Главная » Книги

Диль Шарль Мишель - Основные проблемы византийской истории, Страница 7

Диль Шарль Мишель - Основные проблемы византийской истории


1 2 3 4 5 6 7

ковым слоем, покрывающим стены византийских церквей, преобразованных в мечети, можно найти мозаики и памятники живописи. В этом направлении в Кахриэ-Джами, Вефа-Джами и особенно в св. Софии уже сделаны открытия, оправдывающие надежды исследователей и побуждающие к новым поискам. С другой стороны, в церквах Сербии и Македонии сохранились фрески XIV и XV вв., представляющие исключительный интерес для изучения последнего возрождения византийского искусства; однако до настоящего времени они изданы лишь частично. Надо надеяться, что Милле (Millet) не замедлит познакомить нас с результатами его пяти или {176} шести экспедиций в Югославию. Наконец, многие неизданные рукописи ожидают опубликования украшающих их миниатюр. В качестве примера можно привести недавнюю публикацию сирийской рукописи XIII в., принадлежащей Ватиканской библиотеке. Это издание показывает, чего может ждать история византийского искусства от подобных публикаций. Но больше всего заслуживают внимания общие проблемы, вокруг которых еще и сейчас ведутся оживленные дискуссии. В течение долгого времени говорили, что византийское искусство было лишь продолжением и упадком римского. В произведшей сенсацию книге "Orient oder Rom" Стржиговский показал, что византийское искусство более обязано Востоку, чем Риму. Но это слово "Восток" носит слишком общий и расплывчатый характер. Есть греческий Восток, традиция классического искусства Греции, влияние которого на византийское искусство было велико, а в некоторые моменты всесильно. С другой стороны, есть Восток Сирии, Месопотамии, Персии, который оказывал не меньшее влияние на происхождение и развитие византийского искусства. От соединения этих двух элементов и родилось византийское искусство, и в различные эпохи преобладало то или другое из этих влияний. Необходимо точно установить, чем обязаны византийские памятники классическому греческому искусству и чем сирийскому, и какие различные формы в обоих случаях принимают эти памятники. Чтобы составить себе об этом представление, достаточно изучить живопись, украшающую церкви, расположенные в скалистых торах Каппадокии, и тогда станет ясно, что наиболее древние из них происходят из Сирии, а более новые испытывают влияиие Константинополя, все возрастающее в Малой Азии. Все это имеет большое значение для определения происхождения и различных форм византийского искусства. {177}
   Имеются и другие не менее важные проблемы. Интересно было бы определить отношения между богатым и оригинальным искусством Армении и искусством Византии, установить, чем Византия обязана Армении, и, наоборот, какое влияние она оказала на армянское искусство. Много исследований еще придется провести по изучению византийской иконографии и ее последовательного развития. Надо изучить трудный вопрос об иконах, особенно усложненный отсутствием определенных данных для их датировки. Можно было бы умножить эти примеры, но и приведенных достаточно, чтобы показать разнообразие исследований, которые необходимо предпринять в области истории искусства. Для исследователей это необычайно интересный и привлекательный объект изучения. Предложенных здесь кратких указаний достаточно, чтобы пополнить список актуальных проблем византийской истории и показать, чего мы можем ожидать от внимательного изучения этой великой исчезнувшей культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В течение своего тысячелетнего существования Византийской империи пришлось решать немало проблем, имевших для нее жизненно важное значение. Некоторым из этих проблем Византия сумела найти удовлетворительные решения, составлявшие основу ее величия. Другие были решены менее удачно, особенно социальная и аграрная проблемы, и это было одной из серьезных причин упадка империи. С другой стороны, разложение военной организации, долго стоявшей на высоком уровне, но постепенно ослабевшей, постоянные финансовые трудности и непрерывная безудержная борьба честолюбий тоже способствовали ее падению. Нельзя забывать, что церковный раскол, разделявший Византию и Рим, породил на Западе много предубеж-{178}дений и ненависти против империи. В последние века своего существования империя столкнулась с более молодыми и деятельными народами, стремившимися ? гегемонии - болгарами, сербами, турками, венецианцами, генуэзцами, - с которыми она была не в силах бороться. Несмотря на эти трудности и недостатки, являвшиеся их причиной, Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие ее народы. Оставшиеся от нее памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место. И может быть, те, кто прочтет эту маленькую книжку, поймут, вопреки предрассудкам, еще существующим по отношению к этому исчезнувшему миру, почему именно это место было заслужено Византией. {179}

БИБЛИОГРАФИЯ

ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ

   Diehl, Histoire de ľempire byzantin, Paris, 1919, новое пересмотренное издание, 1934.
   Norman Baynes, The Byzantine Empire, London, 1925.
   Васильев,История Византии, Ленинград, 1925.
   Jorga, Histoire de la vie byzantine, Bucarest, 1933, 3 vol.
   Diehl, Histoire de ľempire byzantin (395-1081) (Histoire du moyen âge, v. III), Paris, 1936.
   Bailly, Byzance, Paris, 1939.
   Ostrogorsky, Geschichte des Byzantinischen Staates, München, 1940.
   Diehl, Byzance, grandeur et décadence, Paris, 1919.
   Cambridge medieval history, t. II, IV, London, 1913, 1923.

МОНОГРАФИИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИИ

   Bury, A history of the later Roman empire from Arcadius to Irene, London, 1889, 2 vol., второе издание, более распространенное и останавливающееся на смерти Юстиниана, вышло в 2 томах в 1923 году.
   Diehl, Justinien et la civilisation byzantine au VI-e siècle, Paris, 1901.
   Diehl, Théodora, Paris, 1904, 2 éd. 1937.
   Bréhier, La querelle des images, Paris, 1904.
   Lombard, Constantin V, empereur des Romains, Paris, 1902.
   Вury, A history of the Eastern Roman empire from the fall of Irene to the accession of Basil I, London, 1912.
   Васильев, Византия и арабы, политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии, Петербург, 1900, французский перевод, переработанный автором -
   Vasiliev, Byzance et les Arabes, v. I, la dynastie ?Amorium (820-867), Bruxelles, 1935.
   Dvornik, Les Slaves, Byzance et Rome au IX-e siècle, Paris, 1926.
   Vogt, Basile I, Paris, 1908.
   Rambaud, ľempire grec au X siècle, Paris, 1870,
   Schlumberger, Nicéphore Phocas, Paris, 1890.
   Schlumberger, ľépopée byzantine à la fin du X siècle (969-1057), Paris, 1896-1905, 3 vol.
   Neumann. Die Weltstellung des byzantinischen Reiches vor den Kreuzzügen, Leipzig, 1894, французский перевод Paris, 1905.
   Chalandon, Essai sur le règne ?Alexis I Comnène, Paris, 1900.
   Сhalandon, Jean II Comnène et Manuel Comnène, Paris, 1912.
   Luchaire, Innocent III, la question ?Orient, Paris, 1907.
   Schlumberger, Le siège, la prise et la sac de Constantinople par les Turcs en 1453, Paris, 1914.
   Diehl, Figures byzantines, 2 vol., Paris, 1906, 1908.
   Diehl, Venise, une république patricienne, Paris. 1915.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

   Pargoire, ľEglise byzantine (527-843), Paris, 1905.
   Histoire de ľEglise, под редакцией A. Fliche et V. Martin: v. IV (Labriolle et Bréhier), Paris, 1937; v. V (Bréhier), Paris, 1938; v. VI (Amann), Paris, 1937; v. VII (Amann et Dumas), Paris, 1940.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

   Runciman, Byzantine civilisation, London 1932, французский перевод, Paris, 1934.
   Turchi, La civiltà bizantina, Turin, 1915.
   Krumbacher, Geschichte der Byzantinischni Literatur, 2 Aus., München, 1897.
   Dieh1, Manuel ?art byzantin, 2 éd., Paris, 1925-1926. 2 vol.
   Diehl, La peinture byzantine, Paris, 1933.
   Bréhier, ľart byzantin, Paris, 1924.
   Millet, ľart byzantin (Histoire de ľart ?André Michel, Paris, v. I, 1905, III, 1908).
   Diehl, Constantinople, 2 éd., Paris, 1935.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа