Главная » Книги

Шершеневич Вадим Габриэлевич - М. Россиянский. Перчатка кубо-футуристам

Шершеневич Вадим Габриэлевич - М. Россиянский. Перчатка кубо-футуристам


  

М. Россиянский

  

Перчатка кубо-футуристам

  
   Шершеневич В. Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы
   Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996.
  
   a) Основным положением группы футуристов, выступившей с "Пощечиной общественному вкусу" и с другими изданиями, является следующее: "слово самоценно, поэзия есть искусство сочетания слов, подобно тому, как музыка - звуков". Исходя из этого совершенно правильного основоположения, кубо-футуристы приходят тем не менее к абсурду. Это происходит благодаря их непониманию того, что есть слово.
   b) Слово не есть только сочетание звуков. Каждое слово, имея свой особый корень, свой особый смысл, свою собственную историю, возбуждает в человеческом уме множество неуловимых, но для всех людей совершенно одинаковых ассоциаций. Эти ассоциации придают слову индивидуальность. Можно сказать, что каждое слово имеет свой особый запах. Поэтическое произведение есть сочетание не столько слов-звуков, сколько слов-запахов. Слово "между" отличается от слова "меж" не смыслом (смысл у них совершенно одинаковый), и не столько звуком, сколько чем-то неопределенным, чем и должен пользоваться поэт.
   c) Кубо-футуристов, сочиняющих "стихотворения" на "собственном языке, слова которого не имеют определенного значения", как, напр.:
  
   Дыр бул щыл*
   скум
   вы со бу
   р л эз,
  
   можно уподобить тому музыканту, который, вскричав: "истинная музыка есть сочетание звуков: да здравствует самовитый звук!" - для подтверждения своей теории стал бы играть на немой клавиатуре. Кубофу-туристы творят не сочетания слов, но сочетание звуков, потому что их неологизмы не слова, а только один элемент слова. Кубо-футуристы, выступающие в защиту "слова как такового"*, в действительности прогоняют его из поэзии, превращая тем самым поэзию в ничто.
   d) Непонимание сущности слова, как поэтического материала, приводит кубо-футуристов ко всяким нелепостям. Такой нелепостью является пункт 3-й "Декларации слова как такового": "переводить с одного языка нельзя, можно лишь написать стихотворение латинскими буквами и дать подстрочник". Это требование есть опять-таки один из путей к полному уничтожению слова. Не ясно ли, что русское слово, написанное латинскими буквами и тем самым переведенное на все европейские языки, для немца, француза и т. д. уже не есть слово, а только сочетание звуков, не вызывающее тех ассоциаций, на которые рассчитывает поэт. (Любопытно, между прочим, какой подстрочник дадут кубо-футуристы к немецко-французско-итальянскому переводу вышецитированного стихотворения).
   e) Полное уничтожение содержания (сюжета) не есть, как полагают кубо-футуристы, приобретение новых полей в искусстве, но, наоборот, суживание его поля. Абсолют, лирическая сила, раскрывающаяся в словесных (могущих быть бессюжетными) сочетаниях, бросает свой отблеск на те предметы, мысли и чувства, о которых говорится в этих сочетаниях. Летний сад в Петербурге приобретает особую прелесть и физиономию после упоминания о нем в "Евгении Онегине". Поэзия есть не только выявление Абсолюта декоративным методом творчества, но (и) познание вещей, выявление Абсолюта во внешнем.
   f) Рассмотрев, без всякого предвзятого мнения и без насмешек, которыми толстая и тонкая публика маскирует свое равнодушие к судьбам искусства, теоретические рассуждения и поэтические творения кубо-футуристов, мы приходим к выводу, что как те, так и другие, основываясь на поверхо-скользком отношении к основному элементу поэзии - к слову, - уничтожают самое поэзию и не только не открывают новых дорог, но закрывают старые заставами своего недомыслия. Бросая кубо-футуристам перчатку, мы не можем не пожалеть, что наши противники не знают элементарной логики, плохо разбираются в том, что есть сущность поэтического материала, и что, собираясь -"сбросить с парохода современности" тех, кто до сих пор были его рулевыми, они еще не умеют узнавать путь по звездам и не постигают устройства и цели простейшего из всех приборов мореплавания - компаса.
  
   Вернисаж. М.: Мезонин поэзии, 1913. Вып. 1.
  

Другие авторы
  • Вальтер Фон Дер Фогельвейде
  • Чарторыйский Адам Юрий
  • Анненская Александра Никитична
  • Лафонтен Август
  • Жулев Гавриил Николаевич
  • Бестужев Николай Александрович
  • Богословский Михаил Михаилович
  • Врангель Александр Егорович
  • Соловьев Федор Н
  • Мин Дмитрий Егорович
  • Другие произведения
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Ради Машечки
  • Замятин Евгений Иванович - Письмо Сталину
  • Буссенар Луи Анри - Охотники за каучуком
  • Плеханов Георгий Валентинович - Почему и как мы разошлись с редакцией "Вестника Народной Воли"
  • Карамзин Николай Михайлович - Философа Рафаила Гитлоде странствования в Новом Свете и описание любопытства достойных примечаний (!!) и благоразумных установлений жизни миролюбивого народа острова Утопии.
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Воробей и его четверо деток
  • По Эдгар Аллан - Могущество слов
  • Розанов Василий Васильевич - Еще о графе Л. Н. Толстом и его учении о несопротивлении злу
  • Уаймен Стенли Джон - Под кардинальской мантией
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Веррекс.Соч. м-с Чарльс-Гор. Пер. с английского П. Др.....ъ. С.-Петербург, в т. Конрада Вингебера. 1834
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа