">
О, тьма нищеты и изгнанья!
За что изгоняют?..
Антигона
За что, злополучный?
Как будто не знаешь,
Что гордо на свете
Насилье ликует,
А правда убита, а правда убита?
Эдип
Это тот человек, что победой богов
1730 Увенчался, их тайну похитив?..
Антигона
Зачем вспоминаешь ты прошлую славу, родимый,
Когда от победы над девой крылатой одно лишь
Наследье тебе остается: изгнанье и смерть под забором?
А мне - сожаленья и слезы разлуки.
И после неги чертога весь ужас скитанья...
О боги! Пошлите же мне,
На счастье Эдипу,
1740 И разум и доблесть.
(Идет и затем останавливается.)
О нет... Неужели
Я брошу его
И он погребенья и ласки последней лишится?
Отец мой, отец мой,
Уйти я не в силах...
Пока я землею его не засыплю.
Эдип
(оставляя ее руку)
К подругам вернись.
Антигона
Им слезы мои что скажут, отец?
Эдип
Иди к алтарям и молись.
Антигона
1750 Им горе мое наскучило, старец.
Эдип
А туда, моя дочь,
В белоснежную высь,
В хоровод Диониса?
Антигона
Нет, туда не пойду.
Я носила, отец,
Лани пестрой покров.
В хороводе его
Ударяла в тимпан -
И в изгнанье иду...
Сердца нет у богов.
Эдип
О сыны моей отчизны... Поглядите на Эдипа!
Разгадал он тайну девы и не знал пределов славы
1760 В день, когда плененный город от убийцы он избавил,
В обесчещенном и дряхлом узнаете ль вы Эдипа?
Но зачем все эти стоны? Много горя в этом мире,
Если так решили боги, прах ничтожный, покоряйся!..
(Берет посох и направляется к выходу.)
За ним медленно идет Антигона.
Хор
Благовонной короной своей
Увенчай поэта, победа,
И не раз, и не два, и не три
Ты увей его белые кудри!
(Покидает сцену.)
Трагедия поставлена в период между 411 и 409 гг. до н.э.; вместе с
несохранившимися "Эномаем" и "Хрисиппом" она заняла второе место.
Лежащий в основе трагедии миф о вражде сыновей Эдипа был до Еврипида
обработан в фиванской трилогии Эсхила (467 г.), от которой дошла только ее
заключительная часть "Семеро против Фив", а также отчасти в "Антигоне"
Софокла (ок. 442 г.). Об отличии Еврипида от своих предшественников в
трактовке образа Этеокла см. вступительную статью, с. 571. Здесь необходимо
только вкратце остановиться на генеалогии фиванских царей, поскольку эта
тема часто затрагивается в трагедии (ст. 5 - 13, 638 - 682, 818 - 832), и на
взаимоотношении Эдипа с сыновьями после того, как стали ясны совершенные им
по неведению преступления.
Фиванцы возводили родословную своих героев к аргосской царевне Ио,
которая от союза с Зевсом родила Эпафа; его дочь - Ливия родила от брака с
Посейдоном двух близнецов - Бела и Агенора; первому достался царский трон в
Египте, второму в Финикии (в Тире или Сидоне). Когда дочь Агенора, красавица
Европа, была похищена Зевсом, он разослал на розыски сестры своих сыновей, и
среди них - Кадма. Добравшись до Эллады и не найдя Европы, Кадм, вопросив
Дельфийский оракул о своем будущем, получил указание следовать за коровой,
которая ему повстречается на пути, и там, где она, устав, ляжет отдыхать,
основать город. Корова привела Кадма на то место, где затем были основаны
Фивы. Здесь Кадму пришлось вступить в битву с драконом Ареса, охранявшим
местный источник: зубами убитого дракона Кадм, по совету Афины, засеял
близлежащий участок земли, из которой тотчас выросли вооруженные воины,
начавшие избивать друг друга в ожесточенной схватке. От пяти уцелевших
"спартов" (т. е. "посеянных") вела впоследствии свою родословную фиванская
знать. Что касается Кадма, то Apec со временем простил ему убийство дракона
и выдал за него свою дочь Гармонию, рожденную ему Афродитой; пышную свадьбу
Кадма и Гармонии почтили своим присутствием сами боги. По имени Кадма
получила название Кадмея - фиванский акрополь. Внуком Кадма был Лабдак,
правнуком - Лаий, от брака которого с Иокастой родился Эдип. В свою очередь,
Иокаста и ее брат Креонт, дети Менекея, возводили свое происхождение к
дочери Кадма Агаве, выданной замуж за одного из "спартов", Эхиона. Таким
образом, все участники драмы, разыгравшейся в Фивах после гибели Лаия,
связаны с их общим предком, финикийцем Кадмом, что дает основание хору
трагедии, введенному Еврипидом по достаточно случайному поводу, в какойто
мере обосновать свою заинтересованность в происходящем (см. ст. 243 - 249,
291 сл.).
История рождения Эдипа и его дальнейшая судьба излагается в
"Финикиянках" (ст. 13 - 62, 379 - 381, 801 - 817, 1043 - 1050, 1589 - 1611)
в общем в согласии с традиционной версией, обработанной Софоклом ("Царь
Эдип"); отступление представляют только ст. 47 - 49, 1204 - 1206, из которых
следует, что рука Иокасты была уже заранее обещана Креонтом тому, кто
избавит город от Сфинкса, в то время как у Софокла Эдип стал мужем Иокасты
только в силу стечения обстоятельств.
О взаимоотношениях Эдипа с его сыновьями повествовала послегомеровская
эпическая поэма "Фиваида", из которой сохранилось несколько небольших
отрывков. Суть дела сводилась к тому, что, хотя ослепивший себя Эдип
продолжал жить в своем дворце в Фивах, Этеокл и Полиник запретили ему
появляться на людях, надеясь таким образом погасить мрачную молву о своем
происхождении (ср. ст. 63 - 65). Постепенно они стали относиться к отцу со
все меньшим почтением: один раз они послали ему неподобающую часть мяса от
жертвенного животного, в другой раз подали кубок убитого им самим Лаия. Эдип
увидел в этом оскорбительное напоминание о его прошлом и в гневе проклял
сыновей, завещав им делить мечом отцовское наследство. В такой, наиболее
естественной, последовательности эти события излагаются в "Финикиянках" в
ст. 872 - 877. Наряду с этим, однако, уже в "Семерых..." Эсхила можно
наблюдать известное смещение хронологической перспективы, находящее
отражение и у Еврипида, в ст. 66 - 68, 253 - 255, 474 - 479, из которых
возникает представление, будто Эдип проклял сыновей без всякого повода с их
стороны. Логическая связь между событиями, конечно, этим нарушается, но зато
сгущается трагическая атмосфера, окутывающая образы Иокасты и обоих братьев.
Уже древние критики ставили в вину Еврипиду "переполнение" "Финикиянок"
побочными эпизодами, не имеющими прямого отношения к основному конфликту; к
числу таких сцен, несомненно, относится обозрение вражеского войска с крыши
Фиванского дворца (ст. 88 - 192), мотив жертвоприношения Менекея (ст. 889 -
1018), спор Антигоны с Креонтом о погребении Полиника (ст. 1643 - 1671), и в
новое время не раз делались попытки заподозрить в подлинности тот или иной
эпизод "Финикиянок". Подобные стремления нельзя признать всегда
основательными. Прежде всего по самому замыслу "Финикиянки", наряду с
"Троянками", принадлежат к типу трагедий, которые уже Аристотель называл
"эпизодическими", вполне допуская существование такой жанровой
разновидности. А затем некоторые сцены, на первый взгляд кажущиеся лишними,
играют существенную роль в замысле целого; так, индивидуализм и
антиобщественное поведение обоих братьев выявляются еще отчетливее при
сравнении с патриотическим самопожертвованием Менекея.
Анненский напечатал свой перевод "Финикиянок" в журнале, рассчитанном
на широкого читателя ("Мир Божий, 1898, Э 4), и не успел переработать его
для переиздания. Отсюда некоторая избыточность в ремарках. Самый смелый
домысел в них - "закат солнца" в начале и ночной "мрак" при появлении
Полиника - опирается только на молитву к Артемиде-Луне (ст. 176) и на
неправильно понятые слова Полиника (ст. 276: в подлиннике - "темные ножны").
Вряд ли "смотр со стены" Антигоны и старика можно себе представить в
вечерних сумерках.
Ст. 1 - 87. В отличие от традиционной версии, зафиксированной уже в
"Одиссее", XI, 271 - 280, еврипидовская Иокаста осталась жить после
разоблачения тайны ее преступного брака.
Ст. 1 - 2 в оригинале - как видно из недавней папирусной находки,
позднее добавление.
Ст. 27. ...Стопы ему пронзив... - Стих объясняет происхождение имени
"Эдип", что значит по-гречески: "с опухшими ногами".
Ст. 44. ...Поливу ее отвез... - Возвращение Эдипа к Полибу - деталь,
известная только из более поздних источников.
Ст. 77 - 79. ...Отправился в Микены... собрав аргосские дружины... -
Трагедия V в. обычно не делает различия между Аргосом и Микенами.
Ст. 101 сл. Исмен - река вблизи Фив.
Ст. 123. Начальник, госпожа. - В оригинале он назван лохагом (см. ст.
749), т. е. командиром отряда.
Ст. 123 - 189. Хотя в другом месте (ст. 751 сл.) Еврипид полемически
отвергает описание семи фиванских полководцев, широко разработанное у Эсхила
в "Семерых...", в изображении нападающих на Фивы аргосцев он достаточно
близко следует за своим предшественником, смягчая только их резко
отрицательную характеристику, данную Эсхилом: в годы постановки "Финикиянок"
Аргос был союзником Афин.
Ст. 126. Лерна - город на берегу Арголидского залива.
Ст. 129. Стероп - имя не гиганта, а одного из киклопов; но здесь просто
в этимологическом значении "звездоподобный".
Ст. 134. ...панцирь... зтолийский... - Этолия - область в западной
части Средней Греции.
Ст. 136. ...Женаты на сестрах родных... - См. ниже, ст. 411 - 430.
Тидей должен был покинуть родину после убийства одного из своих
родственников.
Ст. 150. Аталанта - персонаж из аркадского круга мифов. Подброшенная
отцом на горе Парфенион, она была вскормлена медведицей и выросла среди
охотников. Длительное время избегая замужества, она в конце концов родила от
этолийского героя Мелеагра (или самого бога Ареса) сына Парфенопея.
Ст. 155. Неудачный перевод; точнее:
"Боюсь, и боги помогают им".
Ст. 160. ...около могилы... Ниобид... - Трагедия Ниобы, потерявшей в
один день семерых сыновей и столько же дочерей (Ниобид), разыгралась на
Фиванской равнине, так как мужем Ниобы, по одной из версий, был Амфион.
Ст. 173. Амфиарай - знаменитый прорицатель, женатый, как Полиник и
Тидей, на одной из дочерей Адраста.
Ст. 176. Артемида моя Златолунная! - Артемиду часто отождествляли с
Селеной, богиней луны; так она и названа в оригинале.
Ст. 179 - 189. ...царь Капаней, с его угрозой дерзкой? -
Бессознательная реминисценция из Эсхила: в "Семерых..." Капаней грозится
сжечь Фивы, независимо от того, угодно это или нет Зевсу (ст. 425 - 434).
Антигона, впервые видящая аргосские войска, еще не может этого знать. Дева
отмщения - Немесида, олицетворение возмездия. Лерне... рабынь насулил... -
Близ Лерны (см. ст. 126) находился источник, посвященный Посейдону; носить
воду составляло обычную обязанность пленниц {ср. "Илиада", VI, 457).
Ст. 202 сл. Присутствие финикийских девушек объясняется тем, что по
дороге из Тира в Дельфы они вынуждены были задержаться в Фивах из-за
разгоревшейся войны.
Ст. 205. ...И горькой я стала рабыней. - Здесь и далее - преувеличение
переводчика. Девушки, отобранные для служения Аполлону в его Дельфийском
храме, конечно, лишались радостей "мирской" жизни, но их "священное рабство"
в качестве храмовых прислужниц считалось почетной привилегией.
Ст. 211. Сицилии влажные нивы. - Каким образом могли девушки из Тира, с
побережья Малой Азии, попасть в Сицилию по дороге в Грецию? Некоторые
исследователи объясняют это тем, что под финикиянками Еврипид разумеет
девушек из Карфагена (основанного финикийцами в IX в. до н. э.), и тогда их
маршрут вполне разумен. Намек же на Карфаген понадобился Еврипиду для того,
чтобы напомнить афинянам о победе, одержанной карфагенянами в 409 г. над
сицилийцами, - в Афинах, несомненно, рады были узнать о поражении их
недавних противников. Однако в тексте трагедии эта гипотеза не находит
другого подтверждения и нуждается в более основательных доказательствах.
Ст. 232. Дракона божественный грот. - Здесь речь идет о чудовище Пифоне
(см. примеч. к "Ифигении в Тавриде", ст. 1234 - 1283).
Ст. 237. Пред жерлом священным - перед входом в храм Аполлона или перед
расселиной, над которой устанавливался треножник прорицательницы Пифии.
Ст. 255. ...Эриний рукой вражда зажжена? - Здесь Эринии выступают как
исполнительницы проклятия, призванного Эдипом на головы своих сыновей.
Ст. 260. Точила вечная правда. - Несколько усиленная переводчиком мысль
оригинала, что Полиник имеет право вернуть себе силой отобранную у него
часть отцовского наследства (ср. ст. 154 сл., 491 - 493,547 - 551). В этой
части характеристика Полиника у Еврипида особенно резко расходится с
эсхиловской, где для. Полиника нет никакого оправдания (см. "Семеро против
Фив", ст. 580 - 583:
Ужель богам любезен этот подвиг твой,
Иль у потомков хочешь ты прославиться,
Разрушив отчий город и родных богов
Во власть отдавши войску чужеземному?).
Ст. 294. Свой я закон храню... - Простираться ниц перед царями греки
считали обычаем "варваров", а не свободных эллинов.
Ст. 331 сл. ...Зарезаться он порывался... - Деталь, совершенно не
известная из других источников.
Ст. 368. Гимнасий - место для физических упражнений.
Ст. 391. Речей... свободных он лишен. - Деталь из афинской жизни V в.:
неотъемлемым правом гражданина считалась свобода слова.
Ст. 409. Оракул был от Локсия царю - Адрасту. Локсий - культовое имя
Аполлона.
Ст. 449. Повзводно - модернизм переводчика: Этеокл расставляет в боевом
порядке отряды фиванских воинов.
Ст. 469 - 525. В оригинале речи Полиника и Этеокла точно равны по
объему - еще один пример тщательно обработанного агона (см. примеч. к
"Гекубе", ст. 1132 - 1182, 1187-1237).
Ст. 561 - 567,571 - 577. Иокаста адресует обоим братьям упреки, которые
в "Семерых..." Эсхила, ст. 580 - 586, обращены только к Полинику.
Ст. 588 - 637. Диалог в трохеических тетраметрах, которые переводчик
снабжает чуждой оригиналу рифмой. Ср. "Ифигения в Тавриде", ст. 1202 - 1221.
Ст. 606. Стены братьев белоконных - Амфиона и Зета.
Ст. 614. Перевод весьма приблизительный. В оригинале на слова Полиника
("Не беспокойся, я ухожу! Прощай, мать!") Этеокл отвечает только: "Уходи из
города!"
Ст. 636 сл. ...недаром был ты назван Полиником... - Имя "Полиник"
разлагается по-гречески на две составные части: poly - "много" и neikos -
"вражда", "брань" (см. также ст. 1494 сл.).
Ст. 640. Поля Аонийские - название Беотии по имени ее древнейшего
населения - аонийцев.
Ст. 650 сл. ...плюща зеленые кудри... - По одной легенде, когда дворец
Кадма загорелся от перунов Зевса, из-под земли пробился плющ, чтобы оградить
от опасности младенца Диониса. Плющ являлся непременным атрибутом культа
Диониса на протяжении всей античности. Эвий - культовое наименование
Диониса.
Ст. 685. ...соименных богинь... - В оригинале: "двуименных богинь" - не
вполне ясный эпитет; может быть, это просто поэтический эквивалент
числительного "две".
Ст. 690. Сына Менекея - Креонта (см. вступит, заметку).
Ст. 733. Колесами их лагерь обнесен. - Неясный перевод. Смысл
оригинала: "Но и их войско защищено стеной колесниц", т. е. и у аргосцев
есть хорошая конница, способная отразить кавалерийский набег.
Ст. 739. Перевод произвольный. Точнее:
"Вести врагов на штурм семи ворот".
Ст. 759 сл. С сестрой моей его я сговорил... - Так как слепой Эдип не
идет в счет, право распоряжаться судьбой сестры получает в соответствии с
афинскими законами ее брат.
Ст. 774 - 777. Последний мой приказ... - Сознательное изменение мифа по
сравнению с традиционным вариантом, принятым у Софокла: там Креонт отдал
распоряжение бросить тело Полиника без погребения.
Ст. 793. Бромий - культовое имя Диониса.
Ст. 805. ...С пронизанной златом пяткой? - Младенцу Эдипу, прежде чем
бросить его в горах, прокололи золотой булавкой сухожилия у лодыжки (см. ст.
26 сл.).
Ст. 806. Крылатая дева - Сфинкс.
Ст. 822. Первую славу отчизне. - В подлиннике о земнородных спартах
сказано двусмысленнее: "прекраснейший позор Фивам".
Ст. 838 - 840. ...записи гаданий... - Речь идет, конечно, не о
каких-либо прочитанных Тиресием священных текстах, а о записи
предзнаменований, которые он извлек из полета и криков птиц (см. примеч. к
"Ипполиту", ст. 1058).
Ст. 854 - 857. ...С царем фракийским... - Ошибка Анненского. Имеется в
виду Евмолп, элевсинский царь. Согласно древнему аттическому преданию, он
пошел войной на афинян (Кекропидов - по имени их первого царя), но потерпел
поражение, а сын его был убит афинским царем Эрехтеем; последний, чтобы
одержать победу, должен был принести в жертву собственную дочь. Это предание
Еврипид использовал в несохранившейся трагедии "Эрехтей".
Ст. 931 - 952. Так как хор совсем недавно пел о свадьбе Кадма с
Гармонией, то ясно, что Apec давно примирился с его родом, и мотив
искупления человеческой кровью крови убитого дракона привлечен здесь
Еврипидом только для того, чтобы обосновать жертвоприношение Менекея.
Возможно, и весь этот эпизод - нововведение Еврипида.
Ст. 983. Феспрот - область в Эпире (северо-западная Греция), где
находился додонский храм Зевса, покровителя молящих о защите. Естественно,
что Креонт стремится укрыть сына в далеком от Фив святилище Зевса, а не в
близлежащем дельфийском храме Аполлона, который сам являлся покровителем
прорицателей.
Ст. 988 сл. Без матери остался я... - Этими стихами отклоняется вариант
мифа, принятый Софоклом в "Антигоне", где жена Креонта кончает жизнь
самоубийством, узнав о смерти своего единственного сына Гемона.
Ст. 1019 - 1042. По Гесиоду ("Теогония", ст. 298 сл., 326 сл.), Сфинкс
родилась от брака чудовищной Ехидны (полуженщины, полузмеи) и не менее
чудовищного Тифона. Следует обратить внимание, что здесь, как и в ст. 806 -
810, Сфинкс изображена как женское чудовище, прилетающее время от времени в
Фивы и уносящее в своих когтях очередную жертву, в то время как более
традиционное представление рисует ее сидящей на скале по дороге в Фивы в
ожидании проходящего мимо нее путника.
Ст. 1104 - 1140. Еврипид дает достаточно подробную диспозицию
нападающих, называя шесть из семи фиванских ворот: Неитские (на восточной
стороне), Претовы (на северо-востоке), Крены (т. е. у Источника, - на
севере), Огигии (в переводе: "Старые", - на юге), Электрины (на юго-востоке)
и Гомоловы (местонахождение неизвестно, может быть, на юго-западной
стороне).
Ст. 1124. Потнийскими конями Ныл украшен - легендарные кони царя Главка
из беотийского города Погний; Главк кормил своих коней человеческим мясом.
Ст. 1147. Гимнеты - легковооруженные воины.
Ст. 1162. Менала дочь - Аталанта (см. примеч. к ст. 150).
Ст. 1335 - 1339. В оригинале - трохеические тетраметры, которыми
Анненский переводит только два средних стиха.
Ст. 1365. Ты помоги мне, Гера... - Полиник обращается к Гере как
наиболее почитаемой богине аргосцев (см. примеч. к "Электре", ст. 171 -
174).
Ст. 1480 - 1484. В оригинале - анапестические диметры.
Ст. 1485. Я румяных щек не таила... - Потрясенная горем Антигона не
соблюдает обычая, предписывающего девушке выходить на люди с лицом, закрытым
фатой.
Ст. 1677. Данаидой, т. е. мужеубийцей: пятьдесят сестер-данаид,
насильно выданных за своих двоюродных братьев, умертвили их в брачную ночь;
только одна пожалела мужа, и от них пошел род аргосских царей (ассоциация с
сюжетом "Финикиянок").
Ст. 1737 - 1766 большинство исследователей считают неподлинными.
В.Н. Ярхо