Главная » Книги

Сейфуллина Лидия Николаевна - Л. Н. Сейфуллина: биографическая справка

Сейфуллина Лидия Николаевна - Л. Н. Сейфуллина: биографическая справка



I.

   Сейфуллина Лидия Николаевна [1889-] - советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. - уездный земский гласный. Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. в Москве на Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. - секретарь Сибгосиздата.
   Лит-ую известность С. получила как автор "Правонарушителей" [1922], "Перегноя" [1923], "Виринеи" [1924]. Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С. особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в "Перегное". Симпатии автора - на стороне деревенской бедноты, борющейся за новую жизнь.
   Новые люди деревни - Софрон, Виринея и др. - обрисованы С. с большим сочувствием. Они - крестьянские революционеры, на себе испытавшие гнет прошлого. Основная их черта - активное волевое суровое отношение к действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.
   При всем сочувствии к пролетарской революции С. однако не смогла показать ее классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое содержание С. истолковывала по-своему, в духе некоего "неонародничества" (коммуна, организованная Софроном - "Перегной" - является общиной "трудовой уравнительности"). Отношение С. и ведущих образов ее произведений к городу двойственно: она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно как противопоставление деревенской бедноты, имеющей "право" на лучшую жизнь, всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С. как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора. В повестях "Встреча", "Путники", отчасти и "Перегной", намечается линия опрощения интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа, живущего примитивной, здоровой жизнью.
   Значительное место в творчестве С. занимают произведения на темы из жизни советской молодежи и детворы. Выдающееся явление лит-ры - "Правонарушители". Традиции дореволюционной лит-ры о детях - сусальность, жалостливость - чужды С. Так же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. в детях подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом большую стихийную жажду радостной, светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ "правонарушителя" Гришки Пескова, натуры одаренной, упорствующей. Постепенно, с трудом освобождается Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя Мартынова - энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и авторитет среди членов колонии. С. подвергает обстрелу систему книжной педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный недостаток произведения в том, что С. по-толстовски противопоставляет "испорченный" город и его психологию "всеблагодатному" началу матери-природы, деревни.
   С переходом страны к развернутому строительству социализма С. начала отставать от требований революции. В разрез с действительностью С. в повести "Выхваль" показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической тенденции. В последние годы творческая активность С. значительно снизилась.
   Произведения С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. применить принцип "местного колорита" для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев - волевых, сочно, натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через впечатляющую и доходчивую до дсознания форму "сказа", - все это несомненные достоинства ее произведений.
   Слабее С. в сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем - существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные события, образы даны ярко и динамично.

Библиография:

   I. Собр. сочин., 4 тт., изд. "Современные проблемы", М., 1924-1926 (выдержало 4 изд.); Собр. сочин., 6 тт., Гиз - ГИХЛ, М. - Л., 1927-1931 (неск. изд.); Встреча, Рассказы, Гиз, М. - Л., 1926; Выхваль, "Новый мир"; 1929, No 1; Губернатор, Комедия в 1 д., изд. "Современные проблемы", М., 1927; Гибель, Рассказы, "ЗиФ", М. - Л., 1930; Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932; Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, [М. - Л.], 1933; Сейфуллина Л. и Правдухин В., Черный Яр, Пьеса в 4 д. и 10 карт., ГИХЛ, М. - Л., 1931; Критика моей практики, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору); Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, М., 1934.
   II. Лежнев А., Литературный обзор, "Печать и революция", 1925, No 1; Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Смирнов Н., О "Перегное", "Красная новь", 1923, кн. 4; Асеев Н., По морю бумажному, "Красная новь", 1922, кн. 4 (о "Правонарушителях"); Хмара А., Сермяжный язык, "Молодая гвардия", 1925, кн. 2-3; Смирнов Н., Л. Сейфуллина. Перегной, "Красная новь", 1923, кн. 4; Якубовский Т., Сочинения Сейфуллиной и ее критики, "Новый мир", 1925, No 10; Фурманов Д., "На литературном посту", 1926, No 2 (о "Виринее"); Переверзев В., "Новый мир", 1926, No 4 (о "Встрече").
   III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. Н. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928.

И. Ермаков

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 10. - [М.: Худож. лит., 1937]. - Стб. 607-609.
  

II.

   Сейфуллина, Лидия Николаевна [22.III(3.IV).1889. пос. Варламово Троицкого у. Оренбургской губ., - 25.IV.1954, Москва] - рус. сов. писательница. Род. в семье сел. священника. С 17 лет работала библиотекарем; была учительницей, актрисой. В 1917-19 вела обществ. работу в Челябинске, опубл. здесь первые очерки, статьи, рассказы. В 1919 была поставлена пьеса С. "Егоркина жизнь". Окончила Высшие пед. курсы в Москве (1920). В 1921-23 живет в Новосибирске, работает в Сибгосиздате, принимает участие в организации журнала "Сибирские огни", начинает проф. лит. деятельность. Публикует повести и рассказы: "Четыре главы" (1922), "Правонарушители" (1922), "Перегной" (1922), "Александр Македонский" (1923). В моск. журналах "Красная новь", "Молодая гвардия", "Новый мир" опубл. повести "Виринея" (1924), "Каин-кабак" (1926), рассказы, среди к-рых выделяются "Мужицкий сказ о Ленине" (1924), "Линюхина Степанида" (1926), "Налет" (1927). В 1925 была инсценирована (совм. с В. П. Правдухиным) "Виринея"; пьеса успешно шла в Москве, Ленинграде, Париже, Праге, став крупным явлением сов. сценич. иск-ва.

0x01 graphic

  

0x01 graphic

"Виринея" (Москва, 1932). Илл. В. М. Конашевича.

   С. создала первые произв. сов. реалистич. прозы, раскрывающие правду революц. борьбы во всем ее величии, противоречиях и трудности в жизни нар. масс. Видимое бесстрастие, эпич. спокойствие в изображении конфликтов и драм революции сочеталось у С. с любовью к человеку, героикой мужества и подвига во имя социальной справедливости. "Правонарушителей" А. Макаренко назвал "классической книжкой", а о пьесе "Виринея" А. В. Луначарский говорил: "...Виринею театра я готов во всякое время провозгласить одним из самых светлых и поучительных образов, какие дало нам послереволюционное искусство" (цит. по кн.: Сейфуллина Л., О литературе, 1958, с. 117). Пьеса до сих пор не сходит со сцены. По ее мотивам создана одноим. опера (1967, композитор С. Слонимский) и фильм (1969, режиссер В. Фетин). Драматизм и напряженность изображаемых событий отразились на языке и стиле С. - динамичном и экспрессивном. Рисуя крест. массу воодушевленной, действующей, С. широко пользуется приемом многоголосия. Знаток жизни и быта рус. предреволюц. деревни, С. превосходно знала крест. язык; речь ее героев колоритна и образна.
   Среди последующих произв. С. выделяются рассказы "Собственность" (1933), "Таня" (1934), "Певец" (1929, первонач. вариант под назв. "Выхваль"), пьеса "Наташа" (1937), повесть "На своей земле" (1946), пьеса "Сын" (1947, впервые опубл. в 1959). В годы Великой Отечеств. войны С. работала в газетах, на радио; после войны много сил отдавала воспитанию писательской молодежи.
   Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М. - Л., 1929-31; Собр. соч., т. 1-4, М., 1968-69; Виринея. Пьеса, М. - Л., 1959 (совм. с В. П. Правдухиным); Избранное. [Предисл. Ф. Левина], М., 1941; Избр. произведения. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1-2, М., 1958; Повести, рассказы, статьи, Новосиб., 1957; О лит-ре. Статьи. Заметки. Воспоминания. [Предисл. М. Козьмина], М., 1958; Худож. произв., воспоминания, статьи. [Предисл. и прим. С. Лубэ], Оренбург, 1959; Автобиография, "Вопр. лит-ры", 1968, No 2.
   Лит.: Воронский А., Лидия Сейфуллина, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1963; Рейснер Л., Против литературного бандитизма, "Журналист", 1926, No 1; Лидия Сейфуллина. [Сб. статей], М., 1930; Макаренко А., Худож. лит-ра о воспитании детей, Соч., т. 5, М., 1951; Брайнина Б., Воспитание правдой, в ее книге того же назв., М., 1956; Яновский Н., Лидия Сейфуллина. Критико-биографич. очерк, М., 1959; Сейфуллина в воспоминаниях современников. [Сост. А. Коптелов и З. Сейфуллина], М., 1961; Горький - Л. Н. Сейфуллина, в кн.: Лит. наследство, т. 70. Горький и сов. писатели. Неизд. переписка, М., 1963, с. 356-72; Балакин Г., Писатель и жизнь, в сб.: Вопросы эстетики и теории лит-ры, Каз., 1963; Смирнова Л. Н., Лит. наследие Лидии Сейфуллиной (текстологич. обзор), в кн.: Текстология произв. сов. лит-ры, в. 4, М., 1967; Кардин В., Служитель Совестного суда, "Новый мир", 1968, No 11; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 4, М., 1966.

Н. Н. Яновский

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 6: Присказка - "Советская Россия". - 1971. - С. 729-730.
  
  
  
  

Другие авторы
  • Фалеев Николай Иванович
  • Каразин Николай Николаевич
  • Соловьев Федор Н
  • Стендаль
  • Пергамент Август Георгиевич
  • Карлин М. А.
  • Вальтер Фон Дер Фогельвейде
  • Гартман Фон Ауэ
  • Новорусский Михаил Васильевич
  • Веттер Иван Иванович
  • Другие произведения
  • Дружинин Александр Васильевич - Николай Скатов. А. В. Дружинин - литературный критик
  • Гайдар Аркадий Петрович - Пусть светит
  • Тугендхольд Яков Александрович - Пятая выставка в "Аполлоне"
  • Быков Петр Васильевич - Капитан Марриет
  • Жуковский Василий Андреевич - Поэтические посвящения В. А. Жуковскому
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Нынешние английские виги
  • Горький Максим - О формализме
  • Федоров Николай Федорович - Плата за цитаты, или великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права
  • Тихонов Владимир Алексеевич - Тихонов В. А.: Биографическая справка
  • Григорович Дмитрий Васильевич - Театральная карета
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа