Телешов Николай Дмитриевич
- писатель, род. в 1867 г. в купеческой семье; учился в Московской практической академии. Первые стихотворения Т. появились в журнале "Радуга" (1884). Лучшие рассказы Т. посвящены изображению быта и злоключений переселенцев. Отдельно он напечатал: "На тройках" (М., 1895), "За Урал" (М., 18 9 8), "Повести и рассказы" (М., 1899), "Маленький роман" (М., 1898). Изданы для народа фирмою "Посредник" книжки Т.: "Домой" и "С Богом!" (рассказы из быта переселенцев). Из рассказов Т., помещ. в журнале "Детское чтение", вышли отдельными изданиями: "Елка Митрича" и "Белая цапля". Некоторые рассказы Т. переведены на немец., датский и франц. языки.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Н. Д. Телешов и И. А. Бунин, 1910 г.
ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич [1867-] - прозаик. Происходит из крестьян Владимирской губ. Окончил Практическую академию в Москве. Первые стихи были напечатаны в журнале "Радуга" [1884]. В 1898 организовал кружок писателей "Среда", в к-рый входили М. Горький, Серафимович, Вересаев, Бунин и др. Участвовал в сборниках издательства "Знание". Организовал под Москвой в Малаховке первую в России деревенскую гимназию для крестьян, рабочих и железнодорожных служащих.
После Октябрьской революции принимал участие в работе литературно-просветительных организаций. С 1923 по настоящее время работает в качестве зав. музеем Московского Академического ордена Ленина Художественного театра им. Горького.
Продолжатель традиций русского реализма, Т. до революции был идейно связан с либерально-народнической интеллигенцией. Жизни крестьян посвящен ряд его произведений. Основную ценность представляют его очерки, посвященные мрачному быту сибирских переселенцев в 80-90-х гг. ("На ходу", "Самоходы", "Нужда", "Домой" и др.), написанные на основе наблюдений, сделанных им во время путешествий по Уралу и Сибири. Эти бытовые очерки подкупают своей простотой, бесхитростностью, правдивостью повествования. В ряде рассказов ("Крамола", "Петля" и др.) Т. сочувственно откликнулся на революцию 1905. Но к общественным проблемам Т. подходит почти исключительно со стороны этической. Созерцательное отношение к действительности, отвлеченно-гуманистический подход к народу характеризуют его дореволюционное творчество.
После революции Т. написал немного (в основном литературные воспоминания о прошлом: встречи с Чеховым, Горьким, Л. Андреевым и др.).
Т. известен также как автор произведений для детей и юношества.
I. На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895; За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897; Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898; Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899; Рассказы, 2 тт., изд. т-ва "Знание", 1903-1908; Между двух берегов, изд. "Освобождение", СПБ, 1909; Рассказы и сказки для юных читателей, изд. т-ва "Просвещение", СПБ, 1911; Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913-1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Черной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола); Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915; Елка Митрича, Гиз, М., 1919; то же, Гиз, М. - П., 1923; Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922; Переселенцы. Рассказы, изд. "Федерация", М., 1929; Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931; Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935. Автобиография: "Писатели", под ред. В. Лидина, изд. 2-е, М., 1928.
II. Коган П. С., Из жизни и литературы, "Образование", 1899, No 7-8; Протопопов М., Простые таланты, "Русская мысль", 1903, No 3; Луначарский А. В., О чести, "Правда", 1905, No 9-10 (перепеч. в сб. автора: Критические этюды, М., 1925); Соболев Ю., Н. Телешов, "Журналист", 1925, No 3.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 229.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2291.htm
Телешо?в,
Николай Дмитриевич [29. X(10. XI). 1867, Москва, - 14.III.1957, там же] - рус. сов. писатель. Из купеч. семьи. Окончил моск. Практич. коммерч. академию (1884). В 1888 познакомился с А. П. Чеховым; в 1899 - с М. Горьким. В том же году организовал лит. кружок "
Среда". Участвовал в издании сб-ков "
Знание". После 1917 работал в Наркомпросе и др. сов. учреждениях. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В печати выступил в 1884 со стихами. В рассказах Т. 80-х - нач. 90-х гг. 19 в. господствует чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта, обличение пошлости, мелочности интересов, собственнич. морали и психологии обывателя ("Петух", "Мещанская драма", "Дуэль", "Именины", "Счастливый день", "Чужой человек" и др.); писатель осуждает ренегатство в среде рус. интеллигенции ("Перемена"). Демократизм и гуманистич. взгляды Т. полно выразились в цикле его рассказов 90-х гг. о рус. крестьянах, насильственно переселяемых в Сибирь: "С богом!", "Сухая беда", "Елка Митрича", "Нужда", "Домой!", "Хлеб-соль". Накануне революции 1905-07 в прозе Т. усилились мотивы социального протеста: "Песнь о трех юношах", воспевающая подвиг во имя спасения и счастья народа, рассказ "Между двух берегов" - о талантливости и потенциальных силах народа, о великой будущности демократич. России. Пафос рассказа "Черною ночью" (1905) - жажда "бури", ожидание и предчувствие революц. перемен в стране. Непосредств. откликом на революцию явились рассказы "Петля" и "Крамола". В период реакции Т. разоблачал предательство (сказка "Цветок папоротника"), утверждал веру человека в неизбежность счастья на земле ("Верный друг" и др.), раскрывал моральную чистоту и трудолюбие народа ("Косцы", "Иная душа"). Творчество Т. в предоктябрьскую пору выражало неприятие империалистич. войны и нар. протест против нее (рассказы "Мина", "Во тьме", "Дни за днями"). Наиболее значит. худож. произв. Т. сов. времени была повесть из эпохи первой революции "Начало конца" (1933) - о росте самосознания нар. масс и их борьбе за свободу. С 1925 но 1943 Т. работал над худож. мемуарами "Записки писателя", воскрешающими атмосферу лит. жизни России конца 19 - нач. 20 вв.
Т. был преим. новеллистом. Его реалистич. рассказы отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой повествования. В новеллах-легендах Т. щедро использует фантастику, символику, иносказание, гиперболизм образов и др. худож. условности.
Соч.: Повести и рассказы, М., 1899; [Рассказы], т. 1-4, М., 1915-18; Все проходит, М., 1927; Избранное. [Вступ. ст. С. Дурылина], М., 1948; Избр. соч. [Вступ. ст. В. Борисовой], т. 1-3, М., 1956; Записки писателя, Воспоминания и рассказы о прошлом. [Послесл. К. Пантелеевой], М., 1966.
Лит.: Луначарский А., Критич. этюды, Л., 1925, с. 262-85;
Касторский С. В., [Н. Д. Телешов], в кн.: История рус. лит-ры, т. 10, М. - Л., 1954;
Шемелова М. И., Творчество Н. Д. Телешова, "Вестник ЛГУ. Сер. истории яз. и лит-ры", 1957, No 14, в. 3; История рус. лит-ры конца XIX - нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 7: "Советская Украина" - Флиаки. - 1972. - Стб. 455.