Главная » Книги

Ленский Дмитрий Тимофеевич - Водевильный куплет

Ленский Дмитрий Тимофеевич - Водевильный куплет


1 2

  
  
  
  Д. Т. Ленский
  
  
  
   Водевильный куплет --------------------------------------
  Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот. текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  
  
  
  
  СОДЕРЖАНИЕ
  Биографическая справка
  31. Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец
  32. Стряпчий под столом
  33. Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка
  34. В людях - ангел, не жена, дома с мужем - сатана
  Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьев) (1805-1860) водевилист, актер Московского Малого театра. Многочисленные (около ста) пьесы Ленского - оригинальные и переводные - пользовались длительным успехом, в особенности "Невинный в вине, или Судейский приговор" (М., 1829), "Крестная маменька" (М., 1831), "Хороша и дурна, и глупа и умна" (М., 1834), "Стряпчий под столом" (М., 1834), "Два отца и два купца" (Спб., 1839), "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (Спб., 1840), "В людях ангел, не жена, дома с мужем - сатана" (Спб., 1841), "Барская спесь и Анютины глазки" (Спб., 1842), "Простушка и воспитанная" (М., 1855). Водевили Д. Т. Ленского выходили отдельными изданиями, печатались в журналах, а после его смерти были собраны (не полностью) в шести томах (Спб., 1873).
  В 1830 году П. В. Нащокин представил Ленского А. С. Пушкину и великий поэт одобрительно отозвался об его стихотворных переводах и водевилях, посоветовав сочинять оригинальные пьесы, не ограничиваясь переводами ("Русская старина". 1881, август. С. 601-602; "Русский архив". 1911, No 8, С. 527). В. Г. Белинский выделял Ленского из числа русских водевилистов, особенно высоко ставя его остроумные куплеты. Переводя и переделывая французские водевили, Д. Т. Ленский сообщал им национальный русский характер. Лучшие водевили Ленского рисуют живые картины русской жизни - городской и поместной, и в них наличествуют элементы сатиры ("Барская спесь и Анютины глазки" и др.). В водевилях Д. Т. Ленского выступали крупнейшие актеры русского театра: М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В. И. Живокини, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, К. С. Станиславский, Б. В. Щукин.
  
  
  
  31. ЛЮБОВНОЕ ЗЕЛЬЕ,
  
  
   ИЛИ ЦИРЮЛЬНИК-СТИХОТВОРЕЦ
  
  
  
   КУПЛЕТЫ ЛАВЕРЖЕ
  
  
   Постричь, побрить,
  
  
  
  
  
  Поговорить,
  
  
   Стишки красоткам смастерить -
  
  
   Меня искусней не открыть!
  
  
   Кто устоит против куплетов,
  
  
  
  (указывая на глаза свои)
  
  
   И против этих двух ланцетов?
  
  
   Постричь, побрить,
  
  
  
  
  
  Поговорить,
  
  
   Стишки красоткам смастерить -
  
  
   Меня искусней не открыть.
  
  
   Попомни эту речь:
  
  
   Уж если мы в себе почувствуем влеченье
  
  
   Которую-нибудь красавицу припечь, -
  
  
   Другой оставь тут попеченье.
  
  
   Уж мы на это молодцы,
  
  
   Другому не отбить цирюльничью красотку, -
  
  
   Как раскаленные щипцы
  
  
   Сжигают папильотку!
  
  
  
  СЦЕНА КАТЕРИНЫ И ЖАНО
  
  
  
  
  Катерина
  
  
   Уж ты для женина наряда,
  
  
   Конечно б, денег не жалел?
  
  
  
  
   Жано
  
  
   Я б накупил ей всё, что надо.
  
  
   Ее как куклу бы одел -
  
  
   И всё бы на нее глядел!
  
  
  
  
  Катерина
  
  
   Ну, а когда б тебе сказали,
  
  
   Что будто бы... жена твоя...
  
  
  
  
   Жано
  
  
   Да. Как не так! Поверил я!
  
  
   Ревнивцев вечно надували.
  
  
  
  
  Катерина
  
  
  
   (в сторону)
  
  
  
   Да он простак,
  
  
  
   А не дурак!
  
  
  
  
  (Вслух.)
  
  
  
   Как?
  
  
  
  
   Жано
  
  
  
  
   Так!
  
  
  
  
  Катерина
  
  
  
   (в сторону)
  
  
  
   Так... так...
  
  
  
   Он не дурак!
  
  
  
  
  Катерина
  
  
   Но часто и в семье согласной
  
  
   Всё кто-нибудь да закричит.
  
  
  
  
   Жано
  
  
   Ну что ж? тут нет беды ужасной:
  
  
   Пускай немного покричит,
  
  
   Кто поумнее, тот смолчит.
  
  
  
   (Подходит к ней.)
  
  
   Притом ведь можно примириться.
  
  
  
  (Берет ее за талию.)
  
  
  
  
  Катерина
  
  (бьет его по щеке и переходит на противоположную
  
  
  
  
  сторону)
  
  
   Рукам ты воли не давай!
  
  
  
  
   Жано
  
  
   Уж вы деретеся? ай, ай!
  
  
   Да это мне попригодится.
  
  
  
   (Целует ее.)
  
  
  
  
  Катерина
  
  
  
  
  (улыбаясь)
  
  
  
   Он не простак -
  
  
  
   И не дурак!
  
  
  
   Как?
  
  
  
  
   Жано
  
  
  
  
   Так!
  
  
  
  
  Катерина
  
  
  
   Так... так...
  
  
  
   Он не дурак!
  
  
  
  
  Лаверже
  
  
   Силы нет, как я бешуся!
  
  
   Я ли мызницы лишуся?
  
  
   Неужели с носом я?
  
  
   О, плутовка! о, змея!
  
  
   Как понять, что это значит?
  
  
   Кто же здесь меня дурачит?
  
  
   Чрез кого же гриб я съел?
  
  
   До женитьбы овдовел.
  
  
  
  
  Катерина
  
  
  
   (в сторону)
  
  
   Силы нет, как я смеюся,
  
  
   На него лишь оглянуся!
  
  
   Так его поддела я,
  
  
   Что сама я не своя!
  
  
   Пусть для всех он много значит,
  
  
   Он меня не одурачит:
  
  
   Сам скорее гриб он съел,
  
  
   До женитьбы овдовел.
  
  
  
  
   Жано
  
  
  
   (в сторону)
  
  
   Силы нет, как я смеюся,
  
  
   На него лишь оглянуся!
  
  
   Эк его ошпетил я!
  
  
   О, водица ты моя!
  
  
   С корешком он много значит,
  
  
   А Жано его дурачит.
  
  
   Что, цирюльник? Гриб ты съел!
  
  
   До женитьбы овдовел.
  
  
  
  
  Катерина
  
  (с намерением посматривая на Жано и переходя к ним
  
  
  
   в середину)
  
  
   Я даю честное слово
  
  
   Выйти замуж наконец.
  
  
   Чтобы было всё готово:
  
  
   Я оденусь под венец.
  
  
  
  
  (Нежно.)
  
  
   Я любить его клянуся!
  
  
  
  (Кивнув головой Жано.)
  
  
   До свидания, мой друг!
  
  
   Мне покаместь недосуг.
  
  
  
  32. СТРЯПЧИЙ ПОД СТОЛОМ
  
  
  
   КУПЛЕТЫ ЖОВИАЛЯ
  
  
  
  
   1
  
  
   Наш пострел везде поспел!
  
  
  
  Куплетистом
  
  
  
  И юристом
  
  
   Я прославиться успел
  
  
   И на всё собаку съел!
  
  
   И в суде, и на Парнасе
  
  
   Я известен много лет
  
  
   И поставлен в первом классе
  
  
   Как крючок и как поэт!
  
  
   Я сам черт по дарованью,
  
  
   Страшен в прозе и в стихах,
  
  
   И в прощеньях ко взысканью,
  
  
   И в куплетных остротах!..
  
  
   Я куплетец нахватаю
  
  
   В пять минут, хоть в сто стихов;
  
  
   Так же быстро мысль хватаю,
  
  
   Как хватаю должников.
  
  
   Написать ли эпиграмму -
  
  
   Напишу, разодолжу;
  
  
   Посадить ли за долг в яму -
  
  
   Уж наверно посажу.
  
  
  
  
   2
  
  
   Эта песня всем знакома,
  
  
   Кто хоть мало знает свет:
  
  
   Для одних всегда мы дома,
  
  
   Для других нас дома нет...
  
  
  
  
  Дома нет.
  
  
   Мы уехали чуть свет.
  
  
   Только с деньгами явися...
  
  
   "Дома?" - просят в кабинет;
  
  
   А кредитор покажися...
  
  
   "Дома барин?" - "Дома нет..."
  
  
  
  
  Дома нет.
  
  
   Мы уехали чуть свет.
  
  
   Приезжай тайком красотка...
  
  
   "Дома?" - просят в кабинет;
  
  
   А приди старуха тетка...
  
  
   "Дома барин?" - "Дома нет..."
  
  
  
  
  Дома нет.
  
  
   Мы уехали чуть свет.
  
  
   Приезжай сосед к соседу...
  
  
   "Дома?" - просят в кабинет;
  
  
   А приди сосед к соседу...
  
  
   "Дома барин?" - "Дома нет..."
  
  
  
  
  Дома нет,
  
  
   Он отозван на обед.
  
  
   Эта песня всем знакома,
  
  
   Кто хоть мало знает свет:
  
  
   В ком нужда - для тех мы дома;
  
  
   В ком нужды нет - дома нет...
  
  
  
  
  Дома нет -
  
  
   Вот всегда один ответ.
  
  
  
  
   3
  
  
   Свет склонен к коварству:
  
  
   Смотри, замечай,
  
  
   Что значит там _здравствуй_,
  
  
   Что значит _прощай_!
  
  
   Как хочешь мытарствуй,
  
  
   Греши, согрешай:
  
  
   Богат ты, так здравствуй,
  
  
   А беден - прощай!
  
  
   С красавицей барствуй,
  
  
   Ее наряжай:
  
  
   Коль рядишь, так здравствуй.
  
  
   Не рядишь - прощай!
  
  
   В судах благодарствуй
  
  
   И взятки давай:
  
  
   Дашь взятку, так здравствуй,
  
  
   Не дашь - так прощай!
  
  
   Друзья любят яству,
  
  
   Друзей угощай:
  
  
   Поишь их, так здравствуй,
  
  
   А нет - так прощай!
  
  
  
  
   4
  
  
  Как посмотреть на все проказы света,
  
  
  Куда смешон покажется нам свет!
  
  
  Что шаг, то мысль родится для куплета,
  
  
  И льется сам из-под пера куплет.
  
  
   Пиши куплет, когда дурак из грязи
  
  
   Кой-как ничком, ползком протерся в знать
  
  
   И вдруг забыл родства и дружбы связи
  
  
   И никого теперь не хочет знать.
  
  
  Пиши куплет, когда с эспаньолеткой,
  
  
  В усах, с хохлом, сидит в театре франт,
  
  
  И, с важностью вертя своей лорнеткой,
  
  
  Врет всякий вздор и вслух бранит талант.
  
  
   Пиши куплет, когда старик влюбленный
  
  
   Вступает в брак с кокеткой молодой:
  
  
   Она родит, а он, отец законный,
  
  
   Уж думает, что он отец родной.
  
  
  Пиши куплет, когда лишь из расчета
  
  
  Иной сплеча строчить роман начнет,
  
  
  Коверкает нещадно Вальтер Скотта,
  
  
  И наконец выходит просто скот.
  
  
   Пиши куплет, когда к себе соседа
  
  
   Столичный плут обедать позовет,
  
  
   И между тем его после обеда,
  
  
   Как липочку, за банком обдерет.
  
  
  Пиши куплет, когда, желая лишку,
  
  
  В свой бенефис расчетливый актер
  
  
  Печатает предлинную афишку -
  
  
  И публике дает формальный вздор...
  
  
  
  
   5
  
  
  
  Нынче много должников,
  
  
  
  Оттого что свет таков:
  
  
  
  Все почти мотают!
  
  
  
  Все живут не впрямь, а вкось,
  
  
  
  И в надежде на авось
  
  
  
  Деньги занимают!
  
  
  
  Кто ж наделает долгов,
  
  
  
  Должен быть на всё готов,
  
  
  
  Не бояться сраму.
  
  
  
  Что же делать, как же быть?
  
  
  
  Если нечем заплатить,
  
  
  
  Отправляйся в яму!
  
  
  
  
   6
  ...Я спрячусь под стол... да только с условием: я привяжу вас за ногу шелковым шнурком.
  
  
  
   (Берет шнурок.)
  
  
   Впрочем, я сказать обязан:
  
  
   В свете каждый из людей
  
  
   Всё к чему-нибудь привязан -
  
  
   Все на привязи страстей.
  
  
   К золоту привязан скряга;
  
  
   Франт привязан к мотовству;
  
  
   К тяжбам, к ябеде - сутяга;
  
  
   Чван - ко знатному родству;
  
  
   Прихотник привязан к яствам,
  
  
   Разумеется, к чужим;
  
  
   Доктор - к медленным лекарствам
  
  
   И к причудливым больным;
  
  
   Крез привязан к миллионам;
  
  
   Честолюбец - к орденам;
  
  
   Волокита - к модным женам
  
  
   И ко взрослым дочерям;
  
  
   Журналист привязан к схваткам
  
  
   В полемических статьях;
  
  
   Секретарь - к хорошим взяткам
  
  
   И к попойкам в погребках;
  
  
   Друг привязан лишь к карману;
  
  
   Мот - к актрисам и займам;
  
  
   Честный лавочник - к обману
  
  
   И к нечестным барышам;
  
  
   Льстец привязан к комплиментам;
  
  
   Шулер - к картам на столе;
  
  
   А актер - к аплодисментам
  
  
   И к журнальной похвале;
  
  
   Плут привязан к шарлатанству;
  
  
   Все романтики - к мечтам;
  
  
   Все ученые - к педантству
  
  
   И к напыщенным словам;
  
  
   Ростовщик привязан к срокам
  
  
   И к исправным должникам;
  
  
   А куплетчик - к экивокам
  
  
   И к преглупым остротам...
  
  
   Ах, когда б я был обязан
  
  
   Пересчитывать людей,
  
  
   Кто из них к чему привязан -
  
  
   Я не кончил бы, ей-ей!
  
  
  
  
   7
  
  
   Все желания актера
  
  
   Угодить своей игрой:

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа