- низкопробная вульгарная лит-pa о похождениях знаменитых сыщиков: Ната Пинкертона, Ника Картера, Шерлока Холмса и пр. Возникнув в Америке в начале XX в., "П." появляется затем и в Европе и наводняет книжные рынки. Соблазняя читателей необычайной действенностью и активностью своего героя, чуждого всяких психологических коллизий, она окружает ореолом славы и геройства сыщика и полицейского, стоящего на страже буржуазного правопорядка. Идеологическая функция "П." - защита буржуазного строя, заостренная пропаганда империалистических тенденций.
В России "П." получила большое распространение среди городских мещанских слоев и учащейся молодежи в эпоху реакции после революции 1905. Педагогическое начальство и родители ставили "П." под запрет формального характера, однако несмотря на это "П." распространялась вполне легально через газетные киоски. Презрительно третируемая "высокой" литературой, "П.", особенно в годы реакции, находила своего тайного читателя в среде не только школьников и обывателей, но и интеллигенции, отшатнувшейся от революции. Любопытно свидетельство В. Розанова: "Дети, вам вредно читать "Шерлок Холмса". И отобрав пачку, потихоньку зачитываюсь сам. В каждой 48 страниц. Теперь "Сиверская - Петербург" пролетают, как во сне. Но я грешу и "на сон грядущий", иногда до четвертого часа утра. Ужасные истории" (Розанов В., Опавшие листья).
Свою функцию отвлечения от революции "П." выполняла наряду с порнографической лит-рой. Но соседствуя, "П." и порнографическая лит-pa обслуживали разного читателя. Средняя цена порнографической книжки - не ниже 1 рубля, в то время как выпуск о сыщиках стоил 5-7 коп. Характерно, что в рассказах о сыщиках отсутствуют элементы порнографии. Тираж "пинкертоновского" выпуска достигал 60 тысяч экземпляров и даже 200 тысяч (обычный же тираж того времени - 2-3 тысячи).
Шерлок Холмс и Нат Пинкертон попадают на подмостки театров, становятся темой "феерий-балетов" в Петербургском зоологическом саду.
Антипсихологизм и действенность, фабульная напряженность и сенсационно-уголовная тематика - эти особенности сыщицких рассказов сближают "П." с теми романами, где главным героем является "благородный разбойник". Таковы напр. "Картуш", "Антонио Порро", "Пещера Лейхтвейса", "Антон Кречет", более ранний "Разбойник Чуркин" Пастухова и др., по своей традиции восходящие к разбойничьему роману начала XIX в., роману тайн и ужасов (roman noir). Повествования о "сыщиках" и "благородных разбойниках" составляли авантюрный уголовно-сенсационный поток "низкой" литературы, наряду с которым широкое распространение имел также сентиментальный роман, удовлетворявший тягу мещанства к "роскошной жизни" и обслуживавший в значительной мере женского читателя: проституток, прислугу, ремесленниц и пр.
Сюжет "П." авантюрен - в центре ставились перипетии преследования сыщиком злодея-преступника. Весьма несложная схема сыщицкого рассказа такова: сыщик узнает о преступлении (убитый банкир, похищенная девушка, найденный труп, фальшивомонетчики и пр.) и пускается по следам преступника со своими помощниками. В погоне и борьбе с преступной шайкой он проходит через целый ряд приключений, сопровождаемых традиционными еще для романа тайн и ужасов аксессуарами: подземельями, секретными ходами, мнимыми привидениями, опускающимися комнатами и пр. Герой неоднократно попадает в ловушку, но неизменно спасается и доводит преступника до электрического стула или каторжной тюрьмы. Сыщицкая новелла пользуется в развитии авантюрного сюжета аксессуарами жизни больших городов: телефоном, телеграфом, курьерскими поездами, последними изобретениями и пр., быстро откликаясь на все сенсации текущей жизни - успехи авиации, войны, модное оккультное движение и т. п. Несмотря на громадное, не поддающееся учету количество сыщицких рассказов, в их фабуле едва ли найдется два десятка различных сюжетных схем.
В "П." все рассчитано на сенсацию и дешевый эффект, начиная с пестрой кричащей обложки, изображающей героя-сыщика в решающий кровавый момент рассказа (бежит за преступником по крыше или висит над пропастью на полуперерезанном канате, непременно с револьвером в руке), и кончая всеми приемами рассказа. Сыщик наделен необыкновенной силой, храбростью и благородством. Женщины-героини - все необычайные красавицы, отрицательные персонажи - отвратительные уроды. Общие места сопровождают все сюжетные перипетии: "Ловким ударом она вонзила ему кинжал в грудь. Одно мгновение стоял он еще на ногах, устремив на нее застывший взор: "Убийца", сорвалось с его уст, и он повалился на пол". Подобное описание постоянно, традиционно для "П.". Сенсационны и названия выпусков: "Заговор преступников", "Страшный Карл, гроза китайского квартала в Нью Иорке", "Борьба на висячем мосту", "Павильон крови", "Отравительница из замка Кастель-Рок", "Притон убийц", "Привидение в доме умалишенных" и т. п.
Форму "П." подготовили уголовный роман-фельетон французских газет, "Ньюгетская новелла" в Англии (Newgate novel) - рассказ уголовного характера - и наконец так наз. dime novel в Америке - авантюрные новеллы 10-центовой стоимости. В Америке среди юношества чрезвычайно распространены написанные в форме dime novel "Приключения Буффало Билля" (Gody W. F., Adventures of Buffalo Bill) - героя колонизаторских войн с индейцами за завоевание американского Запада. Буффало Билл принадлежит к типу "западных историй" (fiction of west), наиболее талантливым представителем к-рого был Купер. К "западным историям" как к своему прототипу восходят и приключения сыщика Ника Картера, начавшие появляться в Америке в 1884 также в форме dime novel и первым автором к-рых, как теперь установлено, был Джон Кориель (Coryell). Ник Картер - это тот же Буффало Билл, снявший свои моккасины и шляпу с перьями и ставший сыщиком. Романтика прерий заменилась в связи с падением интереса к завоеванным и вымирающим индейцам романтикой городских трущоб. Количество выпусков Ника Картера огромно. Фредерик Дей (Day) например, один из более поздних его авторов, написал 1076 выпусков. Ник Картер в свои приключения вносит достаточное количество буржуазной деловитости типичного янки. Его соперник Нат Пинкертон, к-рому так повезло в России, значительно грубее его, бездарнее, менее изобретателен и весь пропитан духом буржуазного делячества, активизма. Безыменные авторы Ната Пинкертона никогда не забывают прибавить, что он получил "крупное вознаграждение" от благородных клиентов. Повидимому рассказы о Пинкертоне возникли как реклама сыскного агентства Аллана Ната Пинкертона и его сыновей, известного сыском и провокацией в рабочей среде.
Возникнув в Америке в период роста политической мощи капиталистического государства, экономического расцвета буржуазии, "П." направлена против растущего революционного рабочего движения; она была оружием борьбы буржуазии за влияние на колеблющиеся мещанские слои. Идеализируя колониальные войны в "западных историях" (Буффало Билл), крайне нетерпимо изображая желтые и черные расы (негры, китайцы, японцы как правило - всегда злодеи в сыщицких рассказах), восхваляя буржуазное делячество Пинкертона и окружая ореолом славы полицейский сыск, "П." призывает к защите буржуазного правопорядка приемами и методами, к-рые в настоящее время окончательно оформились в фашизме.
Ту же социальную функцию, как в Америке и Западной Европе, выполняет "П." в России. Наиболее известные изд-ва, выпускавшие "П." в России: в Петербурге изд-во А. Н. Александрова, выпускавшего позднее книги под маркой изд-ва "Развлечение", "Отрада", Ю. К. Гаупта и др.; в Варшаве - "Печатное слово" И. Левинсона. Издавались "сыщики" также в Москве, Киеве, Одессе, Казани и даже Симбирске, не только по-русски, но и на польском, латвийском, литовском, еврейском и даже тюркском языках. Перевод обычно чрезвычайно неграмотен и неряшлив. Невысоко литературное достоинство и доморощенных сыщицких историй: "Приключение сыщика - Ивана Путилина", "Шерлок Холмс в Симбирске" и пр.
Октябрьская революция положила конец деятельности издателей "П.", но влияние "П.", ускользающей от библиотечного учета, до конца еще не ликвидировано. В противовес этому влиянию в СССР была сделана попытка создать "Красный Пинкертон". За исключением "Мес-менд" Джима Доллара (М. Шагинян) это начинание законно потерпело полную неудачу, создав только откровенную халтуру, якобы революционную, а по существу приспособленческую (Инкогнито, Большевики по Чемберлену; Марк Максим, Шах и мат, Дети черного дракона; Липатов и Келлер, Вулкан в кармане, Библиотечка революционных приключений и др.). Революционная приключенческая литература не может быть создана по застывшим шаблонам "П." - орудия буржуазного воздействия на отсталые мелкобуржуазные массы с целью всяческого разложения их.
I. Кроме указанных в тексте серий "Нат Пинкертон", "Ник Картер" и "Шерлок Холмс", выходивших в разных издательствах, столичных и провинциальных, с некоторыми вариациями в заглавиях, можно указать еще следующие: "Лорд Листер", "Буффало Билл", "Биль Каннон", "Этель Кинг", "Капитан Моро", "Иван Путилин", "Галерея всемирно известных гениальных сыщиков" и др. Романы в выпусках: "Картуш, Атаман разбойников или защитник угнетенных и оскорбленных. Гроза тиранов, Кумир женщин", "Антонио Порро, грозный мститель", "Знаменитый экспроприатор", "Черный ворон и его похождения, или Тайны голубой маски", "В сетях преступлений", "Убийство кн. Зарецкой", "Палач города Берлина", "Тайны современных окультистов", "Гарибальди", "Пещера Лейхтвейса", "Крест и полумесяц" и др.
II. Суворовский А., Нат Пинкертон в детском понимании, "Вестник воспитания", 1909, No 1; Веригин Н., Литература сыска в оценке учеников средних классов гимназий, "Педагогический сборник", 1909, X; Сивков К., Идеалы учащейся молодежи, "Вестник воспитания", 1909, II; Чуковский К., Нат Пинкертон и современная литература, изд. 2-е, М., 1910; Фридман М., Что такое в действительности сыскное агентство Пинкертона. Очерк деятельности "Национального сыскного агентства Пинкертона" в Америке, перев. с английского, СПБ, 1910; Коварский И., Лубочная литература Германии и борьба с ней, "Русские ведомости" от 26/V 1912; Тасин И., Бульварный роман во Франции, "Современный мир", 1913, No 9; Шагинян М., Как я писала Мес-менд, М., 1926; Messac R., Le "Détektive Novel" et l'influence de la pensée scientifique, Paris, 1929; Chassé Ch., D'Edgard Poe à Nick Carter.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 645-649.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-6451.htm