н всегда любил, чтоб я ему подавал. Бывало, о любезный человек! с какою приятностью, накроша целый крендель в шеколат, все вместе выкушивал.
Нет, мой дорогой Ветран, он не клал кренделей в чашку, а откусывал и запивал шеколатом.
Как, сударыня?
Вот точно так.
(Прикусывает кренделя и запивает шеколатом.)
Дядюшка! что же вы не кушаете?.. видно, вам не так жаль того, который мне был вместо отца.
Шалун, поминанье делает шеколатом.
Ты знаешь, что я его в рот не беру.
Тем больше бы жертвы принесли, принудя себя... Если бы покойник и деготь кушивал, я со вкусом стал бы его пить... когда он пивал шеколат, тогда был веселее, нежели в другие часы. Как остро шутил, как приятно рассказывал прибасенки... Вы помните, сударыня, рассказы его о том, как он на вас женился... о первом-то случае, как вы, слыша то, краснели! А я как хохотал!.. А теперь хотя улыбнемся вместе, потому что его уж с нами нет!
О, Боже мой! уж нет его!
Примечаете ли, что стоны слабее становятся. Я начинаю думать, что он у нас выиграет.
Я от всего сердца желаю проиграть.
Вы прибыльно проиграете; а я тысячу рублей! однако еще далеко до совершенного успеха...
О чем бишь мы говорили?.. да, что его лучшее время было за шеколатом... Чего он не делал? шутил, резвился, пел песни... Признайтесь, сударыня, что у него голос был очень приятный.
Ах! нельзя приятнее!
А особливо, когда он певал любимую свою песенку... Я его голосом и манером точно ее спою...
Нет, сударь, не так.
Кажется, точно так.
На конце он иначе выводил. Притом же с превеликою приятностью поднимал и опускал, то вверх, то вниз.
Куда как бы я хотел точно так же делать!..
(Поет; Изабелла поправляет, где ей кажется не так, и сама подпевает.)
Повеса выиграет!
Точно так, сударыня. Я признаюсь, что я без вас далеко отставал, но вы мне помогли поймать настоящий его тон; повторимте еще...
Какой прекрасный голос этой песни!.. нельзя и не быть, потому что покойник ничего дурного не мог любить... Какой у него был вкус во всем высокий!
Ах, сударь, очень высокий! вы лучше всех чувствуете, сколь велика моя потеря.
Нельзя не чувствовать: она равно и моя. Он в нас только в двух разделен, и в нас только будет продолжать жизнь свою по смерти. Мы всякий день будем делать то, что он делал: поплачем, да и попоем; попоем да и поплачем... Какой приятный долг для печальных питать горесть беспрестанно. Мы, сударыня, живя так, скорее можем быть сочтены покойниками, нежели г. Добросердов, потому что мы оба будем не мы, а г. Добросердов.
Как вы мне милы, любезный Ветран!.. Каждое ваше слово есть новое одобрение любви моей к супругу, которая никогда не угаснет.
Я не понимаю безрассудства этих говорунов, которые хотят утешить, которые желают уменьшить горесть о любимом человеке. Я их никогда не слушаю... Они смешные пустомели... Не правда ли, дядюшка?
Правда, правда.
Вы при мне не смейте рта разинуть со своим утешением... Слышите ли? я хочу печалиться... О, милый Добросердов! что ни говорю, а ты-таки тут, как тут... Когда развеселится, какой же он был живой; бывало, на балах беспрестанно танцует... как теперь гляжу... когда он танцовывал свой любимый контроданс, в котором он отменно мастерски делывал плечом... По справедливости, его почитали душою танцев, потому что без него все было мертво... какая приятная живость! какая неподражаемая быстрота в ногах!..
(Поет и танцует контроданс.)
Однако без фигуры нельзя показать всего искусства!.. Прекрасная Милена, будьте моею парою; а вы, дядюшка, хоть со стулом.
Мне танцевать?
Да; со стулом... только, чтобы показать госпоже Изабелле, что я умею его любимый контроданс, и которой он сам выдумал...
(Становит стул против Постана, а сам становится с Миленою в пару и поет и танцует с нею.)
Нет, ошибся.
Ошиблись, любезный Ветран; балансировать должно с дамою не сначала, а обошед пару.
Это правда, да пара-то у нас другая деревянная... Так ли я теперь сделаю?
Вот тут-то он делывал свой любимой па, с отменною приятностью... Вот этак.
Не так, сударь.
Которою ногою он начинал?..
Кажется так?
Нет, сударь, начинал этою, и вот этак делал.
Станьте с дядею, а я с госпожою Изабеллою.
(Став с Изабеллою, поет и танцует.)
Вот теперь точно так.
Еще один раз...
(Повторяет то же с Изабеллою.)
Ну дядюшка, начинайте.
Я не умею.
Покажите ему...
(Ветран поет, а Милена водит Постана; по окончании их Ветран опять начинает с Изабеллою.)
О, женщины!
Я и тем доволен, что вы мне помогли
Сударыня, как приятно мне разделять с вами горесть мою!
Я рада, что в вас вижу сотоварища моей тоски; что вы, не утешая меня, печалитесь вместе со мною.
Любезный наш покойник будет в нас двух беспрестанно жить... Мне хочется, чтоб ваша сестрица поближе участвовала в том, вышед за меня. И нам троим еще веселее будет печалиться. Согласитесь на мое счастие, которое наш любезный Добросердов мне определил.
Можете ли вы сомневаться, чтоб я не согласилась?.. но теперь... сами рассудите...
Сударыня, не беспокойтесь об этом; мы сделаем такую тихую, такую печальную свадьбу, что все будут плакать.
Что скажешь, сестрица?
Я не могу не согласиться на то, к чему и мое и все дает право Ветрану.
Я согласна, будьте счастливее меня.
Нет, сударыня, мы не намерены быть счастливее вас, а так же, как вы, не переставая крушиться...
(Изабелла и Милена уходят.)
(проводя Изабеллу и опять воротясь к Постану, смеясь)
Любезный дядюшка, о женщинах спорь до слез, а об заклад не бейся.
Я вижу, что повесы, такие как ты, из них все могут сделать.
Впервые: Собр. соч. Т. 5. М., 1803. Написана, вероятно, не ранее конца 1787 г.: в собрание сочинений 1787 г. пьеса не вошла, время действия охарактеризовано как военное, а война с Турцией началась 13 (24) августа 1787 г. Еще вероятнее предположить, что пьеса написана после начала войны со Швецией (21 июня (2 июля) 1788 г.), ведь офицер Ветран прибыл в отпуск из Выборга. Первые известные даты постановок комедии в Петербурге - 22 мая и 11 октября 1789 г. Трудно сказать, почему пьеса была снята со сцены, но после ее возобновления в 1795 г. в Петербурге (4 февраля) и постановки в Москве (10 декабря), "Траур" стал одной из самых репертуарных русских комедий. В 1795-1800 гг. прошло 29 спектаклей в Петербурге и 11 в Москве, в 1802-1809 - на обеих столичных сценах вместе 21, в 1811-1816 - 20 представлений, в 1819-1822 гг. комедия была еще 5 раз дана в Москве. Вероятно, прекращение постановок "Траура" объяснялось тем, что некоторые реалии устарели. 22 мая 1839 г. в Петербурге и 11 октября 1844 г. в Москве (словно в ознаменование пятидесятилетия премьеры) была представлена переделка комедии Княжнина (как специально оговорено в афише) "Чего на свете не бывает, или У кого что болит, тот о том и говорит", водевиль в 1 действии В. В. Годунова. Успех этой переделки был весьма значителен и прочен: в Петербурге (1839-1893 гг.) пьеса прошла 119, в Москве (1844-1883 гг.) - 37 раз.
Постан - видимо это имя должно ассоциироваться со словом "постоянный" и противопоставляться имени легкомысленного Ветрана.
Карачун - простонародное наименование смерти. Поскольку Карачун говорит: "по вашей русской пословице" (д. II, явл. 1), видно, что он иностранец, а его имя стилизовано под русифицированное прозвище.
С. 169 Сто рублей золотых - 100 руб. золотыми монетами (империалами), приравненными к 10 руб. серебром (золото ценилось в 15 раз дороже, чем серебро).
С. 170 Бездельник - см. примеч. к "Хвастуну" (с. 512).
С. 171 Кондолировать - от лат. сondoleo - соболезновать.
...никому не дозволяю со мной шутить, разве только моим больным, в случае нужды, для растягивания их селезенки - растягивание селезенки, органа, регулирующего образование и обращение крови, связывается в сознании людей XVIII в. с шутками, видимо, через популярную тогда теорию "гуморов", согласно которой сангвинический (полнокровный) человек расположен к веселью и шуткам. Вместе с тем, увеличение объема селезенки - признак скорее патологический, чем благоприятный, поэтому цель, которой добивается Карачун, заставляя пациентов смеяться, их гибель. Однако представление о враче как о враге смеха сформировано не антимедицинской комедиографией, а восходит к трудам Гиппократа: "Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать" (Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. Минск, 1999. С. 18).
С. 172 Двести рублей - сумма для оплаты одного визита огромная: столько денег получал в год лекарь, состоящий на государственной службе. За 200 руб. после смерти Княжнина издатель И. П. Глазунов купил все его ненапечатанные рукописи, а в 1787 г. за 400 руб. 150 экземпляров четырехтомного собрания сочинений писателя.
...он сам виноват в том, что умер... - типичные для комедийных врачей аргументы Карачуна восходят к совершенно серьезным аргументам Гиппократа, защищавшего не сумевших вылечить больного врачей: "Не гораздо ли правильнее думать, что они-то предписывают надлежащее, а те больные натурально не могут повиноваться как следует, а не повинуясь, подвергаются смерти. И причину этого люди, неправильно рассуждающие, возлагают на совершенно безвинных, а виновных оправдывают" (Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. С. 54).
Ордонация - от лат. ordinatio - назначение, предписание.
Волочила; как будто старинный воевода челобитчика. Однако вы апелляцию внесли в коллегию смерти - воеводами в народе продолжали называть и после петровских реформ начальников государственных учреждений; подобная терминология использовалась в сатирических текстах для отвлечения цензуры, не случайно воевода назван старинным. Челобитчик - проситель. Апелляция - прошение о пересмотре решения низшей инстанции при судебном процессе. Коллегия - высшие органы исполнительной и судебной власти в XVIII в.
С. 172 Эскулап - греческий бог врачевания.
Бургав (Бургаве) Герман (1668-1738) - голландский врач и химик, противник шарлатанства и создатель первой научной клиники, впервые использовавший в медицине термометр и лупу. При видимом уважении к Бургаве уподобление античного божества и новейшего ученого должно было в XVIII в. дать комический эффект, особенно если Княжнин имел в виду не великого врача, а его племянника Германа Каау-Бургава (1705-1753) - лейб-медика императрицы Елизаветы Петровны и президента российской Медицинской коллегии, или Абрагама Каау-Бургава (1715-1758) - медика, профессора Петербургской Академии наук.
Молодчик мой с темляком - особенностями офицерского мундира в XVIII в. были шелковый черно-золотой шарф, повязанный на поясе, и шпага с темляком (петлей, прикрепленной к эфесу, чтобы удобнее держать оружие) из черно-желтой ленты, часто с кистями, а также трость.
...последний цирюльник - в XVIII в. цирюльники не только стригли и брили, но выполняли простейшие хирургические операции (делали кровопускания и т. д.).
С. 174 ...ежели офицер отправлен... и т. д. - в екатерининскую эпоху начинает складываться офицерское сообщество, решение которого оказывается законом для всякого его члена, слово данное товарищам по полку является нерушимым. Ветран поэтому с шутливым ужасом уподобляет суд офицерского сообщества трибуналу, а нарушение товарищеского обещания дезертирству.
С. 175 Нынешнее военное время - см. общий коммент. к пьесе (с. 532).
С. 176 Мою роту - ротами командовали капитаны (чин 9 класса).
С. 177 ...как Марс из рук Венеры от вас отправлюсь в полк - в римской мифологии бог войны Марс был возлюбленным богини любви Венеры.
С. 179 ...о тысяче рублях - приблизительно трехмесячное жалование Ветрана.
Шалуну и ветренику - см. примеч. к "Неудачному примирителю" (с. 528).
Он врет - см. примеч. к "Хвастуну" (с. 521-522).
С. 182 ...однако же доискался в Галиене, что не голове должно было болеть, а печенке - великий римский медик Клавдий Гален (129-201?) считался непререкаемым авторитетом, и его имя часто использовали шарлатаны для придания весомости своим речам.
С. 182 Даром бросают свой бисер - отсылка к фразе из Нагорной проповеди Христа (Мф. 7, 9): "Не давайте святыни псам и не мечите бисера своего перед свиниями, дабы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас".
...в первые три дня за шесть раз кровопускания - пристрастие к кровопусканиям - типичная черта врача в старинной комедии, однако она не является выдумкой. В лечебниках XVIII в. предлагалось пускать кровь при насморке и зубной боли (Тиссо А. И. Наставление народу в рассуждении его здоровья. СПб., 1781. С. 108, 116), при горячке, полнокровии и глазных болях - фунт (4 унции), даже при головной боли с похмелья рекомендовалось выпить холодной воды и пустить две унции крови (Рост Х. Деревенский лечебник. М., 1793. С. 8, 9, 11). Но если предположить, что Карачун при каждой операции ограничился всего одной унцией (109 г.), что, как было видно из примера, не было принято даже при легких заболеваниях, то за три дня Добросердов потерял очень много крови, не менее 650 г., и это крайне обессилило больного.
С. 183 Империал - золотая десятирублевая монета.
Мои лошади гораздо более рубля в день стоят - Карачун несомненно преувеличивает стоимость содержания лошадей.
С. 184 Крендели... из Выборга - в Павловской слободе Выборга выпекались крендели, не черствевшие в течение 10 дней, поэтому перевозившиеся в соседние области России и пользовавшиеся широкой известностью. После отхода Выборга к Финляндии производство их постепенно прекратилось и секрет был забыт. Технология приготовления выборгских кренделей подробно исследована В. В. Похлебкиным (Похлебкин В. В. Моя кухня и мое меню. М., 1999. С. 360-362), который, к сожалению, не будучи знаком с комментируемой пьесой Княжнина, ошибочно утверждает: "Выборгские крендели "родились", по-видимому, в третьем десятилетии XIX в. До тех пор о них никто и нигде не упоминает". Тесто приготовляется в три приема: сперва густое, наподобие замазки, тесто из пшеничной муки на молоке и пресных дрожжах; после подхода опары в нее добавляются мука, молоко, яйца, сливочное масло, сахарный песок и кардамон; поднявшееся тесто взбивают до пузырьков, загибают крендели в форме восьмерки и оставляют их подходить. Перед тем как посадить крендели в русскую печь, их на специальной лопате, покрытой соломой, быстро окунают в кипяток, благодаря чему они и не черствеют.
С. 189 Контроданс - (от франц. contredanse) бальный танец, который считался веселым и танцевался 2-4 парами. Дамы и кавалеры становились друг напротив друга и исполняли разнообразные фигуры, в которых допускалась импровизация.
...без фигуры нельзя показать всего искусства - фигурой называется движение пары (или пар), а не одного танцора.