Главная » Книги

Еврипид - Ипполит, Страница 8

Еврипид - Ипполит


1 2 3 4 5 6 7 8

обдумаю".
  Ст. 732-751. В первой паре строф хор называет фантастические страны, куда бы он хотел укрыться от тягостей окружающей его действительности. Эридан - мифическая река, отождествляемая с Роной или По; в нее, по преданию, рухнул Фаэтон, сраженный молнией Зевса; его сестры (".Несчастные девы"}, превратившись в тополя, оплакивают его янтарными слезами. Сады Гесперид греки локализовали на Крайнем Западе, в районе нынешнего Гибралтара: здесь узкий пролив преграждает путь кораблям по воле морей промыслителя - Посейдона, здесь Атлант - мученик небодержавный - несет на плечах небесный свод, здесь бьет источник амбросии - пищи богов, и здесь же находилось ложе Кронида, когда он впервые соединился с Герой.
  Ст. 752-765. Хор вспоминает о брачном путешествии Федры и Тесея с Крита в афинскую гавань Мунихий, видя в сопровождавших этот акт мрачных приметах предвестников свершающихся бедствий.
  Ст. 776-786. В некоторых рукописях вопли за сценой приписывают служанке Федры: кормилица после суровой отповеди Федры в ст. 708 сл. удалилась во дворец и не смела подходить близко к спальне своей госпожи. Большого значения вопрос о принадлежности этих реплик не имеет.
  Ст. 792. ...царя, узревшего святыню... - В отличие от недошедшего "Ипполита", где отсутствие Тесея объяснялось его походом в загробное царство, в нашей трагедии Тесей возвращается как паломник из святыни какого-то бога. Поэтому на голове у него венок из свежей листвы (ст. 806 ел.), в переводе Анненского - из лавра.
  Ст. 817-833, 836-851. В оригинале строфы Тесея построены на чередовании лирических двустиший с декламационными (ямбическими триметрами); в переводе эта особенность не передана.
  Ст. 866-870. Эту партию хора многие исследователи считают вставкой, попавшей в рукописи нашей трагедии из несохранившегося "Ипполита": хотя хор может подозревать о каком-то новом несчастье, грозящем дому Тесея (ср. ст. 871-873), его отчаянье в разбираемой партии явно преждевременно.
  Ст. 871-873 отсутствовали в древнейших рукописях и опущены Анненским. Ф. Ф. Зелинский переводит их:
  
  
  О боже! Если есть еще возможность,
  
  
  Услышь мою молитву: не губи нас.
  
  
  Недоброе душа мне ворожит.
  Ст. 901. Набожным желаньем - добавка переводчика. В оригинале сказано: "Прими решение, самое лучшее для твоего дома".
  Ст. 952-954. ...Орфеевым снабдил ты ярлыком. - Тесей приписывает Ипполиту приверженность к учению орфиков, которые верили в переселение душ и потому проповедовали вегетарианство. Это обвинение, однако, не очень вяжется с обликом Ипполита-охотника.
  Ст. 977-980. Синис - разбойник, живший на Истме (Коринфском перешейке); попавших ему в руки путников он привязывал к вершинам двух сосен и, отпустив затем деревья, разрывал людей пополам. Скирон - разбойник, обитавший на скале на границе Мегариды и Коринфа (см. "Гераклиды", ст. 859 сл.); он заставлял путников мыть ему ноги и во время этой процедуры сталкивал их со скалы в море. Оба были убиты Тесеем, когда он в юности шел из Трезена в Афины искать своего отца Эгея.
  Ст. 1045-1050. Казни... не жди. - Эти слова, по-видимому, противоречат желанию Тесея, высказанному в обращении к Посейдону (ст. 887-890). Объяснить это противоречие можно с разных точек зрения: 1) либо Тесей не хочет раскрывать перед Ипполитом своего замысла, чтобы заставить его пережить сначала весь ужас изгнания; 2) либо Еврипид здесь, как и ранее (ст. 893-898), воспроизводит мотив из какого-нибудь другого варианта мифа, где Тесей ограничивался изгнанием Ипполита.
  Ст. 1053-1054. ...за гранью Атлантовой... - То есть за пределами Земли. См. примеч. к ст. 732-751.
  Ст. 1058. ...птицы, в небесах...- По полету птиц специальные гадатели определяли будущее и угодность богам того или иного решения смертных.
  Ст. 1082. О, горькое рожденье, внебрачное! - Жалоба, хорошо понятная в современных Еврипиду Афинах, но лишенная смысла в "героические" времена.
  Ст. 1095. Земли Эрехтея - Афины, названные так по имени легендарного царя Эрехтея. См. примеч. к "Медее", ст. 824-845.
  Ст. 1197-1200. В описании маршрута Ипполита Еврипид приносит географическую точность в жертву художественному эффекту: дорога из Трезена на север и северо-запад (в Эпидавр, Коринф, Аргос) проходит среди гор, а не вдоль моря; по берегу Трезен отрезан от Эпидавра стеной скал.
  Ст. 1253. Поскольку Федра родом с Крита, вестник имеет в виду гору Иду на этом острове, а не одноименную горную цепь в Троаде.
  Ст. 1282-1295. Вступительная речь Артемиды выдержана в оригинале в анапестах. В ст. 1282 и 1169 сл. с древнегреческой точки зрения нет противоречия: Эгей считался земным отцом Тесея, Посейдон - его божественным родителем.
  Ст. 1331 сл. Перевод значительно усиливает мысль оригинала, где сказано только: "Если бы я не боялась Зевса". Артемида хочет сказать, что, поскольку у богов установлен закон не вмешиваться в дела друг друга, нарушение ею этого правила могло бы вызвать недовольство Зевса - мысль, нигде больше не встречающаяся. В эпосе, где боги поступают целиком по собственному усмотрению, гнев Зевса грозит им только в том случае, если они осмеливаются нарушать его собственные планы.
  Ст. 1342-1369 в оригинале выдержаны в анапестических диметрах, с 1370 начинается монодия Ипполита.
  Ст. 1380 сл. Запятнанных предков... грехи. - Ипполит, как и Тесей в ст. 820, 831 сл., видит причину бедствий, обрушившихся на невиновных, в каких-то преступлениях предков, за которые теперь мстит божество.
  
  
  
  
  
  
  
  
   В.Н. Ярхо

Другие авторы
  • Островский Николай Алексеевич
  • Петрарка Франческо
  • Кондурушкин Степан Семенович
  • Вронченко Михаил Павлович
  • Брежинский Андрей Петрович
  • Алданов Марк Александрович
  • Неведомский М.
  • Новицкая Вера Сергеевна
  • Григорович Василий Иванович
  • Межевич Василий Степанович
  • Другие произведения
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Н. Н. Львова. Каприз Мнемозины
  • Веселовский Алексей Николаевич - Паломничество Чайльд-Гарольда (Байрона)
  • Лесков Николай Семенович - Пагубники
  • Надеждин Николай Иванович - Всеобщее начертание теории изящных искусств Бахмана
  • Подолинский Андрей Иванович - Стихотворения
  • Евреинов Николай Николаевич - Оригинал о портретистах
  • Вронченко Михаил Павлович - Левин Ю. Д. M. П. Вронченко
  • Философов Дмитрий Владимирович - (Некролог Н. Ф. Анненскому)
  • Вега Лопе Де - О, как нехорошо любить притворно!..
  • Сомов Орест Михайлович - Алкид в колыбели
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа