div align="justify"> Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010417.htm
Арапов (Пимен Николаевич) - драматический писатель и летописец русского театра; родился в 1796 году в Пензенской губернии в богатой дворянской семье, воспитывался в "благородном пансионе" при Московском университете; в 1817 году поступил в Преображенский полк, но вскоре вышел в отставку и начал служить по гражданскому ведомству, поступив в канцелярию сибирского генерал-губернатора; впоследствии был вице-губернатором в Саратове и Новгороде. Ученик В.В. Измайлова и друг Катенина , Арапов с раннего возраста страстно любил театр, для которого много сделал. Первые его произведения печатались в московском "Вестнике Европы". Состоя при московском генерал-губернаторе секретарем по управлению театрами, он неустанно работал, переводя и сочиняя пьесы, которые игрались на сценах московского и петербургского театров. Всех его пьес до 20-ти; из них имели успех: "Польдер, или Амстердамский палач", драма "Блаженин", комедии-водевили: "Статья из газет", "Прихотник без денег", "Медведь и Паша", "Ватель", "Одушевленные цветы", "Чертов колпак", "Лизанька" (актриса Сандунова) и "Секретарь и повар"; многие его пьесы игрались по рукописям, некоторые не без успеха, как например "Вертеп", "Демьянова уха", "Пик-асьет", "Волшебное стекло" и другие. В 1830 году издал альманах "Радуга", в 1850 году "Драматический альбом" с 20-ю портретами русских артистов, снимками со старинных афиш и редких рукописей, относящихся к театру (Москва), биографиями артистов и историческим очерком усовершенствования русского театра, и в Париже "Драматический букет" - собрание портретов русских актрис. А. был сотрудником "Северной пчелы" в отделе театра. Капитальный труд, полнее которого нет в нашей театральной литературе - "Летопись русского театра", издан после смерти его (СПб., 1861) и представляет в хронологическом порядке обзор того, что делалось на русской сцене до 26 ноября 1825 года; труд этот дает А. право на звание первого летописца русского театра. Умер 23 марта 1861 года в Петербурге и похоронен на кладбище Невской лавры.
Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/5169/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2,
Арапов, Пимен Николаевич
- драматический писатель и историк русского театра, д. с. с., род. в 1796 г., в Пензенской губ., ум, 23-го марта 1861 г., в С.-Петербурге. Свою литературную деятельность Арапов начал еще в благородном пансионе при Московском университете (куда перешел из пансиона В. В. Измайлова), переведя в 1810 г. повесть с немецкого "Тильзитский мир". Через три года после этого появилась другая переводная, также с немецкого, повесть "Смерть Карла первого, короля английского", а в 1814 г. - оригинальная стихотворная шутка: "Моя жертва Наполеону: Кривой коршун и Кузнецкий мост". В том же году Арапов поступил в Московский университет по словесному отделению, а в 1817 г. определился юнкером в Преображенский полк, где близко сошелся с поручиком Катениным, так же любившим театр, как и Арапов. Знакомства и сближение с другими писателями начались у Арапова со времени его перехода в кавалергардский полк: служа здесь, он играл на домашних театрах: в Москве - у князя И. М. Долгорукова, в С.-Петербурге - у князя А. А. Шаховского и Загоскина. В журналах "Благонамеренный" Измайлова и "Сын Отечества" Арапов писал в то же время небольшие статьи и был избран в члены петербургского "общества любителей российской словесности и соревнователей просвещения и благотворения". Оставив, по совету Сперанского, военную службу, Арапов служил при нем, некоторое время в канцелярии сибирского генерал-губернатора, а затем перешел в канцелярию генерал-губернатора московского, причем состоял секретарем его по управлению местными театрами. Это было в начале двадцатых годов, когда Арапов начал писать и переводить водевили и легкие комедии, которые игрались с успехом в Петербурге и Москве. Всех оригинальных и переводных пьес Арапова, появившихся в период времени с 1822 по 1858 год, более 20-ти; значительная часть их относится к двадцатым годам. Из оригинальных пьес напечатаны только четыре: водевиль в одном действии "Статья из газет" (1822): комедия в одном действии, в стихах, "Господин Блажнин, или старый друг лучше новых двух" (1826); водевиль "Репетиция на станции" (1845) и комедия "Лизанька" с портретом Сандуновой (1858); остальные оригинальные пьесы Арапова, как, например: "Чортов колпачек" (написан для В. H. Асенковой), "Демьянова уха", "Вертеп", "Волшебное стекло", "Пикасьет", - с успехом игрались на сцене, но напечатаны не были. Из переводных пьес Арапова (все с французского - Скриба, Лафонтена, и др.) напечатаны: четыре водевиля - "Прихотник без денег, или Искатель обедов", "Медведь и Паша", "Секретарь и повар", "Ватель, или Потомок великого человека"; две комедии - "Г-жи Сельмины, или Муж, жена и вдова" и "Одушевленные цветы и мечтатель" и одна романтическая мелодрама в трех действиях - "Польдер, амстердамский палач". Много потрудившись для театра, Арапов наголову писал о нем и еще больше издал ценных материалов по его истории в России. Так, в 1830 г. он издал литературно-музыкальный альбом "Радуга"; в 1850 - "Драматический альбом", с 20-ю биографиями и портретами русских артистов, снимками со старинных афиш и редких рукописей, относящихся к театру, со своим очерком постепенного развития русского театра и своей пьесой - "Квартира в московской гостинице"; во время заграничного путешествия в конце пятидесятых годов он присылал заметки в "Северную Пчелу" о театрах: парижском, лондонском, брюссельском и берлинском, а в Париже издал "Драматический букет" - собрание портретов русских актрис и танцовщиц и два большие листа портретов актеров Александринской сцены. В последние годы своей жизни Арапов, служа (с 1856 г.) чиновником особых поручений при министре Двора (до того времени, с 1839 по 1841 год он был вице-губернатором в Саратове и Новгороде, а затем состоял при министерстве внутренних дел), работал над своим главным трудом - "Летописью русского театра", которая вышла в год смерти автора (1861) и в которой можно почерпнуть сведения о судьбах русского театра с возникновения драматических зрелищ до царствования Николая I. Особенно ценны в "Летописи" главы, посвященные театру, начиная с 1794 года: с этого времени автор дает совершенно новый материал, извлеченный частью из собственных наблюдений и записок, веденных Араповым с 1814 года, а частью из "дневных журналов" актера А. В. Каратыгина, отмечавшего ежедневно, в течение 36 лет (1794-1832), все происходившее на русской сцене.
"Энцикл. Словарь, сост. русск. учен. и литер.", т. V, стр. 241-242 (статья В. Р. Зотова). - "Северная Пчела" 1861 г., No 68. - "Русский Инвалид" 1861 г., No 69. - С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. I, стр. 723-725. - Адрес-календари разных годов. - Предисловие Арапова к его "Летописи русского театра".
С. Тр.
{Половцов}