Главная » Книги

Фриче Владимир Максимович - Буало

Фриче Владимир Максимович - Буало


   Владимир Фриче

Буало

   БУАЛО Николя, собств. Буало-Депрео [Nicolas Boileau-Despréaux, 1636-1711] - французский поэт, критик, теоретик классицизма (см.). Р. в старой буржуазно-чиновной семье, от богословия перешел к праву, был адвокатом, никогда, однако, не выступавшим, посвятил себя всецело лит-ре; в 1672 был представлен Людовику XIV, к-рый назначил ему пенсию как одному из своих историографов; в 1683 вступил в Академию. В его лице на сцену выступало "третье сословие", еще кровно связанное тогда с королевской властью, союзником в борьбе против остатков и пережитков феодального дворянства, и с придворным обществом, на к-рое король опирался в своем союзе с поднимавшейся буржуазией. Как Людовик XIV стремился подчинить "разуму" государства самостоятельных последних феодалов, так Б. подвергал осмеянию и разносу светскую салонную феодально-аристократическую поэзию, галантно-героические романы г-жи Скюдери, светские вирши Котена и др. (в своих сатирах 1660-1668). Как королевская власть регламентировала всю экономическую и административную жизнь Франции XVII в. (эпоха меркантилизма), так Б. подвергал строжайшей регламентации поэтическое творчество. В своем "Поэтическом искусстве" (L'art poétique, 1674) Б. предписывает, как поэту надлежит творить подлинное словесное искусство. Как король стремился рационализировать хозяйственно-административную жизнь страны и, в частности, придворный быт правилами, построенными разумом, так Б. предлагал поэтам: "К рассудку применись: пускай стихи твои получат от него все прелести свои". Эстетическое выражение абсолютистской культуры XVII в., теория Б. насыщена вместе с тем тенденциями восходившей и формировавшейся буржуазии, что выразилось и в общей рационалистической трактовке искусства как выражения прежде всего мысли ("Легко мысль ясную в красивый стих облечь"), и в провозглашении "природы" как материала для художественного подражания ("природа истинна", "пусть природа будет единственным предметом вашего изучения"), и, наконец, в утверждении образцов античной поэзии как высшей эстетической нормы. Рационализм, натурализм, ориентация на античность - таковы были, по Буало, основные черты классической формы как антитезы анархо-фантастического строя мышления, чувствования и творчества средневекового дворянства, еще сохранившегося в пережиточном состоянии в XVII в. Если классическая форма в своих рационалистических, натуралистических и антикизирующих тенденциях буржуазна, то "содержанием" ее, по Б., должны быть "двор" и "город" ("изучайте двор и знакомьтесь с городом"), т. е. те две социальные группы, к-рые служили базисом для абсолютизма, - придворное общество и близкая к нему буржуазная верхушка. Выступая как поэт, Б. как в своих "Сатирах", так и в "Аналое" (Le Lutrin) рисовал в реалистических чертах сцены, эпизоды, фигуры будничной городской (парижской) жизни в духе реалистического буржуазного бытовизма, в последней поэме уже переходя в некоторое наступление против духовенства, находясь впоследствии в близких сношениях с янсенистами, о чем свидетельствует его послание "О любви к богу". Теоретик поднимавшейся в дворянском еще окружении в союзе с абсолютизмом буржуазии, Б. подвергался, естественно, нападкам со стороны светской "феодальной" аристократии. В ответ на его "сатиры" последовал ряд контрсатир со стороны как осмеянных им дворянских писателей (Котен), так и их сторонников (Бурсо, Прадон), обвинявших, между прочим, Б. в том, чем он гордился, а именно, что он "буржуа", ничего не смыслящий в тонкостях светского быта и светской поэзии. Позже, после его "Поэтического искусства", выступили против него от имени светской аристократии братья Перро, в особенности Шарль Перро, изобразивший Б. карикатурно в своем "Завистливом совершенстве" и затем в своей поэме "Век Людовика Великого", и в своих "Параллелях древних и новейших авторов" защищавший национальную поэзию против античности. За первенство древних заступились - Ла Фонтен (см.) и Ла Брюйер (см.), и, наконец, и сам Буало в своих "Критических размышлениях о Лонгине", впоследствии впрочем протянувший в своем "Послании Перро" противнику руку примирения (он, который неустанно доказывал величие Ла Фонтена, Мольера и Расина). Эстетика Б. пользовалась огромным авторитетом в эпоху господства классицизма повсюду, в частности у нас в XVIII в. (Кантемир, Тредьяковский, Сумароков). "Поэтическое искусство" Б. было впервые переведено Тредьяковским.
  

Библиография:

   I. Собр. сочин. Б. в 4 тт., Berriat S. Priest, 1830-1837; Перевод "Поэтического искусства", ред. и вступ. ст. П. С. Когана, перев. С. С. Нестеровой, П., 1914.
  
   II. Lanson, B., P., 1892; Brunetière, Évolution de la critique, 1890; Rigault, Histoire de la Querelle des Anciens et des Modernes, 1856; Gillot H., La Querelle des Anciens et des Modernes, P., 1914.
  
  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 606-607.
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа