"Люди сталинградского тракторного"
Первый том "Истории заводов"
М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах
М., ГИХЛ, 1953
Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933-1936)
Не опасаясь "перехвалить", я убежденно скажу об этой книге: одна из наиболее интересных и оригинальных книг, которые явились в нашей литературе за пятнадцать лет.
Потомственный кузнец - сибиряк Трегубенков, американец Луи Гросс, мордовка племени эрзя Меме Кереме, внук крепостного крестьянина, сын кустаря-медника, директор завода В. Иванов, дочь рабочего Алевтина Хлоптунова, армянин-комсомолец Макарьянц, молодые советские инженеры и прочие, в количестве тридцати двух человек, а также вполне "освоенный" ими веселый американец Ролло Уорд дали яркий очерк строительства грандиознейшего Сталинградского тракторного завода. Все они - не литераторы, но им удалось написать свои автобиографии так, что я, литератор и читатель, вижу, как учится работать на сложном станке нацмен Теркул-хан, как плачет от радости, что завод начал работать, красный партизан Галушкин, вижу, как Хлоптунова обучает девиц, воспитывая в них бережливость к станкам, и вижу трагикомические картины бытового коммунизма, который молодежь пыталась осуществить в "музыкально чутких домах".
В общем книга дает мне, читателю, ясное представление о том, как жили, в каких условиях работали тысячи молодежи, среди которой "лишь редкие успели дорасти до 25 лет".
Я видел эту молодежь "на месте действия" в 1928 году, когда среди огромного голого поля лишь кое-где торчали железные скелеты будущего гиганта, создаваемого энергией этой молодежи в тучах пыли, оглушительном грохоте железа, в скрежете и шорохе камнедробилок, бетономешалок.
Очень трудно было представить, что муравьиная суета маленьких людей способна оковать пустыню железом, думалось, что, пожалуй, не хватит железа, да и сил тоже не хватит. Но вот - хватило! И этот факт вместе со многими другими еще раз укрепляет убеждение, что сил молодежи нашей с избытком хватит на дело осуществления всего плана социалистической стройки Союза Советов.
Пишут тридцать два автора. Не скрывая своих недостатков, показывая, как недостатки преодолевались, как возникало в индивидуалисте сознание социального и государственного смысла труда.
Один из авторов, С. М. Цмыг, прямо говорит о невнимании к труду, о "разгильдяйстве" как о вредительстве, но эта правильная оценка разгильдяйства свойственна всем. Очень верно сказано Цмыгом об отношении очеркистов к ударникам, о "нотках народнического восхищения" з рассказах о них. "Об ударниках пишут как о "чудо-богатырях". Проскальзывает "романтическое любование ими". "А как ударники добились успеха, что они для этого сделали, - спокойного делового рассказа, который научил бы других, как правильно, без сверхурочных часов, без излишней затраты энергии, производительно и экономно организовать труд, - об этом не говорят. И, посвятив герою труда торжественную заметку, забывают о нем".
Очень верные, ценные слова! И вообще в книге много простой, хорошей правды, - правды смелых, сильных людей, большевистской правды.
"Да, мы ломали станки, - рассказывает один из авторов, - ломали, конечно, не только потому, что "юность непрактична" и самонадеянна, а потому, что сложнейшие станки попадали в руки примитивных деревенских людей".
"Вещи начал здорово приобретать", - сознается другой, но скоро у него страсть к собственности уступает место страсти к знанию: "Учиться здорово хочу, не учусь - тоска берет". Правдиво рассказано, как по ночам молодежь хулиганила, мешая спать американцам, как мешали жить друг другу в "коммунах", слепленных наспех, как "не умели" и учились "уметь", учились "уважать дело", влюблялись в процессы труда, в свой станок, в свой завод. "Не так по родине скучаю, как по заводу", - пишет один из авторов, и читатель не сомневается, что это сказано правдиво: завод стал второй и более "умной" родиной автора.
Привязанность к заводу, влюбленность в него как в наглядную и мощную реализацию энергии молодежи, как в монумент, созданный ею себе самой, - эта влюбленность естественна для всех авторов и, наверное, для сотен их товарищей по работе.
"Люди Сталинградского тракторного" показывают, как завод при различии языков воспитывает единство чувства и мысли. "Люди Сталинградского тракторного" показывают нам - в миниатюре - тот простой и мудрый путь, которым пролетариат Союза Социалистических Советов идет к его прекрасной и великой цели - к организации бесклассового общества и братства не только всех племен Страны Советов, но и действительного активного братства пролетариев всех стран. Из этой книги мы видим, как быстро коллективный труд пролетариата-диктатора, руководимый его партией, объединяет разноплеменных людей, отнюдь не стирая - не "нивелируя" - индивидуальностей, но открывая перед каждой широкие возможности развития ее способностей, ее талантов.
Прочитав эту книгу, беспартийная молодежь Союза Советов увидит, как люди построили завод и как завод перевоспитал людей. Честные, разумные парни, вероятно, поймут, что советский завод - школа социалистической культуры, а не капиталистическая живодерня.
Эта книга написана в год, когда национальные группы европейской буржуазии вооружаются подневольным трудом европейского пролетариата для новой войны, когда в Европе снова, как в 1914 году, обостряется ненависть мещан Франции против мещан Германии, лордов-лавочников Англии против мещан Франции и т. д. Весь мещанский мир живет в судорогах страха и ненависти. Они боятся и ненавидят друг друга, и это мешает им объединиться в ненависти к нам, к народу страны, в которой с каждым годом все более мощно и ярко разгорается социалистическое сознание рабочего класса, освещая пролетариям всех стран путь к борьбе и победе.
В двадцать седьмой том вошли статьи, доклады, речи, приветствия, написанные и произнесенные М. Горьким в 1933-1936 годах. Некоторые из них входили в авторизованные сборники публицистических и литературно-критических произведений ("Публицистические статьи", издание 2-е - 1933; "О литературе", издание 1-е - 1933, издание 2-е - 1935, а также в издание 3-е - 1937, подготавливавшееся к печати при жизни автора) и неоднократно редактировались М. Горьким. Большинство же включенных в том статей, докладов, речей, приветствий были опубликованы в периодический печати и в авторизованные сборники не входили. В собрание сочинений статьи, доклады, речи, приветствия М. Горького включаются впервые.
"ЛЮДИ СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО"
Первый том "Истории заводов"
Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда", 1933, No 164, 17 июля.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту второго издания книги "Люди Сталинградского тракторного", М. 1934, сверенному с авторизованной машинописью (Архив А. М. Горького).