Главная » Книги

Жукова Мария Семеновна - Жукова М. С.: Биобиблиографическая справка

Жукова Мария Семеновна - Жукова М. С.: Биобиблиографическая справка


   ЖУКОВА, Мария Семеновна [1804, Нижегородская губ.- 14(26).IV.1855, Саратов] - прозаик. Вошла в историю литературы как талантливый беллетрист, автор романтических повестей, путевых очерков. Ж. родилась в семье провинциального чиновника. Отец Ж. С. С. Зевакин служил уездным стряпчим в Арзамасе. В этом городке и деревне, принадлежавшей отцу, прошло детство писательницы. Ее судьба и творчество были теснейшими узами связаны с жизнью русской провинции, в облике которой Ж. умела видеть не только приметы затхлости и пошлости существования, но и трогательное обаяние. Семья Зева-киных была большая, обладала ограниченными средствами, поэтому отец не мог дать детям хорошее образование. В детстве Ж. обучал дьякон, она сама пополняла свои знания чтением, но блестящее образование, вероятно, получила так же, как и ее героини-провинциалки, воспитанные в богатых дворянских семьях. Известно, что княгиня С. А. Голицына (урожденная Корсакова), одна из образованнейших женщин своего времени, писательница, художница, покровительствовала Ж. В доме Корсаковых, нижегородских помещиков, скорее всего и воспитывалась Ж.: вместе с будущей княгиней Голицыной обучалась иностранным языкам, живописи, музыке, литературе. В петербургском доме княгини, где собиралось избранное общество, часто бывала и даже жила Ж., приезжая в столицу. Голицыной был посвящен и первый литературный труд писательницы - сборник повестей "Вечера на Карповке" (1837-1838), получивший высокую оценку В. Г. Белинского, отметившего способность автора писать "живым языком сердца" (Полн. собр. соч.- Т. II.- С. 574). В основе сюжетов лежит, как правило, история бедной воспитанницы в аристократическом доме или перипетии судьбы и разрушенное личное счастье молодой и прекрасной, но небогатой девушки, оказавшейся в свете. Здесь остро ощутим личный жизненный опыт писательницы, рано осознавшей свое фактическое положение рядом с богатой "благодетельницей". Проблема социального неравенства так или иначе отразилась во всех повестях Ж.
   Ж. рано вышла замуж, лет 17-18 (не позже 1822 г.), но брак не был счастливым. Тягостные раздумья и мучительные душевные переживания, вызванные неудачным замужеством, сказались в творчестве. Героини ее повестей "Провинциалка" (1837), "Медальон" (1837), "Самопожертвование" (1840), "Черный демон" (1840) глубоко несчастливы; в результате рокового стечения обстоятельств они часто вынуждены идти на разного рода нравственные компромиссы, отказываться от любви, сохраняя верность долгу. Однако, с точки зрения автора, дружеские чувства, благодарность, "самопожертвование" не могут заменить счастья. Сюжетные коллизии, выстроенные в значительной степени под влиянием традиций романтизма, вместе с тем отражали остросовременные проблемы, в частности положение женщины в сфере общественных, семейных и личных отношений.
   До 1830 г. Ж. жила в провинции. Неизвестно точно, где провела она время с 1830 по 1837 г., но, вероятнее всего, в Петербурге (сюда в 1830 г. был переведен ее отец). Ровесница жен декабристов, она отстаивала в своих произведениях право женщины на независимость суждений и самостоятельность духовной жизни. В повести "Мои курские знакомцы" (1840) она восклицает: "Дайте женщинам одинаковые нравственные права с вами, господа мужчины!.." (Повести.- Ч. II.- С. 221). Авторская позиция не просто декларируется - идеи женской эмансипации определяют судьбы героинь Ж., в своем стремлении к самоутверждению сумевших преодолеть семейственную замкнутость: Наденька ("Мои курские знакомцы") посвящает свою жизнь служению ближнему, а Лиза ("Самопожертвование") открывает школу.
   У самой Ж. семья рано разрушилась. Она горячо любила своего единственного сына, но расстроенное здоровье принудило ее расстаться с ним: в 1838 г. Ж. уезжает за границу. "Очерки южной Франции и Ниццы", вышедшие в 1844 г., свидетельствуют о том, что она прожила за границей около трех лет, периодически возвращаясь в Петербург к сыну. В "Очерках..." отразились живые впечатления наблюдательной путешественницы, "...в них не говорится, не рассуждается ни о каких предметах общественных...", но увлекательно, "просто, без претензий" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.- Т. VIII.- С. 422) описывается все, что встречается на пути. По свидетельству Белинского, это лучшее, что было написано в жанре путевых заметок после Н. М. Карамзина.
   С 1843 г. Ж., по-видимому, безвыездно жила в России, попеременно то в Петербурге, то в Саратове, сотрудничала в журналах "Отечественные записки", "Современник", "Сын отечества", "Библиотека для чтения" и в "Литературной газете". Более поздние произведения писательницы носят характер примирения с жизнью, в них все реже встречается едкая горечь рассуждений, свойственная ранним повестям. Подобно Серафиме из повести "Черный демон", она могла бы сказать о себе, что и ее "черный демон" "умолк". Убежище от всех жизненных треволнений ей видится в природе и религии. Ее героини находят отдохновение у "подножия алтаря". После 1844 г. Ж. публикует еще несколько повестей: "Эпизод из жизни деревенской дамы" (1847), "Наденька" (1853) и др., но они остались почти не замечены критикой. Здоровье писательницы, подорванное жизненными невзгодами, ухудшалось из-за прогрессировавшего туберкулеза легких. Весной 1855 г. она скончалась. Оценивая характер таланта Ж., Белинский отмечал склонность автора к идеализации жизни, а нередко и к резонерству. О повести "Мои курские знакомцы" он говорил: "Это не сама действительность, а только мечты и фантазии о действительности..." (Т. IV.- С. 111). Но одновременно критик подчеркивал: "...полнота горячего чувства, верность многих положений, истина в изображении многих черт и оттенков женских характеров, искусный, увлекательный рассказ и, прибавим к этому, прекрасный слог...- вот достоинство повестей г-жи Жуковой" (Т. IV.- С. 116).
   Небольшое по объему творчество Ж. оставило заметный след в литературе 40-50 гг. Ее последние повести привлекли внимание И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, и хотя в дальнейшем имя Ж. было почти забыто, ее творческие достижения во многом предвосхитили искания последующих русских писательниц, также пытавшихся решить проблемы женской эмансипации.
  
   Соч.: Вечера на Карповке / Сост. и послесл. Р. Иезуитовой,- М., 1986; Повести.- Спб., 1840; Очерки южной Франции и Ниццы. Из дорожных записок 1840 и 1842 годов М. Ж-к-вой.- Спб., 1844.
   Лит.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч.- М., 1953.- Т. II.- С. 566-575, 1954.- Т. IV.- С. 110-118; 1955.- Т. VII.- С. 656-657; 1955.- Т. VIII.- С. 422-456; Коноплева М. С. Мария Семеновна Жукова // Голос минувшего.- 1913.- No 7.- С. 19-38; Полевой Н. Очерк русской литературы за 1838 год // Сын отечества.- 1838.- Т. II.- Март.- Отд. IV.- С. 157-163; Синьор С. Б. (Бурачек С. Д.). Кабинет избранных произведений. Оригинальные // Маяк.- 1840.- Ч. II - Гл. IV.- С. 33-40.
  

Е. В. Милюкова

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа