93 Хотят стереть нас бездушные вещи
94 I А с неба на вой человечьей орды
II А сверху на вой человечьей орды
95 I Глядит обезумевший бог
II Прорвавшись сквозь звездный чертог
98-99 I Сам бог вам кричит о жестокой расплате
II Сам он кричит о жестокой расплате
103 И гладьте сухих и черных кошек!
108 Наловите молний мигающих вспышки
111-112 Вольем в провода электрической тяги
113-114 Заскачут трамваи и пламя светилен.
116 И мир зашевелится в радостном гриме
117 I цветы распавлинятся в каждом окошке
II цветы испавлинятся в каждом окошке
120 Все кошки и кошки и черные кошки
123 Бросайте квартиры
129-130 Женщина с черными пещерами век
131-132 Мечется и кидает на тротуары плевки
135-136 Люди столпились и табуном бежали
137-139 А там в обоях меж фруктов и вина
После 140 (Присутствующие на сцене окружают его)
142-143 Схватишься за ноту руку окровавишь
После 145 (Сцена в волнении)
159-160 А тоска моя растет непонятно и тревожно
После 161 Люди тревожнее
162-164 Человек со стертым лицом:
Вот видите
Вещи надо убить
В каждом диване вижу врага я
167 Ведь многие вещи сшиты наоборот
168-169 И сердце не сердится к злобе глухо
После 171 Поэт выходит на середину сцены
173-174 Вас я сейчас как детей моих
176-178 Ведь вы без меня лишь бубенцы
I И погремушки из рога
II звенящие по грязным дорогам.
179-189 Я с крестом исканий
Обошел моря и сушу
Разевал глазами тело темноты
Я искал никем невиданную душу
(Взращивал адовы цветы)
194 отсутствует
197-198 I Она вышла ко мне в голубом капоте
II Вышла в голубом капоте
203-204 Вы ведь знаете я разницу стер
205 В мертвых моргах искал сестер
208-209 А сегодня в желтый костер
211 Брошу бледный стыд сестер
214 Это вам молящийся век
После 214 (Сдергивает покрывало. Люди видят громадную
женщину. Толпятся около нее боязливо. Вбегает
обыкновенный молодой человек суетится.) Поэт
продолжает:
215-219 Если я так устал
как устал человек.
Обыкновенный молодой человек подбегает к
каждому и хватает за одежду.
229 Ведь мозг людей остер
232 Из сокровищ вер и книг
235 А у меня есть знакомый
245 Станьте на коробочку!
После 245 Голос из толпы
После 252 Где-то нарастает тревога. За сценой слышен гудок
автомобиля. Слышны слова: Штаны, штаны.
После 262 Падает на колени
После 266 (Тревога за сценой растет. Выстрел.
Еще два выстрела один за другим. Начинает
медленно тянуть одну ноту гобой, немножко
позднее вступает контрабас).
После 274 В мелодию за стеной вступает барабан.
После 277 Волнение за стеной достигает последних
размеров. Гром барабанов. Выстрелы. Люди
столпились на сцене вокруг громадной женщины.
Взваливают ее на плечи. Тащат к выходу. Кричат все
вместе-
279-280 1 Где за святость распяли пророка
II За чертой городского порога
281 Тела отдадим обнаженному плясу
283 Поставимте памятник красному мясу
После 283 Дотаскивают женщину до дверей. Но вдруг все
безумие за сценой обрывается. Приближающиеся
шаги. Вбегает калека (в крови) радостный. Кричат.
Люди столпились в углу. Женщина брошена.
Калека.
288 У всех одни и те же лица
310 Сами плеснули на днище фляжек
311-312 От мертвого портного сбежали штаны
318 Вывалился из столовой комод.
319-320 И корсеты слезали боясь упасть
из вывесок платий мод
322-323 Чулки как кокотки игриво щурятся
330-332 Старые, потные, обрюзгшие враги
333-334 Ведь сегодня в целом мире не найдете человека
335-338 У которого две одинаковых ноги.
После 338 Скучно. Сцена - площадь в новом городе. Сидит
поэт. Переоделся в греческую тогу. Услужливо
склонился калека. За дверью шаги многих ног.
345 И перед каждым положен наземь.
347-348 Что же подведите
пусть войдут
После 348 Робко входят женщины со странными узлами
Их много. Кланяются.
353-355 Вот она белая в тряпках из нитей
После 356 Поэт (с некоторым беспокойством)
После 358 обращается к следующей -
360-363 Это пустяки
Сын умирает
Мне не тяжко
Вот вам еще слезинка
371 Вот вам и моя слезанька
После 373 Поэт отходит испуганно. Дрожит. Старается скрыть
волнение
377 И кто этот очаровательный шатен
После 377 Врываются и пробегают гуськом газетчики
После 380 Давно уж показавшийся человек приближается.
После 380 Толпа шушукается. В ней уже давно человек без
головы. Человек с растянутым лицом и друг. Толпа
переговаривается
389 Т э э э
После 389 Показавшийся человек. На плечах ноша.
Стал против поэта. Слова громко
393 Девушки неб тоже до золота падки
394 И им только деньги и деньги
После 395 Показавшийся человек
395 Деньги и деньги
После 396 Показавшийся человек размахивает руками.
Бегает по площади. В толпе голоса -
Тише, тише
Потом снимает мешок, достает два мячика. Один
большой, другой меньше, оба продавленные.
Говорит и тихо начинает танцевать -
413 И одел как калошу
424 Мамочка, (мамочка)
427-428 И понес чтобы вставить в голубенькую рамочку.
429-430 И пока он долго рылся в пыли по чемоданам
433-437 Огромный, жирный, вырос, бесится
442-444 И пока висел он гладкий и жалконький
449-450 И большие и маленькие
После 451 Показавшийся человек устал. Остановился. С ним
поэт. Вбегают несколько детей, в руках кулечка.
Кружатся вокруг площади. Кричат -
452 Да, нас много выпустили
455 Пока здесь кажется 8
456-458 Вот братец мой - Митя просим
После 458 Все складывают слезы перед поэтом, их так много.
Поэт отходит. Голос жалкий
459 Господа, господа
После 463 Толпа угрожающе обступает его. Крики
464-465 Вы поговорите еще там
мы из вас сделаем рагу
После 466 Старик с одной кошкой ощипанной -
467 Ты один только умеешь песни петь
После 468 Показывает на груду слез. Поэт опускается на
стул -
469-470 Хорошо
Пустите дайте сесть
После 470 Минута пауза. Поэт встает
После 471 Выходит на самый край сиены. Говорит
472-473 Думал, что радостный буду
475-476 Сяду на трон как изнеженный сердцем грек
480 Я не забуду
485-486 Душу на шпилях домов
488 Луна будет рядом идти.
492 На секунду примеряет мой котелок
493-494 Я с моей ношей
504-505 Рвет свою грудь океан изувер
507-508 И усталый в предсмертном бреду
511 К истоку звериных вер.
Эпилог - отсутствует.
Первое издание:
В списке действующих лиц:
Владимир Владимирович Маяковский (поэт 20-25 лет).
Женщины со слезинками, слезаньками и слезищами.
Мужчина с двумя поцелуями.
В тексте:
12-14 Замечали вы как качается в каменных аллеях
19-21 И небо плачет безудержно и звонко
27 Солнце изласкало вас с назойливостью овода
31 И с душой натянутой как нервы провода
44 Я вам только голову пальцами трону
53-54 И лягу светлый
95 Глядит обезумевший
98-99 Он сам кричит о жестокой расплате
103 и гладьте сухих и черных кошек
113-114 Заскачут трамваи и пламя светилен
116 И мир зашевелится в радостном гриме
120 Все кошки и кошки и черные кошки
123 О бросьте квартиры
125 И гладьте сухих и черных кошек
129-132 Женщина с черными пещерами век
мечется и кидает на тротуары плевки
135-136 Люди столпились и табуном бежали
После 140 Окружают его. Продолжает.
После 145 Сцена в волнении. Дальше.
148-149 С утра мне в душу.
160 непонятно и тревожно
После 161 Люди тревожнее
163 Вещи надо губить
167-168 Ведь многие вещи сшиты наоборот
И сердце не сердится
После 171 выходит на средину города
173-174 Вас как детей моих
176-178 Ведь все вы люди лишь бубенцы
На колпаке у
179-180 Я ж с ногой распухшей от исканий
184 В домино и маске темноты
После 189 Пауза
После 202 Пауза
203-204 Я поэт разницу стер
После 214 Сорвал покрывало. Громадная женщина. Около
нее боязливо. Вбегает обыкновенный молодой человек.
Суетится. Маяковский продолжает.
После 219 Подбегает к каждому и хватает за одежду
229 Ведь мозг людей остер
230 Но пред тайнами
235-236 А у меня есть знакомый он уже 25 лет
245 Станьте на коробочку
247 А то ведь вас совсем не видно.
252 Вы ведь все хотите съесть
После 252 Тревога. Гудок автомобиля. Слова: штаны,
штаны.
254 Если б вы только как я голодали,
После 262 На колени.
После 266 Тревога выросла. Выстрел. Начинает медленно
тянуть одну ноту водосточная труба. Железо крыш.
270 И растлили
После 274 Вступают удары тысяч ног в натянутое брюхо
площади.
275-277 А ведь из моей души тоже можно сшить такие
нарядные юбки
После 277 Волнение не помещается. Люди вокруг
громадной женщины. Взваливают ее на плечи. Тащат
к выходу. Кричат все вместе.
279-280 Где за
281 Тела отдадим обнаженному плясу
После 283 Дотаскивают до дверей, но безумие надорвалось.
Шаги. Калека в крови. Радостный. Люди в углу.
Женщину бросили.
298 тысяче-верстные жилы.
302 Поднимался на лысом темени времен.
318-320 Вывалился из столовой комод.
И корсеты слезали боясь упасть
Из вывесок платий мод.
322-323 Чулки как кокотки игриво щурятся
330-338 Жирные старые обрюзгшие враги
Ведь сегодня в целом мире не найдете человека,
У которого две одинаковых ноги.
После 338 Скучно. Площадь в новом городе. Маяковский
переоделся в тогу. Лавровый венок. Услужливо
калека. За дверью многие ноги.
345 И перед каждым положен наземь.
После 356 Беспокоится.
363 Вот еще слезинка.
369-370 Помоюсь буду чище
После 377 Крики.
После 380 Гуськом газетчики. Пришедшая толпа.
388-389 И и ии иии
Т э э ээ
394 и им только деньги и деньги
405-408 Город весь в празднике возносил в соборах аллилуйи
Люди выходили красивое одеть.
413 И одел как калошу
423 И тоненьким голосочком крикнул
427-433 И понес чтобы вставить в голубенькую рамочку
И пока он долго рылся в пыли по чемодану
Оглянулся
А поцелуй лежит на диване
Огромный
436 отсутствует.
442-444 И пока висел он гадкий и жаленький
447 Миллионами выкидывали поцелуи
449-450 И большие и маленькие
После 451 Дети как поцелуи
452 Да нас много выпустили
455 Пока здесь кажется восемь
После 458 Слезы перед поэтом Маяковским.
После 463 Крики.
464-465 Вы поговорите еще там
Мы из вас сделаем рагу
467-468 Ты один только умеешь песни петь
Отнеси это твоему красивому богу
После 467 Показывает на груду слез.
Строки 469-470 следовали в обратном порядке.
После 469 ремарка отсутствует.
469-471 Хорошо
Пустите сесть.
Дайте дорогу
473 Что радостный буду
476 Как изнеженный телом грек
480-481 Я не забуду ваши ноги худые
487 Оставляя как локон клок за клоком
492 На секунду примерить мой котелок
493-494 Я с моей ношей.
504-505 Рвет свою грудь океан изувер
507 И усталый
510 Старому богу гроз
После 511 Милостивые государи!
515 У меня нет груди
517 А теперь я немного высох
519-523 Но зато кто и где бы
человеку дал океанских мыслей простор.
526-527 И кричал оно вор
528-530 А теперь мне иногда кажется
Что я петух голландский
Или я вдруг
Поправки, внесенные Маяковским в 1915 г. в первое издание.
72 И дуйте в уши им, как в дыры флейте
После 80 I Старик с кошками.
II Ария старика с черными сухими кошками.
87 И сотни крохотных горь
123 Бросьте квартиры,
125 Гладьте сухих и черных кошек.
129-130 Женщина. Черные пещеры век
160 Непонятна и тревожна
203-204 Я разницу стер
318 Вывалился из спальни комод
"Простое как мычание":
Перед 60 Весело. Город в паутине улиц. Праздник нищих.
Один В. Маяковский. Приходящие приносят еду:
железного сельдя с вывески, огромный золотой
калач, складки нарисованного бархата.
72 дуйте в уши им, как в дырки флейте!
74 я горящий булыжник дум ем.
После 76 Сцена наполняется. Человек без уха. Человек без
ноги и другие. Тупые. Стали. Беспорядок.
87 и сотни крохотных горь.
90 Мягкие луны не властны над нами,
93 Лезут стереть нас бездушные вещи
95 глядит обезумевший....
98-99 Бог
кричит о жестокой расплате,
121 Мы солнца приколем любимым на платья,
178 на колпаке .....
230 но пред тайнами мира ник;
231 а вы зажигаете костер
287 бремя
322 Чулки, как кокотки,
"Все сочиненное", "13 лет работы":
Перед 220 Подбегает каждому. Цепляется
230 но пред тайнами мира ник;
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
БММ - Библиотека-музей В. Маяковского.
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства.
ТРАГЕДИЯ
Владимир Маяковский. Трагедия (стр. 151). Машинопись с правкой,
представленная в драматическую цензуру (1913 ЦГАЛИ), 1-е изд. (1914);
экземпляр 1-го изд. с правкой (1915 БММ). "Простое как мычание"; "Все
сочиненное"; "13 лет работы", т. II; Сочинения, т. I.
Трагедия написана летом 1913 года в Москве и Кунцеве (под Москвой).
Закончена в сентябре - октябре. Первоначальные варианты заглавия - "Железная
дорога", "Восстание вещей". Поставлена была в декабре 1913 года в Петербурге
в театре "Луна-парк" обществом художников "Союз молодежи". Декорации П.
Филонова и И. Школьника. Все роли исполнялись учащимися и любителями.
Режиссировал Маяковский. Он же исполнял заглавную роль. Спектакль, прошедший
два раза (2 и 4 декабря), вызвал ряд резко отрицательных и издевательских
рецензий буржуазной прессы. В автобиографии Маяковский говорит: "Просвистели
ее (трагедию) до дырок".
Экземпляр трагедии, представленный в драматическую цензуру 9 ноября
1913 года, показывает, что Маяковский сделал для сцены ряд купюр и
исправлений в местах, которые не могли быть разрешены цензурой (см.
разночтения строк 94-95, 98-99, 176-178, 279280).