Главная » Книги

Дживелегов Алексей Карпович - Карло Гольдони. Феодал

Дживелегов Алексей Карпович - Карло Гольдони. Феодал


1 2 3 4

  
  
  
  Карло Гольдони
  
  
  
  
  Феодал --------------------------------------
  Перевод А. К. Дживелегова
  Карло Гольдони. Комедии.
  Карло Гоцци. Сказки для театра
  Витторио Альфьери. Трагедии
  Перевод с итальянского
  БВЛ, М., "Художественная литература", 1971
  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  
  
  
   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  Маркиз Флориндо, владелец вотчины Монтефоско.
  Маркиза Беатриче, его мать.
  Панталоне, откупщик судебных доходов.
  Роз_а_ура, сирота, законная наследница Монтефоско.
  Нардо |
  Чекко } депутаты общины.
  Менгоне |
  Паскуалотто |
  
   } старосты.
  Марконе
  |
  Джаннина, дочь Нардо.
  Гитта, жена Чекко.
  Оливетта, дочь Менгоне.
  Судебный комиссар.
  Нотариус.
  Арлекин, слуга общины.
  Слуга Панталоне.
  Крестьянин.
  Слуга маркиза.
  Крестьяне.
  Действие происходит в Монтефоско, в Неаполитанском королевстве.
  
  
  
   ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Зала общинного совета, со старинными креслами. Нардо - в куртке, в белом колпаке, в шляпе и в грубых башмаках. Чекко - с платком на шее, в охотничьих сапогах, в черном кафтане и шляпе с каймой. Менгоне - в соломенной шляпе, в бедном кафтане и туфлях. Все трое сидят, Нардо - в
  
  
  
  
  середине.
  Нардо. Уже два часа пополудни, а старост все не видно.
  Чекко. Паскуалотто повез на тележке вино доктору.
  Менгоне. А Марконе, я видел, собирал репу.
  Нардо. Скоты! Не знают своих обязанностей. Они только старосты, а заставляют нас, депутатов, ждать себя.
  Чекко. Чтобы прийти сюда с утра, я не пошел на охоту.
  Менгоне. Я послал вместо себя другого продавать дрова.
  Нардо. Нет! Когда я депутат, я аккуратен. Все бросаю, чтобы идти сюда. Уже семь раз я исполняю эти обязанности. Каково! Разве плохо сидеть на этих креслах?
  Чекко. Сегодня пожалует сюда синьор маркиз. Нам надо будет его приветствовать.
  Нардо. Это сделаю я, потому что я старейший.
  Чекко. Как вы думаете, синьор маркиз примет нас?
  Нардо. Конечно, вот увидите! Если он так же добр, как его отец, он нас обласкает. Я знал старого маркиза. Он очень меня жаловал. Каждый раз, как он приезжал в Монтефоско, я ходил к нему и целовал ему руку; он хлопал меня по плечу и приказывал подать мне вина в его собственном стакане.
  Чекко. А мне говорили, что молодой маркиз - изрядный повеса.
  Менгоне. Молод еще! Ему извинительно.
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
  
  
  
  Те же и Арлекин в шляпе.
  Арлекин. Синьоры...
  Нардо. Сними шляпу.
  Арлекин. Перед кем?
  Нардо. Перед нами.
  Арлекин. Вот еще! Пришли...
  Нардо. Сними шляпу, говорю я тебе.
  Арлекин. Для чего мне снимать шляпу? Двадцать раз на день я вас встречаю и не снимаю шляпы. А тут, пожалуйте, - снимай!
  Нардо. Сейчас мы при исполнении должности. Понимаешь? Сними шляпу!
  Арлекин. С ума сошли, окаянные! Вот, получайте! Снял!
  Нардо. Ну, в чем дело?
  Арлекин. Здесь стеклярусы вощинные.
  Чекко. Какого ты черта лопочешь?
  Арлекин. Здесь эти два крестьянина, мужчины, которых зовут стеклярусы, которые от вощины.
  Нардо. Вот олух! Нужно говорить: старосты общины. Пусть войдут!
  Арлекин. Слушаю.
  Менгоне. Хорошенькое приобретение мы сделали: взяли слугой общины этого бергамского осла.
  Арлекин. Правильно говоришь! В этом краю ослами хоть пруд пруди. (Уходит.)
  Нардо. Нахал!
  Менгоне. Вот и они.
  Чекко. Нам нужно встать?
  Нардо. Еще чего!
  Менгоне. А снимать шляпы?
  Нардо. Еще чего!
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
  
  Те же, Паскуалотто и Марконе в крестьянском платье.
  Паскуалотто. Добрый день, синьоры!
  Марконе. Здравствуйте, синьоры!
  Нардо. Садитесь!
  Оба садятся с ужимками. Вы знаете, что маркиз Ридольфо умер...
  Марконе. Дай бог нам долго жить!
  Нардо. И теперь наш господин - маркиз Флориндо.
  Чекко (к Паскуалотто). Есть дичь за деревней?
  Паскуалотто. Уйма!
  Нардо. Слушайте меня! Маркиз Флориндо должен приехать и вступить во владение...
  Менгоне (к Марконе). Какая сейчас цена на вино?
  Марконе. Десять карлино.
  Нардо. Слушайте же меня! И с ним должна приехать синьора Беатриче, его матушка.
  Чекко (к Паскуалотто). И жаворонки есть?
  Паскуалотто. Сколько угодно.
  Нардо. Замолчите вы? Будете слушать? Значит, мы ждем маркизу-мать и молодого маркиза...
  Менгоне (к Марконе). У меня есть бочка вина для продажи.
  Нардо (возвышая голос). Мы ждем...
  Марконе (к Менгоне). Я куплю.
  Нардо (еще громче, сердито). Ждем сегодня... Что за черт! Это наглость. Когда говорят депутаты, их нужно слушать. Удивляюсь вам двум! Вы такие же депутаты, как и я, а...
  Чекко (знаками призывая старост к молчанию). Тсс!
  Нардо. ...а не блюдете достоинство должности!
  Менгоне (старостам). Тсс!
  Нардо. Значит, приедут маркиз с маркизою, и нужно подумать, как оказать им честь.
  Чекко. Честь принадлежит прежде всего нам и нашему краю.
  Менгоне. Нужно угостить их.
  Нардо. Прежде всего нужно вот что. Нужно все приготовить, встретить и приветствовать их.
  Паскуалотто. Я в этих делах ничего не понимаю.
  Марконе. Если нужно складно сказать несколько слов, я готов.
  Нардо. Приветствовать маркиза - мое дело! Вы пойдете за мною, а я буду говорить. А вот кто скажет приветствие маркизе?
  Чекко. Никто не сделает этого лучше, чем Гитта, моя жена. Она совсем как ученая женщина. Целыми днями спорит с доктором.
  Нардо. А вы забыли Джаннину, мою дочку? Она нашему нотариусу даст сорок очков вперед.
  Менгоне. И моя дочка Оливетта не ударит лицом в грязь. Она умеет читать и писать. А память у нее прямо удивительная!
  Марконе. Нет, послушайте! Есть у нас тут синьор Панталоне и есть синьора Розаура - люди образованные. Не могут ли они сделать за нас перед синьором маркизом и синьорой маркизой все, что требуется?
  Нардо. Кто? Панталоне?
  Чекко. Чужак?
  Менгоне. Если у него больше денег, так. по-вашему, значит, и больше уменья? И способностей?
  Нардо. А как ему достались деньги?
  Чекко. Вот уже сколько лет он платит маркизу откупные, а потом все вытягивает из нас. И идет в гору да богатеет.
  Менгоне. Так и мы бы разбогатели!
  Чекко. Чужак ест наш хлеб.
  Марконе. А вот синьора Розаура - наша землячка!
  Нардо. Верно! Только она вбила себе в голову, что она знатная синьора, и потому не удостаивает вниманием наших женщин.
  Марконе. А она и впрямь знатного рода и должна была бы унаследовать это поместье.
  Чекко. Раз ее родня продала его, ей уж больше его не видать.
  Марконе. Не видать, потому что богатый ест бедного. А то бы увидала.
  Менгоне. Ну, ладно! Розаура останется дома вместе с Панталоне. Им с нами нечего делать. Наши женщины справятся без них.
  Нардо. Правильно! Синьоры депутаты, синьоры старосты, так мы и поступим.
  Чекко. Если больше ничего не требуется, я пойду на охоту.
  Менгоне. А я пойду взвешивать зерно.
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
  
  
  
  Те же и Арлекин в шляпе.
  Арлекин. Синьоры!
  Все. Сними шляпу! Сними шляпу!
  Арлекин. Ух, будьте вы прокляты! (Бросает шляпу на пол.) Синьор маркиз подъезжает.
  Нардо. Идемте!
  
  
  
  Все встают и хотят идти. Погодите! Впереди всех - я! (Уходит с важным видом.)
  
  
  Паскуалотто хочет последовать за ним.
  Чекко. Стойте! Вторым - я! (Выходит вперед.)
  Менгоне. Дальше - я!
  Паскуалотто. Кто же из нас двоих теперь?
  Марконе. Я старше. Мой черед!
  Арлекин. Верно. Его черед!
  Паскуалотто. Я был старостой четыре раза, а вы - два.
  Арлекин. Он прав. Его черед!
  Марконе. Но на этот раз я вступил в должность раньше, чем вы.
  Арлекин. Правильно!
  Паскуалотто. Тогда пошлем за депутатами и спросим, как нам быть.
  Марконе. Очень хорошо! (Арлекину.) Пойди позови мессера Нардо.
  Арлекин. Сию минуту! (В сторону.) Цвет дворянства спорит о почестях.
  Паскуалотто. Я не соглашусь на умаление моих прав.
  Марконе. Я тоже, ни в коем случае.
  Паскуалотто. Мы друзья, но в этих делах достоинство - прежде всего.
  Марконе. Я согласен на все, только не на унижение.
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
  
  
  
   Те же и Нардо.
  Нардо. В чем дело? Чего вы хотите?
  Паскуалотто. Синьор депутат! Кону из нас двоих идти вперед?
  Марконе. Кому принадлежит первенство?
  Нардо. Затрудняюсь решить. Нужно созвать собрание общины.
  Паскуалотто. Вы можете решить сами.
  Марконе. Я полагаюсь на вас.
  Нардо. Уже поздно. Маркиз сейчас приедет. Давайте сделаем на этот раз так, чтобы никому не было обидно. Но чтобы это не послужило примером на будущее. Идите оба разом; один с этой стороны, другой - с той.
  Паскуалотто. Отлично.
  Марконе. Я доволен.
  Нардо. Ну, так идите.
  Паскуалотто. Иду! (Делает несколько шагов.)
  Марконе. Иду! (Делает ровно столько же шагов.)
  Паскуалотто. Замечательный человек! Замечательная голова!
  Марконе. Только такому человеку и решать все вопросы.
  Уходят по порядку, следя за тем, чтобы ни один не опередил другого.
  Нардо. Мне хочется пойти к нотариусу, чтобы он записал в книгу это мое решение. "Ad perpetnas reis memoriarum" {Искаженная латинская фраза, означающая: "На вечную память о деянии".}. (Уходит.)
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
  
  
   Комната в доме Панталоне.
  
  
   Панталоне, Розаура, потом слуга.
  Панталоне. Ну, зачем так сокрушаться из-за этого? Потерпите. Такова божья воля.
  Розаура. Это верно. Но очень уж мне тяжело.
  Панталоне. В самом деле, несчастье большое. Вы могли стать владелицей этого поместья. Вы могли и должны были сделаться маркизой Монтефоско. А теперь вы - ничто. Вы бедная девушка. Тут, думай не думай, все равно ничего не поделаешь. Не помогут ни слезы, ни отчаяние. Так уж нам на роду написано!
  Розаура. Я почти свыклась с этим. Но сейчас, когда сюда едет маркиз Флориндо, я вспоминаю тяжкие свои потери, и меня мучает обида.
  Панталоне. Маркиз Флориндо здесь ни при чем. Он унаследовал маркизат от своего отца.
  Розаура. А его отцу продал мой. Ах! Мой родитель погубил меня!
  Панталоне. Когда ваш отец продавал поместье, у него не было детей. Потом он тайно женился, и от этого союза родились вы.
  Розаура. Значит, я могла бы получить все обратно?
  Панталоне. Нужно справиться, имеют ли женщины право наследовать родовые поместья.
  Розаура. Я имею право. Мне сказал это нотариус.
  Панталоне. Хотите начать процесс?
  Розаура. А почему бы нет?
  Панталоне. На какие деньги? На каком основании? Кто вас поддержит?
  Розаура. Разве я не найду управы? Не найду людей, которые помогли бы мне? Друзей, которые защитили бы меня? Взять хотя бы вас, синьор Панталоне; ведь вы с такой добротой приютили меня в своем доме, обращаетесь со мной, как с дочерью, любите меня, как родную! Неужели вы меня покинете?
  Панталоне. Нет, синьора Розаура! Я не говорю, что покину вас. Но тут надо подумать. Ваш отец запутался в делах и сразу продал все, что имел. Вы родились через шесть месяцев после его смерти, и когда он умирал, то не знал даже, что жена ждет ребенка. Потом умерла и ваша мать. Вы остались на чужом попечении, без средств. Маркиз Ридольфо, отец маркиза Флориндо, сжалился над вами, принял на себя заботы о вас, дал вам образование. Когда я взял на откуп здешние доходы, он поручил вас мне и положил на ваше имя приличную сумму. После смерти маркиза Ридольфо маркиза Беатриче, мать и опекунша маленького маркиза, писала мне о вас и просила по-прежнему о вас заботиться. С людьми, которые так благородно ведут себя, процессов, по-моему, не затевают. Вот они приедут - поговорим, попробуем улучшить ваше положение. Попытаемся пристроить вас прилично. Может быть, они дадут вам хорошее приданое. Когда человек в нужде, самое главное - найти опору. А лаской и хорошим отношением можно добиться всего. Вы не рискуете ничем, а приобрести можете очень много.
  Розаура. Милый синьор Панталоне, все это верно. Но хорошо вам говорить! Что бы для меня они ни сделали, все будет ничто по сравнению с титулом маркизы и владением этим, хоть и небольшим, поместьем.
  Панталоне. Мир полон бед и несчастий. Имейте терпение, миритесь с судьбой, старайтесь жить спокойно. Самое лучшее поместье, самое большое богатство - это спокойствие души. Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.
  Розаура. Вы золотите мне пилюлю. Но я должна проглотить ее. Это горько и мучительно.
  Панталоне. Чего же вы хотите?
  Розаура. Ничего. Не мешайте мне плакать. Не мешайте мне предаваться горю.
  Панталоне. Мне неприятно, что маркиза с сыном останавливаются у меня, ведь замок совсем развалился. Мне не хотелось бы, чтобы в моем доме были сцены. Они скоро приедут. Прошу вас, возьмите себя в руки. Вы девушка благоразумная и сумеете быть сдержанной.
  Розаура. Я сделаю все, что смогу.
  Слуга (входит). Синьор маркиз изволили прибыть.
  Панталоне. Уже? А маркиза?
  Слуга. И синьора маркиза тоже. (Уходит.)
  Панталоне. Иду! Синьора Розаура, будьте благоразумны и предоставьте действовать мне. (Уходит.)
  Розаура. Буду благоразумна до известного предела. Но не буду трусливо скрывать, что страдаю от несправедливости. Поместье это мое, и имущество тоже мое. Если не найду поддержки, сама дойду до короля, изложу ему мое дело и потребую правосудия.
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
  
  
  Другая, хорошо обставленная комната.
  
  Маркиза Беатриче, Флориндо, Панталоне, потом слуга.
  Панталоне. Вы оказываете мне большую честь, ваши сиятельства, позволяя мне служить вам моим скромным домом. Я краснею от сознания, что он не достоин вас.
  Беатриче. Мне очень приятно слушать ваши любезные слова, синьор Панталоне. Я бесконечно благодарна вам за то, что вы из-за нас готовы терпеть неудобства в вашем доме. Я и маркиз, мой сын, будем за это всегда вам признательны и будем любить вас.
  Панталоне (к Флориндо). Слуга покорнейший вашего сиятельства!
  Флориндо (холодно, притрагиваясь к шляпе). Мое почтение!
  Панталоне (в сторону). Ого! Юнец с гонором!
  Беатриче. Флориндо! Это синьор Панталоне деи Бизоньози, весьма почтенный венецианский купец. Ваш отец отдал ему на откуп доходы здешнего имения, и он всегда с величайшей аккуратностью выполнял свои обязательства. Своим отношением он делает честь тому, кто его здесь устроил.
  Панталоне. Благодарю за доброе слово, ваше сиятельство, Я ваш искренний, верный и почтительный слуга. (К Флориндо.) Надеюсь, что и ваше сиятельство согласится принять мои услуги.
  Беатриче. Представитель суда и нотариус, которые должны ввести маркиза во владение, могут запоздать. Уведомьте, пожалуйста, общину, чтобы все были готовы принести вассальную присягу.
  Панталоне. Будет сделано, ваше сиятельство.
  Флориндо. Скажите, синьор Панталоне, сколько душ в Монтефоско?
  Панталоне. Община небольшая, ваше сиятельство: семьсот - восемьсот человек.
  Флориндо. Мне говорили, что тут много красивых женщин. Правда это?
  Панталоне. Всюду есть и красивые и некрасивые.
  Беатриче (в сторону). Вот его разговоры: женщины! (К Панталоне.) Будьте так добры, синьор Панталоне, скажите мне, знали ли здешние люди, что мы должны были сегодня приехать?
  Панталоне. Как же, ваше сиятельство! Я сам говорил им и знаю, что они собрались и придут сюда, чтобы пасть к вашим стопам и представиться своему господину.
  Флориндо. И женщины придут?
  Панталоне. Женщины? Если они и придут, то придут не к вам.
  Флориндо (в сторону). Если они не придут ко мне, я приду к ним.
  Панталоне (в сторону). А он, видно, волокита! Я начинаю беспокоиться из-за девушки, которая живет у меня.
  Слуга (входит). Пришли депутаты и старосты общины с поклоном к вашему сиятельству. (Уходит.)
  Панталоне. Слышите, ваше сиятельство? Община в полном составе желает вас приветствовать.
  Беатриче. Пусть войдут.
  Панталоне. Слушаю. (Уходит.)
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
   Маркиза Беатриче и Флориндо, потом Панталоне, потом слуга.
  Беатриче. Милый Флориндо, когда же начнете вы вести себя как взрослый человек?
  Флориндо. А что я сделал? Спросил, есть ли женщины? Самый обыкновенный вопрос.
  Беатриче. Теперь не время для глупостей. Будьте серьезны.
  Флориндо. Насчет этого не беспокойтесь. С этим мужичьем я не допущу никакой фамильярности.
  Беатриче. Я говорю - будьте серьезны. Это не значит - будьте грубы. Отнеситесь к ним ласково. (К Панталоне, который входит.) Что же они не идут?
  Панталоне. Я вам сейчас скажу, ваше сиятельство. Они говорят, что хотят представиться сначала синьору маркизу, а потом вашему сиятельству.
  Беатриче. Вот еще! Скажите, чтобы они шли сюда без всяких церемоний. Мы оба тут, и они сэкономят один визит и одно приветственное слово.
  Панталоне. Пойду скажу. (Уходит.)
  Флориндо. Что я должен им говорить?
  Беатриче. Отвечайте любезно на то, что скажут вам они. Многого они сказать не сумеют, и вы тоже отвечайте коротко. В случае чего я буду здесь. (В сторону.) Вот когда сказывается дурное воспитание, которое дал ему отец. (К Панталоне, который входит.) Ну?
  Панталоне. Ваше сиятельство! Они смущены. Они в отчаянии. Ведь они приготовили приветствие для синьора маркиза, а если здесь окажется его мать, они спутаются и не будут знать, что говорить. Поэтому они просят и умоляют сделать им милость и позволить сказать это приветствие в ваше отсутствие.
  Беатриче. Смешно! Но пусть будет, как они хотят. Уйдем в соседнюю комнату. А вы, маркиз, примите их с должной серьезностью. Знайте, что я буду за портьерой и буду слышать вас. (Уходит.)
  Панталоне (в сторону). Кто не видел, не поверил бы. Мертвые - и те бы расхохотались! Совсем не знает, как держать себя! А ведь как разодет! И как нос задирает! (Уходит.)
  Флориндо. Ужасно противно возиться с ними. Не привык я к таким комедиям. Эй!
  Слуга (входит). Что прикажете, ваше сиятельство?
  Флориндо. Кресло!
  
  
  
  Слуга приносит кресло. Я приму их хорошо, но дам понять, кто я для них. (Усаживается в кресло.)
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
  
   Нардо, Чекко, Менгоне, Паскуалотто, Марконе.
  Все тщательно принаряженные, входят один за другим и трижды кланяются
   маркизу, который смотрит на них внимательно и смеется.
  Чекко (к Менгоне). Видели? Смеется!
  Менгоне. Значит, он к нам расположен.
  Чекко. Пусть не вздумает насмехаться над нами.
  Менгоне. Неужели вам кажется, что мы можем дать повод к насмешкам?
  Нардо. Тише!
  
  
   Все смолкают; Флориндо смеется. Сиятельнейший синьор маркиз, истинный образ доброты и изящества! Наша древняя и благородная община, хоть и находится в Монтефоско, освещена лучами вашего красноречия... (Сплевывает и оглядывается с важностью.)
  
  Все знаками выражают удивление. Флориндо смеется. Здесь находится почтенный состав нашей древней и благородной общины. Я - ее главный член; эти двое - мои боковые товарищи, а те двое, которые не имеют к нам отношения, но приобщены к нам, пришли сюда, чтобы бить вам челом. (Сплевывает.)
  Флориндо. Я вам очень...
  Нардо (почтительно). Ваше сиятельство, я еще не кончил.
  Флориндо. Ну, так кончайте.
  
  
  
  Остальные шепчутся.
  Нардо. Тише!
  
  
  
   Все смолкают. Вот овечки вашего поместья, которые просят вас стричь их милосердно.
  Флориндо. Не могу больше! (Встает.)
  Нардо. Вы, как Юпитер благодетельный, будете к нам милостивы, и солнце вашей доброты озарит мрак Монтефоско... Флориндо идет к двери. Нардо - за ним, продолжая говорить; остальные - по
  
  
  
   порядку за Нардо. Мы пришли положить к ногам вашего сиятельства, синьор маркиз Флориндо, нашу покорность, в уповании, что необъятность вашей великодушной души (смотрит на товарищей, которые рукоплещут.)...
  
  
   Флориндо продолжает идти. ...примет с полнотою благодарности...
  
   Флориндо в нетерпении останавливается у двери. ...стадо нашей древней и благородной общины...
  Флориндо. Кончили?
  Нардо. Нет еще, ваше сиятельство. И предписывая нам...
  Флориндо. Так я кончу за вас. (Подходит к двери.)
  Нардо. Свои приказания...
  Флориндо. Мое почтение, синьоры. (Уходит и задергивает портьеру.)
  Нардо. Найдет в нас готовность подчиниться...
  Чекко. Входите за ним.
  Нардо. Не важно!.. Которая повергнет в прах членов менее древних и благородных общин... Я кончил!
  Чекко. Конца он не слышал.
  Нардо. Ничего не значит!
  Менгоне. Почему же он ушел, не дослушав?
  Нардо. Политика! Чтобы не быть обязанным отвечать.
  Чекко. Ну, пойду разоблачусь - и на охоту!
  Нардо. Ну, что? Хорош я был?
  Чекко. Великолепен!
  Менгоне. Браво!
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
  
  
   Те же и маркиза Беатриче.
  Беатриче (в сторону). Флориндо не хочет быть благоразумным. Я должна поправить дело. (Громко.) Синьоры!!
  Чекко (к Нардо). Маркиза!
  Нардо. Я не готов. Идем. (Отвешивает поклон.)
  Беатриче. Постойте!
  Нардо. Ваше сиятельство, я не готов. В другой раз! (Уходит с поклоном.)
  Беатриче (к Чекко). Послушайте!
  Чекко. Не я главный, ваше сиятельство. (Уходит.)
  Беатриче. Я мать маркиза...
  Менгоне. Я тоже боковой, ваше сиятельство. (Уходит.)
  Беатриче. Я пришла, чтобы...
  Марконе. Это меня не касается. Это дело главного депутата. (Уходит.)
  Беатриче. Вы очень обиделись?
  Паскуалотто. Мы не обижаемся. Мы не из депутатов! (Уходит.)
  Беатриче. Все они какие-то полоумные. (Уходит.)
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
  
  
  
  Флориндо и Розаура.
  Флориндо. Ну, пойдите сюда. Не бегите!
  Розаура. Я не убегу, синьор, если вы будете разговаривать скромно.
  Флориндо. Я вас не понимаю. Вы привыкли жить с мужичьем.
  Розаура. Ни один из этого мужичья не разговаривал со мною так непочтительно.
  Флориндо. Черт возьми! Вы хорошо одеты. Они уважают вас, как знатную даму.
  Розаура. Они уважают не мое платье, а меня.
  Флориндо. Да? Забавно! Где это вы научились таким красивым словам?
  Розаура. Я унаследовала их с кровью.
  Флориндо. Значит, вы благородного происхождения?
  Розаура. Да, синьор. Такого же, как и вы.
  Флориндо. Как и я! А вы знаете, кто я?
  Розаура. Знаю, знаю.
  Флориндо. Вы знаете, что я маркиз Монтефоско?
  Розаура. Мне известно не совсем это!
  Флориндо. А вы кто?
  Розаура. Узнаете в свое время.
  Флориндо. А мне жаль вас. Молодой девушке, красивой, изящной, жить в горах, не зная света, не имея общества, - это просто грех!
  Розаура. Эти вещи меня мало привлекают. Мне было бы достаточно, синьор...
  Флориндо. Знаю! Вам было бы достаточно, если бы нашлось с кем слегка поиграть в любовь. Среди этого мужичья вряд ли кто сможет вам понравиться.
  Розаура. Вы меня не поняли.
  Флориндо. О, я вас понимаю! Я вам сочувствую и приехал сюда, чтобы вас утешить.
  Розаура. Дай-то бог!
  Флориндо. Не говорите ничего матери - и я сумею утешить вас.
  Розаура. Каким образом?
  Флориндо. Вы займетесь со мной любовью. Пока я буду в Монтефоско, я буду весь ваш.
  Розаура. Синьор, до свиданья! (Поклон.)
  Флориндо. Постойте. (Пытается ее удержать.)
  Розаура. Пустите меня!
  Флориндо. Разве вы не сказали, что вы знатного рода?
  Розаура. Да, и горжусь этим.
  Флориндо. Когда так, вы должны радоваться, что вас любит дворянин.
  Розаура. Я, быть может, и радовалась бы, если бы этот дворянин разговаривал по-иному.
  Флориндо. Как же вы хотите, чтобы я разговаривал? Научите меня.
  Розаура. Если вы до сих пор не научились, то уже не научитесь!
  Флориндо. Погодите. Я попробую сделать по-вашему. Вы мое сокровище! Вы мой кумир! А? Что вы скажете? Хорошо так?
  Розаура. Глупость, лесть, лживые слова!
  Флориндо. Так я буду говорить по-своему. Девушка, я таков, каков есть! Когда я хочу, мне нужно повиноваться! Кто не хочет мне повиноваться, того я заставлю.
  Розаура. Не запугаете и этим, поверьте!
  Флориндо. Я не хочу вас пугать. Я хочу вас рассмешить и позабавить. Подите ко мне, дайте мне руку.
  Розаура. Я удивляюсь вам. (Хочет уйти.)
  Флориндо. Дурочка! (Идет за ней.)
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
  
  
  Те же и маркиза Беатриче, потом слуга.
  Беатриче. Что это значит?
  Розаура. Синьора, защитите меня от приставаний вашего сына.
  Беатриче (к Флориндо). Ах, маркиз!
  Флориндо. Уверяю вас, синьора, что я не позволил себе никакой вольности.
  Беатриче. Я знаю вас. Пора вам остепениться.
  Флориндо. Я щучу, развлекаюсь. (Розауре.) Скажите по совести, что я вам сделал?
  Розаура. Ничего, синьор. Я прошу вас оставить меня в покое.
  Беатриче (к Флориндо). Знаете вы, кто эта девушка?
  Флориндо. Нет. Вижу - красивая. Больше ничего не знаю.
  Беатриче. А если не знаете, почему вы относитесь к ней без уважения?
  Флориндо. Говорю же я вам, что уважения было сколько угодно.
  Беатриче. Ну, так вот! Чтобы на будущее время вы обращались с нею по-другому, я скажу вам, кто она и какого отношения она от вас требует.
  Флориндо. Выслушаю охотно,
  Беатриче. Так знайте...
  
  
  
   Входит слуга.
  Слуга (к Беатриче). Ваше сиятельство, несколько женщин из Монтефоско пришли, чтобы вас приветствовать.
  Флориндо (в сторону). Женщины!
  Беатриче. Хорошо. Пусть подождут минутку... Сейчас я к ним выйду.
  
  
  
   Слуга уходит. Знайте, что эта девушка - дочь маркиза Эрколе, который одно время...
  Флориндо. Синьора, вы мне скажете это потом. С вашего позволения! (В сторону.) Женщины! Женщины! (Убегает, весело припрыгивая.)
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
  
  
   Маркиза Беатриче и Розаура,
  Беатриче (в сторону). Какой невозможный характер!
  Розаура. Синьора, значит, вы меня знаете? Значит, вам известны мои невзгоды?
  Беатриче. Да, я вам горячо сочувствую.
  Розаура. Ваше сочувствие может сделать меня счастливой.
  Беатриче. Да, Розаура, я попытаюсь помочь вам и буду вашей покровительницей, если ваши требования будут умеренны.
  Розаура. Я всецело полагаюсь на вас.
  Беатриче. У вас нет желания удалиться в монастырь?
  Розаура. Я бы изменила себе, если бы согласилась на это.
  Беатриче. Подумайте о вашем положении.
  Розаура. Я думаю о моем происхождении.
  Беатриче. Вы привыкли с колыбели терпеть несправедливости судьбы.
  Розаура. Но всегда надеялась, что мне воздастся за них.
  Беатриче. Каким образом?
  Розаура. Бог мне поможет.
  Беатриче. Вы ведь готовы были целиком положиться на меня? Не правда ли?
  Розаура. Да, я льщу себя надеждой, что через вас я добьюсь справедливости.
  Беатриче. Значит, вы будете следовать моим указаниям?
  Розаура. Да, но до известного предела.
  Беатриче. А если бы я покинула вас, на кого стали бы вы рассчитывать?
  Розаура. На небо.
  Беатриче. Небо предлагает вам мою помощь.
  Розаура. Посмотрим, какова она будет.
  Беатриче. Вы сомневаетесь во мне?
  Розаура. До сих пор вы ничего мне не предложили.
  Беатриче. Как! Я готова устроить вас!
  Розаура. Этого мало, синьора.
  Беатриче. Чего же вы хотите еще?
  Розаура. Я хочу, чтобы вы помнили, что я - дочь маркиза Монтефоско, что женщины не лишены права наследования, что наша вотчина продана неправильно, что я недовольна моей судьбой, что я сделаю все, но не запятнаю свое имя. Вот теперь, когда вы все знаете, найдите, если можете, способ помочь мне и поддержать меня. (Уходит.)
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
  
  
  
  Маркиза Беатриче, одна,
  Беатриче. Она пугает меня. Все, что она говорит, - правда. Она может объявить моему сыну войну из-за Монтефоско, а он еще раздражает ее своими приставаниями. Довольно! Нужно подумать об этом серьезно. Я люблю своего сына. Но я люблю также правду и справедливость. Чтобы примирить оба эти чувства, буду руководствоваться благоразумием.
  
  
  
   ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
  
   Другая комната. Флориндо, потом Оливетта.
  Флориндо. Идите в эту комнату, красавица. Здесь нам будет лучше и свободнее.
  Оливетта (с ужимками). Я пришла, чтобы сподобиться милости вашего сиятельства. (Реверанс.)
  Флориндо. Ах, какая прелесть! Как вас зовут?
  Оливетта. Оливетта, к услугам вашего сиятельства.
  Флориндо. Мне очень нравится ваш наряд!
  Оливетта. К услугам вашего сиятельства.
  Флориндо. Вы очень хорошенькая!
  Оливетта. К услугам вашего сиятельства.
  Флориндо. Очень хорошо. Я постараюсь воспользоваться вашими услугами. А где же остальные? (К двери.) Входите, пожалуйста!
  
  
  
   ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
  
  
   Те же и Джаннина, с ужимками.
  Джаннина. Я пришла, рада служить вашему сиятельству. (Реверанс.)
  Флориндо. Как ваше имя?
  Джаннина. Джаннина, рада слу

Другие авторы
  • Жуковский Владимир Иванович
  • Сно Евгений Эдуардович
  • Лунц Лев Натанович
  • Яковенко Валентин Иванович
  • Шкляревский Павел Петрович
  • Каченовский Михаил Трофимович
  • Измайлов Александр Алексеевич
  • Майков Василий Иванович
  • Герасимов Михаил Прокофьевич
  • Кольридж Самюэль Тейлор
  • Другие произведения
  • Зелинский Фаддей Францевич - В.Н.Ярхо. Ф.Ф.Зелинский - переводчик Софокла
  • Фет Афанасий Афанасьевич - А. Тархов. Проза Фета-Шеншина
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Валерий Брюсов
  • Сумароков Александр Петрович - Новые лавры. Пролог
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Статьи
  • Шмелев Иван Сергеевич - (О творчестве Ивана Лукаша)
  • Алтаев Ал. - Алтаев, Ал. (Маргарита Владимировна Ямщикова): биографическая справка
  • Чулков Михаил Дмитриевич - Из сборника "Пересмешник, или славенские сказки"
  • Толстой Лев Николаевич - Патриотизм и правительство
  • Тютчев Федор Иванович - Перевод Ф. И. Тютчева из В. Гюго
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 372 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа