов приведите сюда, побольше и посильнее" - цензор вычеркнул. Примечания К. Пруткова]
  Прислуга поспешно уходит.
  Разорваки
  Мы сами не намерены здесь оставаться.
  Миловидов
  Я только не хочу рук марать.
  Кн. Батог-Батыев
  И старое-то мыло назад отыму!
  Кутило-Завалдайский
  Прикройте шею!
  Беспардонный
  Бог с вами, вы изменили мне!
  Разорваки
  (прочим женихам)
  Провожая эту старуху, споемте ей, господа, куплеты, подобные тем, которыми давеча ее встречали, да только в обратном смысле.
  Все
  (кроме Беспардонного, поют хором, на тот же голос, как вначале. Разорваки начинает.)
  Аграфена!
  Нам измена
  Не страшна; (bis)
  Хоть и пред тобою
  Не черней душою
  Сатана!
  Сатана!
  Разорваки
  Мы вас знаем!
  Кутило-Завалдайский
  Обижаем!
  Кн. Батог-Батыев
  Презираем!
  Миловидов
  И пугаем!
  Кутило-Завалдайский
  И ругаем!
  Все
  (кроме Беспардонного, хором)
  Каждый час!
  Каждый час!
  Разорваки
  Вы на нас кричите
  И всех нас браните;
  Все
  (кроме Беспардонного, хором)
  А мы вас!
  А мы вас!
  При последних словах Чупурлина, Лиза и Либенталь входят в дом; а Разорваки, Миловидов, Кутило-Завалдайский и кн. Батог-Батыев оканчивают куплет без них, плюют вслед Чупурлиной и сами уходят, как и Беспардонный, в противоположную сторону, но Кутило-Завалдайский остается, осторожно отойдя на задний план.

  ЯВЛЕНИЕ XII
  Кутило-Завалдайский
  (осматривается и, видя, что никого уже нет на сцене, подходит к рампе и обращается в оркестр)
  Господин контрбас!.. Нет!.. нет!.. Господин контрбас! одолжите афишку! (Принимает афишку, поданную ему из оркестра.) Весьма любопытно видеть: кто автор этой пьесы? (Смотрит в афишку.) Нет!.. имени не выставлено!.. Это значит осторожность! Это значит совесть не чиста... А должен быть человек самый безнравственный!.. Я, право, не понимаю даже, как дирекция могла допустить такую пьесу? [Цензор вычеркнул слова: "как дирекция могла допустить" и написал: "как можно было выбрать"] Это очевидная пасквиль!.. [Слова: "Это очевидная пасквиль" - вычеркнуты цензором] Я, по крайней мере, тем доволен, что, с своей стороны, не позволил себе никакой неприличности, несмотря на все старания автора! Уж чего мне суфлер ни подсказывал?.. То есть, если б я хоть раз повторил громко, что он мне говорил, все бы из театра вышли вон! Но я, назло ему, говорил все противное. Он мне шепчет одно, а я говорю другое. И прочие актеры тоже совсем другое говорили; от этого и пьеса вышла немного лучше. А то нельзя было б играть! Такой, право, нехороший сюжет!.. Уж будто нельзя было выбрать другого? [Вместо слов: "выбрать другого" - цензор написал "придумать что-либо получше". Примечания К. Пруткова] Например: что вот там один молодой человек любит одну девицу... их родители соглашаются на брак; и в то время, как молодые идут по коридору, из чулана выходит тень прабабушки и мимоходом их благословляет! Или вот что намедни случилось, после венгерской войны [Слова: "после венгерской войны" - цензор вычеркнул]: что один офицер, будучи обручен с одною девицей, отправился с отрядом одного очень хорошего генерала и был ранен пулею в нос; потом пуля заросла; и, когда кончилась война, он возвратился в Вышний Волочок [Название города: "Вышний Волочок" - вычеркнуто цензором. Примечания К. Пруткова] и обвенчался со своей невестой... Только уже ночью, когда они остались вдвоем, он, по известному обычаю, хотел подойти к ручке жены своей... неожиданно чихнул... пуля вылетела у него из носу и убила жену наповал!.. Вот это называется сюжет!.. Оно и нравственно и назидательно; и есть драматический эффект! (Занавес начинает опускаться.)
  Или там еще: что один золотопромышленник, будучи чрезвычайно строптивого характера... (Занавес опустился; Кутило-Завалдайский, не замечая, остался впереди.)... поехал в Новый год с поздравлением вместо того, чтобы к одному, к другому...
  Оркестр прерывает слова Кутилы-Завалдайского. Он конфузится, заметив, что занавес опущен; раскланивается с публикою и уходит.

  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
  Впервые - в "Полном собрании сочинений" 1884 года. Поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге в январе 1851 года (после первого представления запрещена). Сохранилась писарская копия с многочисленными поправками В. Жемчужникова.
  Попытка опубликовать "Фантазию" еще до издания собрания сочинений предпринималась дважды. В. Жемчужников предлагал А. Н. Пыпину напечатать комедию в "Современнике"; он писал 25 ноября 1865 года (дата письма установлена Б. Я. Бухштабом): "Пытались ли отдавать Министра плодородия и Фантазию в цензуру и как приняли?" В 1881 году В. Жемчужников намерен был отдать комедию в "Исторический вестник". В письме от 22 октября 1881 года он спрашивал А. С. Суворина: "Продолжается ли издание при "Новом времени" "Исторического вестника"? И если продолжается, примут ли туда для напечатания комедию Пруткова "Фантазия", которая была играна при Николае Павловиче однажды и запрещена им? Политического ничего нет в ней. Я напишу к ней предисловие. В газету она не годится, - потому, между прочим, что не вместится в одном No" (Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, ф. 459, оп. 1, ед. хр. 1409).
  На первый взгляд "Фантазия" поражала своей бессмыслицей. Однако в самой нелепости образов заключался, как справедливо пишет один из исследователей творчества Пруткова, "дух непочтения" к регламентации жизни, которая существовала в феодально-полицейском государстве. Это было одной из причин ее неуспеха у аристократической публики и "высочайшего" запрещения для сцены. А отдельные реплики содержали намеки то на "строгость"

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа