gn="justify"> Хор
Первое полухорие
Тихой отрады полна,
Грудь не дрожит от рыданий,
И за волною волна
В ней улеглася страданий...
Бога ль, немого луча ль
Сердце мелодию слышит,
Благословенна печаль,
Если прощением дышит.
Второе полухорие
Нет, задушить не могу
В сердце я странной тревоги:
Там, у костра, на лугу
Что-то готовят нам боги:
Взмахи мне чудятся рук,
Полные смерти ланиты.
Нити безумья и мук
В узел таинственный свиты.
Корифей
Постой... Там вопли...
Первый парастат
Его хоронят -
Как хочешь, чтоб не плакали?
Второй парастат
О нет...
Нет - это страха
Прикосновенье
К устам и сердцу.
Корифей
Быть может, ветер
Завыл в костре.
Второй парастат
О нет, то ужас
Из сердца выжал не стон... а визг...
Корифей
Постойте... ближе... Уж голоса...
Я различаю...
Первый голос
(за сценой)
Раскидывай костер!..
Корифей
Зачем костер
Раскидывать?.. О тяжкое сомненье!
Акаст
О боги... дочь моя... Спасайте дочь...
Сильный порыв ветра.
Голоса
Воды сюда!
Рабыни, прочь!
Пожар
Не сделайте!
Дружнее...
Занялося
Еще сильней...
Не выхватить...
Крики, вопли, гул.
На сцену выходит Акаст, сразу дряхлый старик, одежда
разорвана, лицо и волосы опаленные.
Корифей
О царь Акаст! Где дочь твоя?
Акаст
Она
Себя сожгла... О ужас... Молча... Молча,
Как черная овца, она в костер
За мужем прыгнула... Удар веслом безумья,
А слезы ведь текли у ней из глаз
И с молоком мешались в чаше медной...
Иль боги ей велели?.. Нет... Зачем
Тревожить их?.. Угодна ль жертва даже,
Как знать?.. Как знать теперь? И примиренной
Иль с язвою в душе она от нас
Ушла?.. Мы не узнаем.
Расходитесь...
Что стали там?.. Зачем глядите вы
На старика безумного? Заразы
Его греховной бойтесь.
Корифей
Да, Акаст,
Твоей руки прикосновенье было
Грубей зимы... Пусть бог тебя простит,
Но кто любил покойную... тем страшно
И тягостно лицо твое... И сам
Теперь Гефест божественный в твой остов
Вдохнуть не мог бы пламени. В тебе
От старости обуглился и факел.
Акаст
Да, женщина! Не надо ран моих
Тебе щадить... И сладки мне укоры,
Коль что-нибудь отрадное еще
Под солнцем быть Акасту может... Спросят,
Зачем за ней я не ушел? Кому
Еще нужна сухая трость и этот
Согнувшийся старик?.. Увы!
Могилы я боюсь, чем ближе к черной...
А муки что? Умеют уверять
Они еще сердца: от жизни будто
Остался след... и в пепле сером... Вы,
О граждане Филаки... Этот дом
И царство все сейчас возьмете... Ветки
От дерева усохшего искать
Не будете, я знаю... Но позвольте
Оплакать мне усопшую... в ее
Оставленном чертоге... Пусть отрадой
Последнею терзаюсь я, что жив
Над памятью сгоревшего ребенка.
Уходит в дом. Со сцены все расходятся.
Хор
Если нить у слепой развилась,
Ей не свиться, как раньше, вовеки, -
Но на белый и нежный атлас
Вы зачем же струитесь из глаз
По ланитам, горячие реки?
Если дума плечам тяжела,
Точно бремя лесистое Эты, -
Лунной ночью ты, сердцу мила,
О мечты золотая _игла_, -
А безумье прославят поэты.
Лето 1902
Впервые появилась в сб. "Северная речь", СПб, 1906 г. Но окончена была
гораздо раньше - 13 июня 1902 года, о чем Анненский сообщал в письме к А. В.
Бородиной от 14 июня того же года.
Чуть позже на тот же сюжет были написаны трагедии Ф. К. Сологуба "Дар
мудрых пчел" (1907) и В. Я. Брюсова "Протесилай-умерший" (1913). Причем
Сологуб обратился к теме этого мифа параллельно и вне зависимости от
Анненского. На этой почве между двумя поэтами даже возник определенный
конфликт.
Эпиграф - из книги Овидия "Героиды", послание 13, стих 108.
Предисловие. Фессалийская Ленора - намек на некоторое сюжетное сходство
между мифом о Лаодамии и балладой немецкого поэта Г.-А. Бюргера (1747-1794)
"Ленора", трижды переложенной В. А. Жуковским на русский язык - "Людмила",
"Светлана", "Ленора". Каталог кораблей - так условно называется та часть II
песни "Илиады" Гомера, где перечисляются участники похода Трои и их корабли.
Лукиан (ок. 120-180 гг.) - греческий писатель. С. Выспянский (1869-1907) -
польский драматург.
Действие первое.
Кинеи - шапки меховые или кожаные.
Явление второе. Ида - гора над равниной Трои; Еврот - река на
полуострове Пелопоннес.
Явление третье. Триэра - судно с тремя ярусами весел; Авлида - гавань,
откуда корабли отплыли в Трою; Атрид - т. е. Агамемнон; Калхант - жрец и
прорицатель.
Действие второе.
Явление шестое. Медная стена, медные двери - стена и двери Аида,
загробного царства.
Действие третье.
Явление седьмое. Невинная Кронида - имеется в виду Артемида, дочь Зевса
сына Кроноса.
Явление девятое. Когда коснется трость тебя златая - когда к умершему
прикоснется золотой жезл Гермеса.
Явление одиннадцатое. Тифон - сын троянского царя Лаомедона, получавший
от Зевса дар бессмертия; Айлинон - жалобное причитание.
Действие четвертое.
Явление семнадцатое - Нисса - место, где рос и воспитывался
Дионис-Вакх; Кинамон - ароматическое растение;
Явление восемнадцатое. Фарос - плащ;
Явление девятнадцатое. Парастат - участник хора.
Явление двадцатое. Эта - наивысшая горная вершина в Фессалии (Греция).
С. В. Сучков.