Повѣсти и разсказы И. Н. Потапенко.
Томъ второй. ("Зап. Имп. Академ³и Наукъ." Т. 67, 1892 г.) *)
Н. Страховъ. Критическ³я статьи. Томъ второй. (1861-1894).
Издан³е И. П. Матченко. К³евъ, 1902.
*) Изъ отчета о седьмомъ присужден³и Пушкинскихъ прем³й въ 1891 г. Изд.
Авторъ этой книги недавно появился въ литературѣ, и произведен³я его съ самаго же начала имѣли значительный успѣхъ между читателями. А такъ какъ онъ пишетъ много и непрерывно появляется съ новыми произведен³ями, то имя г. Потапенко уже принадлежитъ къ очень извѣстнымъ именамъ.
Какими же качествами пр³обрѣтена эта извѣстность? Больше всего, намъ кажется, на читателей подѣйствовали два несомнѣнныхъ достоинства г. Потапенко: во первыхъ, необыкновенная живость разсказа и во вторыхъ, совершенная ясность темы въ каждомъ произведен³и. Г. Потапенко читается съ величайшею легкостью; повѣствован³е идетъ быстро и ровно, прямо открывается какою-нибудь сценою и потомъ непрерывно развивается, не уклоняясь въ сторону, не задерживаясь какими-нибудь размышлен³ями, описан³ями природы, характеристиками, эпизодами и т. п. Мысль, на которую написанъ разсказъ, всегда ясна читателю съ первыхъ-же страницъ, и послѣдующ³я страницы только обставляютъ ее подробностями и проводятъ ее до самыхъ крайнихъ послѣдств³й. Вопреки обычаю, любовь, въ тѣсномъ смыслѣ этого слова, не составляетъ главной темы разсказовъ г. Потапенко. Такъ, въ первой повѣсти "На дѣйствительной службѣ" выведенъ самоотверженный и безкорыстный молодой священникъ, желающ³й скоро осуществлять евангельск³я начала на своей службѣ среди крестьянъ большого села, и тема повѣсти заключается въ описан³и препятств³й и противодѣйств³я, которое онъ встрѣчаетъ со всѣхъ сторонъ. Во второй повѣсти "Секретарь Его Превосходительства" разсказывается, какъ добрый молодой человѣкъ губитъ свое время и свои силы, отчасти желая выслужиться передъ своимъ начальникомъ, важнымъ сановникомъ, отчасти по какой-то неодолимой привычкѣ подчиняться этому своему патрону. "Рѣдк³й праздникъ" есть небольшой разсказъ о томъ, какъ въ случаѣ хорошаго урожая хлѣбовъ рабоч³е набиваютъ цѣну на свой трудъ, какъ хозяева тѣснятъ рабочихъ, когда нѣтъ работы, и ухаживаютъ за ними, когда работы много. "Проклятая слава" изображаетъ мальчика необыкновенно способнаго къ музыкѣ, къ игрѣ на скрыпкѣ. Отецъ, ожидая впереди славы и денегъ, такъ его замучилъ упражнен³ями, что мальчикъ удавился.
Нужно прибавить, что всѣ эти темы развиты у автора съ извѣстною долею реализма; лица, выводимыя на сцену, имѣютъ извѣстное своеобраз³е въ рѣчахъ и дѣйств³яхъ; сцены рисуются съ нѣкоторыми характерными подробностями и ходъ происшеств³й довольно натураленъ.
Все это вмѣстѣ свидѣтельствуетъ о талантливости разбираемыхъ произведен³й и можно ожидать, что авторъ со временемъ напишетъ что-нибудь достойное сер³ознаго вниман³я и похвалы. Теперь же, несмотря на указанныя привлекательныя свойства, мы рѣшаемся сказать, что его разсказы еще не имѣютъ высшихъ качествъ, как³я требуются отъ этого рода писан³й.
Во первыхъ, его реализмъ не довольно глубокъ и ярокъ. У него нѣтъ ни одной страницы, которая могла бы поравняться въ реализмѣ съ отдѣльными мѣстами Чехова, Гаршина, Эртеля, Альбова, Ясинскаго, Бѣжецкаго, Гнѣдича и другихъ авторовъ современной литературы. Произведен³я этихъ писателей не имѣютъ большой значительности, взятыя въ цѣломъ, но въ нихъ нерѣдко попадаются картины и сцены, схваченныя съ удивительною живост³ю и точност³ю и поражающ³я насъ своею вѣрност³ю дѣйствительности. Русск³й художественный реализмъ, основанный Пушкинымъ, разработанный Гоголемъ и потомъ Л. Н. Толстымъ, поднялся до такой степени, какой еще не достигалъ ни въ одной литературѣ, и талантливые люди, руководимые этими образцами, можно сказать, равняются съ ними въ отдѣльныхъ чертахъ, въ удачныхъ мѣстахъ своихъ произведен³й. Если они не могутъ создать большого цѣлаго, проникнутаго важною творческою идеею, то все же иногда видно, что имъ знакомъ и дорогъ пр³емъ вѣрнаго и тонкаго реализма, требующагося, при нынѣшнемъ развит³и нашей литературы, для художественнаго изображен³я какихъ бы то ни было предметовъ.
У г. Потапенно между тѣмъ реализмъ никогда не доходитъ до полной своей силы; разсказъ идетъ слишкомъ бѣгло и поверхностно, такъ что все обозначается лишь легкими очерками и нигдѣ не встрѣчается глубокой черты. Иногда странно читать, когда передъ нами быстро мелькаютъ самыя крупныя событ³я въ жизни героевъ - бракъ, смерть, рожден³е дѣтей и тому подобное, и разсказъ ничуть не останавливается на томъ впечатлѣн³и, которое неминуемо должны производить эти событ³я.
Точно такъ авторъ скользитъ и по характерамъ своихъ дѣйствующихъ лицъ; каждое изъ нихъ опредѣляется лишь одной или двумя чертами, и хотя остается себѣ вѣрнымъ, но далеко не представляетъ полнаго образа.
Напримѣръ, настроен³е юнаго священника изображено очень ясно, да и не видно, какъ оно сложилось.
Наконецъ, всего слабѣе, по нашему мнѣн³ю, у г. Потапенко развит³е событ³й: оно черезчуръ правильно и направляется къ своему исходу черезчуръ прямо. Отсюда же и умышленныя преувеличен³я, которыя, въ сущности, только вредятъ дѣлу. Читатель очень скоро начинаетъ видѣть, куда клонитъ авторъ, и какъ онъ сочиняетъ свои сцены и происшеств³я, а потому теряется вѣра въ правдоподоб³е разсказываемаго, и вообще дальнѣйшее чтен³е разсказа становится скучнымъ.
Въ настоящее время мы имѣемъ въ писан³яхъ Л. Н. Толстого высок³й образецъ, которому должны бы подражать молодые повѣствователи. Они должны понять, что величайшее достоинство разсказа есть его глубокая добросовѣстность, искреннее желан³е вникнуть въ тайны человѣческой души, уловить природу того предмета, на которомъ остановилось вниман³е художника-писателя! Читатели иногда могутъ удовлетвориться и чѣмъ-нибудь легкимъ и поверхностнымъ; и дѣло, вѣдь, не въ томъ, чтобы обманывать читателей, а въ томъ, чтобы дѣйствительно выразить въ живыхъ образахъ тогъ интересъ, который наполняетъ нашу душу. Если такой наполняющ³й душу интересъ у насъ есть, то нашъ талантъ станетъ дѣйствовать съ полною своею силою, и наши образы будутъ не сочиняться, не очерчиваться бѣгло и вскользь, а получать живопись и опредѣленность настоящаго художественнаго создан³я. И тогда всяк³й читатель, самый взыскательный, непремѣнно на столько же заинтересуется предметомъ, на сколько имъ заинтересованъ авторъ.