ласно Езерскому (Цит. ст. С. 116-117), ликвидация частной собственности и, как следствие этого, социалистическое преобразование общества, требуемые программой "Братства", придают ему характер политической партии.
175 В докладе, прочитанном в "Философско-религиозном обществе им. Вл. Соловьева" в Москве, Свенцицкий говорит о "Христианском братстве борьбы" как о "первой попытке основания в России христианской политической организации". Он также выразил убежденность в том, что в "недалеком будущем из "подпольной" организации оно, несомненно, перейдет на путь легального развития и, быть может, займет видное, даже первенствующее место в ряду народных политических партий" (ХББП. С. 3-4).
176 Сообщения Д. И. Боголюбова (сотрудника "Миссионерского обозрения") о "Кружке ревнителей христианства", собиравшемся в Санкт-Петербурге в 1906 г., девиз которого был "Евангелие и борьба", в чем-то напоминают задачи "Братства" (см.: Боголюбов Д. И. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия // Ряд критико-апологетических статей. СПб., 1909. С. 196-228, 329-345). Боголюбов присутствовал на одном из собраний этого кружка, где были также десять молодых рабочих из Санкт-Петербурга. Боголюбов упоминает следующие пункты программы этой группы, опубликованной в 1906 г. в Санкт-Петербурге под названием "Воззвание ко всем христианам": солидарность с современным освободительным движением, полная политическая свобода человека, неприкосновенность личности, свобода вероисповедания. В этом воззвании, в частности, сказано: "Наш кружок поставил первой своей целью объединить современных разрозненных христиан в один сильный и могучий христианский союз... Конечная цель союза - объединить все народы под общее знамя христиан и перековать мечи на орала и создать полный христианский коммунизм" (цит. по: Боголюбов Д. И. Цит. соч. С. 343). Но, кроме этого рассказа Боголюбова, мне неизвестна никакая другая информация об этом кружке. Неизвестна продолжительность его существования, равно как и степень его влияния.
177 Почти все приводимые здесь сведения о журнале "Живая жизнь", выходившем раз в два месяца, почерпнуты из этого проспекта.
178 См.: Струве П. Б. На разные темы // Русская мысль. 1908. 2. С. 174-184.
179 См.: Zernov N. The Russian religious renaissance of the twentieth century. Londres, 1963. C. 104.
180 Программа журнала взята из вышеупоминавшегося проспекта.
181 См.: Эрн В. Ф. Старообрядцы и современные религиозные запросы // Живая жизнь. 1908. I, 15 янв. С. 9-16.
182 Эрн противопоставляет здесь православие как религию жизни, как активное и динамичное начало, старообрядчеству как религии быта, которая довольствуется сохранением старых традиционных форм. При этом Эрн, конечно же, никоим образом не хотел критиковать решение архим. Михаила присоединиться к старообрядцам, равно как и не намеревался он дискредитировать их самих.
183 См.: Езерский Н. Религия и политика. С. 106-126.
184 См.: Карташев А. В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 52.
185 См.: Булгаков С. Н. Церковь и социальный вопрос // Вопросы религии. М., 1906. Т. 1. С. 308, 324. Позднее перепечатано в слегка сокращенном виде под заглавием: "Христианство и социальный вопрос" в: Булгаков С. Н. Два Града. М., 1911.
186 Там. же. С. 308.
187 См.: Булгаков С. Н. Церковь и государство // Вопросы религии. Т. 1. С. 86.
188 На эту тему см. особенно статью В. П. Свенцицкого "Христианское отношение к власти и насилию" (Там же. С. 54 и сл.).
189 См.: Булгаков С. Н. Политическое освобождение и церковная реформа // Вопросы жизни. 1905. N 4/5. С. 498.
190 См.: Булгаков С. Н. Церковь и государство. С. 66-67. Булгаков оправдывал даже государственный переворот, если только он совершается во имя поддержания права и законности; он говорил о "праве на революцию" и, как пример, приводил освобождение России от татарского ига.
191 Там же. С. 73-75.
192 Там же. С. 71-72.
193 Для Булгакова "история есть богочеловеческий процесс, в котором собирается и организуется единое человечество, "тело Христово"". Ср.: Булгаков С. Н. Неотложная задача. О союзе христианской политики // Вопросы жизни. 1905. 9. С. 339.
194 См.: Булгаков С. Н. Церковь и государство.
195 Там же. С. 65. Религиозный анархизм представлялся Булгакову возможным лишь в рамках теократии. Об этом см.: Булгаков С. Н. Политическое освобождение...
196 См.: Там же. С. 500-502. В этом же смысле Булгаков ссылался на работу "Sie miissen" (Цюрих, 1903) цюрихского пастора Германа Куттера, представлявшего швейцарский христианский социализм: нет нынче Бога в Церкви, подпавшей под власть денег и насилия; но Бог - среди социал-демократов (Булгаков С. Н. Вопросы жизни. 1905, N 3. С. 410-414, цит. по: Кранихфельд В. Вопросы жизни в "Вопросах жизни" // Мир Божий. 1905. С. 11).
197 См.: Булгаков С. Н. Политическое освобождение... С. 502.
198 См.: Булгаков С. Н. Церковь и государство... С. 91.
199 См.: Булгаков С. Н. Без плана. О пути Соловьева // Вопросы жизни. 1905. 3. С. 401.
200 О христианской политике см. прежде всего B. C. Соловьева ("О подделках", "Великий спор и христианская политика" (Собр. соч. СПб., 1901-1907. Т. 6. С. 297-308; Т. IV. С. 1-105); о христианской общественности см.: Его же. Об упадке средневекового миросозерцания (Там же. Т. 6. С. 347-358); о христианском государстве см. прежде всего "Духовные основы жизни" (Там же. Т. III. С. 270-382).
201 См.: Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903. Предисловие. С. XXI.
202 См.: Булгаков С. Н. Задачи политической экономии... С. 347.
203 "Главный грех социалистического учения не столько в том, что оно требует для рабочих классов слишком многого, сколько в том, что в области высших интересов оно требует для неимущих классов слишком малого и, стремясь возвеличить рабочего, ограничивает и унижает человека" (Соловьев B. C. Собр. соч. Т. 2. С. 129-130; Цит. по: Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. С. 248-249).
204 На эту тему см. особенно: Булгаков С. Н. Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева? // Там же. С. 195-262.
205 Там же. С. 249. О том, как Булгаков понимает христианскую политику Соловьева, см. также: С. З. Философские воззрения Владимира Соловьева // Новый путь. 1903. N 3. С. 71-106.
206 См.: Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. Предисловие. С. VI-VIII. Во многих местах этой работы можно встретить замечания, характеризующие теорию экономического материализма как "вредный придаток к социалистическим идеям".
207 См.: Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Московский еженедельник, 1906; здесь цитируется по изданию: Париж - Варшава, Ymca-Press, 1929. С. 14.
208 См.: Булгаков С. Н. Что дает... С. 247, 264.
209 См.: Булгаков С. Н. Политическое освобождение... С. 517 ел.
210 Там же. С. 506-507. См. также: Булгаков С. Н. Без плана... С. 405.
211 См.: Булгаков С. Н. Политическое освобождение... С. 516-517. Российская интеллигенция рассматривается здесь как наиболее своеобразный продукт русской культуры в той мере, в какой она связывает атеизм и религию "общественности".
212 Там же. С. 518-521.
213 Свои первые статьи на тему "освобождения Церкви от ига самодержавия" Булгаков опубликовал в журнале "Освобождение", издаваемом Струве за границей с 1902 по 1905 г.; см. особенно статью Булгакова, опубликованную под псевдонимом Ак.: "Православие и самодержавие" // Освобождение. 1902. 5-7.
214 См.: Булгаков С. Н. Церковь и государство... С. 76, 94.
215 См.: Там же. С. 79.
216 Булгаков С. Н. Политическое освобождение... С. 503.
217 Булгаков С. Н. Церковь и государство. С. 79.
218 Там же. С. 85. В этом отношении Булгаков считал также, что вопрос о церковном имуществе и материальном положении тех, кто ей прямо служит, должен быть непременно прояснен.
219 См.: Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 342. См. также: Эрн В. Ф. Христианское отношение к собственности // Вопросы жизни. 1905. 8, 9.
220 См.: Булгаков С. Н. Первохристианство и новейший социализм // Булгаков С. Н. Два Града, II. С. 33. Статья является публичной лекцией, прочитанной Булгаковым в феврале 1909 г. в Москве.
221 См.: Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 342. Выражение "механический соцализм" или "экономический социализм", которые часто использует Булгаков, противопоставляются им социализму как доктрине или мировоззрению.
222 Работа Гарнака вышла в Лейпциге в 1902 г.
223 Булгаков С. Н. Церковь и социальный вопрос. С. 311.
224 Там же. С. 312-313. 225Лам же. С. 315.
226 Там же. С. 333-334.
227 Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 343.
228 Булгаков С. Н. Первохристианство... С. 33-34.
229 Там же. С. 36-37. Здесь, как и в других местах, Булгаков говорит о "нейтральном" социализме, который, так же как и социализм "механический" и "экономический" (см. прим. 221), противопоставляется социализму "научному", "доктринальному". Предсказание хода общественного развития не может быть наукой, хотя бы в силу того, что оно имеет характер пророчества.
230 В этом отношении небезынтересно отметить, что первая публикация статьи Булгакова "Церковь и социальный вопрос" указывает на христианское откровение как на источник норм общественного устройства (Вопросы религии. Сб. 1. С. 306), но во втором издании статьи "Христианское откровение" было, заменено на "Политическую экономию" (Два Града. С. 213).
231 Булгаков С. Н. Церковь и социальный вопрос. С. 306-307.
232 Там же. С. 312-314.
233 Там же. С. 309.
234 Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 332-360, издана в 1906 г. в Москве отдельной брошюрой; дальше цитируется по упомянутому выше изданию статьи, см. прим. 193. Недавнее издание этой статьи можно найти в: Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 25-60. Это издание содержит также несколько других сочинений Булгакова о "христианском социализме".
235 Там же. С. 339-340.
236 Там же. С. 344-347. По поводу аграрного социализма Булгакова см.: Чулков Г. Критические заметки // Вопросы жизни. 1905. N 8. С. 211-212. Чулков определяет аграрный социализм Булгакова как программу-минимум нового религиозно-общественного движения, конечная цель которого значительно выходит за рамки предложений Булгакова. Замечания Чулкова касаются прежде всего статьи В. Кранихфельда, напечатанной в "Мире божием" (см. выше, прим. 196). Последний пытался внедрить в программу либеральной партии "Вопросы жизни" и связанную с ними группу интеллигенции, интересующейся религиозными проблемами.
237 Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 343-344.
238 Там же. С. 344-345.
239 Там же. С. 352.
240 Stampfer F. Religion ist Privatsache. Berlin, 1905. С. 25-27; цит. по: Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 350-351.
241 Там же. С. 351.
242 Там же. С. 353. См. также: Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип... С. 38.
243 См.: Неотложная задача... С. 354.
244 Там же. С. 355.
245 Там же. С. 358-360.
246 Там же. С. 357.
247 Там же. С. 359-360.
248 Там же. С. 357-358.
249 Там же. С. 357.
250 Там же. С. 360.
251 Там же.
252 Булгаков С. Н. Религия и политика. К вопросу об образовании политических партий // Полярная звезда, 1906. 12 марта. С. 125.
253 Христиане должны быть едины в вере, но в политической сфере точки зрения могут быть различными; это приведет к тому, что христиане будут вступать в самые различные христианские партии (Булгаков С. Н. Церковь и государство. С. 95-96). То обстоятельство, что Булгаков в конечном счете больше думал о нескольких, а не об одной христианской партии, почеркивается Карташевым, который упоминает проект Булгакова как "Союз христианских партий" (см.: Карташев А. В. Мои ранние встречи... С. 52).
254 Булгаков С. Н. Церковь и государство. С. 94-95.
255 Булгаков С. Н. Церковь и социальный вопрос. С. 310-311. Он также показывает здесь, что в партии немецких католиков приказы, идущие от Zentrum, подменяют совесть и мысль своих членов. Это равноценно клерикальному фетишизму.
256 Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 344, а также: Церковь и государство. С. 94-95.
257 См. особенно: Булгаков С. Н. Политическое освобождение... С. 512-514.
258 См.: Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 348-349, равно как и "Политическое освобождение...". С. 501-502.
259 См.: Карташев А. В. Мои ранние встречи с о. Сергием... С. 51.
260 Булгаков С. Н. Религия и политика... С. 125-126. См. на эту тему ответ Струве ("Несколько слов по поводу статьи С. Н. Булгакова". Там же. С. 128-130), где последний выступил против требуемой Булгаковым связи политики и религиозности.
261 На эту тему см. прежде всего уже цитировавшуюся статью "Религия и политика...", которую Булгаков опубликовал в журнале "Полярная звезда", издававшемся как продолжение журнала "Освобождение" (орган "Союза освобождения"), а также ответ на эту статью С. Люра "Сектантство и партийность" в "Московском еженедельнике" (1906,60).
262 См.: Булгаков С. Н. Неотложная задача... С. 350 и далее.
263 О занятой им в рамках этой комиссии позиции во время выработки законопроектов о различных конфессиях и о процедуре развода, а также о его мнении по поводу необходимости отделения Церкви от государства см.: Век. 1907. N 14. С. 187; 1907. N 17. С. 245; 1907. N 21. С. 326.
264 См.: Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С. 80. Суждения Булгакова об интеллигенции также быстро менялись. От положительных они стали прохладными под влиянием, по крайней мере частично, революционных событий; затем наступает период разочарования и даже резкой критики, наиболее яркое выражение которой можно найти в его статье, помещенной в сборнике "Вехи" (М., 1909).
265 См.: Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. С. 75.
266 Там же. С. 82.
267 В 1918 г. Булгаков был избран участником Всероссийского Поместного Собора. С осени 1918 г. он преподавал в должности профессора в Симферопольском университете в Крыму. После высылки из СССР в 1922 г. преподает богословие и каноническое право на русском юридическом факультете в Праге. В 1925 г. принят в качестве богослова и философа в Институт православной теологии Св. Сергия в Париже, где и умирает в 1944 г.
268 В период, о котором идет речь, Булгаков был профессором политэкономии в Коммерческом институте в Москве и читал лекции в Московском университете, который он покинул в 1911 г. в знак протеста против покушения на автономию Университета. В 1917 г. стал штатным профессором политэкономии Московского университета. До 1906 г. он был профессором политэкономии в Политехническом институте в Киеве. (О первой половине жизни Булгакова см.: Catherine Evtuhov. The Cross and the Sickle. Ithaca - London, 1997.) Среди многочисленных экономических работ Булгакова самыми важными являются следующие: О рынках при капиталистическом производстве (СПб., 1897); его первая университетская диссертация "Капитализм и земледелие" (СПб., 1900, в 2-х т.), а также опубликованные лекции "История экономических наук" (СПб., 1910) и "История социальных доктрин в XIX в." (СПб., 1913). В своей докторской диссертации "Философия хозяйства", опубликованной в 1912 г. в СПб. (2 т.), он пытается провести связь между эконо-мически/ии теориями и идеалистический и мистической философией.
269 Следует упомянуть здесь также важный критический анализ, который Булгакову посвятила Роза Люксембург в своей работе: Die Akkumulation des Kapitals. Berlin, 1913.
270 См. на эту тему: Sablinsky W. The Road to Bloody Sunday. Father Gapon and the St. Petersburg Massacre of 1905. Princeton, 1976, а также: Schneiderman J. Sergei Zubatov and Revolutionary Marxism. Ithaca - London, 1976.
271 См.: Simon G. Kirche, Staat und Gesellschaft // Katkov G., Oberlander E., Poppe N. und Rauch G. von, изд. Russlands Aufbruch ins 20. Jahrhundert. Olten und Freiburg im Breisgau, 1970. C. 219.
272 О священниках, которые, будучи депутатами Думы, вступили в острый конфликт с церковной иерархией, упоминает Г. Симон (с. 220).
273 Masaryk Th. G. Zur russischen Geschichts und Religionsphilosophie. Jena, 1913. II. C. 335-336: "Социал-демократия, с ее парламентской программой-минимум, скорее примет практикующего священника, чем теоретического марксиста. Здесь, конечно, надо считаться с конфессиональными различиями: протестантский пастор в Германии или в Америке - это нечто совершенно иное, чем русский поп" (с. 336).
274 Об этом понятии см. статьи Д. Ф. Философова "На распутьи" и "Голос мирян" в сб. "Слова и жизнь" (1909. С. 192-198, 199-206).
275 См. об этом у Бердяева: "Новое религиозное сознание и общественность" (СПб., 1907. С. 119-120).
276 См. проект ленинской резолюции о различных группах социал-демократов для II съезда РСДРП: "Проекты резолюций, не внесенных на съезд" (Ленин В. И. Соч. 4-е изд. Т. 6. С. 434-435).
277 См.: Из жизни духовенства. Лондон, 1902. С. 86-88 ("Библиотека "Жизни" 4), цит. по: Шахнович М. Цит. соч. С. 285.
278 Литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1939. VII. С. 322.
279 См.: Шахнович М. И. Цит. соч. С. 286.
280 Искра. 1903. 45. 1 августа.
281 См.: Поп Гапон // Вперед. 1905. 4. С. 2, кол. 2 к Ленин В. И. Революционные дни. Поп Гапон // В. И. Ленин. ПСС. Т. 9. С. 211. См. также на эту тему Б. П. Боцюркив (Lenin and religion // Shapiro L., Reddaway P. P. eds. Lenin, the man, the theorist, the leader: a reappraisal. Londres, 1967. C. 115): роль Гапона в начале 1905 г. была такова, что русским революционным группам за границей стало казаться, что христианский социализм - это призрак, притягивающий к себе спонтанные революционные волнения. Ленин даже одно время якобы подумывал о тактическом союзе с Гапоном.
282 Речь идет о петербургских религиозно-философских Собраниях, ибо "Религиозно-философское общество" было официально основано 3 октября 1907 г., а подготовительные заседания проходили не ранее 1906 г.
283 См. прим. 281.
284 См.: Ленин В. И. Соч. 4-е изд. Т. 8. С. 414-415. В этой связи Шахнович (Цит. соч. С. 335) считает, что Ленин намекает здесь на архимандрита Михаила и свящ. Григория Петрова. Шахнович упоминает еще одного протагониста христианского социализма из среды духовенства - свящ. Брихничева (Там же. С. 367).
285 Ленин В. И. Социализм и религия // Ленин В. И. Соч. 4-е изд. Т. 10. С. 67, цит. по: Шахнович М. И. Цит. соч. С. 334-335.
286 Там же. С. 67.
287 См. об этом также ответ Л. Мартова на письмо одного священника, который был опубликован в "Искре". С 1902 г. Мартов на страницах этой газеты дает наказ священникам, которые открыто выступают в защиту эксплуатируемого человечества, оставить Церковь и присоединиться к освободительному движению рабочего класса. Как пример он упоминает немецкого протестантского пастора Гере, голландского пастора Домела Нейвенхейза и французского аббата Шарбонеля (см.: Мартов Л. Социализм и церковь // Искра. 1902. N 22).
288 См. об этом: Луначарский А. В. Возрождение православной церкви // Вперед. 1905. N 16. Луначарский утверждает, следуя здесь за Л. Мартовым (см. выше, прим. 287), что русские социал-демократы борются вслед за Энгельсом за свободу религии по отношению к государству. Это не относилось, однако, к партии, которая "никогда не допустит безразличного отношения к такой нелепости, как христианские социал-демократы". См. на эту тему исправления Ленина к этой статье в Ленинском сборнике. 1934. XXVI. С. 341. См. также брошюру, в сущности той же направленности, но менее воинствующую, написанную Розой Люксембург под псевдонимом Жозеф Хмура, Kosciоl a socjalizm (Церковь и социализм), Краков, 1905.
289 См.: Ленин В. И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Леннн В. И. ПСС. Т. 17. С. 434-435. Можно провести интересную параллель со статьей Эдуарда Берта "Социальный католицизм и социализм" (Le Mouvement socialiste, 130, 1903. С. 321-350); следовало бы, говорит Берт, "определить принципы социального католицизма, тем более, что наиболее опасен он, скорее всего, не в своей явно церковной форме, но в диффузной светской форме, на удочку которой социалисты сами - по простодушию или сознательно - попадаются". Берт утверждает далее, что опасность социального католицизма заключена в том факте, что в своей светской форме он осуществляет воздействие в тех кругах, которые полагают, что порвали с христианской догматикой. "Существует такая форма социализма, которая - и Ницше, безусловно, прав, указывая на это, - представляет собой своего рода смягченное христианство, секуляризацию христианской морали: неважно, называется ли она христианским социализмом, государственным социализмом, социализмом плоти; совершенно очевидно, что этот социализм восторжествует, произойдет это в ущерб социализму революционному и рабочему" (Там же. С. 350).
290 Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., б/г. [1911]. Т.2. С. 176.
291 А. В. Луначарский определил Мережковского как "христианского коммуниста" (Там же. С. 178).
292 См.: Плеханов Г. В. О пустяках и особенно о Г. Потресове // Социал-демократ. 1910. 13.
293 Это особенно относится к социал-демократам в эмиграции, к Ленину - в первую очередь. См. статью В. И. Ленина "О "Вехах"" (Новый день. 1909. 15). Ср. также, что говорит об этом один из наиболее видных меньшевистских публицистов Н. И. Иорданский; по его мнению, "Вехи" представляли идеологию не только умеренных либералов, но и всей партии кадетов: Иорданский Н. И. Политическая мель // Современный мир. 1909. 12. С. 108.
294 См.: Шахнович М. И. Цит. соч. С. 50.
295 См.: Луначарский А. В. Цит. соч. Т. II. С. 179. Луначарский имел в виду прежде всего овящ. Григория Петрова, имевшего большой талант агитатора (Там же. с. 176).
296 Там же. С. 179.
297 См. на эту тему всю главу: "Христианский социализм в России" (Там же. С. 172-182).
298 Там же. С. 176-177. Луначарский имеет здесь в виду конфессиональные рабочие организаций в Германии, которые под эгидой просвещенного духовенства всех конфессий объединили на своем последнем съезде полмиллиона рабочих.
299 Письмо Ленина Горькому второй половины ноября 1913 г. // Ленин В. И. ПСС. Т. 48. С. 231.
300 По вопросу религиозного социализма "богостроителей" и их отличия от "богоискателей" см.: Sherrer J. L'intelligentia russe: sa quete de la "verite religieuse du socialisme" // Le Temps de la reflexion. Paris, Gallimard, 198 l. C. 113-152.
301 В этой связи показательна вышеупомянутая книга М. И. Шахновича. В рамках советской историографии она дает наиболее полную картину всех известных исследований, посвященных религиозному вопросу в России (хотя и содержит много сведений неточных, а то и просто неверных). Мне не удалось установить, увенчалась ли успехом попытка христианских социалистов учредить российскую группу "Международной молодежной христианской ассоциации" - эта попытка упоминается Шахновичем (Там же. С. 367). Одновременно с "христианскими социалистами" Шахнович упоминает, опираясь, по-видимому, на Ленина, и "христианских демократов", которые появились как будто бы в 1905 г. в среде "левого" духовенства сельских приходов. Они пробудили якобы симпатию эсеров, которые видели в них социалистический дух первоначального христианства. В двух первых Государственных Думах несколько таких священников находились среди депутатов" (Там же. С. 368, 372).
302 Pascal P. Mon journal de Russie. A la Mission militaire franchise, 1916-1918. Lausanne, 1975, особенно с. 246.
303 См. об этом Ж. Нива, который в своем замечательном комментарии к книге П. Паскаля упоминает также группу интеллигенции, которая пропагандировала "христианский большевизм" (Nivat G. La revolution russe vue par Gorki et par Pierre Pascal // Journal de Geneve, 3 janv. 1976).
304 См.: Pascal P. Op. cit. P. 215. Что надежды рассеялись менее чем через год - это следует из возражений Паскалю со стороны Карташева: "Можно строить только с Богом. Нужно, чтобы Церковь сказала: "Социалисты, я согласна с вами в целях правды и справедливости. Я действительно желаю, чтобы они были достигнуты здесь, на земле (с этим Булгаков и Алексеев уже не согласны). Но эти цели - вы не достигнете их без Бога, только я могу вас к ним провести"" (Там же. С. 313).
305 Паскаль об архимандрите Михаиле см.: Там же. С. 181, 188, 195.
306 М. И. Шахнович (Цит. соч. С. 597) называет "Объединенные православные приходы", "Христианских демократов" и "Партию международного единения христианских демократов".
307 О нескольких инициативах 1917 г., исходивших из кругов церковных обновленцев, см. также: Шахнович М. И. Цит. соч. С. 376, который упоминает несколько брошюр и "левых" священников.
308 См. на эту тему Ф. Степуна "Vergangenes und Unvergangliches" (Munch, 1947. С. 368-369) и П. Паскаля (Цит. соч. С. 188).