Главная » Книги

По Эдгар Аллан - Месмерическое откровение

По Эдгар Аллан - Месмерическое откровение



Эдгаръ По

  

Месмерическое откровен³е.

Собран³е сочинен³й Эдгара По въ переводѣ съ англ³йскаго К. Д. Бальмонта

Томъ первый

Поэмы, сказки

Москва, 1901

Книгоиздательство "Скорп³онъ"

  
   Как³я бы сомнѣн³я ни существовали еще касательно законовъ, управляющихъ месмеризмомъ, поразительные его факты допускаются теперь почти всѣми. Въ этихъ послѣднихъ сомнѣваются лишь тѣ, чья професс³я - сомнѣваться, безполезная и постыдная клика. Отнынѣ нѣтъ потери времени болѣе безплодной, какъ пытаться доказывать, что человѣкъ, простымъ упражнен³емъ воли, способенъ настолько запечатлѣть свое вл³ян³е на другомъ, что можетъ повергнуть его въ ненормальное состоян³е, явлен³я котораго крайне походятъ на явлен³я смерти, или по крайней мѣрѣ походятъ на нихъ болѣе, чѣмъ всѣ почти явлен³я нормальнаго порядка намъ извѣстныя; доказывать, что во время этого состоян³я человѣкъ, окованный такимъ вл³ян³емъ, пользуется лишь съ усил³емъ, и только въ слабой степени, внѣшними органами чувствъ, но воспринимаетъ обостренно-утонченнымъ воспр³ят³емъ, и какъ бы черезъ каналы, предполагаемые неизвѣстными, вещи, находящ³яся внѣ полномоч³я физическихъ органовъ; что, кромѣ того, умственныя его способности въ такомъ состоян³и чудеснымъ образомъ повышены и усилены; что симпатическое соотношен³е съ лицомъ, на него вл³яющимъ, глубоко; и наконецъ, что его чувствительность къ воспр³ят³ю вл³ян³я увеличивается въ соотвѣтств³и съ частымъ повторен³емъ, а обнаруженныя особыя явлен³я, въ той же самой пропорц³и, расширяются и дѣлаются болѣе отчетливыми.
   Я говорю, что было бы излишней задачей доказывать то, что составляетъ законы месмеризма въ основныхъ его чертахъ, я и не стану въ данную минуту обременять моихъ: читателей столь безполезными доказательствами. Мое намѣрен³е теперь совершенно другого рода. Я чувствую побужден³е, хотя бы предъ лицомъ цѣлаго м³ра предразсудковъ, сообщить безъ пояснен³й замѣчательные результаты разговора, происшедшаго между усыпленнымъ и мной.
   Въ течен³и уже значительнаго времени я подвергалъ месмерическому вл³ян³ю субъекта, о которомъ идетъ рѣчь (Мистера Ванкирка), и обычная острая впечатлительность и экзальтац³я месмерическаго воспр³ят³я проявилась. Въ течен³и нѣсколькихъ мѣсяцевъ онъ страдалъ отъ несомнѣнной чахотки, я не разъ смягчилъ своими пассами самыя мучительныя ея проявлен³я, и въ Среду ночью, 15-го числа сего мѣсяца, я былъ позванъ къ нему.
   Больнаго мучили острыя боли въ области сердца, онъ дышалъ съ большимъ затруднен³емъ, и всѣ обычные симптомы астмы были налицо. При такихъ спазмахъ онъ обыкновенно съ успѣхомъ ставилъ горчичники къ нервнымъ центрамъ. Но въ этотъ вечеръ данное средство не помогло.
   Когда я вошелъ въ комнату, онъ встрѣтилъ меня привѣтливой улыбкой и, хотя физическ³я боли видимо его терзали, душевно онъ, казалось, былъ совершенно уравновѣшенъ.
   "Я послалъ за вами сегодня", сказалъ онъ, "не столько для того, чтобы успокоить мои физическ³я страдан³я, сколько для того, чтобы удовлетворить мое любопытство касательно нѣкоторыхъ психическихъ впечатлѣн³й, вызвавшихъ во мнѣ недавно большое безпокойство и удивлен³е. Мнѣ не нужно говорить вамъ, насколько скептически я былъ настроенъ до сихъ поръ относительно вопроса о безсмерт³и души. Не могу отрицать, что именно въ той самой душѣ, которую я отвергалъ, всегда какъ бы существовало смутное полуощущен³е собственнаго своего существован³я. Но это полуощущен³е никогда не возростало до убѣжден³я. Съ этимъ мой разсудокъ ничего не могъ подѣлать. Дѣйствительно, всѣ попытки логическаго изслѣдован³я привели меня къ еще большему скептицизму, чѣмъ прежде. Мнѣ посовѣтовали изучать Кузена. Я изучалъ его, и по собственнымъ его произведен³ямъ, и по тѣмъ отзвукамъ, которые онъ нашелъ въ Европѣ и въ Америкѣ. У меня была, напримѣръ, подъ рукой книга Мистера Броунсона "Чарльзъ Эльвудъ". Я прочелъ ее съ большимъ вниман³емъ. Въ общемъ я нашелъ ее логичной, но тѣ части, которыя не были чисто логическими, являются, къ несчастью, начальными аргументами невѣрующаго героя книги. Въ итогѣ мнѣ показалось очевиднымъ, что разсуждающ³й не смогъ убѣдить самого себя. Конецъ здѣсь явно забылъ свое начало, какъ это случилось съ Тринкуло. Словомъ, я быстро увидалъ, что если человѣкъ хочеть быть внутренно убѣжденнымъ въ своемъ собственномъ безсмерт³и, онъ никогда не убѣдится путемъ простыхъ отвлечен³й, которыя такъ долго были въ модѣ среди моралистовъ въ Англ³и, во Франц³и и въ Герман³и. Отвлечен³я могутъ забавлять и развлекать, но они не завладѣваютъ разумомъ. По крайней мѣрѣ, здѣсь на землѣ философ³я, я убѣжденъ, всегда будетъ безуспѣшно стараться заставить насъ глядѣть на свойства, какъ на вещи. Воля можетъ согласиться,- душа - умъ никогда.
   "Итакъ, повторяю, я только наполовину чувствовалъ, но умомъ никогда не вѣрилъ. Однако, за послѣднее время произошло извѣстное усилен³е этого чувства, пока оно не стало до такой степени походить на соглас³е со стороны разсудка, что для меня стало затруднительнымъ дѣлать между ними различ³е. Я готовъ просто объяснить такое впечатлѣн³е месмерическимъ вл³ян³емъ. Не могу дать лучшаго объяснен³я своей мысли, какъ предположивъ, что месмерическая экзальтац³я дѣлаетъ меня способнымъ къ воспр³ят³ю цѣлаго ряда логическихъ умозаключен³й, которыя, въ моемъ ненормальномъ состоян³и, убѣждаютъ, но которыя, въ полномъ согласован³и съ месмерическими явлен³ями, продолжаютъ существовать въ моемъ нормальномъ состоян³и лишь какъ впечатлѣн³е. Въ состоян³и месмерической усыпленности размышлен³е и заключен³е, причина и слѣдств³е, соприсутствуютъ. Въ моемъ естественномъ состоян³и, съ исчезновен³емъ причины, остается только слѣдств³е и, быть можетъ, лишь частично.
   "Эти соображен³я заставляютъ меня думать, что за цѣлымъ рядомъ искусно поставленныхъ вопросовъ, обращенныхъ ко мнѣ въ то время, какъ я буду подвергнутъ месмеризац³и, могутъ послѣдовать любопытные отвѣты. Вы часто наблюдали состоян³е глубокаго самопознан³я, выказываемое месмерически-усыпленнымъ - обширное знан³е, которое онъ обнаруживаетъ относительно всѣхъ пунктовъ, касающихся самаго месмерическаго состоян³я; изъ этого самопознан³я могутъ быть извлечены указан³я для составлен³я правилъ цѣлаго катехизиса".
   Конечно, я согласился сдѣлать опытъ. Нѣсколькихъ пассовъ было достаточно, чтобы Мистеръ Ванкиркъ погрузился въ месмерическ³й сонъ. Его дыхан³е немедленно сдѣлалось болѣе спокойнымъ, и онъ, казалось, не испытывалъ больше никакихъ физическихъ страдан³й. Между нами произошелъ слѣдующ³й разговоръ.- В. будетъ означать въ д³алогѣ пац³ента, П. - меня.
   П. Вы спите?..
   В. Да - нѣтъ; мнѣ хотѣлось бы спать болѣе крѣпкимъ сномъ.
   П. (Послѣ нѣсколькихъ новыхъ пассовъ). Теперь вы спите?
   В. Да.
   П. Какъ вы думаете, чѣмъ кончится ваша теперешняя болѣзнь?
   В. (Послѣ долгаго колебан³я и говоря какъ бы съ усил³емъ). Я долженъ умереть.
   П. Мысль о смерти мучаетъ васъ?
   В. (Съ большой живостью). Нѣтъ, нѣтъ!
   П. Васъ радуетъ предстоящее?
   В. Если бы я былъ въ состоян³и бодрствован³я, я хотѣлъ бы умереть. Но теперь это не имѣетъ смысла. Месмерическое состоян³е такъ близко къ смерти, что я имъ довольствуюсь.
   П. Мнѣ хотѣлось бы, чтобы вы объяснились, Мистеръ Ванкиркъ.
   В. Охотно, но это требуетъ большихъ усил³й, чѣмъ я я способенъ ихъ сдѣлать. Вы меня спрашиваете не такъ.
   П. Что же я долженъ спросить?
   В. Вы должны начать съ начала.
   И. Съ начала! Но гдѣ же начало?
   В. Вы знаете, что начало есть - Богъ. (Это было сказано тихимъ колеблющимся голосомъ и со всѣми признаками глубочайшаго благоговѣн³я).
   П. Что же такое Богь?
   В. (Послѣ нѣсколькихъ мтовен³й колебан³я). Я не могу сказать.
   П. Развѣ Богъ - не духъ?
   В. Когда я былъ въ состоян³и бодрствован³я, я зналъ, что вы разумѣете подъ словомъ "духъ", но теперь мнѣ это кажется только словомъ, такимъ же, напримѣръ, какъ истина, красота. Я разумѣю, что это только свойство.
   П. Развѣ это невѣрно, что Богъ нематер³аленъ?
   В. Нематер³альности нѣтъ, это только слово. То, что не есть матер³я, не существуетъ вовсе - развѣ что свойства суть вещи.
   П. Тогда Богъ матер³аленъ?
   В. Нѣть. (Этотъ отвѣтъ весьма изумилъ меня).
   П. Такъ что же такое онъ?
   В. (Послѣ долгой паузы, и невнятнымъ голосомъ). Я понимаю, но объ этомъ трудно говорить. (Послѣ новой долгой паузы). Это - не духъ, потому что онъ существуетъ. Это и не матер³я, какъ вы ее разумѣете. Но есть градац³и матер³и, о которыхъ ничего не знаютъ; болѣе плотнымъ движется болѣе тонкое, болѣе тонкимъ болѣе плотное. Напримѣръ, атмосфора приводитъ въ движен³е электрическую основу, между тѣмъ какъ электрическая основа проникаетъ атмосферу. Эти градац³и матер³и увеличиваются въ разрѣженности или тонкости до тѣхъ поръ, пока мы не достигаемъ безчастичной матер³и - безраздѣльной, единой; и здѣсь законъ передачи движен³я и проницаемости видоизмѣняется. Крайняя или безчастичная матер³я не только все проникаетъ, но и все приводитъ въ движен³е - и такимъ образомъ она есть все въ самомъ себѣ. Эта матер³я есть Богъ. То, что люди пытаются воплотить въ словѣ "мысль", представляетъ изъ себя матер³ю въ движен³и.
   П. Метафизики утверждаютъ, что всякое дѣйств³е сводится къ движен³ю и мышлен³ю, и что послѣднее есть источникъ перваго.
   В. Да; и теперь я вижу спутанность самой идеи. Движен³е есть дѣйств³е разума - не мышлен³я. Безчастичная матер³я, или Богъ, въ состоян³и спокойств³я, представляетъ изъ себя (насколько мы можемъ это постичь) то, что люди называютъ разумомъ. И власть самодвижен³я (равноцѣнная по дѣйств³ю человѣческой волѣ) представляетъ изъ себя, въ безчастичной матер³и, результатъ ея единства и всевл³ян³я; какъ - этого я не знаю, и тепорь ясно вижу, что и не узнаю никогда. Но безчастичная матер³я, приведенная въ движен³е нѣкоторымъ закономъ, или свойствомъ, существующимъ въ себѣ, представляетъ изъ себя нѣчто мыслящее.
   П. Но можете ли вы мнѣ дать болѣе точное представлен³е о томъ, что вы называете безчастичной матер³ей.
   В. Матер³я, которую познаетъ человѣкъ, при градац³и ускользаетъ отъ чувствъ. Передъ нами, напримѣръ, металлъ, кусокъ дерева, капля воды, атмосфера, газъ, теплота, электричество, свѣтоносный эѳиръ. Теперь, все это мы называемъ матер³ей, и всю матер³ю подводимъ подъ одно общее опредѣлен³е; однако же, несмотря на это, не можетъ быть двухъ представлен³й болѣе существенно различныхъ, чѣмъ то, которое мы связываемъ съ металломъ, и съ свѣтоноснымъ эѳиромъ. Достигая до этого послѣдняго, мы чувствуемъ почти непобѣдимую склонность отнести его въ ту область, къ которой относится духъ или ничто. Единственное соображен³е, удерживающее насъ, есть наше представлен³е объ его атомическомъ строен³и; и здѣсь мы даже взываемъ о помощи къ нашему представлен³ю объ атомѣ, какъ о чемъ-то обладающемъ безконечной малостью, твердостью, осязаемостью, и вѣсомъ. Уничтожьте идею атомическаго строен³я, и вы не будете болѣе способны смотрѣть на эѳиръ какъ на сущность или, по крайней мѣрѣ, какъ на матер³ю. За неимѣн³емъ лучшаго слова, мы можемъ называть его духомъ. Сдѣлайте теперь одинъ шагъ за предѣлы свѣтоноснаго эѳира - представьте матер³ю настолько болѣе разрѣженную, чѣмъ эѳиръ, насколько этотъ эѳиръ разрѣженнѣе металла, и вы сразу (несмотря на всѣ школьные догматы) достигнете единой массы - безчастичной матер³и. Ибо, хотя мы можемъ допустить безконечную малость самыхъ атомовъ, безконечная малость въ пространствѣ между ними - абсурдъ. Должна быть точка - должна быть степень разрѣженности, при которой, если атомы достаточно численны, промежуточныя пространства должны исчезнуть, и масса должна абсолютно слиться. Но разъ мы устранили идею атомическаго строен³я, природа массы неизбѣжно проскользаетъ въ ту область, которую мы постигаемъ какъ духъ. Ясно однако, что это попрежнему остается матер³ей. Дѣло заключается въ томъ, что представить духъ невозможно, какъ невозможно вообразить то, что не существуетъ. Когда мы льстимъ себя увѣренностью, что мы построили представлен³е о немъ, мы просто обманываемъ нашъ разумъ разсмотрѣн³емъ безконечно разрѣженной матер³и.
   П. Мнѣ представляется непреоборимымъ одно возражен³е противъ идеи абсолютнаго слит³я, абсолютнаго сцѣплен³я массы, именно, чрезвычайно малое сопротивлен³е, испытываемое небесными тѣлами въ ихъ обращен³и въ пространствѣ - сопротивлен³е, которое, какъ теперь удостовѣрено, правда, существуетъ въ извѣстной степени, но которое тѣмъ не менѣе такъ незначительно, что оно было совершенно незамѣчено Ньютономъ, при всей его проницательности. Мы знаемъ, что сопротивлен³е тѣлъ находится преимущественно въ пропорц³и къ ихъ плотности. Абсолютное сцѣплен³е есть абсолютная плотность. Тамъ гдѣ нѣтъ промежуточныхъ пространствъ, не можетъ быть прохожден³я. Абсолютно густой эѳиръ представилъ бы безконечно болѣе дѣйствительную задержку для движен³я звѣзды, чѣмъ это могъ бы сдѣлать эѳиръ изъ брилл³анта или желѣза.
   В. На ваше возражен³е можно отвѣтить съ легкостью, которая почти равняется видимой невозможности на него отвѣтить. - Что касается движен³я звѣзды, нѣтъ никакой разницы между тѣмъ, проходитъ ли она черезъ эѳиръ, или эѳиръ черезъ нее. Нѣть астрономичоской ошибки болѣе необъяснимой, чѣмъ та, что объясняетъ извѣстную замедленность кометъ ихъ прохожден³емъ черезъ эѳиръ: ибо, какимъ бы разрѣженнымъ мы ни предположили эѳиръ, онъ возникъ бы преградой для всего звѣзднаго обращен³я, въ гораздо болѣе кратк³й пер³одъ, чѣмъ это было допущено астрономами, попытавшимися обойти тотъ пунктъ, который они сочли невозможнымъ понять. Замедлен³е, дѣйствительно испытываемое, является, съ другой стороны, приблизительно такимъ, какое могло бы быть ожидаемо отъ трен³я эѳира при мгновенномъ прохожден³и черезъ планету. Въ одномъ случаѣ задерживающая сила мгновенна и завершена въ самой себѣ - въ другомъ она безконечно собирательна.
   П. Но во всемъ этомъ - въ этомъ отожествлен³и чистой матер³и съ Богомъ - нѣтъ ничего кощунственнаго? (Я былъ вынужденъ повторить этотъ вопросъ, прежде чѣмъ усыпленный могъ вполитъ понять, что я хочу сказать).
   В. Можете ли вы сказать, почему матер³я должна быть менѣе почитаема, чѣмъ разумъ? Притомъ вы забываете, что матер³я, о которой я говорю, во всѣхъ отношен³яхъ, есть истинный "разумъ" или "духъ" школьной терминолог³и, насколько это касается ея высокихъ способностей, и, кромѣ того, одновременно представляетъ изъ себя "матер³ю" той же школьной терминолог³и. Богъ, со всѣми качествами, приписываемыми духу, есть лишь совершенство матер³и.
   П. Вы утверждаете, значитъ, что безчастичная матер³я въ движен³и есть мысль.
   В. Вообще, это движен³е есть всем³рная мысль всем³рнаго разума. Эта мысль творить. Все сотворенное есть ничто иное, какъ мысль Бога.
   П. Вы говорите "вообще''
   Б. Да. Всем³рный разумъ есть Богъ. Для новыхъ индивидуальностей матер³я необходима.
   П. Но вы говорите теперь о "разумѣ" и о "матер³и", какъ это дѣлаютъ метафизики.
   В. Да - чтобы избѣжать смѣшен³я. Когда я говорю "разумъ", я разумѣю безчастичную или конечную матер³ю; подъ "матер³ей" я понимаю все остальное.
   П. Вы сказали, что "для новыхъ индивидуальностей матер³я необходима".
   В. Да, такъ какъ разумъ въ своемъ невоплощенномъ существован³и есть чистый Богъ. Для создан³я индивидуально мыслящихъ существъ было необходимо воплотить частицы божественнаго разума. Такимъ образомъ человѣкъ индивидуализированъ. Отрѣшенный отъ этого дара тѣлесности, онъ былъ бы Богомъ. Теперь же частичное движен³е воплощенныхъ частицъ безчастичной матер³и есть мысль человѣка, какъ движен³е въ цѣломъ - мысль Бога.
   П. Вы говорите, что отрѣшенный отъ тѣла человѣкъ будетъ Богомъ?
   В. (Послѣ сильнаго колебан³я). Я не могъ этого сказать, это безсмыслица.
   П. (Смотря на запись). Вы сказали, что "отрѣшенный отъ дара тѣлесности, человѣкъ былъ бы Богомъ".
   В. И это - вѣрно. Человѣкъ, такимъ образомъ измѣненный, сталъ-бы Богомъ - сталъ бы неиндивидуализированнымъ. Но онъ никогда не можетъ быть такъ измѣненъ, по крайней мѣрѣ никогда не будетъ - иначе мы должны были бы вообразить дѣйств³е Бога возвращающимся къ самому себѣ - дѣйств³е безцѣльное и напрасное. Человѣкъ - создан³е. Создан³я - мысли Бога. Свойство мысли - быть невозвратимой.
   П. Я не понимаю. Вы говорите, что человѣкъ никогда не будетъ отрѣшенъ отъ тѣла?
   В. Я говорю, что никогда онъ не будетъ безтѣлеснымъ.
   П. Объясните.
   В. Есть два тѣла - начальное и законченное,- въ соотвѣтств³и съ двумя состоян³ями, червяка и мотылька. То, что мы называемъ "смертью", есть лишь болѣзненная метаморфоза. Наше теперешнее воплощен³е - поступательное, подготовительное, временное. Наше будущее воплощен³е - совершенное, конечное, безсмертное. Конечная жизнь есть полный замыселъ.
   П. Но метаморфозу червяка мы постигаемъ осязательно.
   В. Мы - конечно, но не червякъ. Матер³я, изъ которой состоитъ наше начальное тѣло, находится въ предѣлахъ кругозора органовъ этого тѣла, или, говоря яснѣе, наши начальные органы приспособлены къ той матер³и, изъ которой создано тѣло конечное. Такимъ образомъ конечное тѣло ускользаетъ отъ нашихъ начальныхъ чувствъ, и мы видимъ лишь раковину, отпадающую отъ внутренней формы, не самую внутреннюю форму; но эта внутренняя форма, также какъ облекающая ее раковина, постижима для тѣхъ, кто уже пр³обрѣлъ конечную жизнь.
   П. Вы нѣсколько разъ говорили, что месмерическое состоян³е очень похоже на смерть. Какимъ образомъ?
   В. Когда я говорю, что оно походитъ на смерть, я разумѣю, что оно походитъ на конечную жизнь; ибо, когда я усыпленъ, чувства моей начальной жизни отсутствуютъ, и я постигаю внѣшн³я явлен³я непосредственно, безъ органовъ, черезъ ту среду, которой я буду пользоваться въ конечной, неорганизованной жизни.
   П. Неорганизованной?
   В. Да; органы суть инструменты, съ помощью которыхъ индивидуальность становится въ ощутимыя отношен³я съ частичными разрядами и формами матер³и, въ исключен³е другихъ разрядовъ и формъ. Человѣческ³е органы приспособлены къ его начальному состоян³ю и только къ нему одному; конечное его состоян³е, будучи неорганизованнымъ, является неограниченнымъ разумѣн³емъ во всѣхъ отношен³яхъ - за исключен³емъ свойствъ воли Бога - т. е. движен³я безчастичной матер³и. Вы будете имѣть ясное представлен³е о конечномъ тѣлѣ, вообразивъ его, какъ сплошной мозгъ. Это не такъ; но представлен³е такого порядка приблизитъ васъ къ пониман³ю того, что есть въ дѣйствительности. Свѣтовое тѣло сообщаетъ вибрац³ю свѣтоносному эѳиру. Впбрац³и рождаютъ друг³я подобныя въ сѣтчаткѣ; эта послѣдн³я, въ свою очередь, сообщаютъ друг³я подобныя зрительному нерву. Нервъ сообщаетъ друг³я подобныя мозгу. Мозгъ, равнымъ образомъ, сообщаетъ друг³я подобныя безчастичной матер³и, проникающей все. Движен³е этой послѣдней есть мысль, воспр³ят³е которой есть первое волнообразное колебан³е. Это порядокъ, которымъ разумъ начальной жизни сообщается съ внѣшнимъ м³ромъ; внѣшн³й же м³ръ - ограниченъ для начальной жизни индивидуальными особенностями ея органовъ. Но въ конечной, неорганизованной жизни внѣшн³й м³ръ касается всего тѣла (созданнаго, какъ я сказалъ, изъ основы, имѣющей сродство съ мозгомъ), и между ними нѣтъ ничего посредствующаго, кромѣ эѳира, безконечно болѣе разрѣженнаго, чѣмъ эѳиръ свѣтоносный; и на этотъ-то эѳиръ - въ соглас³и съ нимъ - вибрируетъ все тѣло, приводя въ движен³е проникающую его безчастичную матер³ю. Потому, именно отсутств³ю имѣющихъ индивидуальное назначен³е органовъ мы должны припиасать почти безграничную воспр³емлемость конечной жизни. Для начальныхъ существъ органы - клѣтки, необходимыя для нихъ, пока у нихъ не выростутъ крылья.
   П. Вы говорите о начальныхъ "существахъ". Развѣ есть, кромѣ человѣка, друг³я начальныя мыслящ³я существа?
   В. Многочисленныя скоплен³я разрѣженной матер³и въ туманности, въ планеты, въ солнца и въ друг³я тѣла, являющ³яся не туманностями, не солнцами, не планетами, имѣютъ своимъ единственнымъ назначен³емъ доставить пищу для индивидуальныхъ свойствъ органовъ безконечнаго количества начальныхъ существъ. Безъ необходимости начальной жизни, которая предшествуетъ конечной, такихъ тѣлъ не было бы. Каждое изъ нихъ заселено различнымъ множествомъ органическихъ начальныхъ мыслящихъ существъ. Во всѣхъ органы различествуютъ въ соотвѣтств³и съ частными чертами обиталища. Въ смерти или въ метаморфозѣ эти существа, пользуясь конечной жизнью - безсмерт³емъ - и постигая всѣ тайны, кромѣ одной, дѣлаютъ все и проходятъ повсюду, силой простого хотѣн³я:- пребываютъ не на звѣздахъ, которыя намъ кажутся единственными осязательностями, и для размѣщен³я которыхъ, какъ мы слѣпо думаемъ, будто бы было создано пространство - но въ самомъ пространствѣ - въ этой безконечности, истинно субстанц³альная громадность которой поглощаетъ звѣздотѣни, стирая ихъ, какъ несуществующее, въ воспр³ят³и ангеловъ.
   П. Вы говорите, что "безъ неооходимости начальной жизни" не было бы звѣздъ. Откуда же эта необходимость?
   В. Въ неорганизованной жизни, такъ же какъ и въ неорганической матер³и вообще, нѣть ничего, что могло бы препятствовать дѣйств³ю простого единственнаго закона - Божественнаго хотѣн³я. Съ цѣлью образовать препятств³е и была создана организованная жизнь и органическая матер³я (сложная, субстанц³альная, и обремененная законами).
   П. Но въ свою очередь, какая была необходимость создавать это препятств³е?
   В. Слѣдств³е ненарушеннаго закона есть совершенство - справедливость - отрицательное счастье. Слѣдств³е закона нарушеннаго - несовершенство, несправедливость, положительное страдан³е. Черезъ препятств³я, представляемыя числомъ, сложностью и субстанц³альностью законовъ органической жизни и матер³и, нарушен³е закона дѣлается въ извѣстной степени осуществимымъ. Такимъ образомъ, страдан³е, которое невозможно въ неорганизованной жизни, возможно въ организованной.
   П. Но для какой благой цѣли страдан³е, такимъ образомъ, сдѣлалось возможнымъ?
   В. Все хорошо или дурно по сравнен³ю. Соотвѣтственный анализъ долженъ показать, что наслажден³е, во всѣхъ случаяхъ, есть лишь контрастъ страдан³я. Положительное наслажден³е есть не болѣе, какъ пдея. Чтобы быть до извѣстной степени счастливымъ, мы должны въ тои же степени пострадать. Никогда не знать страдан³я, значило бы никогда не знать благословен³я. Но разъ, какъ было сказано, въ неорганизованной жизни страдан³е невозможно, возникаетъ необходимость жизни организованной. Боль первичной жизни Земли есть единственная основа для благословенности конечной жизни въ Небесахъ.
   П. Еще одно изъ вашихъ выражен³й я никакъ не могу понять - "истинно субстанц³альная громадность безконечности".
   В. Это, вѣроятно, потому, что у васъ нѣтъ достаточно родового понят³я для наименован³я самой "субстанц³и". Мы должны разсматривать ее не какъ качество, а какъ чувство; это - воспр³ят³я въ мыслящихъ существахъ, приспособлен³е матер³и къ ихъ организац³и. Многое изъ того, что существуетъ на землѣ, предстанетъ для обитателей Венеры какъ ничто - многое изъ того, что зримо и осязаемо на Венерѣ, мы совсѣмъ не могли бы воспринять какъ существующее. Но для неорганическихъ существъ - для ангеловъ - вся цѣлость безчастичной матер³и есть субстанц³я, т. е. вся цѣлость того, что мы называемъ "пространствомъ", является для нихъ самой истинной субстанц³альностью; - между тѣмъ, звѣзды, въ силу того, что мы разсматриваемъ какъ ихъ матер³альность, ускользаютъ отъ ангельскаго чувства именно въ той пропорц³и, въ какой безчастичная матер³я, въ силу того, что мы разсматриваемъ какъ ея нематер³альность, ускользаетъ отъ чувства органическаго.
   Когда усыпленный произносилъ слабымъ голосомъ эти послѣдн³я слова, я замѣтилъ въ его лицѣ какое-то особенное выражен³е, которое нѣсколько встревожило мсня и заставило тотчасъ разбудить его. Едва я это сдѣлалъ, какъ свѣтлая улыбка озарила всѣ его черты и, откинувшись на подушку, онъ испустилъ духъ. Я замѣтилъ, что менѣе, чѣмъ въ одну минуту послѣ этого, его тѣло уже приняло всю суровую неподвижность камня. Лобъ его былъ холоденъ, какъ ледъ. Такимъ обыкновенно онъ представлялся лишь послѣ того, какъ на немъ долго лежала рука Азраила. Не говорилъ-ли, на самомъ дѣлѣ, усыпленный послѣднюю часть своей рѣчи, обращенной ко мнѣ, изъ области тѣней?
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа