Главная » Книги

Игнатьев Иван Васильевич - Эгофутуризм

Игнатьев Иван Васильевич - Эгофутуризм


   Иван Игнатьев
  

ЭГОФУТУРИЗМ

(отрывок)

  
   Оригинал здесь: "Серебряного века силуэт..."
  
   Шествуя по лестнице Культуры, человек старался вытравить в себе все ему присущее, Природное.
   Взамен того, чтобы идти навстречу Богу, он шел от Него в противоположную сторону.
   Он не развивал своего "Я", своего Лица, своего Индивидуала, он стремился старательно "подчищать" эластичною резиночкой все признаки малейшего "Ego, Эгоизма". И этому не виделось помехи и этому помехой не считалось то, что результат подчисток был всегда один - дыра.
   Человек, проповедуя альтруизм, не видел, не желал видеть, что корни альтруизма растут из эгоизма.
   "Сознательный эгоизм почти равен альтруизму: он не ищет борьбы: инстинктивный эгоизм вызывает и ведет борьбу, и, только благодаря эгоизму других, может быть ограничен в своих желаниях.
   Все эгоистичны, но не все одинаково понимают это, и, в большинстве случаев, эгоизм разыгрывается на началах как бы альтруистических за общие желания и интересы, но это только кажется, сущность же борьбы в эгоизме личностей, а все идеи, сопутствующие ей, служат ее подспорьем и поддержкой личного эгоизма человека.
   Принимая в расчет и уважая чуждые нам эгоизмы, мы более служим альтруистическим идеям, чем эгоистично проповедуя альтруизм, которого в действительности нет.
   Только, так сказать, от трения эгоизмов друг об друга создается нечто похожее на альтруизм" [К. М. Фофанов. Оранжевая Урна. Изд-во: Петербургский глашатай, 1912, с. 4.].
   Закон Природы сам по себе таков, что "Я" не может быть эгоистично в отношении к самому себе, и как бы альтруистичен не был данный индивид, - его конечный альтруизм покоится на эгоизме...
   Чем дальше глубь веков, тем сильнее и прочнее вытравление личности, Природы.
   Ее исконный враг - Культура. Это смертоносный яд для "Я".
   Противоядие яду, сражающему Нетленное, осознано давно и разносторонне.
   Мы знаем Будду Гаутама, Жан Жака Руссо, Фридриха Ницше, Александра Ивановича Герцена, Максима Горького, Генрика Ибсена, Евгения Соловьева (Андреевича)1, Иоганна Готлиба Фихте2...
   Возможность достижения человеком божественности.
   Сверхчеловек.
   "Я" и "не-я".
   Самостоятельность Личности.
   Презрение условностями и освобождение от цепей общественности...
   Герцен "боялся всякого подчинения", возводя на пьедестал анархию, в смысле признания высшей, верховной санкции за самим человеком, за его "Я".
   Он требовал "отделения человека от официальной жизни своего народа, признания за личностью ее религиозной, нравственной и даже политической "автономии"".
   На то, что "идея освобождения личности дошла до анархии и атеизма", указывал еще Евгений Соловьев.
   Тот же Евгений Соловьев приходит к идеологии силы, делая, в виде компенсации, оговорку: ... "силы, поддержанной и основанной непременно трудом".
   Идеология силы переходит в формулу: "только сила кристаллизуется в право, а не бессилие". "Каждое право должно быть заработано: не заработанное право миф, мечта, прекраснодушие".
   Соловьевский индивидуализм почерпнут из чаши Горького.
   Этот индивидуализм ширился, сближаясь с общественной идеологией, пришедшей от эгового индивидуализма к индивидуализму коллектива, индивидуализму классовому, - индивидуальному самосознанию Пролетариата.
   С точки зрения борьбы интересов развития Личности исходят отношения Евгения Соловьева к Ж. Ж. Руссо и Толстому.
   Борьба за свободу и самостоятельность своего "Ego" у Руссо и у Толстого неразрывна от борьбы против разврата Культуры, Культуры вообще.
   "Разврат это ложь. Развратно все, что лживо, все, что не отвечает истинным потребностям и влечениям человека, все, что ведет его совесть к компромиссу, все, что позволяет ему жить чужим трудом и носить чужое лицо" ["Л. Н. Толстой" - Монография Андреевича.].
   Следственно, первое условие индивидуализма Толстого: "жить своим трудом, за свой счет и страх, чтобы сохранить святыню своей личности".
   Основанием его общественной личности будет "воздать труду должное, т.е. уничтожить эксплуатацию масс, все равно под каким бы знаменем - государственности или капитализма - ни происходила эта эксплуатация-.
   Ж. Ж. Руссо - "великий плебей и великий пролетарий, попавший в общество герцогов и принцев крови, которые смотрели на него, как на редкого зверя. Его всячески соблазняли, чтобы он перешел на сторону праздных и сильных. Но Руссо остался верен себе. Несмотря на все соблазны, он ни на минуту не прекращал войны с "частными людьми хорошего тона", с приличным обществом. И тут он беспощаден. Его красноречие стихийно. Здесь ненависть веков и поколений, здесь злоба и негодование всех трудящихся и обремененных, здесь гордое и могучее "Я", выступившее на защиту своего попираемого достоинства, ревниво оберегавшее свое одиночество и независимость против соблазнов лести, богатства, славы"...
   Христианство - религия рабов, протест против римской цивилизации.
   Идеи Пролетариата - религия Труда и Капитала.
   Эгоизм же - религия рабов духовного крепостничества, Культуры, Города (т.е. общежития)...
   Такого рода броскости от Теософии к Социализму, от Биологии к Философии, от Мистического Анархизма к Эгоцентризму, и обратно, и, наконец, к Эгофутуризму, интуитивному осознанию, интуитивному озарению, все это претерпевало такое ничтожное в своем величии и великое в своей ничтожности - человеческое "Я".

* * *

  
   В ощущении неопровергнутого предела таится трагизм асимметричности Потребности и Возможности, Влечения и Средств к Достижению.
   Фундамент трагизма - сила.
   Сущность трагедии - непрестанное недовольство духа.
   Смысл ее - муки и ошибки, боль и радость Искания.
   Отсюда - Трагическая Красота, отсюда прогрессивность пути ее.
   "Из семян, посеянных трагическим искусством, - говорит Петр Пильский, - вырастет то отдаленное, что будет называться возвышенной и прекрасной человеческой индивидуальностью".
   По Максиму Горькому "в карете Прошлого далеко не уедешь", вот почему "мы и должны жить для человека Будущего".
   Горький, правый совершенно в первом, не прав во втором.
   Мало того, что мы - люди Настоящего, - мы сами, а не кто Иной, Последующий, - люди Будущего. Ибо наше Бытие - непрерывный ряд мгновений:
   мгновенья Настоящего, мгновенья Будущего.
   Цель современья в выявлении индивидуальности и отделении ее от коллектива, в непрестанном трагичном прогрессе, в непрестанном устремлении к достижению возможностей Будущего в Настоящем.
  
   1913
  
   1. Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме.
  
   2. Евгений Андреевич Соловьев (псевдонимы Андреевич, Смирнов, Мирский и др., 1867 - 1905) - русский критик, историк литературы. Был редактором литературного отдела журнала "Жизнь", где печатал свои "Очерки текущей русской литературы".
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 619 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа