div align="justify"> Жданов В. Подолинский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 35-36.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-0351.htm
Андрей Иванович [1806-1886] - поэт. Р. в дворянской семье, воспитывался в Благородном пансионе при С.-Петербургском ун-те. Занимал должность почтового чиновника. Лирика П. явилась выражением настроений тех групп дворянства 20-30-х гг., к-рые, не приемля нарождающейся буржуазной культуры, охотно романтизировали старину, прибегали к мистике и мифологии. Ранние поэмы П. - "Див и Пери" (СПБ, 1827) и "Борский" (СПБ, 1829) - носят явные следы зависимости от Пушкина и Баратынского; они легко укладываются в схему байронической поэмы 20-х годов. Однако уже в первой из них мифологический сюжет используется для построения отвлеченной схемы "добра и зла" путем противопоставления кроткой Пери мрачному и озлобленному Диву, демонические черты к-рого получают дальнейшее развитие в образе Борского. Последний носит все внешние признаки романтического героя: он "страстями жаркими измучен" и "рано жизнью утомлен", ему ненавистно общество, его тянет к природе. Но в нем нет и следа того духа протеста, стремления к "свободе", к-рые характерны для аналогичных героев Пушкина и особенно Лермонтова. Мрачная поза разочарованного в жизни "молодого человека" есть не больше как дань духу времени, за к-рой скрывается идея П. о святости и нерушимости дворянской морали: причина всех несчастий и трагической гибели Борского - нарушение им воли его отца. Тот же смысл имеет поэма "Нищий" (СПБ, 1830); ее герой, поднявший руку на своего брата, несет заслуженное наказание и забытый всеми погибает.
В поэмах П. рассказ преобладает над показом, характеры героев очерчены слабо и невыразительно, сюжет рыхл, иногда чрезмерно растянут и скучен. Однако легкий звучный стих, хороший язык и "модное" настроение обеспечивали П. значительный успех в эстетствующих кругах русского дворянства. В 30-х гг. П. культивировал жанр небольшого лирического стихотворения. Сонет, стансы, мелодия - излюбленная форма, в которой он выражал настроения неопределенной грусти, пассивной созерцательности, пантеистического преклонения перед природой и т. п. Самые названия стихотворений П. ("Безнадежность", "Предчувствие", "Отвержение", "Сомнение") подтверждают мысль Добролюбова о том, что "эфирность, фантазия составляют самую сущность его поэзии".
В 1871 П. пишет ряд стихотворений, направленных против Парижской коммуны ("Во время Парижской коммуны", "Пора!"), в которых возмущается поведением "легкомысленного народа" - парижского пролетариата, называет его "зверской толпой" и т. д. Собрание стихотворений П., вышедшее в 60-х гг., встретило резкое осуждение со стороны революционно-демократического лагеря.
Библиография: I. Повести и мелкие стихотворения, 2 чч., СПБ, 1837; Сочинения, 2 чч., СПБ, 1860; Воспоминания А. Подолинского, "Русский архив", 1872, кн. III-IV; Автобиография, портрет и 46 неизданных стихотворений, "Русская старина", 1885, I.
II. Добролюбов Н. А., Сочинения А. Подолинского, "Современник", 1860, IV (и в "Полном собр. сочин." Добролюбова, т. II, Гослитиздат, [М.], 1935); "Русское слово", 1860, IV; Киевский С., Последний из пушкинской плеяды, "Русский вестник", 1886, I; Витберг Ф., А. И. Подолинский, "Русский биографический словарь", т. Плавильщиков - Примо, СПБ, 1905 (здесь же обширная библиография).