Главная » Книги

Еврипид - Гераклиды, Страница 6

Еврипид - Гераклиды


1 2 3 4 5 6

sp;
  
  Сейчас поймешь. Его лишу я жизни,
  
  
  А труп отдам родным, когда придут.
  
  
  Так в отношенье тела волю граждан
  
  
  Исполню свято, он же понесет
  
  
  Из рук моих заслуженную кару.
  
  
  
  
  Еврисфей
  
  
  Что ж, убивай... вымаливать себе
  
  
  Спасения не буду. Град же этот
  
  
  За то, что отпустил меня и верность
  
  
  Просителю соблюл, получит дар
  
  
  Великий от меня - вещанье Феба.
  
  
  В цене высокой он с годами будет,
  
  
  Не вздумать даже вам теперь. Меня
  
   1030 Похоронить прошу, где мне судьбою
  
  
  Назначено, у храма Девы бранной
  
  
  Палленского! Землей засыпан, гость
  
  
  Афинского предела, я останусь
  
  
  Хранителем для вас и другом верным,
  
  
  А для потомства этих Гераклидов
  
  
  Врагом непримиримым, коль придут
  
  
  С дружиною бесчисленной в Афины,
  
  
  Забыв о вашей ласке. Вот кого
  
  
  Пригрели вы! Вы спросите, как мог я,
  
  
  Оракулом владея тем, бесстрашно
  
  
  Идти сюда? Увы! Я Геру мнил
  
  
  Сильнее всех вещаний; не считал я,
  
  
  Что нас она покинет! На моем
  
   1040 Не надо гробе крови, возлияний;
  
  
  Довольно с нас и нашей мести, - я,
  
  
  Несчастный, дам возврат им, а Афинам
  
  
  Двойною пользой будет смерть моя:
  
  
  Я им заступник - и врагам их враг!
  
  
  
  
  Алкмена
  
  
   (к поселянам, с сарказмом)
  
  
  Чего ж вам медлить? Смерть его отраду
  
  
  И вам сулит, и вашим детям; сами
  
  
  Вы слышали - убейте же его.
  
  
  Он сам вам путь надежный указует:
  
  
  При жизни враг он всем, по смерти - друг.
  
  
  Итак, ведите, слуги, вы его,
  
  
  А после казни труп похороните.
  
  
  
   (Еврисфею.)
  
  
  Того не будет, чтоб меня вторично,
  
  
  Живой, изгнал ты из земли моей!
  
  
  
  
  (Уходит.)
  
  
  
  
  Корифей
  
  
  Мы согласны. Рабы, уведите его!
  
  
  
   И не будет от нас
  
  
  Государям страны оскверненья!
  
  
  
  Хор покидает орхестру.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

    "ГЕРАКЛИДЫ"

  Хотя о времени постановки трагедии не сохранилось документальных данных, оно определяется достаточно точно из сопоставления ее текста с фактами Пелопоннесской войны. В своем пророчестве Еврисфей обещает жителям аттического Четырехградья (см. ниже), что он и после смерти будет защищать их от вражеского нашествия (ст. 1030-1037); эти слова имели смысл только весной 430 г., ибо во время первого вторжения летом 431 г. спартанцы действительно воздержались от разорения Четырехградья в память о своих предках Гераклидах, а уже летом 430 г. опустошили всю Аттику без разбора (Фукидид, II, 55-57). Затем, в финале трагедии очевидно противопоставление афинян, гуманных в своем отношении к пленникам, жестоким спартанцам, и это противопоставление прозвучало бы лицемерно, после того как осенью 430 г. афиняне убили захваченных ими у фракийского царя Ситалка спартанских послов. Следовательно, единственной возможной датой для постановки "Гераклидов" остается весна 430 г.
  В основу сюжета трагедии положено сказание о бедственных скитаниях детей Геракла после его смерти, известное в Древней Греции в нескольких вариантах. По наиболее древнему из них, толпу Гераклидов, преследуемых извечным врагом их отца Еврисфеем, возглавлял старинный соратник Геракла, фиванский герой Иолай, который в день боя обрел от богов свою юношескую силу (ср. ст. 796,851-858) и недалеко от Фив сразил Еврисфея в решающей схватке. По другому варианту, Гераклиды безуспешно искали спасения от Еврисфея в различных греческих государствах, в том числе у трахинского царя Кеика (ст. 193), пока не пришли в так называемое аттическое Четырехградье - местность, расположенную на северо-востоке от Афин и объединяющую поселения Марафон, Эною, Трикориф и Пробалинф.
  Здесь Гераклиды нашли защиту у афинян, которые еще в V в. гордились тем, что они единственные из всех греков приютили детей Геракла и дали отпор Еврисфею. Соответственно, и место сражения переносилось в Аттику, а бежавший Еврисфей находил свою смерть от руки Иолая уже у Скироновых скал, на границе Мегариды и Коринфа, где Иолай настигал его (ст. 859-863). Еврипид выбрал именно этот, аттическо-марафонский вариант, изменив только его конец (см. ст. 961 и сл.). Хотя аттическая версия мифа являлась достаточно старинной, неизвестно, имел ли Еврипид предшественников в ее обработке для афинского театра: сюжет не дошедшей трагедии "Гераклиды" Эсхила составляла, по мнению ряда исследователей, смерть Геракла, т. е. тема, обработанная в "Трахинянках" Софокла.
  В течение последних десятилетий "Гераклидам" Еврипида давалась самая противоречивая оценка; в частности, усиленно дебатировался вопрос, дошло ли до нас его подлинное произведение или позднейшая переделка. Одним из основных аргументов ученых, считающих сохранившийся текст искаженным, служит отсутствие рассказа о жертвоприношении Макарии, который должен был бы напоминать монолог Талфибия в "Гекубе" (ст. 518-582). Единственный намек на это событие в ст. 821 сл. (в переводе Анненского - Зелинского этот намек сознательно опущен) считают недостаточным для завершения сюжетной линии, имеющей столь существенное значение в ходе действия всей трагедии. К тому же у поздних античных авторов встречается несколько цитат из "Гераклидов", не находящих соответствия в нашем тексте трагедии, - создается впечатление, что они заимствованы из оригинала, в то время как до нас дошла более поздняя переработка для нужд эллинистической сцены. Наконец, необычная для Еврипида краткость трагедии (1055 стихов в "Гераклидах" против 1419 в написанной за год до этого "Медее" и 1466 - в "Ипполите") тоже как будто бы наводит на мысль о сокращенном варианте. В последнее время, однако, против приведенных выше аргументов выдвигаются контрдоводы, и хотя вопрос нельзя считать окончательно решенным, следует, во всяком случае, воздержаться от гипотетического восстановления утерянных, возможно, частей прежнего текста.
  Перевод пьесы сохранился только в переработке Ф. Ф. Зелинского; ст. 494497, 970-1002 и 1049-1055 переведены им самим, ремарки тоже принадлежат ему (поэтому мы позволили себе их местами немного сократить). Зелинский цитирует в своих примечаниях некоторые отвергнутые им строки Анненского; мы по возможности вставляем их в основной текст.
  Ст. 2. Что праведный... - Анненский переводил в другом понимании: "Что ближние для справедливых только / Одних и существуют..."
  Ст. 35. Наследье Пандиона. - См. примеч. к "Медее", ст. 665.
  Ст. 36. В них кровь одна с Геракловым потомством... - Еврипид следует здесь тому варианту мифологической генеалогии, по которому Алкмена, мать Геракла, и Эфра, мать Тесея, являлись обе внучками Пелопа. В свою очередь, Алкмена и Еврисфей являются двоюродными братом и сестрой, так как их отцы - сыновья Персея, а матери - дочери Пелопа (см. также ст. 207-212, 987 и сл.).
  Ст. 49. Глашатай Еврисфея. - В тексте трагедии имя глашатая Еврисфея нигде не названо, однако оно хорошо известно из "Илиады", XV, 638-641.
  Ст. 60. ...град каменьев...- В Аргосе Иолая и Гераклидов ждет избиение камнями, древний вид казни. Ср.: "Илиада", III, 56 сл.: "...давно б уже был ты каменной ризой одет..."
  Ст. 80. Четырехградье - название Марафонской области к северо-востоку от Афин.
  Ст. 110. После этих слов в рукописи пропущено высказывание Копрея, по смыслу восполненное Ф. Ф. Зелинским.
  Ст. 131. Он поступил как варвар.- Возможно, реминисценция из "Просительниц" Эсхила, где посол Египтиадов так же нагло пытается оторвать от алтаря Данаид.
  Ст. 176-178. ...предпочитая слабых...- Традиционная оценка внешней политики афинян, гордившихся своей ролью защитников угнетенных во всей Греции. Ср. в речи Перикла у Фукидида, II, 40, 4-5: "В отношениях человека к человеку мы поступаем противоположно большинству: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, но тем, что сами их оказываем... Мы одни оказываем благодеяния безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия, покоящегося на свободе".
  Ст. 179-180. Не выслушав обоих... - Также идеализированная характеристика афинской демократии, предоставляющей каждому право высказать свое мнение. Ср. у Фукидида, II, 40, 2: "Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно оценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного уяснения его речами".
  Ст. 270 сл. ...придется плакать...- Еврипид смягчает старинную версию мифа, согласно которой Копрей был убит афинянами при попытке увести Гераклидов (ср. ст. 294-296).
  Ст. 280. В угрозе Копрея проецируется в легендарное прошлое военно-политическая ситуация в Афинах весной 430 г.
  Ст. 310-315. Иолай призывает Гераклидов в случае их возвращения в родную страну хранить вечную дружбу с афинянами, чего их потомки - спартанцы - как раз не делают.
  Ст. 316. Пеласги - так греки называли древнейших обитателей Арголиды; ср. "Просительниц" Эсхила, где сам царь Аргоса носит имя Пеласга.
  Ст. 327 и сл. Частое в трагедиях Еврипида рассуждение о том, что у хороших родителей редко вырастают достойные их дети.
  Ст. 474. Хотя имя Макарии в тексте трагедии нигде не упоминается, оно является общепринятым; это имя носил источник на Марафонской равнине, название которого связывали с местом, где была принесена в жертву дочь Геракла.
  Ст. 607. После этого стиха филологи начала XX в. (в том числе Зелинский) предполагали большой кусок утраченного текста - возможно, песнь хора к элевсинским богиням, потом рассказ вестника (или Демофонта) о смерти Макарии и плач по Макарии. У позднеантичных авторов сохранились цитаты из "Гераклидов", отсутствующие в известном нам тексте; они могут относиться к этой выпавшей сцене. Ф. Ф. Зелинский перевел их в своих примечаниях; первый из них может быть пересказом предсмертных жалоб Макарии, два других - сентенциозного содержания:
  
  1) Ах, быть закланной - страшно, хоть и славно;
  
  Уйти от смерти - трусость, но и сладость.
  
  
  
  2) Ведь кто при жизни чтит его родивших,
  
  Тот и живой и мертвый мил богам.
  
  А кто отцу отказывает в чести,
  
  Тот да не будет ни в молитве мне
  
  Сообщником, ни спутником на судне.
  
  
  
  3) Три доблести превыше всех, мой сын,
  
  Ценить ты должен: чтить богов бессмертных -
  
  Родителям почтенье воздавать -
  
  И соблюдать закон Эллады общий.
  
  Так поступай - и ты венец стяжаешь
  
  Неразрушимой славы навсегда.
  Ст. 664. Он войско размещает... - Здесь некоторое противоречие со ст. 45, где отсутствие Гилла объяснялось тем, что он отправился на поиски нового убежища для Гераклидов, если им не удастся заручиться помощью афинян. Греческих трагиков и зрителей такая непоследовательность не тревожила: всегда можно было предположить, что Гилл, получив известие о поддержке со стороны Демофонта, сумел обеспечить себе новых союзников.
  Ст. 695. ...в этом храме и оружье есть... - Доспехи с взятых в плен или убитых врагов посвящались обычно богу и хранились в его храме.
  Ст. 743. ...с Гераклом Спарту я громил. - Иолай вспоминает поход Геракла против спартанского царя Гиппокоонта, незаконно лишившего престола своего брата Тиндарея; с помощью Геракла Гиппокоонт был свергнут, и Тиндарей возвратил себе царский трон. Из всех подвигов Геракла, в которых принимал участие Иолай, Еврипид вспоминает именно поход на Спарту, что вполне естественно в условиях начавшейся Пелопоннесской войны.
  Ст. 770-783. А ты, о дивная! - обращение к Афине, покровительнице аттической земли.
  Ст. 777. ...плясали хоры, девы пели... - Имеется в виду праздник Великих Панафиней, в состав которого входили ночные жертвоприношения, сопровождаемые культовыми хорами и плясками афинских юношей и девушек.
  Ст. 830. Тирренская труба. - Изготовлявшиеся из меди боевые трубы считались изобретением этрусков, известных грекам под именем тирренцев.
  Ст. 847-848. ...со слов чужих могу поведать только движение событий. - Скептическое отношение Еврипида к чудесному омоложению Иолая.
  Ст. 848. Паллены - дем в Аттике, примерно в 12 км восточнее Афин; на холме находилось святилище богини Афины (см. ст. 1030 и сл.).
  Ст. 854-855. ...Геба и твой, царица, сын. - Согласно мифу, известному уже из "Одиссеи" (XI, 601 - 604), Геракл был после смерти перенесен на Олимп и ему отдали в жены дочь Зевса, богиню Гебу, олицетворяющую вечную юность. Этим объясняется ее участие и в возвращении молодости Иолаю (ср. ст. 871, 910-918).
  
  
  
  
  
  
  
  
   В.Н. Ярхо

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа