Главная » Книги

Григорович Василий Иванович - О состоянии художеств в России

Григорович Василий Иванович - О состоянии художеств в России



О СОСТОЯН²И ХУДОЖЕСТВЪ ВЪ РОСС²И.

Письмо V. (*)

(*) Четыре письма о семъ предметѣ были напечатаны въ Сѣверныхъ Цвѣтахъ 1826 года.

  
   Еще разъ я послушенъ тебѣ, л. д.! Ты желаешь, чтобы я продолжалъ говорить съ тобою о художествахъ въ Росс³и. Желан³е друга мнѣ законъ. Но съ чего начать? Чемъ удовлетворить несытому любопытству твоему?
   Въ течен³е года Художники наши произвели довольно вещей достойныхъ; но по одному году можно ли судить о художествѣ? Извѣстные Художники трудились, молодые также, исчислитъ всѣ работы ихъ, я сказалъ бы слишкомъ немного, хоти нѣкоторыя стоили бы того, чтобы о нихъ разпространиться. Немного сказалъ бы потому, что изъ произведен³и одногодныхъ нельзя вывести заключен³я безошибочнаго ни о настоящемъ состоян³и художествъ; ни о будущемъ.
   И такъ я обращу вниман³е твое на другой предметъ, нераздѣлимый впрочемъ съ художествами и могущ³й имѣть вл³ян³е >на состоян³е ихъ въ послѣдств³и.
   Общество поощрен³я художниковъ существуетъ уже въ Росс³и семь лѣтъ: о немъ и упомянулъ въ послѣднемъ письмѣ моемъ.
   А какъ составилось оно, какъ дѣйствуетъ и что можетъ сдѣлать со временемъ: это будетъ содержан³емъ нынѣшняго письма.
   Изъ предыдущихъ писемъ тебѣ знакомы художества въ Росс³и. Художники Руск³е, попечен³я Правительства о водворен³и у насъ художествъ и слишкомъ не жаркое вниман³е Публики къ прекраснымъ произведен³ямъ художественнымъ и Художникамъ нашимъ потому только, что они Руск³е. Встарину говаривали и даже чувствовали, такъ какъ говаривали, будто бы и дымъ отечества пр³ятенъ; но въ новѣйшее время подобныя мнѣн³я у насъ долго были не въ модѣ и откровенная свѣтскость не скрывала, что пр³ятнымъ было для нея то лишь, что изъ-за моря,
   Публика и высшая и средняя (о да проститъ меня она; не могу лгать предъ другомъ), при всѣхъ успѣхахъ художествъ, при всѣхъ примѣрахъ Правительства, не щадившаго ничего для воспитан³я и поощрен³я художествъ въ Росс³и, не имѣла по пристраст³ю къ иностранцамъ ни полнаго довѣр³и, ни даже соразмѣрнаго достоинствамъ уважен³я къ Художникамъ отечественнымъ. Отъ сего устаивали только дарован³я велик³я и собственною силою своею созрѣвш³я; но едва развившись, или развивающ³яся сохли какъ цвѣты, перенесенные подъ чужое небо и брошенные безъ призора. Говоря подоб³емъ: нѣсколько капель воды во время могли бы оживить ихъ, но не было рукъ заботливыхъ.
   Съ 1812 года война за отечество подѣйствовала на умы. Руское, отечественное получило цѣну въ глазахъ даже любителей иноземнаго, и Публика (конечно не вся) жалѣла иногда уже о томъ, что молодые Художники, не имѣя занят³й достойныхъ, уклонялись на друг³е пути, далек³е отъ перваго назначен³я своего и лишили, можетъ быть, отечество людей, которые при благопр³ятствующихъ имъ обстоятельствахъ содѣлали бы честь ему. Но она жалѣла иногда, а Художники все оставались безъ пособ³я и вниман³я.
   Наконецъ въ 1820 году три особы, убѣжденныя въ истинѣ, что частные люди, соединясь въ Общество для поддержан³я тѣхъ, коихъ Правительство образуетъ для пользы общей, могутъ мало по малу, или, какъ Римляне говорили, спѣша медленно, сдѣлать много добраго, рѣшились составить Общество поощрен³я Художниковъ. Цѣль его слѣдующая; "всѣми возможными средствами помогать Художникамъ, оказывающимъ дарован³я, способствовать распространен³ю всѣхъ изящныхъ художествъ и разными полезными и пр³ятными издан³ями (художественными) угождать публикѣ."
   Учредители с³и были: Петръ Андреевичь Кикинъ, Князь Иванъ Алексѣевичь Гагаринъ и Александръ Ивановичь Дмитр³евъ-Мамоновъ.
   Для первоначальныхъ дѣйств³й составленъ ими капиталъ и постановлены услов³я Членовъ, управлен³е дѣлами Общества предоставлено Комитету, составленному изъ Членовъ, избранныхъ въ полномъ собран³и Общества, который дастъ оному ежегодный отчетъ.
   Средства Общества заключаются во взносахъ отъ Членовъ и суммахъ; выручаемой продажею художественныхъ произведен³й; ежегодно жалуемой Государемъ Императоромъ Покровителемъ Общества, и част³ю увеличиваются входящею въ Общество отъ мѣстъ и лицъ, обращающихся къ нему съ просьбою о посредствѣ его въ заказѣ художественныхъ произведен³й.
   Правительство всегда обращаетъ благодѣтельное вниман³е свое на тѣ начинан³я, кои достойны его покровительства или ободрен³я. Общество поощрен³я Художниковъ осчастливлено было Монаршимъ благоволен³емъ. Это утвердило и возвысило его. Нынѣ число Членовъ Общества простирается до семидесяти, а издержки, употребляемыя уже на предметы, цѣл³ю его опредѣленные, до двухъ сотъ тысячь рублей.
   Дли свѣдѣн³я прилагаю списокъ Членовъ, въ которомъ означены они по старшинству вступлен³я. Въ немъ ты увидишь, что по крайней мѣрѣ двѣ трети Членовъ принадлежатъ къ числу вельможъ нашихъ, изъ коихъ нѣкоторые давно извѣстны славнымъ и полезнымъ служен³емъ своимъ отечеству.
   О составѣ и средствахъ Общества поощрен³я Художниковь довольно. Поговоримъ о дѣйств³яхъ.
   Мѣры, которыя Общество находило съ цѣл³ю его сообразнѣйшими, заключались въ доставлен³и молодымъ Художникамъ такихъ занят³й, кои, бывъ соразмѣрны ихъ способностямъ, служили бы вмѣстѣ съ тѣмъ для нихъ самымъ средствомъ къ оказан³ю дальнѣйшихъ успѣховъ и вмѣстѣ съ тѣмъ были бы для публики пр³ятны и полезны.
   Для сего съ самаго учрежден³я Общества занимаемы были Художники Литографическими рисунками, во первыхъ по той причинѣ, что всякой почти рисовальщикъ можетъ съ успѣхомъ трудиться по сей отрасли Искуства, а во вторыхъ потому, что Литографическ³е рисунки могутъ скорѣе продажею ихъ возвращать капиталъ Общества, и слѣдовательно умножать способы его для дальнѣйшихъ предпр³ят³й.
   Литографическ³я издан³я заключались доселѣ:
   Въ рисункахъ съ картинъ;
   Въ рисункахъ оригинальныхъ;
   Видахъ С. Петербурга и окрестностей;
   Образцахъ для начинающихъ учиться рисованью;
   Рисовальной Школѣ, лучшей извѣстной доселѣ, съ Реверденя;
   Въ прорисяхъ съ головъ и оконечностей илъ картины Рафаэловой: Преображен³е и другихъ мѣлкихъ произведен³яхъ.
   Изъ числа Литографическихъ рисунковъ нѣкоторые отличны и могутъ почесться истинно превосходными.
   Но поелику одни рисунки на камнѣ не могли служишь занят³емъ для всѣхъ вообще молодыхъ художниковъ, имѣвшихъ нужду въ ономъ, то Общество желало посредствомъ гравирован³я на мѣди употребить съ пользою труды нѣкоторыхъ. Но сей части произведены слѣдующ³я работы:
   Планы и фасады Богоугодныхъ заведен³й и станц³онныхъ домовъ, по поручен³ю Министерства Внутреннихъ дѣлъ.
   Планы, фасады и разрѣзы съ детальными чертежами образцовыхъ церквей по поручен³ю того же Министерства.
   Собран³е примѣчательнѣйшихъ здан³й и памятниковъ С. Петербурга: издан³е предпринятое Обществомъ и скоро имѣющее вытти въ свѣтъ.
   До сего времени не было еще у насъ ничего подобнаго двумъ послѣднимъ издан³ямъ по достоинству ихъ въ отношен³и художественномъ.
   По другимъ частямъ художества исполнены слѣдующ³я работы:
   Написанъ иконостасъ въ церковь Александровской мануфактуры.
   Написаны нѣкоторыя картины по заказу Общества и друг³я производятся нынѣ.
   Сдѣланы рисунки Американскихъ видовъ по волѣ почивающей въ Бозѣ Государыни ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСѢЕВНЫ.
   Дѣланы были разные Архитектурные чертежи для Общества.
   Такъ какъ рѣзьба на камни наименѣе представляетъ у насъ случаевъ къ достойнымъ занят³ямъ; то Общество заказало художнику Доброхотову вырѣзать три камеи, изображающ³е лики Петра I, Екатерины II и Александра I, а членъ Общества Графъ Д. И. Хвостовъ поручилъ ему же сдѣлать камей съ ликомъ Суворова.
   Художнику Кенигу даны средства къ нужному обзаведен³ю для отлит³я патовъ, и значущее число ихъ въ вещахъ выпущено уже въ публику.
   Отлита изъ бронзы статуя Актеона трудовъ Профессора Скульптуры Прокофьева для того, чтобы сохранить ее для потомства какъ вещь прекрасную, на которую около тридцати лѣтъ публика не обратила должнаго вниман³я.
   Общество имѣетъ въ виду отливать по мѣрѣ возможности изъ бронзы и друг³я старинныя произведен³я отличнѣйшихъ нашихъ художниковъ. Собран³е сихъ ваятельныхъ произведен³й для Истор³и Художествъ въ Росс³и можетъ бытъ любопытно и современемъ весьма драгоцѣнно,
   Наконецъ общество поощрен³я Художниковъ предприняло издавать посредствомъ гравирован³я на мѣди Литограф³и и Металлограф³и изображен³я знаменитыхъ происшеств³й, упрочившихъ военную, гражданскую и народную славу Росс³и. Предпр³ят³е с³е удостоилось особенно милостиваго вниман³я покойнаго Императора и Его величество даровалъ обществу средства къ успѣшнѣйшему совершен³ю сего важнаго дѣла.
   Общество дѣлало молодымъ художникамъ денежныя пособ³я и награды; многимъ было полезно ходатайствомъ и посредствомъ въ доставлен³и занят³й.
   Изъ числа первыхъ важнѣйшее сдѣлано художнику Бруни, который, находясь нынѣ въ Римѣ, предпринялъ гравирован³е рисунковъ собственнаго сочинен³я, для коихъ предметы заимствованы имъ изъ отечественной Истор³и.
   Къ наградамъ же между прочимъ относится пожертвован³е Обществомъ Академ³и Художествъ трехъ золотыхъ медалей: одной большой и двухъ малыхъ дли поощрен³я молодыхъ художниковъ, къ Академ³и не принадлежащихъ и по с³е время не имѣвшихъ права входить въ соперничество съ воспитанниками Академ³и. С³е пожертвован³е положено дѣлать къ каждому публичному собран³ю Академ³и, которое бываетъ для выпуска воспитанниковъ ея чрезъ каждые три года. Въ Сентябрѣ мѣсяцѣ прошлаго 1824 года, оно уже было сдѣлано и награждены медалями, отъ Общества пожертвованными, живописцы: Тверской, Ивановъ и граверъ Фридерици.
   Три молодые Художника, два брата Чернецовы Пейзажисты и Головня Историческ³й Живописецъ, обучающ³еся на счетъ Общества здѣсь въ С. Петербургѣ, подаютъ весьма хорош³я о себѣ надежды.
   Тыроновъ, Крыловъ и еще нѣкоторые молодые Художники съ дарован³ями приняты подъ покровительство Общества.
   Карлъ Брюловъ Историческ³й Живописецъ и Александръ Брюловъ Архитекторъ отправлены на счетъ Общества въ чуж³е краи для усовершенствован³я.
   Извѣст³я, получаемыя объ успѣхахъ ихъ, занят³яхъ и поведен³и, совершенно соотвѣтствуютъ попечен³ямъ о нихъ Общества.
   Судя по дарован³ямъ сихъ молодыхъ Художниковъ, они будутъ принадлежать къ отличнѣйшимъ нашимъ Художникамъ.
   Карлъ Брюловъ занятъ нынѣ по поручен³ю Министра Италинскаго произведен³емъ для Высочайшаго Двора коп³и съ Аѳинской Школы Рафаэля Санц³о, а Александръ Брюловъ Архитекторъ сдѣлался извѣстнымъ не только успѣхами въ зодчествѣ, но и какъ рисовальщикъ. Будучи въ Неаполѣ, онъ писалъ портреты водяными красками со всей Королевской фамил³и.
   Въ заключен³е сообщеннаго мною о дѣйств³яхъ Общества и долженъ сказать тебѣ объ учрежден³и онымъ здѣсь въ С. Петербургѣ выставки на показъ Публикѣ и продажу всякаго рода художественныхъ произведен³и какъ Художникамь, такъ и Обществу принадлежащихъ. Къ учрежден³ю сему, которое сопряжено съ значущими издержками, Члены Общества побуждены были желан³емъ доставить Художникамъ всѣ средства знакомишь себя съ Публикою, а Любителямъ облегчить возможность пр³обрѣтать новыя хорош³я вещи.
   Выставка открыта въ Генварѣ мѣсяцѣ 1826 года, и по с³е время публика видѣла въ ней съ удовольств³емъ труды Художниковъ извѣстныхъ и познакомилась съ произведен³ями Художниковъ молодыхъ и ихъ искуствомъ.
   Не стану говорить тебѣ о Мартосѣ, Прокофьевѣ, Графѣ Толстомъ, Варникѣ, Кипренскомъ, Воробьевѣ, Венец³ановѣ, Уткинѣ, украсившихъ выставку своими произведен³ями, ихъ заслуги по части художествъ извѣстны; но съ особенною радост³ю сообщу тебѣ, что произведен³я Гальберга, Щедрина и братьевъ Брюловыхъ, бывш³е на выставкѣ, подтвердили лестное мнѣн³е знатоковъ о ихь необыкновенныхъ дарован³яхъ.
   Къ сожалѣн³ю я не могу послать тебѣ рисунковъ съ ихъ работъ; но, чтобы вовсе не оставить тебя безъ понят³я о бывшихъ въ выставкѣ вещахъ, прилагаю два, как³е достать мнѣ было можно: первый съ портрета Варника, имъ самимъ писаннаго, и который съ картины Щедрина, представляющей видъ крѣпости Св. Ангела съ мостомъ и противолежащимъ берегомъ.
   Въ рисункѣ съ портрета нельзя было передать совершенствъ его. Въ подлинникѣ же необыкновенное освѣщен³е, вѣрность тоновъ, неподражаемая точность въ соблюден³и свѣта и тѣни, прозрачность тѣней, рисунокъ, словомъ все превосходно въ высшей степени.
   Одинъ любитель, до чрезвычайности плѣненный симъ портретомъ, спрашивалъ: нѣтъ ли возможности пр³обрѣсти его отъ Художника? - Но если бы Художникъ и согласился на какихъ либо услов³яхъ уступить его; то всякой, кто имѣетъ понят³е о художествѣ, безъ сомнѣн³я пожалѣлъ бы о томъ. Есть вещи, которыя не должны принадлежать частнымъ людямъ, и къ числу сихъ вещей принадлежитъ портретъ Варника, также, какъ и портреты Тиц³ана, Вандика, Веласкеца и проч., не по знатности лицъ, но по достоинству живописи украшающ³е Царск³я галлереи въ Европѣ. - Сказавъ это, я невольно вспомнилъ объ извѣстной картинѣ Егорова Истязан³е Спасителя, которая находится въ мастерской у художника уже четырнадцать лѣтъ, но всегда останется достоян³емъ Государственнымъ, и безъ сомнѣн³я получитъ должное ей назначен³е. Участ³ю многихъ творен³я была невниман³е къ нимъ или равнодуш³е. Но истинно достойное рано или поздно оцѣняется по справедливости. Причащен³е св. ²еронима, картину Доминикинову также не понимали, но Пуссень указалъ на ея совершенство, и теперь она почитается въ числѣ первѣйшихъ въ свѣтѣ. Что же до картины Егорова относится, то она не только нынѣ по стилю и рисунку есть превосходнѣйшее и важнѣйшее произведен³е нашей школы, но очень, очень надолго такимъ останется - и даже иногда не потеряетъ цѣны, когда у насъ явятся Рафаелы и Микель-Анжелы.
   Изъ рисунка съ картины Щедрина ты увидишь выборъ мѣста. Но тотъ, кто знаетъ ее, не забудетъ ни прелестнаго неба, ни исполинскаго храма Св. Петра, синѣющагося вдали, ни Тибра, ни береговъ его, ни той милой кисти, которая умѣла такъ искусно и свободно поддѣлаться подъ натуру. Произведен³е с³е такъ понравилось въ Римѣ, что мног³е желали имѣть его. Художникъ, какъ увѣрили меня, долженъ былъ повторить этотъ видъ восемь разъ, но любя художество и природу, не захотѣлъ быть коп³истомъ собственной работы. Всякой разъ онъ измѣнялъ и воздухъ и тонъ картины, и такимъ образомъ произвелъ восемь картинъ, одинъ и тотъ же видъ представляющихъ, равно оригинальныхъ. Примѣръ достойный подражан³я!

0x01 graphic

   Друг³я произведен³я Щедрина, бывш³я на выставкѣ, также прекрасны, и въ томъ числѣ одинъ превосходный пейзажъ, принадлежащ³й Ея С³ятельству Графинѣ Нессельроде.
   Гальберговъ бюстъ Генеральши Закревской по лѣпкѣ своей и отработкѣ изъ мрамора превосходенъ.
   Итал³янское утро: Дѣвочка, моющаяся у фонтана, Карла Брюлова, и друг³я двѣ картины его же. Группа народа при входѣ въ церковь, въ коей совершается служен³е, и Старикъ съ мальчикомъ, славящ³е Пресвятую Дѣву предъ образомъ ея (Piferari), привлекали вниман³е всѣхъ посѣтителей выставки прелест³ю живописи и непринужденност³ю кисти живописца. Первая картина принадлежитъ Императрицѣ АЛЕКСАНДРѢ ѲЕОДОРОВНѢ, а двѣ послѣдн³я Графинѣ Нессельроде.
   Коп³и съ Тиц³ана Созонова и съ Рафаэля Габерцетеля нравились вѣрност³ю, съ которою переданы въ нихъ красоты подлинниковъ.
   Изъ рисунковъ Александра Брюлова особенно замѣчателенъ былъ видъ храма Юноны въ Агригентѣ. Это живая природа.
   Работы здѣшнихъ молодыхъ художниковъ: Иванова, братьевъ Чернецовыхъ, Головни, Тыронова, Крылова и другихъ еще нѣкоторыхъ доказали, что они съ даромъ и съ любов³ю къ искуству весьма успѣваютъ. Но прости меня, другъ мой; я началъ говорить объ Обществѣ Поощрен³я художниковъ, а заговорился о выставкѣ. Опять достанется мнѣ за сбивчивость.....
   Виноватъ, возвращаюсь къ Обществу: дѣйств³я его извѣстны тебѣ. Они дѣлаютъ честь Гг. Членамъ. Цѣль Общества достигается; польза существован³я его очевидна и мало по малу усугубится болѣе и болѣе. Но по чемужъ я говорю мало по малу, ты спросишь, когда въ числѣ Членовъ есть особы, имѣющ³я всѣ способы занять важными дѣлами художниковъ извѣстныхъ и, доставивъ такимъ образомъ отечеству творен³я Классическ³я, дать лучшее направлен³е художествамъ? На это отвѣчаю: "Цѣль Общества есть поощрен³е дарован³й развивающихся. Частнымъ, прекраснымъ дѣломъ Членовъ, имѣющихъ способы, можетъ быть приличное занят³е художниковъ, извѣстныхъ уже своими дарован³ями. Члены Общества первые должны и могутъ подать собою примѣрь публикѣ любить и поддерживать ихъ для пользы, чести и славы Отечества." И этотъ отвѣтъ, слово въ слово заимствованъ изъ отчета, представленнаго Обществу за 1825 годъ Комитетомъ, управляющимъ дѣлами его.
   Послѣ сего нужно ли говоришь, что Общество можетъ сдѣлать со временемъ? Оно существуетъ гласно, составлено изъ людей извѣстныхъ; Вельможи наши вообще весьма образованны, любятъ науки и художества, готовы имъ покровительствовать, мы дожили уже до того счастливаго времени, когда можемъ безъ стыда и говорить по Руски и думать по Руски и любить тѣхъ не многихъ Рускихъ, которые красятъ и славятъ нашу великую и прекрасную Росс³ю; слѣдовательно художества быстро пойдутъ впередъ, и симъ много будутъ обязаны Обществу, Увѣренъ, что я сказалъ правду; если же нѣтъ, то да будетъ мнѣ стыдно.
  

Списокъ Членовъ Общества поощрен³я Художниковъ.

  
   1. Петръ Андреевичь Кикинъ.
   2. Князь Иванъ Алексѣевичь Гагаринъ.
   3. Александръ Ивановичь Дмитр³евъ-Масоновъ.
   4. Левъ Ивановичь Киль.
   5. Графъ Ксавер³й Ксавер³евичь Местръ.
   6. Графиня Соф³я Владим³ровна Строгонова.
   7. Графъ Ѳедоръ Петровичь Толстой.
   8. Ѳедоръ Ѳедоровичь Шубертъ.
   9. Викент³й Ивановичь Голынск³й.
   10. Графъ Викторъ Павловичь Кочубей.
   11. Евграфъ Ильичь Мечниковъ.
   12. Николай Александровичь Челищевъ.
   13. Николай Семеновичь Мордвиновъ.
   14. Князь Васил³й Васильевичь Долгорук³и.
   15. Графъ Ѳедоръ Андреевичь Толстой.
   16. Князь Серг³й Николаевичь Салтыковъ.
   17. Алексѣй Захаровичь Хитрово.
   18. Графъ Васил³й Валентиновичь Мусинъ-Пушкинъ Брюсъ.
   19. Графъ Петръ Ивановичь Апраксинъ.
   20. Францъ Ивановичь Лабенск³й.
   21. Князь Михаилъ Николаевичь Голицынъ.
   22. Графъ Иванъ Лар³оновичь Воронцовъ Дашковъ.
   23. Князь Павелъ Петровичь Лопухинъ.
   24. Дмитр³й Павловичь Татищевъ.
   25. Дмитр³й Львовичь Нарышкинъ.
   26. Графъ Павелъ Ивановичь Кутайсовъ.
   27. Кирилъ Александровичь Нарышкинъ.
   28. Графъ Серг³й Павловичь Потемкинъ.
   29. Алексѣй Романовичь Томиловъ.
   30. Маркизъ Филипъ Осиповичь Паулуччи.
   31. Иванъ Ѳедоровичь Паскевичь.
   32. Павелъ Михайловичь Лосунск³й.
   33. Графиня Александра Григорьевна Лаваль.
   34. Константинъ Яковлевичь Булгаковъ.
   35. Александръ Николаевичь Мордвиновъ,
   36. Графъ Юл³й Помпеевичь Литта.
   37. Иванъ Дмитр³евичь Чертковъ.
   38. Графъ Михаилъ Семеновичъ Воронцовъ.
   39. Дмитр³й Осиповичь Барановъ.
   40. Князь Борисъ Алексѣевичь Куракинъ.
   41. Семенъ Филипповичь Мавринъ.
   42. Александръ Васильевичь Кочубей.
   43. Графъ Александръ Григорьевичь Кушелевъ Безбородко.
   44. Князь Дмитр³й Владим³ровичь Голицынъ.
   45. Князь Алексѣй Борисовичь Куракинъ.
   46. Васил³й Александровичь Пашковъ.
   47. Демьянъ Васильевичъ Кочубей.
   48. Графъ Дмитр³й Ивановичь Хвостовъ.
   49. Арсен³й Андреевичь Закревск³й.
   50. Князь Александръ Яковлевичь Лобановъ-Ростовск³й.
   51. Андрей Петровичь Сапожниковъ.
   52. Васил³й Ивановичь Григоровичь.
   53. Князь Николай Григорьевичь Репнинъ.
   54. Графъ Дмитр³й Николаевичь Шереметевъ.
   55. Графъ Васил³й Петровичь Заводовск³й.
   50. Андрей Ивановичь Сабуровъ.
   57. Графъ Северинъ Осиповичь Потоцк³й.
   58. Васил³й Васильевичь Левашевъ.
   59. Марья Яковлевна Нарышкина.
   60. Иванъ Егоровичь Бальшъ.
   61. Графиня Елисавета Ксавер³евна Воронцова.
   62. Княгиня Надежда Ивановна Голицына.
   63. Васил³й Алексѣевичь Перовск³й.
   64. Графъ Евграфъ Ѳедотовичь Комаровск³й.
   65. Серг³й Семеновичь Уваровъ.
   66. Николай Дмитр³евичь Дурновъ.
   67. Графъ Аркад³й Ивановичь Марковъ.
   68. Алексѣй Николаевичь Авдулинъ.
   69. Графъ Алексѣй Ѳедоровичь Орловъ.
   76. Левъ Алексѣевичь Перовск³й.

В...... -

"Сѣверные цвѣты на 1827 годъ"


Другие авторы
  • Митрофанов С.
  • Герье Владимир Иванович
  • Загуляева Юлия Михайловна
  • Цомакион Анна Ивановна
  • Сабанеева Екатерина Алексеевна
  • Лавров Вукол Михайлович
  • Духоборы
  • Иогель Михаил Константинович
  • Меньшиков Михаил Осипович
  • Говоруха-Отрок Юрий Николаевич
  • Другие произведения
  • Тан-Богораз Владимир Германович - Жертвы дракона
  • Урванцев Николай Николаевич - Жакнуар и Анри Заверни, или пропавший документ
  • Петрашевский Михаил Васильевич - Карманный словарь иностранных слов
  • Киреевский Иван Васильевич - Фауст трагедия. Сочинение Гете.
  • Шпенглер Освальд - Освальд Шпенглер: краткая справка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Записки Александрова (Дуровой)...
  • Бунин Иван Алексеевич - Паломница
  • Лажечников Иван Иванович - И. И. Лажечников: биобиблиографическая справка
  • Гейнце Николай Эдуардович - Сцена и жизнь
  • Чарская Лидия Алексеевна - Лизочкино счастье
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа