Главная » Книги

Анненский Иннокентий Федорович - Лаодамия, Страница 6

Анненский Иннокентий Федорович - Лаодамия


1 2 3 4 5 6 7 8

v>
   (Губы его шевелятся без звука.)
  
  
  
  
  Лаодамия
  
  
  О, если так мучительно... Не надо.
  
  
  Я буду на тебя глядеть... Глаза
  
  
  Тобою я насыщу... Нет, насытить
  
  
  Нельзя тобою глаз... Когда ж опять
  
  
  Увидимся... Придешь ты?
  
  
   Тень кивает отрицательно.
  
  
  
  
  Лаодамия
  
  
  
  
  
   Нет?.. О Гермий,
  
  
  Еще одну минуту... До него
  
  
  Коснись и дай сказать ему... Покойно ль
  
  
  Ему в чертогах новых?.. Кто с ним?
  
  
  Гермес касается до Протесилая жезлом.
  
  
  
  
  Протесилай

    О...

  
  
  Не шевели ужасных теней... Вечно
  
  
  Я с ними буду... Черви на ногах
  
  
  Людей... Как пауки, и медленны и серы
  
  
  Во всех углах. И серый дом... И ночь...
  
  
  И ночь вокруг, как день без солнца... Губы
  
  
  Беззвучные... Шаги как шорох.
  
  
  
  
  Лаодамия
  
  
  
  
  
  
  Звук
  
  
  Твоих речей ласкает сердце... Там бы
  
  
  Меня узнал, любимый, ты иль нет?
  
  
  Прийти к тебе?
  
  
  
  
  Протесилай
  
  
  
  
  Оплачь меня. Но рук
  
  
  И уст моих не прикасайся больше...
  
  
  Не вижу я, чуть слышу... Сладкий дух...
  
  
  О, дом... о, мир... Побудь со мною, радость.
  
  
  Но день идет... Расходится состав
  
  
  Моих костей.
  
  
  
   (С усилием.)
  
  
  
   Моя Лаодамия...
  
  Гермес снова касается до Протесилая тростью - и он
  
  
   становится недвижим и беззвучен.
  
  
  
  
  Лаодамия
  
  
  
  
  (тихо)
  
  
  Похоронить не дашь его, о бог?
  
  
  
  
  Гермес
  
  
  Совсем дитя ты, кажется... Иль хочешь,
  
  
  Чтоб, не дойдя до дерева, как тень
  
  
  От ветви, он растаял... Вестник утра
  
  
  Уж прокричал...
  
  
  
  
  Идем, товарищ... Ты ж
  
  
  Почти его слезой и возлияньем.
  
  
  Вам, женщинам, отрадна и печаль,
  
  
  Согретая любовью. До свиданья.
  
  
   Протесилай и Гермес скрываются.

    ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

  
  
   Лаодамия, Кормилица и хор.
  
  
  
  
  Лаодамия
  
  
  Ушли... они ушли... Вот и шагов
  
  
  Не слышно уж. И ты с улыбкой бледной
  
  
  Уходишь, ночь, за ними... День и жизнь
  
  
  Сейчас опять начнутся... О, покуда
  
  
  Еще обманы живы, мрак, обвей
  
  
  В чертоге мне глаза и сердце.
  
  
  
  
  
  
   Дева,
  
  
  Помедли выходить... Пускай Тифон,
  
  
  Согрет тобой, еще отрадно дремлет.
  
  
  Счастливому любовью сладок сон.
  
  
   Уходит. За ней Кормилица.

    ТРЕТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНТРАКТ

    1

  
  
  Медленные движения по орхестре.
  
  
  Айлинон... Айлинон... Между колонн
  
  
  
  Тени мешаются, тая.
  
  
  Черен смычок твой, о Феб Аполлон,
  
  
  
  Скрипка зачем золотая?
  
  
  О, для чего же раздумьем, как сон,
  
  
  
  Черным и нежным свита я?
  
  
  Лучше б померкший вокруг небосклон
  
  
  
  Молнии рвали, блистая.
  
  
  Айлинон... Айлинон... между колонн
  
  
  
  Тени мешаются, тая.

    2

  
  
  
   (С мимикой)
  
  
  
   Развейтесь косы.
  
  
  
   Падите, росы
  
  
  
   Из тучи черной!
  
  
  
   Увит цветами,
  
  
  
   Стань лоскутами,
  
  
  
   Вуаль узорный!
  
  
  
   Ты ж, к изголовью
  
  
  
   Залитой кровью
  
  
  
   Прильнув щекою,
  
  
  
   В тоске бесслезной
  
  
  
   И ночью звездной
  
  
  
   Не знай покою.
  
  
  Дай ей забвенья, о Феб Аполлон -
  
  
  
  Думами с нею в дому я...
  
  
  Айлинон... Айлинон! Между колонн
  
  
  
  День или ночь, не пойму я...

    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

    ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

   Из левых дверей дома выходит мальчик-раб, оживленный,
   трудно понять - радостно или печально взволнованный, он
  
  
  
   обращается к хору.
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  О женщины!.. Беда у нас... и срам
  
  
  Неслыханный.
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  
  
  Ты грустно начинаешь...
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  Я каждый день к царице по утрам
  
  
  Ношу цветы и воду, как ты знаешь.
  
  
  Сегодня, роз нарвав, сперва червей
  
  
  Я с листьев снял... Под осень лист узорный...
  
  
  Вхожу в чертог...
  
  
  
  
   Лицо себе обвей,
  
  
  Коль покраснеть боишься. О, позорный,
  
  
  О, горький вид... То и рабу тяжел...
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  Или в покой без спросу ты вошел?
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  Вот то-то нет... Я о себе ударом,
  
  
  Как и всегда, царицу известил,
  
  
  Но до сих пор стоял бы, верно, даром,
  
  
  Когда б сам бог пути не осветил...
  
  
  Оттуда луч к дверной пробился щели,
  
  
  А я к лучу...
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  
  
  И что ж ты увидал?
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  Увитый жезл и розовый фиал
  
  
  . . . . . . . . . . . . . .
  
  
  И не одну царицу на постели.
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  Гекатою клянусь: ты все солгал.
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  С царицею на ложе гость лежал, -
  
  
  Как шишке мне пускай висеть на ели...
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  О, скольких змей лишил ты речью жал...
  
  
  
  
  Мальчик
  
  
  Иль я один... Рабыни подоспели:
  
  
  Спроси рабынь, весь дом перевидал:
  
  
  Увитый жезл и розовый фиал,
  
  
  И не одну царицу на постели...
  
  
  И город, чай, уж вести облетели.
  
  
  
   (Скрывается.)
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  О тяжкое сомненье! Что придумать?
  
  
  Безумия припадок? Может быть,
  
  
  Насилие? Но ризы Диониса?..
  
  
  Она кричать бы стала... Кто же в дом
  
  
  Проникнуть мог? Иль мертвые воскресли?
  
  
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  
  
  Просвет в тяжелой туче... Царь Акаст.

    ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

  
  
  Те же и Акаст с небольшой свитой.
   Он старик седой, но еще довольно бодрый. В трауре, волосы
  
  подрезаны. Вид желчный. Приходит со стороны города.
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  О ранние непрошеные гостьи,
  
  
  Что привело вас к царскому жилью?
  
  
  Позор его иль горе?.. Как огонь,
  
  
  Расходится хула меж вас, но капли
  
  
  Последней из фиала добродетель
  
  
  В устах у женщин медленней... Увы!..
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  О царь Акаст!
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  
  
  Я знаю все... Довольно!
  
  
  Печальным вы не верите вестям,
  
  
  И за богов своих любезных выдать
  
  
  Порой не прочь... Кто в полночь разберет?
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  О, как не прав ты, царь, и как ты... грешен!
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  Моих грехов не замолить тебе,
  
  
  Потатчица... И не утешить сердца
  
  
  Акастова сорочьим языком.

    ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

  
  
  Те же и из левой двери дома Кормилица.
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  Ты, старая рабыня... У отца
  
  
  Ты выросла в его высоком доме.
  
  
  Я доверял тебе. И молоком
  
  
  Вспоила ты... Назвать не смею больше
  
  
  Я дочерью ее... Ту, что теперь
  
  
  Отцовские седины осрамила...
  
  
  Как допустить могла ты?..
  
  
  
  
  Кормилица
  
  
  
  
  
   Господин,
  
  
  Таких чудес мы за ночь насмотрелись...
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  Теперь не ночь, и, отвечая нам,
  
  
  Не спрячешь глаз за ласковым покровом
  
  
  Пособницы-луны, рабыня... Нет...
  
  
  А госпожа твоя еще в постели?
  
  
  Что ж пир ее? За полдень перейдет?
  
  
  И траур ваш? Где ж траур? Иль обрить
  
  
  За целый день рабынь вы не успели?
  
  
  Хоть солнца б постыдилась, коль не глаз...
  
  
  Прочь эту ризу пеструю!
   Рабыни поспешно убирают стан Лаодамии, Кормилица на цыпочках
  
  
  
  прокрадывается в дом.

    ЯВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ

  
  
  
  Те же без Кормилицы.
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  
  
  
   Вы, слуги,
  
  
   У алтаря из елей молодых
  
  
   И лиственниц смолистых и побегов
  
  
   Жасмина - мне устроите костер...
  
  
   Пусть отберут овец и крутобоких
  
  
   Быков, да нож отточат...
  
  
  
   (Простирая руки.)
  
  
  
  
  
  
  О герой,
  
  
   Вдали от дома павший, но его
  
  
   Прославивший от моря и до моря...
  
  
   Прости мне, сын... коль пеною вина,
  
  
   И молоком, и медом в чаше медной
  
  
   Ты не почтен. Рука твоей вдовы
  
  
   В чужой руке. И факел Гименея
  
  
   Преступного, но сладкого, увы!
  
  
   Отрадней ей теперь раздранной ризы
  
  
   И погребальных воплей... О позор!..
  
  
  
  
  Корифей
  
  
   О злой старик... Твой царский суд поспешен,
  
  
   И речь твоя суровая. Но твоей
  
  
   Где ж правоты порука? Это солнце
  Показывается солнце, которое едва поднялось, большое и красное.
  
  
   Я видела отсюда же, когда
  
  
   К багровому оно катилось ложу...
  
  
   Я с места не сходила. Точно был
  
  
   Крылатый здесь. Но я не смею солнцу
  
  
   Сказать, кого с собой он приводил.
  
  
   А весть твоя, Акаст, о новом браке
  
  
   Безумна... Иль молве поверил ты
  
  
   Своих рабов?.. Иль вестник оскорбленный
  
  
   Оклеветал царицу пред тобой?
  
  
   Я слышала рассказ мальчишки. Странен,
  
  
   Конечно, он. Но правда где-то... глубже,
  
  
   И дочь твоя светлее солнца, царь...
  
  
   Ты сам себя обидел в тяжком гневе...
  
  
  
  
  Акаст
  
  
   Защитница, добра ты, но увы!
  
  
   Бессонною твой ум, пожалуй, ночью
  
  
   Смущен, жена. Иль в самом деле ты,
  
  
   Не покидая места, от событий
  
  
   Отстала? Я в волнении застал
  
  
   Филаку: чернь озлоблена - вельможи
  
  
   Престол царя там делят... А посол
  
  
   Из дома в дом с рассказом переходит.
  
  
   Пока вы здесь мечтаньям иль чему,
  
  
   Не знаю уж, с Лаодамией вместе
  
  
   Безумно предавались, ожила
  
  
   И ненависть смиренная, и низость,
  
  
   Угодница успеха, желтый хвост
  
  
   Свой показать успела. Эта весть
  
  
   Последняя совсем нас с толку сбила.
  
  
   Ошеломлен, сюда иду... и что ж?
  
  
   Уж целый час мы говорим... безмолвен
  
  
   И тих чертог...
  
  
  
  
   Кормилица опять.
  
  
   Что скажешь нам, старуха?

    ЯВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ

  
   Те же и Кормилица в слезах и с воплями.
  
  
  
  
  Кормилица
  
  
  
  
  
  
  О, казни,
  
  
   Казни меня, владыка, я не стою
  
  
   И не хочу я жизни...
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  
  
  
   Что с тобой?
  
  
   О тяжкое предчувствие!..
  
  
  
  
  Кормилица
  
  
  
  
  
  
  Рассудок
  
  
   Ее совсем оставил. Не придет
  
  
   Она сюда... Она кружится в пляске...
  
  
  
  
  Акаст
  
  
   Что говорил я, женщина!..
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  
  
  
  
  Увы!
  
  
  
  
  Акаст
  
  
   О, лучше бы права была ты.
  
  
  
  
  Кормилица
  
  
  
  
  
  
  Ужас!
  
  
  
  
  Акаст
  
  
  
   (Кормилице)
  
  
   Оставь - теперь не нужен плач...
  
  
   А что ж, отец при новом браке лишний?
  
  
   Поди скажи ей, воду освятить
  
  
   Зачем меня не позовут?.. Вы, пряди,
  
  
   Покрытые позором... головы
  
  
   Моей не защищайте.
  
  
  
   (Рвет волосы.)
  
  
  
  
  
  Пусть лучами
  
  
   Опалена и ветром, точно дуб,
  
  
   Что молнией забрызган, почернеет...
  
  
  
   Голос Лаодамии
  
  
  
   (за сценой)

Другие авторы
  • Уаймен Стенли Джон
  • Грибоедов Александр Сергеевич
  • Гуревич Любовь Яковлевна
  • Ломан Николай Логинович
  • Теккерей Уильям Мейкпис
  • Аскоченский Виктор Ипатьевич
  • Григорьев Сергей Тимофеевич
  • Стромилов С. И.
  • Суриков Иван Захарович
  • Спасская Вера Михайловна
  • Другие произведения
  • Байрон Джордж Гордон - Стихотворения
  • Вяземский Петр Андреевич - Речь, произнесенная князем П. А. Вяземским на обеде, данном в честь его в Москве
  • Готовцева Анна Ивановна - Готовцева А. И.: Биографическая справка
  • Чернов Виктор Михайлович - Личные воспоминания о г. Гапоне
  • Дитерихс Леонид Константинович - Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность
  • Масальский Константин Петрович - Регентство Бирона
  • Гаршин Всеволод Михайлович - Д. П. Святополк-Мирский. Гаршин
  • Горнфельд Аркадий Георгиевич - Новые словечки и старые слова
  • Чарская Лидия Алексеевна - Герцог над зверями
  • Достоевский Федор Михайлович - Братья Карамазовы. Часть 4.
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа