Главная » Книги

Ленский Дмитрий Тимофеевич - Водевильный куплет, Страница 2

Ленский Дмитрий Тимофеевич - Водевильный куплет


1 2

align="justify">  
  
   Он при вашем _браво, фора_
  
  
   От восторга сам не свой!
  
  
   Ваше лестное вниманье
  
  
   Смелость, жизнь ему дает,
  
  
   И актера дарованье
  
  
   С каждым днем тогда растет!
  
  
   Но когда его усилья
  
  
   Остаются без плода,
  
  
   Он сейчас опустит крылья -
  
  
   И тогда ему беда!
  
  
   Он дрожит, он леденеет,
  
  
   Забывает роль свою
  
  
   И взглянуть на вас не смеет,
  
  
   Как на грозного судью!
  
  
   Всё в нем будет принужденье,
  
  
   Всё в нем будет тяжкий труд!
  
  
   Вот что значит снисхожденье!
  
  
   Вот что значит строгий суд!..
  
  
   Будьте ж судьи нам такие,
  
  
   Чтоб мы были посмелей!
  
  
   Мы актеры молодые
  
  
   И исправимся, ей-ей!
  
  
   И когда по притязанью
  
  
   Злой, сердитый журналист
  
  
   Против нас ехидной бранью
  
  
   Измарает целый лист,
  
  
   Вы тогда рукой могучей
  
  
   Защитите нас, прошу!..
  
  
   Уж какой на этот случай
  
  
   Я куплетец напишу!
  
  
  
  33. ЛЕВ ГУРЫЧ СИНИЧКИН,
  
  
   ИЛИ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ДЕБЮТАНТКА
  
  
  
  КУПЛЕТЫ ВЕТРИНСКОГО
  
  
   Здесь карьер ваш театральный
  
  
   Разве можно сделать вам?
  
  
   Наш театр провинциальный
  
  
   Смех и горе, стыд и срам!
  
  
   Что за зданье, что за зала!
  
  
   Как в ней зрители сидят!
  
  
   Масло постное и сало
  
  
   Всё лицо вам закоптят!
  
  
   Декорации, машины
  
  
   И костюмы - чудеса!
  
  
   А артисты, - как мужчины,
  
  
   Так и женщины, - краса!
  
  
   Тут к вам явится любовник,
  
  
   И в мундире... о, злодей!
  
  
   По пиесе он полковник,
  
  
   По приемам - брадобрей!
  
  
   При усах, забыв о шпорах,
  
  
   Он быть ловким норовит
  
  
   И с княгиней в разговорах
  
  
   Каблуками всё стучит...
  
  
   Закулисная ж княгиня,
  
  
   Нарумянясь чересчур,
  
  
   Как корова рот разиня,
  
  
   Вдруг отпустит вам: "банжур!" {*}
  
  
   {* Bonjour - здравствуйте (фр.) - Ред.}
  
  
   А в трагедиях - потеха!
  
  
   Это вон уж из границ!
  
  
   Средства нет смотреть без смеха
  
  
   На героев и цариц!
  
  
   Нараспев стихи читают,
  
  
   И бессмыслицу всегда,
  
  
   Руки кверху задирают
  
  
   То туда, а то сюда!..
  
  
   А в каком-то из журналов
  
  
   Появилась кутерьма,
  
  
   Что здесь где-то есть Мочалов,
  
  
   Каратыгин... и Тальма!
  
  
   Но в провинции актеры
  
  
   Как ни плохи - всё везут,
  
  
   И у нас антрепренеры
  
  
   Что угодно вам дадут...
  
  
   Им и оперы под силу,
  
  
   И, пожалуй, хоть сейчас
  
  
   Вам "Аскольдову могилу"
  
  
   Отхватают на заказ...
  
  
   Если б Бантышев с Лавровым
  
  
   Здесь послушали певцов,
  
  
   От души венком лавровым
  
  
   Наградили б молодцов!..
  
  
   А какие здесь балеты
  
  
   Я в провинциях видал!
  
  
   Как сюжеты разодеты!
  
  
   Вплоть до слез я хохотал!
  
  
   Без насмешки, без обиды,
  
  
   Вот костюм их в двух словах:
  
  
   В красных спензерах сильфиды
  
  
   И зефиры в сапогах!..
  
  
   Здесь карьер ваш театральный
  
  
   Невозможно сделать вам:
  
  
   Наш театр провинциальный
  
  
   Смех и горе, стыд и срам!
  
  
  
   КУПЛЕТЫ СИНИЧКИНА
  
  
   Теперь я с дочерью с моею
  
  
   Являюсь к вам на строгий суд,
  
  
   Я, признаюсь, в душе робею
  
  
   За первый Лизанькин дебют.
  
  
   Что будет с нею, неизвестно.
  
  
   Я в страхе растерялся весь:
  
  
   Там приняли ее чудесно,
  
  
   Но каково-то примут здесь!..
  
  
   А, впрочем, надобно признаться,
  
  
   Что, с позволения сказать,
  
  
   Грешно за дочь мою бояться:
  
  
   Ее нельзя вам не принять!
  
  
   Кто в дарованьи ей откажет?
  
  
   Злой самый критик и педант,
  
  
   И тот об ней невольно скажет:
  
  
   Она действительный талант!
  
  
   В ролях принцессы и крестьянки
  
  
   Я за нее ручаюсь вам,
  
  
   И уж подобной дебютантки
  
  
   Не скоро здесь дождаться нам!
  
  
   Иной не так, быть может, судит
  
  
   И говорит против нее,
  
  
   А там, когда ее не будет,
  
  
   Вздохнет и скажет: нет ее!
  
  
   Пускай какой-нибудь Тряпичкин
  
  
   В статье кольнет ее словцом:
  
  
   Старик Лев Гурыч, сын Синичкин,
  
  
   Гордится быть ее отцом!
  
  
   Позвольте кстати тем не мене
  
  
   И за себя вам спеть куплет.
  
  
   За что мне шикают на сцене
  
  
   Теперь невступно сорок лет?
  
  
   Ужли к актерству дарований
  
  
   Настолько даже нет во мне,
  
  
   Что все плоды моих стараний
  
  
   Мочены яблоки одне?..
  
  
   Божусь, ни на что не похоже
  
  
   Мне в дарованьи отказать:
  
  
   Я сам талант прекрасный тоже...
  
  
   Да!.. С позволения сказать.
  
  
  
  
   Все
  
  
   И все мы здесь таланты тоже...
  
  
   Но... с позволения сказать!
  
  
   34. В ЛЮДЯХ - АНГЕЛ, НЕ ЖЕНА,
  
  
  
  ДОМА С МУЖЕМ - САТАНА
  
  
  
   КУПЛЕТЫ СЛАВСКОЙ
  
  
   Кто постигать, как он, умеет
  
  
   Людей, природу и творца?
  
  
   И кто из русских не жалеет
  
  
   О смерти славного певца?
  
  
   Хоть смерть его и не касалась -
  
  
   Он только бросил ей скелет,
  
  
   Поэтов много нам осталось,
  
  
   Но Пушкина другого нет.
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  31. Ленский Д. Оперы и водевили. М., 1836. Ч. 4. Пьеса является свободной переделкой водевиля Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) и Н. Бразье "Le philtre champenoise". Водевиль впервые поставлен в Москве в Большом Петровском театре 15 сентября 1833 г. Роли исполняли: Катерина - Н. В. Репина, Лаверже - М. С. Щепкин, Жано Вижу - В. И. Живокини. В Петербурге - в 1834 г. 6 апреля 1839 г. (Малый театр) в роли Жано дебютировал П. М. Садовский. Лаверже - любимая роль молодого К. С. Станиславского, которую он играл в 1895 г.
  32. Отдельное издание. М., 1833. Пьеса является переводом-переделкой водевиля М. Теолона "Monsieur Jovial, ou l'huissier chansonie" ("Господин Жовиаль, или Полицейский пристав - певец") Водевиль "Стряпчий под столом" впервые поставлен в Москве в Малом театре 25 мая 1834 г. Жовиаль - В. И. Живокини.
  33. РТ. 1840, No 1. Сюжет комедии заимствован из пьесы "Le pere de la debutante" ("Отец дебютантки") М. Теолона и Ж. Баяра, но свободно переосмыслен Ленским. Перевод французской пьесы, поставленной в 1838 г. на Александрийской сцене, не имел успеха. Водевиль Ленского дает яркую картину жизни русского провинциального театpa. Пьеса насыщена намеками на театральную современность. Ленский полемизирует здесь со своими литературными противниками, рецензентами. Прообразами некоторых персонажей были реальные лица. Так драматург Борзиков первоначально назывался Лошадка - Ленский здесь имел в виду Ф. А. Кони. Пьеса, в которой дебютирует Лиза Синичкина, по теме и именам действующих лиц - Кора и Алонзо - напоминает старинную драму А. Коцебу (1761-1819) "Испанцы в Перу, или Смерть Роллы". Приписав авторство Борзикову, Ленский стремился уязвить Кони. Куплеты положены на музыку А. Н. Верстовским. Водевиль впервые поставлен в Москве, в Большом театре 3 ноября 1839 г. в бенефис танцовщицы А. И. Ворониной. Роли исполняли: Лев Гурыч - В. И. Живокини, Лиза - Н. В. Репина, Ветринский - Д. Т. Ленский, Пустославцев - М. С. Щепкин. В Петербурге, в Александрийском театре - 1840 г. Лев Гурыч - А. Е. Мартынов, Лиза - Н. В. Самойлова. С тех пор водевиль Ленского прочно вошел в репертуар русского театра. Живокини подчеркивал чувствительный комизм Синичкина, тогда как Мартынов создавал образ трагикомический, психологически правдивый. В. Г. Белинский писал: "Ленский оказал театральной публике истинную услугу своим забавным "Львом Гурычем Синичкиным". Вся пьеса сложена очень умно и замысловато, в главном действующем лице даже довольно ловко очерчен характер. После этого удивительно ли, что Мартынов в роли Синичкина превосходен?" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 191).
  34. РТ. 1841. No 7. Впервые поставлен: Москва, Большой театр, 3 января 1841 г. в бенефис А. Т. Сабуровой. Размазня - М. С. Щепкин. Переделка комедии "L'ange dans le monde et le diable a la maison" Ф. де Курси, Д.-Ш. Дюпети. Куплеты памяти Пушкина, перед которым Ленский преклонялся, сочинены им в связи с завершением выхода первого собрания сочинений великого поэта (последний 11 том вышел в 1841 г.). Куплеты, посвященные памяти Пушкина, встретили горячий прием зрителей ("Северная пчела". 1841, No 17).
  Из водевиля "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" --------------------------------------
  Стихотворная комедия конца XVIII - начала XI в.
  Вступительная статья, подготовка текста и примечания М. О. Янковского
  Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание.
  М.-Л., "Советский писатель", 1964
  OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  
  
   КУПЛЕТЫ ГРАФА ВИТРИНСКОГО
  
  
   Здесь карьер ваш театральный
  
  
   Разве можно сделать вам?
  
  
   Наш театр провинциальный
  
  
   Смех и горе, стыд и срам!
  
  
   Что за зданье, что за зала!
  
  
   Как в ней зрители сидят?
  
  
   Масло постное и сало
  
  
   Всё лицо вам закоптят!
  
  
   Декорации, машины
  
  
   И костюмы - чудеса!
  
  
   А артисты, как мужчины,
  
  
   Так и женщины, - краса!
  
  
   Тут к вам явится любовник
  
  
   И в мундире... о злодей!
  
  
   По пиесе он полковник,
  
  
   По приемам - брадобрей!
  
  
   При усах, забыв о шпорах,
  
  
   Он быть ловким норовит,
  
  
   И с княгиней в разговорах
  
  
   Каблуками всё стучит...
  
  
   Закулисная ж княгиня,
  
  
   Нарумянясь чересчур,
  
  
   Как ворона, рот разиня,
  
  
   Вдруг отпустит вам "банжур!"
  
  
   А в трагедиях - потеха!
  
  
   Это вон уж из границ! -
  
  
   Средства нет смотреть без смеха
  
  
   На героев и цариц!
  
  
   Нараспев стихи читают,
  
  
   И бессмыслицу всегда,
  
  
   Руки кверху задирают
  
  
   То туда, а то сюда!..
  
  
   А в каком-то из журналов
  
  
   Появилась кутерьма,
  
  
   Что здесь где-то есть Мочалов,
  
  
   Каратыгин... и Тальма!
  
  
   Но в провинции актеры,
  
  
   Как ни плохи - всё везут,
  
  
   И у нас антрепренеры
  
  
   Что угодно вам дадут...
  
  
   Им и оперы под силу,
  
  
   И, пожалуй, хоть сейчас
  
  
   Вам "Аскольдову могилу"
  
  
   Отхватают на заказ...
  
  
   Если б Бантышев с Лавровым
  
  
   Здесь послушали певцов,
  
  
   От души венком лавровым
  
  
   Наградили б молодцов...
  
  
   А какие здесь балеты
  
  
   Я в провинциях видал!
  
  
   Как сюжеты разодеты!..
  
  
   Вплоть до слез я хохотал.
  
  
   Без насмешек, без обиды
  
  
   Вот костюм их в двух словах:
  
  
   В красных спензерах - Сильфиды,
  
  
   И зефиры - в сапогах!..
  
  
   Здесь карьер ваш театральный
  
  
   Невозможно сделать вам:
  
  
   Наш театр провинциальный
  
  
   Смех и горе, стыд и срам!
  
  
  
  
  
  
  КУПЛЕТЫ СИНИЧКИНА
  
  
  
  
  
   Теперь я с дочерью моею
  
  
   Являюсь к вам на строгий суд
  
  
   И, признаюсь, в душе робею
  
  
   За первый Лизанькин дебют.
  
  
   Что будет с нею, неизвестно.
  
  
   Я в страхе растерялся весь:
  
  
   Там приняли ее чудесно,
  
  
   Но каково-то примут здесь!..
  
  
   А впрочем, надобно признаться,
  
  
   Что, с позволения сказать,
  
  
   Грешно за дочь мою бояться:
  
  
   Ее нельзя вам не принять!
  
  
   Кто в дарованьи ей откажет?
  
  
   Злой самый критик и педант
  
  
   И тот о ней невольно скажет:
  
  
   Она действительный талант!
  
  
   В ролях принцессы и крестьянки
  
  
   Я за нее ручаюсь вам,
  
  
   И уж подобной дебютантки
  
  
   Не скоро здесь дождаться нам!
  
  
   Иной не так, быть может, судит
  
  
   И говорит против нее,
  
  
   А там, когда ее не будет,
  
  
   Вздохнет и скажет: нет ее!
  
  
   Пускай какой-нибудь Тряпичкин
  
  
   В статье кольнет ее словцом.
  
  
   Старик Лев Гурьев, сын Синичкин,
  
  
   Гордится быть ее отцом!
  
  
   Позвольте кстати тем не мене
  
  
   И за себя вам спеть куплет.
  
  
   За что мне шикают на сцене
  
  
   Теперь невступно сорок лет?
  
  
   Ужлй к актерству дарований
  
  
   Настолько даже нет во мне,
  
  
   Что все плоды моих стараний
  
  
   Мочены яблоки одне?..
  
  
   Божусь, ни н_а_ что не похоже
  
  
   Мне в дарованья отказать:
  
  
   Я сам талант прекрасный тоже...
  
  
   Но... с позволения сказать.
  
  
  
  
  
   <1839>
  
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  Из водевиля Д. Т. Ленского "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка". Впервые - "Репертуар русского театра", 1840, No 1. Поставлено впервые в Москве в 1839 г. Ветринский - граф, меценат провинциального театра. Масло постное и сало Всё лицо вам закоптят. Театры в ту пору освещались плошками с гарным маслом и салом. "Банжур" (бонжур, bonjour) - здравствуйте. Мочалов Павел Степанович (1800-1848) - трагический актер, служивший в Москве. Каратыгин Василий Андреевич (1802-1853) - трагический актер, служивший в Петербурге. Тальма Франсуа Жозеф (1763-1826) - французский трагический актер. "Аскольдова могила" - опера А. Н. Верстовского (1835), написанная на сюжет одноименного романа М. Н. Загоскина. Бантышев Александр Олимпиевич (1804-1860) - московский оперный артист. Лавров Николай Владимирович (1805-1840) - московский оперный артист. Сюжеты - здесь: основные сценические персонажи. Сильфиды, зефиры - духи воздуха и ветерки, распространенные образы балетов того времени. Тряпичкин - журналист, о котором рассказывает Хлестаков в "Ревизоре" - В данном случае имеется в виду бульварный газетчик, мелкий театральный репортер. Мочены яблоки одне. В ту пору было принято выражать свое неудовольствие дурной игрой актеров киданием на сцену моченых яблок, гнилых огурцов и т. п.

Другие авторы
  • Петрарка Франческо
  • Леонов Максим Леонович
  • Карнаухова Ирина Валерьяновна
  • Пяст Владимир Алексеевич
  • Трубецкой Сергей Николаевич
  • Перцов Петр Петрович
  • Попов Иван Васильевич
  • Северцев-Полилов Георгий Тихонович
  • Данилевский Григорий Петрович
  • Невельской Геннадий Иванович
  • Другие произведения
  • Погосский Александр Фомич - Погосский А. Ф.: Биографическая справка
  • Фонвизин Денис Иванович - Бригадир
  • Зозуля Ефим Давидович - Последний герой романа
  • Леонтьев Константин Николаевич - Плоды национальных движений на православном Востоке
  • Ватсон Эрнест Карлович - Э. К. Ватсон: биографическая справка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде... соч. Расина...
  • Неведомский Николай Васильевич - Похвала ослу
  • Блок Александр Александрович - Автографы А. Блока в альманахе "Чукоккала"
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Стихотворения
  • Самарин Юрий Федорович - Проект адреса самарского дворянства
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа