Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
[1867-] - писатель. Р. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. ("Самоходка") был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем - изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, к-рая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями. В социально-тематическом отношении Г.-О. берет для себя отправной точкой рассказ Гл. Успенского "Неизвестный" (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). "Добрым пастырем" открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений ["Отец Памфил", сельский поп (в рассказе "Конокрад"), отец Гедеонский ("Миша"), отец Илья ("Капитан Кук"), рассказ "Идеалист"]. Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. хотя и захватывает, но недостаточно широко. Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни ("Агасфер", "Сквозь преграды", "Где ветлы стояли", "Последний час" и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян. Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ "На родину"). Лучшим произведением Г.-О., к-рым он обратил на себя внимание лит-ой критики и современных ему читателей, является повесть "Страна отцов", написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. сб. "Знание", СПБ., 1905), т. е. в эпоху нараставшего революционного подъема. Здесь Г.-О. изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины. Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, - вот тот фон, на к-ром показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов - в стан борцов за права трудящихся. К сожалению и это произведение Г.-О. грешит не только публицистикой, призванной притти на помощь там, где нехватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями. Процесс превращения попа Ивана - самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести - в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, - художественно слабо мотивирован. Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть "Страна отцов" имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение. Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть "Призраки", полную искренности и правдивости. В 1923 Г.-О. выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала. В настоящее время Г.-О. живет в Америке, где редактирует журнал "Жизнь".
I.
Рассказы Г.-О., 3 тт., изд. "Знание", СПБ., 1903-1910;
Собр. сочин. Г.-О. [1893-1916], изд. "Жизнь и знание", тт. I-XIV.
Кроме того т. XV ("Борьба" и другие рассказы), изд. "Жизнь и знание", М., 1918;
Страна отцов, Гиз, М., 1923;
За свободу, Повесть в стихах, изд. Казанск. губ. ком. РКП, Казань, 1919;
Багровая книга, Харбин, 1922;
В Красной Москве, Пьеса в 4 д., Харбин, 1922;
Книга о погромах на Украине в 1919, ред. и послесловие М. Горького, Гиз, М., 1923.
II.
Веселовский Ю., Замкнутый мир, "Вестн. знания", 1903, IX;
Коробка Н., Из глухого угла, "Образование", 1904, III;
Неведомский М., О современном художестве, "Мир божий", 1904, VIII и X; Коробка Н., Страна отцов, "Вестн. и библ. самообразования", 1905, XV;
Фриче В., Очерки современной литературы, Новая жизнь, "Правда", 1905, IX-X; Редько А., Литературные наблюдения, "Русское богатство", 1905, X;
Богданович А., Годы перелома, СПБ., 1908;
Луначарский А., О XXIII сб. "Знание", "Лит-ый распад", т. II, 1909;
Львов-Рогачевский В., На диком мустанге, "Наша заря", 1910, V-VI (и в сб. критич. статей: Снова накануне, М., 1913);
Гусев-Оренбургский, Писатели о себе, "Новая русская книга", 1922, VII.
III.
Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924;
Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928;
Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 95-97.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0951.htm.
(псевд.; наст. фамилия -
Гусев), Сергей Иванович [23.IX(5.Х).1867, Оренбург, - 1.VI.1963, Нью-Йорк] - рус. писатель. Род. в купеч. семье. Окончил Уфимскую духовную семинарию. Был нар. учителем. В 1893 стал священником в глухом морд. селе; в 1898 снял с себя духовный сан. Первый рассказ Г.-О. "Слепой" опубл. в 1890. В ранних рассказах Г.-О. изображались страдания рус. крестьянства, обнищание и расслоение деревни, хищничество кулаков ("Самоходка", 1898, "Злой дух", 1899, "Агасфер", 1901, и др.), нарастающий в крест. массе социальный протест ("Конокрад", 1901, "Последний час", 1902, "Лукич", 1903, и др.). Большое значение для Г.-О. имело знакомство с М. Горьким и участие в сб-ках "
Знание". Мн. произв. Г.-О. изображают рус. духовенство ("Пастырь добрый", 1900, "Идеалист", 1902, и др.). Обличение церкви и ее служителей - тема повести "В приходе" (1903). Наибольшего реалистич. мастерства Г.-О. достиг в посвященной М. Горькому повести "Страна отцов" (опубл. 1905), в к-рой раскрывается широкая картина жизни пореформенной России, нарастание революц. событий в городе и деревне, создан образ сознательного крестьянина-революционера. Менее удались образы рабочих и интеллигентов - руководителей революц. движения. В период реакции Г.-О. на короткое время поддался влиянию декадентства ("Сказки земли", 1908, и др.). Последующие произв. (рассказ "Рыцарь Ланчелот", 1910, повесть "В глухом уезде", 1912, и др.) свидетельствовали о возврате писателя к реализму. Для творч. манеры Г.-О. характерно сочетание публицистичности с жанровыми сценами и анекдотичностью сюжетов, юмора с обличит. пафосом. После Октябрьской революции эмигрировал за границу. Жил в Нью-Йорке. В 1928 выпустил роман "Страна детей", в к-ром пытался показать влияние революции на судьбы средней рус. интеллигенции. Произв. Г.-О. неоднократно переиздавались в СССР.
Собр. соч., т. 1-16, СПБ, 1913-18 (незаконч.);
Рассказы, [М.], 1938;
Повести и рассказы, [Вступ. ст. И. М. Гронского], М., 1958.
Луначарский А. В., Критич. этюды, Л., 1925, с. 122-34;
[Касторский С. В.], Гусев-Оренбургский, в кн.: История рус. лит-ры, т. 10, М. - Л., 1954;
История рус. лит-ры конца XIX - нач. XX века. Библиографич. указатель под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 2: Гаврилюк - Зюльфигар Ширвани. - 1964. - Стб. 458.