Главная » Книги

Горький Максим - Две пятилетки

Горький Максим - Две пятилетки



М. Горький

"Две пятилетки"

  
   М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах
   М., ГИХЛ, 1953
   Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933-1936)
  
   В 1937 году Союз Советских Социалистических Республик будет торжественно праздновать двадцатилетие своего бытия и своей работы, посредством которой Союз организовался как сила небывалого, всемирного значения и влияния.
   До 1917 года огромная, богатая сырьем, но технически нищая Россия, опутанная варварским самодержавием царей, рассматривалась капиталистами Европы как будущая их колония, как "страна рабов". Но вот за 17 лет неутомимого, изумительно успешного труда партия Ленина, работая в стране, прославленной "варварством самодержавия", в стране безграмотного, полунищего крестьянства, - партия Ленина воспитала презираемого сытеньким мещанством "полуголодного фабричного рабочего" - идеальным революционером-большевиком. Он вымел из своей страны, как хлам, не пригодный для утилизации, всех паразитов его труда, выгнал армии, посланные капиталистами Европы якобы на защиту иноязычных, но классово родных им русских помещиков и фабрикантов, и, возвратив порабощенным царями иноплеменным народностям их право на свободное развитие национальных культур, превратил постыдно отсталую страну свою в могучее индустриальное государство.
   Это почти чудо. Но - чудес не бывает, и это - естественный результат работы людей, которые, владея комплексным - всесторонним - знанием прошлого, понимая все явления настоящего, точно и ясно определив цели будущего, смело принялись за работу, реализацию указаний истории. Это - люди высочайшего напряжения творческой энергии, ученики, соратники и друзья Ленина. Они во главе с Иосифом Сталиным, человеком могучей организаторской силы, дружески воспитывают в бывшей "варварской" и "нищей" стране нового, культурного хозяина-социалиста.
   Этот новый хозяин, бывший наемный рабочий и батрак, отлично понимает, что ценнейшая творческая, все разрешающая, все побеждающая энергия есть энергия социалистически организованного разума. Он обогатил и непрерывно обогащает свою страну университетами, техническими высшими учебными заведениями, десятками институтов, исследующих материю и силу природы. Он демонстрирует свои способности и таланты во всех областях труда и творчества. Пред женщиной, которая на протяжении веков была домашним животным ее отца и мужа, он открыл все пути к свободной трудодеятельности, и в кратчайший срок женщина уже показала, как бессмысленно, как идиотично было держать половину населения страны в положении человека бесправного, человека второго сорта.
   Новый хозяин нашей страны совершил Геркулесово дело очищения деревни от подлейшего паразита - кулака, который пил кровь крестьянства с жадностью не меньшей, чем жадность паразита-помещика. Он стирает и скоро сотрет различие материальной культуры города и деревни, он стремится установить равенство знаний, обильный источник разнообразных талантов.
   Дерзкая мысль молодого хозяина, не останавливаясь на облегчении машинами труда колхозников, уже заботится о том, чтоб превратить трудоемкие культуры растений в долголетние, он хочет воспитать зерно пшеницы так, чтоб, посеянное один раз, оно давало многолетние урожаи, как дает их ягодный куст. Он правильно и широко ставит дело изучения творческих сил природы для того, чтоб заставить их работать с точностью и продуктивностью машин. В конечном итоге труд, организованный и организуемый энергией партии Ленина - Сталина в Союзе Советских Социалистических Республик, является началом новой, социалистической истории человечества. Нужно ли напоминать, что этим и объясняется дикая ненависть буржуазии к Союзу?
   В данное время эта ненависть наиболее откровенно и ярко выражается в Германии Гитлера и Ко. "История повторяется". В Германии выродки истории.- банкиры, фабриканты, помещики, лавочники - снова, как это было в начале XIX века, выдвигают солдата на роль завоевателя мира. Во всех других странах власть над рабочими и крестьянами тоже все еще находится в руках выродков. Наполеон, изготовленный по-немецки, не нравится им, пугает их, а сделать своих Наполеонов им, должно быть, нечем и не из чего. Дело, разумеется, не только в Наполеонах, а в пушках, пулеметах, отравляющих газах, аэропланах и прочем, предназначенном для истребления миллионов людей ради спокойствия выродков и ублюдков. Все потребное для сей высококультурной цели непрерывно и скоропалительно изготовляется. Пролетариат Европы в промышленности, работающей на войну, трудится на самоубийство, на истребление иноязычных своих братьев по классу.
   Покамест не все они еще понимают подлинный смысл своей работы, молодой хозяин Союза Советских Социалистических Республик тоже должен тратить время, энергию, металл для целей защиты его родины, ибо неизвестно, куда повернет буржуа свои тщательно заостренные кабаньи клыки.
   Отцы и старшие братья сегодняшних бойцов Красной Армии били армии белых генералов и капиталистов Европы, били их почти голыми руками. Теперь эта крепкая рабочая рука стала стократно более сильной. Теперь не только каждый красноармеец, но каждый юноша, вплоть до пионера, должен знать -и знает - за что они будут драться, что будут защищать. Знают это и женщины - хозяйки нашей страны. А что будет защищать пролетариат, который капиталисты пошлют против нас? Поведение революционного пролетариата в Китае, Индокитае, в Австрии, Испании, Голландии и всюду в мире свидетельствует о том, что трудовой народ неплохо знает, кто его враг.
   Возможно, что все сказанное выше - излишне, ибо статья эта рассчитывает на внимание людей грамотных, - на внимание коллектива литераторов, который взял на себя труд написать книгу. "Две пятилетки", и на внимание всего союза литераторов, который, согласно с решением съезда, должен рассматривать коллективную работу как свое кровное дело.
   Определим читателя, для коего затеваемая нами работа будет иметь весьма важное значение. В огромном большинстве наши читатели - это люди, которым в 1917 году было десять лет, и люди, которым в 1937 году будет двадцать лет. Они не нюхали пороха гражданской войны, и детские впечатления их сложились в годы нэпа. Они крайне плохо знают историю жизни и работы своих дедов, отцов, то есть историю своей страны. Они учатся по книгам, которые недостаточно ярко и вразумительно изображают процесс превращения тяжкой, каторжной жизни рабов - в героический подвиг, преображающий мир. Для них не ясна роль той идеологически концентрированной энергии, которая послужила возбудителем превращения и непрерывно, все более успешно действует, расширяя, углубляя работу изменения мира, работу строительства социалистической культуры. Знание служит организующей и решающей силой тогда, когда оно является комплексным знанием, то есть объясняет причины, связи, взаимодействия и смыслы всех фактов и явлений жизни.
   Нам следует понять, что существуют два отношения к знанию: в буржуазном обществе оно расценивается как средство самозащиты человеческой единицы, как "повышение интеллектуальной квалификации" ради повышения зарплаты, ради завоевания наиболее выгодной позиции в хаотической суматохе непрерывно и жестоко конкурирующих единиц. В нашей действительности, где конкуренция индивидуальностей в целях обороны друг против друга заменена социалистическим соревнованием в интересах родины, знание должно понимать как силу, направленную к цели интеллектуального вооружения всей массы единиц ради полного их освобождения от вредных, искажающих людей пережитков классовой, мещанской эпохи, ради защиты массы от врага внутри и вне ее. У нас соревнование способностей необходимо для скорейшего достижения цели, прямо противоположной целям мещан.
   В классовом обществе знание сосредоточено во власти командующего класса, служит целям социального порабощения рабочих, крестьян, мелкой служилой интеллигенции, оно развивается крайне медленно, стремится установить незыблемые догмы и нормы и, по существу своему, консервативно, ибо основная, главная его цель - защита и утверждение существующих классовых отношений. У нас пути к знанию широко открыты для всей массы населения, наша цель - равенство людей в деле миропозвания, то есть познания сил природы. И мы должны воспитать в массе стремление к знанию как такой же биологический инстинкт, каким является инстинкт продолжения рода, - мы должны превратить труд познания в наслаждение. Вот наша цель материалистов, революционеров, ленинцев.
  
   Основная тема нашей книги: социалистический труд как организатор нового человека и новый человек как организатор социалистического труда. Нужно показать взаимодействие делаемого и сделанного на делателя и показать обратное взаимодействие. Этот двусторонний процесс нигде и никогда еще не развертывался с такой широтою, как у нас. В этом процессе для мастеров живописи словом скрыто множество различных тем крупнейшего социального интереса. Для того чтобы найти их, развернуть, разработать с должной и предельной яркостью, следует - на мой взгляд - считаться с тремя действительностями: с прошлым, откуда идут все посылки, с настоящим, которое борется против прошлого, и будущим, которое уже видно в общих очертаниях. Кроме этого, следует считаться и с правом искусства преувеличивать. В словесном искусстве право преувеличения выражается как типизация - соединение - мелких, но наиболее частых явлений в единое крупное, которое и покажет общий смысл сотен мелких фактов. Не следует забывать, что жизнь - непрерывна, что революция, обрекая прошлое на уничтожение, еще не уничтожила его, что оно - живуче и способно к судорожным вспышкам, которые следует безжалостно гасить.
   Но, изображая - фиксируя - пережитки прошлого, нужно помнить, что "фиксация" значит закрепление и что корни индивидуальных пороков скрыты в социальной структуре классового общества. Литература Европы и России XIX века любила изображать невольников, страдавших от невозможности выявить своеволие. Литературный герой XIX века был человек глубоко несчастный, ибо от всего, что он говорил и делал, почти не оставалось следа, ибо жизнь нисколько не изменялась к лучшему. Бедный, но честный студент, опираясь на весьма наивную логику, убивает старушонку-ростовщицу, чтобы после этого "честно служить людям", другие "студенты", затратив огромное количество энергии, оторвали ноги царю, веруя, что после этого "народ вздохнет свободно". От этих героических поступков истинные хозяева жизни - лавочники и ростовщики - нимало не пострадали, основная причина постыдной, бесчеловечной, анархической неурядицы жизни не поколебалась. Некоторые литераторы любовались "красотой и силой" индивидуальных пороков и, красиво изображая оные, способствовали их росту. Иные нагло прославляли - и прославляют до сего дня - постыдную действительность; порою в этой их наглости звучит отчаяние изверившихся.
   Нам следует знать и помнить, что подлецы не родятся, а создаются подлейшим обществом. Действуя в настоящем как посланные гнусным прошлым, они пытаются задержать приближение будущего, а потому и должны быть уничтожены. В характере этих героев, вместе с их лицемерием, хитростью, лживостью, есть нечто мелодраматическое, и мы, изображая их, забываем отметить это качество. Не следует жалеть ярких красок для изображения врага.
   Волчья психика крупного мещанства, лисья - мелкого создает лгунов, лицемеров, предателей, убийц из-за угла непрерывно, с механической точностью машины на бойнях скота. Честный человек по кодексу морали всемирных лавочников и церковников - это человек, который ворует у своего хозяина не очень много, но готов обокрасть, оклеветать, уничтожить любого человека, на которого укажет хозяин.
   На грандиозных стройках общегосударственного, всесоюзного значения мы "перековываем" сотни и тысячи людей "социально опасных" в честных людей, предоставляя им возможность обнаружить свои способности и таланты в процессах труда, который, быстро изменяя лицо нашей страны, показывает пролетариям всех стран, как должен и может хозяйствовать пролетариат. Но еще есть люди, которых не вылечишь и этим способом, ибо основное стремление этих людей - возвратить прошлое, то есть деление людей на классы, спрятав классовое начало в теорию расы. Они хотят остановить локомотив истории, положив на рельсы сноп соломы.
  
   Книгу "Две пятилетки" следует начать рассказом о плане В. И. Ленина электрифицировать всю страну в десять лет, то есть, снабдив ее дешевой энергией, технически, индустриально преобразовать. Этот его план и завет почти выполнен работой партии под руководством И. В. Сталина. Затем необходимо нам широко развернуть картину тех условий, в которых партия начала борьбу с малограмотностью масс и работу идеологического и технического воспитания, организацию тех кадров, той коллективной энергии, которая выполнила первую пятилетку в четыре года. Нужно дать очерк наследства, которое получили Советская власть и партия после разрушений гражданской войны и голода 1921-22 годов, после того как тысячи квалифицированных рабочих были уничтожены на фронтах империалистской войны лавочников и геройски погибли в битвах против армий белых генералов, вооруженных капиталистами Европы. Показать рост комсомола, перерождение крестьянина-индивидуалиста в коллективиста, освобождение женщины, рост сознания ее достоинства, понимания ею культурной ценности ее труда.
   Основная тема - "Две пятилетки и люди, которые их создали". Но "ужно понять, что, в то время как первая пятилетка была наполнена интенсивным и всесторонним строительством, вторая является еще более сложной и трудной: она не только продолжает и расширяет строительство, но в ее срок входит освоение достижений первой пятилетки. Это освоение, как мы видим, является могучим средством воспитания новых людей на фабриках и на полях. Завоевание Арктики, построение новых городов, открытие новых запасов нефти, угля, обогащение страны рудными и нерудными ископаемыми, машино- и станкостроение, авиация, ярославский завод синтетического каучука, звероводство, введение новых сельскохозяйственных культур, работа научно-исследовательских институтов и десятки, сотни других начинаний, процессов, достижений - все это должно быть показано как колоссальная всесоюзная школа, воспитывающая новых людей.
   Всесоюзность нужно особенно резко подчеркнуть, ибо люди всех братских республик и автономных областей делают одно и то же великое, всемирное дело. Нужно, чтоб каждый читатель получил возможность найти в нашей книге отражение его участия в этом небывалом, героически творимом деле.
   Что выигрывает коллектив литераторов в работе над этой книгой? Не говоря о чести хорошо сделать такую книгу, каждый литератор в процессе этой работы получит возможность приобрести комплексное знание о жизни своей родины, о ее всемерном росте, об изумительном разнообразии характеров и типов ее людей. Именно такое знание и необходимо советским литераторам, только такое обширное знание и придаст им силу создать яркие книги, которых все более настойчиво требует читатель-друг, какого никогда, нигде литература не имела. Такого друга не было и не будет у литераторов буржуазных стран, не будет до той поры, пока они не решатся встать на широкий, прямой путь революционного пролетариата и не сбросят дряхлую власть жадных, подлых лавочников, которые готовы затеять еще одну кровавую бойню и уничтожить десятки миллионов молодых, здоровых рабочих и крестьян.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   В двадцать седьмой том вошли статьи, доклады, речи, приветствия, написанные и произнесенные М. Горьким в 1933-1936 годах. Некоторые из них входили в авторизованные сборники публицистических и литературно-критических произведений ("Публицистические статьи", издание 2-е - 1933; "О литературе", издание 1-е - 1933, издание 2-е - 1935, а также в издание 3-е - 1937, подготавливавшееся к печати при жизни автора) и неоднократно редактировались М. Горьким. Большинство же включенных в том статей, докладов, речей, приветствий были опубликованы в периодический печати и в авторизованные сборники не входили. В собрание сочинений статьи, доклады, речи, приветствия М. Горького включаются впервые.
  

"ДВЕ ПЯТИЛЕТКИ"

  
   Впервые напечатано одновременно в газетах "Правда", 1935, No 98, 9 апреля, и "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 1935, No 85, 9 апреля.
   Включалось в третье издание сборника статей М. Горького "О литературе".
   Печатается по тексту газеты "Правда", сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А. М. Горького).
  
   Бедный, но честный студент... убивает старушонку-ростовщицу... - Речь идет о романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". - 430.
  

Другие авторы
  • Габбе Петр Андреевич
  • Ежов Николай Михайлович
  • Домбровский Франц Викентьевич
  • Де-Фер Геррит
  • Берг Николай Васильевич
  • Шидловский Сергей Илиодорович
  • Урусов Сергей Дмитриевич
  • Лачинова Прасковья Александровна
  • Сальгари Эмилио
  • Багрицкий Эдуард Георгиевич
  • Другие произведения
  • Энгельгардт Егор Антонович - Письма к А. Б. Куракину
  • Горбунов Иван Федорович - Живем в свое удовольствие
  • Неизвестные Авторы - Исторические песни о войне 1812 года
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич - В. Г. Бенедиктов: биографическая справка
  • Коган Петр Семенович - Александр Блок
  • Касаткин Иван Михайлович - М. Литов. Иван Михайлович Касаткин (1880-1938)
  • Добролюбов Николай Александрович - Предубеждение, или не место красит человека, человек — место
  • Ильф Илья, Петров Евгений - Остров мира
  • Андерсен Ганс Христиан - Сердечное горе
  • Лившиц Бенедикт Константинович - (О Маяковском)
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа