Взглядъ на московскую выставку.
Вяземск³й П. А. Полное собран³е сочинен³й. Издан³е графа С. Д. Шереметева. T. 2.
Спб., 1879.
Московская выставка продолжаетъ обращать на себя общее вниман³е. Каждое утро она сборное мѣсто многочисленныхъ посѣтителей: на биржѣ, на площадяхъ, въ гостиныхъ, въ смиренныхъ жильяхъ простолюдина, въ кабинетахъ ученыхъ, она предметъ общихъ разговоровъ, наблюден³й, пересудовъ. Москва болѣе нежели когда-нибудь столица мануфактурная. Вельможи, дамы, чиновники, свѣтская молодежь, не говоря уже о мануфактуристахъ, промышленникахъ, торговцахъ, всѣ только и толкуютъ, что объ издѣл³яхъ, всѣ какъ будто изъ-за станковъ, изъ мастерскихъ, всѣ вольноопредѣляющ³еся кандидаты въ члены Технологическаго Института. Нельзя полагать, что одно просвѣщенное любопытство влечетъ туда ежедневно нѣсколько тысячъ зрителей, что всѣ сужден³я и толки о выставкѣ дѣльны и поучительны; но если изъ числа всѣхъ посѣтителей сотая часть, тысячная часть возвратится изъ нея съ однимъ новымъ наблюден³емъ, съ одною новою мыслью, съ однимъ новымъ чувствомъ уважен³я къ пользамъ просвѣщен³я и благодарности къ правительству, пекущемуся о развит³и его, то и тогда нравственное вл³ян³е выставки обильно въ богатыхъ и утѣшительныхъ послѣдств³яхъ. Дѣйств³е подобныхъ впечатлѣн³й должно у насъ бить тѣмъ ощутительнѣе, что въ Росс³и менѣе чѣмъ гдѣ нибудь отдѣлены между собою классы производителей и потребителей. Кто у насъ изъ дворянъ, имѣющихъ помѣстье, болѣе или менѣе не фабрикантъ, не промышленникъ, не торговецъ? Богатый щеголь, который постыдился бы показаться на вечернемъ раутѣ иначе какъ во фракѣ изъ Англ³йскаго сукна, самъ утромъ снялъ поставку на низкое сукно, производимое на фабрикѣ, имъ заведенной. Тотъ, у коего домъ с³яетъ роскошнымъ убранствомъ бронзы и фарфоровъ, платитъ за прихоти расточительности своей деньгами, вырученными отъ продажи желѣза съ завода своего. Въ другихъ земляхъ высш³й классъ народа болѣе наслаждается успѣхами промышленности отечественной, но не имѣетъ нужды предварительно заботиться о нихъ; у насъ тотъ же классъ наслаждается ими и содѣйствуетъ имъ. Въ этомъ слѣдуемъ мы примѣру своего Великаго Петра: онъ, дабы имѣть флотъ, началъ самъ своеручно строить корабли. У насъ дѣло промышленности - дѣло общее и частное. При такомъ соображен³и польза выставокъ многоплодна и учрежден³е оныхъ мѣра самая благотворительная и совершенно государственная. Если и Французы приписываютъ учрежден³ю сему велик³е успѣхи, коими ознаменовали они промышленные труды свои въ послѣдн³е годы, то какихъ же намъ не ожидать отъ него послѣдств³й? Французы, народъ скорый, весь внѣшн³й, весь на лицо самохвальный, громогласный въ общежитьи, въ печати, на рынкахъ Европейскихъ; во Франц³и множество журналовъ, обществъ по разнымъ отраслямъ науки и промышленности; многолюдство, почти всем³рное средоточ³е Парижа, сего безсмѣннаго базара Европейскаго, древнее и всегдашнимъ соприкосновен³емъ подстрекаемое соперничество съ Англ³ею, служили бы и безъ выставокъ достаточными поощрен³ями, достаточными ручательствами въ народной дѣятельности и гласности. Но у насъ болѣе живутъ жизнью домашнею, сокровенною; если Французы слишкомъ самонадѣянны, то мы слишкомъ недовѣрчивы въ себѣ; обширность государства отчуждаетъ насъ другъ отъ друга, слишкомъ раздробляетъ производительныя силы и мног³е полезные успѣхи, усовершенствован³я, предпр³ят³я совершались въ тишинѣ и смирен³и безкорыстной неизвѣстности, или подъ фирмою иноплеменною переходили въ магазины иностранцевъ. Нынѣ, благодаря правительству, выставки обнародываютъ богатства государства, даютъ права гражданства въ Росс³и Русскимъ издѣл³ямъ, знакомятъ насъ съ самими собою, указываютъ въ чемъ мы болѣе успѣли, чего намъ не достаетъ, даютъ живой отчетъ въ настоящемъ и предсказываютъ усовершенствован³я въ будущемъ.
Устройство, расположен³е Московской выставки хорошо обдуманы и хорошо исполнены. Всѣ распоряжен³я приносятъ честь дѣятельности и вкусу тѣмъ изъ членовъ комитета, которые наиболѣе занимались ими. Здѣсь дано хорошее значен³е Русской поговоркѣ: товаръ лицомъ продается. И въ самомъ дѣлѣ еще прежде, нежели вниман³е свѣдущаго наблюдателя вникнетъ въ подробное изслѣдован³е предметовъ выставки, уже зрѣн³е его пр³ятно поражено величествомъ и красивостью общей картины. Каждая зала имѣетъ свою живописную наружность и свое внутреннее достоинство. Зала, убранная разноцвѣтными шатрами изъ бумажныхъ издѣл³й Титова, Урусова и другихъ, привлекаетъ взоры красивостью декорац³и своей, а еще болѣе удовольствуетъ вниман³е, когда по пристальномъ разсмотрѣн³и издѣл³й, убѣдишься въ значительныхъ успѣхахъ, коими упомянутые почтенные фабриканты возвысили степень промышленности своей. Наряды Аз³атской роскоши, которую присвоила себѣ и преобразовала Европа, шали Гучкова, Колокольцовыхъ, Мерлиной служатъ великолѣпными обоями залы, ими обвѣшанной: здѣсь заглядятся не однѣ дамы, развлеченныя и озабоченныя выборомъ шали, платка, или шарфа, но и хладнокровные и безкорыстные знатоки, которые порадуются усовершенствован³ямъ фабрикъ нашихъ и пожелаютъ братьямъ Гучковымъ идти далѣе и далѣе по стезѣ, которую проходятъ они съ честью, напоминая имъ, что промышленность, какъ и всѣ науки и художества, не можетъ оставаться неподвижною: она должна подвигаться или отступать, возвышаться или падать. Фабрика, которая постепенно не улучшается, должна неминуемо ослабѣвать; ибо при общей дѣятельности, при общихъ напряжен³яхъ соревнован³я, около нее возвысятся по времени нѣсколько новыхъ фабрикъ совмѣстницъ, которыя перебьютъ у нея первенство. Разноцвѣтность, блескъ, обил³е шелковыхъ издѣл³й придаютъ радужную яркость залѣ, содержащей въ себѣ богатства фабрикъ князя Юсупова, Кондрашева, Майнова-Доброхотова, Щеглова, Рогожиныхъ, Локтева и другихъ состязателей ихъ въ сей отрасли мануфактурной, которая едва ли у васъ не опередила другихъ и по праву старшинства и по новымъ успѣхамъ своимъ. Тоже должно сказать и о парчахъ золотыхъ и серебряныхъ и прочихъ издѣл³яхъ того рода: по богатству своему, по торжественному употреблен³ю, къ коему онѣ наиболѣе назначены, по воспоминан³ямъ историческимъ, которыя придаютъ имъ какую-то нац³ональную драгоцѣнность, какую-то освященную печать старины, издѣл³я с³и обращаютъ особенное вниман³е публики на имена Колокольникова, Полякова, Левина, Тюляева, отличающихся приношен³ями своими на выставку отечественныхъ произведен³й. Зала, обставленная фарфорами съ Императорскаго С.-Петербургскаго завода, съ заводовъ Попова, братьевъ Гарднеровъ, хрусталями съ Императорскихъ стеклянныхъ заводовъ, съ заводовъ Мальцовыхъ, Орлова, цвѣтными стеклами Амелунга переноситъ воображен³е въ область волшебства, застроенную чертогами зеркальными и хрустальными: но и очнувшись отъ поэтическихъ сновидѣн³й, найдешь въ залѣ сей на яву и передъ глазами побужден³я въ чувствамъ истиннаго удовольств³я. Здѣсь красота соединяется съ пользою, издѣл³е возвышается до степени изящнаго искусства; здѣсь блескъ живописи, правильность, стройность, вкусъ въ отлит³и формъ преобразовываютъ грубыя вещества: песокъ и глину, въ предметы утонченной роскоши, предметы ежедневнаго и всеобщаго употреблен³я въ драгоцѣнныя убранства великолѣпныхъ дворцовъ. Между сими торжественными создан³ями искусства, вниман³е соотечественника обращается съ особеннымъ участ³емъ на смиренный фарфоръ, присланный изъ Сибири. Если онъ никакъ не можетъ входить въ соперничество съ упомянутыми выше, то по крайней мѣрѣ онъ отмѣнно замѣчателенъ по относительной добротѣ своей, дешевизнѣ и по мѣсту своего происхожден³я. Нѣтъ Урала для успѣховъ промышленности и просвѣщен³я при благопр³ятномъ дѣйств³и правительства. По красивому и такъ сказать ваятельному расположен³ю нѣкоторыхъ изъ химическихъ произведен³й, и самые профаны не пройдутъ безъ вниман³я мимо отдѣлен³я, въ которомъ, между прочими, усовершенствованные труды заводчика Бесса занимаютъ отличное мѣсто. Въ настоящемъ развит³и промышленности хим³я и механика суть главнѣйш³я опоры мануфактурнаго дѣла. фабрикантъ, пренебрегающ³й посвящен³емъ себя въ ихъ таинства, добровольно отказывается отъ пособ³й и выгодъ просвѣщен³я.
Всего величественнѣе общая картина, открывающаяся предъ взорами при входѣ въ большую залу. Зала с³я, сама по себѣ, есть уже прекрасное создан³е искусства: величиною, высотою, стройною и благородною простотою она заслужила Европейскую извѣстность. Нынѣ, когда обширное пространство ея наполнено разнообразными издѣл³ями отечественными, она истинно представляетъ видъ храма Русской промышленности. Вниман³е, болѣе или менѣе разсѣянное въ другихъ отдѣлен³яхъ, перехожден³емъ изъ залы въ залу, здѣсь сосредоточивается и возрастаетъ. Послѣ перваго объема, общее впечатлѣн³е, раздробленное на впечатлѣн³я частныя, ни мало не теряетъ силы своей: напротивъ, оно питается подробностями. Здѣсь разнообраз³е предметовъ, вынужденное обширностью залы, не позволяетъ входить въ отчетливое исчислен³е. Но если слѣдовать за разливами толпы, по мѣрѣ какъ тѣснится она въ тому или другому отдѣлен³ю, то нельзя не упомянуть: о прекрасныхъ клеенкахъ фабрики Чурсинова, достигнувшихъ, кажется, до возможнаго совершенства; о тканыхъ картинахъ съ Императорской шпалерной фабрики, уже купленныхъ Московскимъ купцомъ Лепешкинымъ и заслуживающихъ общее удивлен³е, а со стороны взыскательныхъ судей легкое порицан³е въ одномъ отношен³и рисунка; о саблѣ, или, правильнѣе, о сабельныхъ ножнахъ серебряныхъ, съ изображен³емъ сражен³й; с³е искусное произведен³е привлекаетъ въ себѣ безостановочно волны любопытныхъ посѣтителей, которые заранѣе приготовлены молвою любоваться имъ, по отличному совершенству отдѣлки, по трудолюб³ю и терпѣн³ю художника, употребившаго, какъ сказываютъ, шестнадцать лѣтъ на работу свою и по цѣнѣ, назначенной въ 25.000 рублей и превышающей всѣ цѣны другихъ предметовъ выставки. Металлическ³я издѣл³я: желѣзныя, стальныя и чугунныя, удивляютъ наиболѣе чужестранныхъ посѣтителей мастерствомъ обработки и дешевизною цѣнъ. Косы, гвозди съ заводовъ Шепелевскихъ и друг³е предметы съ прочихъ казенныхъ и частныхъ заводовъ, хотя и не имѣютъ за себя большинства тѣсноты въ приливахъ публики, но не менѣе того достойны они общаго вниман³я и общей признательности. Тоже можно сказать и объ отдѣлен³и издѣл³й льняныхъ и пеньковыхъ: публика не заглядится на образцы равентуха, пестреди, полотенъ парусныхъ и другихъ, на канаты и снасти, но внимательный ревнитель пользы отечественной не пробѣжитъ мимо ихъ смиреннаго достоинства. Когда Фоксъ {Англ³йск³й министръ.} былъ на Парижской выставкѣ въ 1802 г., спѣшили обратить вниман³е его на роскошныя произведен³я Л³онскихъ фабрикъ и друг³я богатства прихоти, вкуса и моды. "Укажите мнѣ", говорилъ онъ, "на издѣл³я, коими промышленность ваша содѣйствуетъ благосостоян³ю простаго народа, на хорош³я и дешевыя хозяйственныя оруд³я, одѣян³я, потребности домашн³я". Нѣтъ сомнѣн³я, что въ самыхъ смиренныхъ началахъ скрывается истинный корень богатства государственнаго, но, при нынѣшнемъ развит³и образованности, не менѣе того и предметы праздной роскоши и самыя прихоти своенравной и перемѣнчивой моды входятъ въ область наблюден³й экономиста и выводы, извлекаемые изъ оныхъ, важны для соображен³й государственнаго хозяйства. Машины, физическ³е и металлическ³е инструменты, если также недоступны любопытному участ³ю всей публики, то весьма важны для нѣкоторыхъ. Уже замѣчено было, что въ тѣ дни, когда выставка открыта для всѣхъ посѣтителей, то около сихъ отдѣлен³й тѣснѣе, нежели въ друг³е дни. Смѣтливость, переимчивость нашихъ мастеровыхъ и вообще простолюдиновъ, привычка ихъ учиться съ глаза объясняетъ это обстоятельство. Можетъ быть, симъ прогулкамъ по выставкѣ, сему курсу практическаго учен³я, обязаны мы будемъ новымъ Жакартомъ, новымъ Кулибинымъ. И въ этомъ отношен³и инструменты, представленные адмиралтейскими заводами, машины, выставленныя фабрикантомъ Гучковымъ, который съ добросовѣстностью, благонамѣренностью и просвѣщенною откровенностью, достойными уважен³я и подражан³я, вводитъ любопытныхъ и совмѣстниковъ въ таинства искусства своего, отличная ворсостригальная трансверсальная машина Нильсена, модели гг. Портнова и Лебедевыхъ и друг³я пособ³я изобрѣтательности и науки, приложенныя въ промышленности, важны и занимательны не только по искусству въ отдѣлкѣ, по общимъ въ нихъ потребностямъ художниковъ и всѣхъ образованныхъ людей, но и по дѣйств³ю и вдохновен³ю, которыя онѣ произвесть могутъ въ простолюдинѣ, еще не постигнувшемъ тайны назначен³я своего. Москва похвалиться можетъ двумя превосходными отечественными часовщиками: Носовымъ и Толстымъ. Произведен³я ученаго искусства ихъ занимаютъ почетное мѣсто въ замѣчательнѣйшихъ предметахъ нынѣшней выставки. Жаль, что представлены ими одни стѣнные часы. Недостатокъ въ карманныхъ часахъ и крайняя скудость оружейныхъ издѣл³й, равно предметовъ столь общаго употреблен³я, замѣчается съ сожалѣн³емъ въ числѣ нѣкоторыхъ другихъ промежутковъ тѣми изъ наблюдателей, которые справедливо желали бы въ выставкѣ болѣе полноты. Но для смягчен³я сихъ строгихъ судей, можно напомнить имъ, что нынѣшняя выставка есть только вторая въ Росс³и и первая въ Москвѣ. Многаго нѣтъ, но довольно и того что есть. Насладимся настоящимъ и понадѣемся на будущее. Хотя произведен³я чисто изящныхъ искусствъ и не входятъ въ составъ музея промышленности, но невозможно, и по высокости предмета, и по мастерству создан³я, не упомянуть съ отличною похвалою и съ чувствомъ удивлен³я къ Русскимъ врожденнымъ способностямъ, о бюстѣ Государя Императора, украшающемъ главную залу выставки. Онъ работы Петра Васильева Норманова, двороваго человѣка. Имя художника сего достойно извѣстности, уважен³я и живѣйшаго участ³я.
Въ семъ краткомъ, поверхностномъ обозрѣн³и мы не обошли, а обѣжали выставку: много полезнаго пропустили безъ замѣчан³я, много достойнаго извѣстности безъ упоминовен³я. Слѣдуя за волнами толпы, мы болѣе согласовались съ движен³ями ея и не имѣли въ виду составлен³я отчета полнаго и систематическаго. Описан³е выставки, которое издано будетъ комитетомъ объ устройствѣ ея, удовлетворитъ въ этомъ отношен³и любопытству читателей, требующихъ полной и подробной статистики края, хотя и нашего, но еще мало намъ извѣстнаго. Мы на первый случай представляемъ опытъ живописной прогулки, изъ которой возвратились съ нѣкоторыми наблюден³ями, многими впечатлѣн³ями и живыми чувствами удовольств³я и признательности.