"Аполлонъ", No 11, 1910
Зимн³й сезонъ начался у насъ незамѣтно, буднично. Правда, больш³я концертныя учрежден³я еще не функц³онируютъ, но то, что дали оперные театры, совсѣмъ незначительно по сравнен³ю съ предыдущимъ сезономъ. Быть можетъ, та блеклость красокъ, которой отличается начало сезона, въ значительной мѣрѣ оттѣнена яркостью и содержательностью лѣтняго симфоническаго сезона, закончившагося наканунѣ цѣлой сер³ей зимнихъ открыт³й. Симфоническ³е концерты, устраивавш³еся истекшимъ лѣтомъ въ Сокольникахъ, не безъ основан³я разсматриваются здѣсь, какъ музыкально-художественное явлен³е крупнаго значен³я. Концерты въ Сокольникахъ устраивались и въ прежн³е годы, но частными предпринимателями, и неизмѣнно завершались крахомъ, и матер³альнымъ,и художественнымъ. Въ этомъ году организац³ю концертовъ взяла на себя городская управа, поручивъ завѣдыван³е ими гласному думы M. M. Кожевникову, въ недавнемъ прошломъ небезызвѣстному оперному антрепренеру. Такимъ образомъ, художественное предпр³ят³е основалось на прочномъ матер³альномъ фундаментѣ, что, безъ сомнѣн³я, отразилось на солидности и обезпеченности дѣла. Передавъ концерты въ вѣдѣн³е г. Кожевникова, управа совершенно не вмѣшивалась въ ихъ внутреннюю жизнь, а г. Кожевниковъ, обнаруживъ выдающ³яся административныя способности, проявилъ еще болѣе цѣнное въ его положен³и качество: умѣн³е любовно и бережно относиться ко всѣмъ замысламъ и начинан³ямъ дирижеровъ. Была достигнута полная гармон³я въ сложномъ механизмѣ организац³и концертовъ, и результаты оказались блестящими. Концерты въ Сокольникахъ достигли въ этомъ году небывалаго развит³я. Благодаря счастливому выбору дирижера (молодой, блестяще одаренный музыкантъ г. Сараджевъ), исполнен³е большею частью стояло на высокомъ уровнѣ, а программы концертовъ отличались такой содержательностью и свѣжестью, какимъ могло бы позавидовать любое изъ музыкальныхъ учрежден³й Москвы.
Избѣгая всего затасканнаго и шаблоннаго, г. Сараджевъ сумѣлъ среди стараго найти малоизвѣстное, или совсѣмъ здѣсь не исполнявшееся, и удѣлилъ много мѣста современной музыкѣ. Въ ряду образцовъ послѣдней нужно отмѣтить прежде всего "Rondes de printemps" - симфоническую пьесу изъ новаго оркестроваго цикла Клода Дебюсси "Images". Утренней свѣжестью, радостью весны овѣяна эта благоуханная музыка. И какая аристократическая сдержанность въ проявлен³и мощи и жизнерадостности, как³я чары изящества и грац³и въ инструментовкѣ! Дебюсси болѣе ранняго пер³ода былъ представленъ (кромѣ извѣстнаго здѣсь "Фавна") еще двумя отрывками изъ юношеской кантаты его "Блудный сынъ". По нимъ судишь, какъ естественно и органически развивался этотъ замѣчательный талантъ. Въ ар³и Л³и, несмотря на слѣды вл³ян³я Делиба, будущ³й Дебюсси осязательно чувствуется не только въ гармонической свѣжести окружающей голосъ ткани, но и въ живой, естественной текучести мелод³и. Симфоническ³й отрывокъ изъ этой кантаты сразу вводитъ слушателя въ царство утонченной оркестровой звучности французскаго мастера и показываетъ, что и начинающ³й Дебюсси былъ закованъ въ броню непримиримаго отвращен³я къ грубымъ эффектамъ инструментовки. Нельзя упрекнуть въ стремлен³и къ подобнымъ эффектамъ Поля Дюка, но въ его музыкѣ эмоц³я на второмъ планѣ, а впереди холодный блескъ остроум³я и изобрѣтательности. "Ученика чародѣя" мы слышали много разъ, но антрактъ изъ "Ар³анны" до г. Сараджева въ Москвѣ не исполняли. Чтобы покончить съ французами, отмѣтимъ исполнен³е фантаз³и для скрипки съ оркестромъ г. Анри Фортера, питомца парижской консерватор³и, поселившагося теперь въ Москвѣ. Это - несомнѣнное и симпатичное дарован³е, воспитанное на достижен³яхъ ново-французской школы. А. Фортеръ убѣжденный врагъ классической формы, но его отлично инструментованная фантаз³я показываетъ, что авторъ, подобно ученику чародѣя, не всегда въ силахъ совладать съ вызванными имъ духами.
Изъ другихъ новинокъ иностранной литературы заслуживаютъ упоминан³я: уже исполнявшаяся въ Петербургѣ красочная, но немного шумливая рапсод³я "Каталон³я" покойнаго Альбэница и симфоническая поэма "Смерть Тэнтажиля", совершенно неизвѣстнаго въ Росс³и американскаго композитора Ш. М. Лёфлера. Нынѣ американск³й гражданинъ, Лёфлеръ родился и учился во Франц³и. Поэтому его нельзя разсматривать, какъ члена небольшой группы американской молодежи, стремящейся создать нац³ональную школу, вдохновляясь родниками индѣйскаго народнаго творчества. Пр³емами письма и общимъ складомъ музыки онъ ближе къ французамъ (но безъ смѣлости и силы Дебюсси и Равеля), хотя не избѣгнулъ также и русскаго вл³ян³я (Римск³й-Корсаковъ). Его поэма красива и благородна по музыкѣ, колоритно ииструментована, но въ ней почти нѣтъ соотвѣтств³я тѣмъ тончайшимъ и трепетнымъ переживан³ямъ, изъ которыхъ соткана драма Матерлинка (счастливое исключен³е - соло эпизодически появляющейся въ оркестрѣ viole d'amour).
Среди русскихъ новинокъ: - изящная по музыкѣ и архитектонически стройная поэма Г. Конюса "Лѣсъ шумитъ", выдержанная по настроен³ю и стилю фантаз³я,-"Сновидѣн³я" Вл. Метцля, новая для Москвы вторая симфон³я А. К. Глазунова и "Картинки къ сказкѣ о золотомъ пѣтушкѣ" Н. А. Римскаго-Корсакова (сюита, составленная А. Глазуновымъ и М. Штейнбергомъ).
Я уже говорилъ, что общ³й уровень исполнен³я въ Сокольникахъ былъ высокимъ. Но особенно заслуживаетъ быть подчеркнутымъ исполнен³е г. Сараджевымъ второй симфон³и Скрябина. Даже послѣ прекраснаго исполнен³я этой симфон³и г. Сафоновымъ (1902 г.), передача г. Сараджева увлекала глубиной, силой темперамента, филигранностью отдѣлки и необыкновенной остротой, съ которой дирижеръ схватывалъ и передавалъ оркестру и слушателямъ все то, что составляетъ сущность скрябинскаго ген³я. Очень удалась еще г. Сараджеву программа перваго вагнеровскаго концерта, въ которомъ, между прочимъ, шли два большихъ отрывка изъ неисполнявшагося до сихъ поръ въ Москвѣ второго акта "Тристана и Изольды".
Кромѣ г. Сараджева, въ сокольничьихъ концертахъ выступали и случайные дирижеры гастролеры, среди которыхъ надо отлѵбтить г. Померанцева и г. А. Метнера (брата композитора).
Городск³е симфоническ³е концерты, такъ удачно начатые истекшимъ лѣтомъ, съ будущаго года предположено развернуть еще шире. Для этой цѣли, по предложен³ю гласнаго Кожевникова, управа пр³обрѣтаетъ прекрасное здан³е театра "Буффъ", въ которомъ концерты будутъ даваться и зимою. Такимъ образомъ, съ будущаго сезона Москва будетъ обладать новымъ крупнымъ концертнымъ предпр³ят³емъ, которое будетъ функц³онировать круглый годъ, лѣтомъ - въ Сокольникахъ, зимой - въ городскомъ театрѣ.
Оперный сезонъ открылся уже давно, но новинокъ пока дано совсѣмъ немного. Если не считать уже ставившейся въ Москвѣ ген³альной "Хованщины" Мусоргскаго (возобновлена въ оперной антрепризѣ г. Зимина) и другихъ возобновлен³й ("Гугеноты" въ Большомъ театрѣ, "Богема" у Зимина, "Дубровск³й" въ Народномъ
Домѣ), то до настоящаго времени дана только одна новинка - пресловутая опера Ж. Нугэса "Quo vadis".
Эта послѣдняя пользуется здѣсь большимъ успѣхомъ и даетъ г. Зимину полные сборы. Въ послѣднемъ, повидимому, все значен³е этой обстановочной феер³и. Партитура Нугэса ни только не оригинальна, но просто банальна, изобличая въ авторѣ очевиднаго угодника вкусу наименѣе культурныхъ слоевъ публики, ничѣмъ не пренебрегающаго для достижен³я успѣха и пользующагося для этой цѣли давно испытанными, надежными трафаретами. "Разжиженный Маснэ", съ вялой и блѣдной мелодикой, технически немощный, но ловко приспособленный къ элементарнымъ требован³ямъ сцены - вотъ что представляетъ изъ себя г. Нугэсъ, нынѣ пожинающ³й лавры въ Москвѣ. Но даже широкая публика, наполняющая сейчасъ театръ г. Зимина, хорошо сознаетъ, что на "Quo vadis" ее влечетъ только эффектное зрѣлище, рядъ пышныхъ картинъ, ловко скомпанованныхъ либретистомъ Анри Кэномъ.
Вообще, ближайшее будущее московскихъ оперныхъ театровъ не сулитъ намъ ничего значительнаго. Только конецъ сезона принесетъ постановку "Гибели боговъ", обѣщанную Большимъ театромъ.