Главная » Книги

Шепелевич Лев Юлианович - Генрих Viii

Шепелевич Лев Юлианович - Генрих Viii


div align="justify">   Шекспиръ В. Полное собран³е сочинен³й / Библ³отека великихъ писателей подъ ред. С. А. Венгерова. Т. 4, 1904.
  

Генрихъ VIII.

  
   О времени постановки пьесы мы имѣемъ весьма опредѣленныя свѣдѣн³я: театръ, гдѣ ставили "Генрихъ VIII", сгорѣлъ во время перваго представлен³я. Современникъ Шекспира сэръ Уаттонъ пишетъ изъ Лондона 6-го ²юля 1613 г. своему племяннику: "Отложивъ въ сторону общественныя дѣла, я разскажу вамъ о томъ, что случилось на нашихъ берегахъ на этой недѣлѣ. Королевск³е актеры играли новую пьесу "Все правда" (All is true), которая изображаетъ главныя событ³я царствован³я Генриха VIII. Пьесу поставили съ необыкновенной роскошью и великолѣп³емъ; сцену покрыли коврами; кавалеры орденовъ шли со своими знаками и съ подвязками y колѣнъ; гвард³я въ вышитыхъ платьяхъ и т. п.,- словомъ, было все, что могло сблизить зрителей съ велич³емъ двора и даже сдѣлать его смѣшнымъ. Вдругъ, въ то время, когда король Генрихъ въ домѣ кардинала Вольсея забавлялся на маскарадѣ и при появлен³и его давали залпъ изъ двухъ мортиръ, что то бумажное или въ этомъ родѣ, чѣмъ забивали пушки, загорѣлось, пламя упало на соломенную крышу и, такъ какъ въ началѣ не обращали вниман³я на дымъ, считая его маловажнымъ, такъ какъ глаза всѣхъ были направлены на сцену, то внутри что-то загорѣлось, пламя какъ по сѣрной ниткѣ побѣжало вокругъ здан³я и втечен³е неполнаго часа все здан³е сгорѣло до тла". Другое письмо Томаса Лоркина отмѣчаетъ и дату пожара (29 ³юня). "Когда Борбеджъ, писалъ Лоркинъ, игралъ вчера со своими актерами драму "Генрихъ VIII" и было для большого народа произведено нѣсколько выстрѣловъ - появился огонь". Пьеса "Генрихъ VIII" несмотря на точность опредѣлен³я времени ея представлен³я, возбуждаетъ много недоумѣн³й и сомнѣн³й y критиковъ. Отмѣтимъ главнѣйш³я. Время постановки пьесы не должно, конечно, непремѣнно совпадать со временемъ ея композиц³и. Въ этомъ вопросѣ критики рѣзко распадаются на два лагеря. Въ одномъ господствуетъ убѣжден³е (Гервинусъ, Дел³усъ, Герцбергъ и др.), что "Генрихъ VIII" былъ въ 1613 г. новой пьесой, написанной въ 1612 г. Другой лагерь (Джонсонъ, Теобальдъ, Стивенсъ, Мелонъ, Колл³еръ, Галливель и др.) относитъ сочинен³е пьесы къ 1602 г. Въ пользу того и другого предположен³я приводятся соображен³я, почти равносильныя. Пламенныя похвалы Елисаветы въ пьесѣ основательно сопоставляются съ похвалами въ честь ²акова, что служитъ однимъ изъ доказательствъ въ пользу пр³урочен³я пьесы къ концу царствован³я Елисаветы или началу царствован³я ²акова. Что касается до конкретнаго событ³я, къ которому пр³урочивается пьеса, то таковымъ называютъ бракосочетан³е пфальцграфа Фридриха (1612-13). Шекспиръ будто-бы приготовилъ "Генриха VIII" для этого празднества. Но достаточно бѣглаго чтен³я пьесы, чтобы убѣдиться въ несостоятельности такого предположен³я. Менѣе всего годилась для брачнаго торжества пьеса, темой которой служило преслѣдован³е ни въ чемъ неповинной королевы и насильственный разводъ. Это была бы жестокая насмѣшка надъ царственными бракосочетающимися. Не входя въ разносторонн³й анализъ аргументовъ въ пользу той или другой даты пьесы, мы постараемся высказать тѣ доводы, по которымъ считаемъ необходимымъ отнести пьесу къ 1612 г. или за нѣсколько лѣтъ раньше, во всякомъ случаѣ къ царствован³ю ²акова. Намъ лично представляется дѣло въ томъ видѣ, что "Генрихъ VIII" былъ задуманъ и отчасти обработанъ въ одинъ изъ послѣднихъ годовъ царствован³я Елисаветы, a окончательная редакц³я пьесы относится къ царствован³ю ²акова. Дѣло въ томъ, что драма, написанная по какому-то намъ точно неизвѣстному торжественному случаю при дворѣ Елисаветы, естественно должна была льстить самолюб³ю властолюбивой "весталки сѣвера". Реабилитац³и ея отца и отчасти матери она и была посвящена. Затѣмъ, при постановкѣ пьесы при ²аковѣ, оказалось необходимымъ допустить лесть и по адресу короля. Похвалы ²акову были тѣмъ болѣе необходимы, что этотъ король не имѣлъ никакого основан³я относиться къ памяти Елисаветы съ признательностью и благоговѣн³емъ.
   Приступая къ пьесѣ, можетъ быть, на заданную тему, автору драмы пришлось имѣть дѣло съ сюжетомъ благодарнымъ по драматическимъ мотивамъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ далеко не подходящимъ для идеализац³и героя пьесы. Истый "синяя борода", жесток³й, надменный, сластолюбивый и коварный, строивш³й религ³ю на личномъ разсчетѣ, возвышающ³й и низвергающ³й фаворитовъ, Генрихъ VIII могъ быть выведенъ на сцену или въ отталкивающемъ или въ несоотвѣтствующемъ дѣйствительности видѣ. Первое было невозможно при Елисаветѣ, второе - слишкомъ-бы портило пьесу. Отсюда неясность и противорѣч³я въ характерѣ короля.
   Къ сожалѣн³ю, критикамъ лишь по заглав³ю извѣстны тѣ драматическ³я обработки "Генриха VIII", которыя существовали до Шекспира. Слѣдуетъ полагать, что въ "Генрихѣ VIII", какъ и въ "Королѣ Джонѣ", Шекспиръ пользовался предшествующими драматическими обработками. Не подлежитъ сомнѣн³ю, что въ распоряжен³и Шекспира былъ тотъ-же историческ³й документальный матер³алъ, что и y его предшественниковъ.
   Источниками драмы, опредѣлившими наиболѣе существенныя черты ея воззрѣн³й на характеры главныхъ дѣйствующихъ лицъ служили извѣстныя хроники, Голиншеда и Галля. Голиншедъ въ свою очередь пользовался для б³ограф³и Уольсея трактатомъ Кавендиша. Драма использовала благодарный матер³алъ, доставленный ей хроникерами. Достаточно сравнить знаменитую сцену пира y кардинала Уольсея. Еще убѣдительнѣе окажется сопоставлен³е, если мы обратимъ вниман³е на ту сцену, гдѣ Екатерина предстала предъ судомъ изъ короля и духовныхъ. Ея рѣчи, исполненныя высокаго поэтическаго паѳоса въ драмѣ, не менѣе хороши и въ историческихъ источникахъ и аргументац³я несчастной жены и королевы аналогична въ обоихъ случаяхъ. Королева въ хроникѣ призываетъ Господа Бога и людей въ свидѣтели, что она никогда не переставала быть покорной и любящей женой короля, ни въ чемъ ему не противорѣчила и обвиняетъ во всемъ дурныхъ совѣтниковъ короля. Ея рѣчь построена весьма искусно и полна неподдѣльнаго паѳоса и воодушевлен³я.
   Характеристика Уольсея y Голиншеда заключаетъ въ эмбр³онѣ тѣ черты, которыя впослѣдств³и блестящимъ образомъ были развиты y Шекспира. Властный, честолюбивый и талантливый кардиналъ и y Голиншеда величественъ въ своемъ паден³и.
   Слѣдуя точно указан³ямъ своихъ источниковъ, Шекспиръ сдѣлалъ изъ своего сюжета все, что возможно было сдѣлать при данныхъ обстоятельствахъ. Онъ смягчилъ и очеловѣчилъ непривлекательный образъ Генриха VIII, не взявшись, однако, за неблагодарную задачу идеализац³и этого короля. Далѣе онъ вывелъ на сцену мать Елизаветы, полную женственности и красоты, каковой она и была въ дѣйствительности. На неприглядную ея роль въ дѣлѣ Екатерины онъ набросилъ завѣсу.
   Пассивность молодой красавицы, ея нравственное безразлич³е - эти существенныя черты достаточно подчеркнуты Шекспиромъ.
   Отвергнутая королева изображена полной велич³я и горя, королевой отъ головы до пятокъ. Можно колебаться, что для нея важнѣе - утрата любви мужа или вѣнца. И то, и другое для нея одинаково важно. Умирающая, она не можетъ простить слугѣ неумѣстнаго, въ ея глазахъ, обращен³я.
   Непривлекательный по нравственнымъ качествамъ, но высокодаровитый государственный человѣкъ Уольсей, написанъ Шекспиромъ во весь ростъ, со всѣми его признанными истор³ей недостатками и положительными чертами характера. Гордый, заносчивый, коварный и лживый, Уольсей притомъ трудолюбивъ, дѣятеленъ, щедръ и демократиченъ. У него нѣтъ чертъ случайнаго выскочки, на всякомъ шагу виденъ зрѣлый умъ, опытъ, широк³й взмахъ полета. Онъ падаетъ съ достоинствомъ и велич³емъ, не желая изображать изъ. себя ни мученика, ни жертву; это - борецъ за государственную идею, понимаемую узко и эгоистично.
   Едва-ли не верхъ искусства проявилъ Шекспиръ въ изображен³и Генриха VIII. Идеализировать этого порочнаго короля не позволяла ему совѣсть поэта и историка. Выставить Генриха въ надлежащемъ свѣтѣ не позволяли обстоятельства. И Шекспиръ избираетъ так³е моменты жизни короля, которые, будучи особенно знаменательными, давали возможность поэту очеловѣчить этотъ гнусный обликъ жестокаго тирана. Въ процессѣ съ Екатериной король проявляетъ историческ³я черты деспота, лицемѣра и сластолюбца; но при всемъ этомъ король, подчиняясь влечен³ю сильной страсти, искренно y Шекспира сожалѣетъ о своей несчастной, отвергнутой первой супругѣ. Въ отношен³яхъ къ Аннѣ Болейнъ, Генрихъ VIII проявляетъ сильную и горячую любовь, отчасти примиряющую съ нимъ зрителя. Какъ отцу, ему тоже готовы сочувствовать зрители и читатели. Наконецъ, y Шекспира Генрихъ VIII далеко не безучастенъ къ участи своихъ подданныхъ.
   Вопреки мнѣн³ю нѣкоторыхъ критиковъ, слѣдуетъ считать доказанными, что къ англ³йской реформац³и, какъ таковой, пьеса Шекспира никакого отношен³я не имѣетъ. Отдѣлен³е короля отъ церкви является y Шекспира совершенно случайнымъ, обусловленнымъ стремлен³емъ къ разводу, a характеристика Кранмера касается его симпатичныхъ чертъ, какъ человѣка, безъ всякаго отношен³я къ религ³ознымъ вопросамъ.
   По стилю Генрихъ VIII относится къ лучшему пер³оду творчества Шекспира. Мы полагаемъ, ее можно, вмѣстѣ съ однимъ изъ критиковъ, отнести къ началу XVII ст. Она могла быть заказана Шекспиру Елисаветой по поводу семидесятилѣт³я со времени свадьбы Анны Болейнъ (12 апрѣля 1603). Пьеса ставилась послѣ смерти королевы при ²аковѣ,- отсюда необходимость соотвѣтствующихъ вставокъ и измѣнен³й. Не претендуя на уровень "Гамлета", "Короля Лира", "Макбета" и др., пьеса "Генрихъ VIII" обладаетъ, все-же, поэтическими достоинствами стѣсненнаго въ своихъ сюжетахъ ген³альнаго писателя. Она свидѣтельствуетъ, что даже такому ген³ю, какъ Шекспиръ, было невозможно, при навязанной свыше темѣ, достигнуть той высоты, которой онъ достигалъ тогда, когда его орлиный полетъ не направлялся посторонней рукой.
  

Л. Шепелевичъ.


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа