(Perrault, 1628-1703) - французский писатель, член Французской академии, противник могущественного в его время ложноклассического направления. В своей поэме "Le siècle de Louis le Grand" он очень холодно, почти пренебрежительно отнесся к классической древности, довольно низко ценя ее лучших писателей и доказывая, что XVII в. стоит по отношению к художественному творчеству гораздо выше античного мира. Это возмутило Буало, Расина и других сторонников классицизма; завязалась настоящая литературная война, очень продолжительная и упорная, известная в истории французской словесности под названием "querelle des anciens et des modernes"; во время этой полемики П., нашедший единомышленников, выпустил книгу "Parallèle des anciens et des modernes" (1688-1698), где подробнее развиваются те же самые идеи. П. принадлежат еще стихотворения легкого содержания, дидактические поэмы, сборник биографий - "Les hommes illustres qui ont paru en France pendant ce siècle" (1701), и, наконец, знаменитые "Сказки" ("Contes de ma mère l'Oye ou Histoires des temps passés", П., 1697), спасшие его имя от забвения. Заимствованные преимущественно из народных преданий и поверий, занимательные и художественно написанные, они имели большой успех, много раз переиздавались да и теперь с удовольствием читаются детьми (напр. "Красная Шапочка", "Кот в сапогах", "Сандрильона", "Мальчик с пальчик").
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ПЕРРО Шарль [Charles Perrault, 1628-1703] - французский писатель и критик, автор знаменитых "Волшебных сказок" (Contes de Fées); происходил из зажиточной буржуазно-чиновничьей семьи. Начав с адвокатуры, Перро перешел в ведомство "королевских построек", где вскоре выдвинулся. Выразитель настроений верхушки буржуазии, получившей при Людовике XIV ряд выгод и доступ ко двору, П. в 1671 становится членом Французской академии. В 1687 на торжественном заседании Академии П. прочел свою поэму "Век Людовика Великого", вызвавшую негодование официальных представителей классицизма - Буало, Расина, Лафонтена - пренебрежительным отношением к античности и открывшую новую страницу в "борьбе древних и новейших" (La querelle des anciens et des modernes), начатой еще в 50-х гг. Подробно обосновал свою философию искусства П. в 4-томном собрании диалогов "Сравнение древних и новейших авторов" (Parallèle des anciens et des modernes, 1688-1697). В основе эстетических взглядов П. лежит рационализм и идея прогресса. Одновременно с полемическими работами в 1697 П. выпустил сборник сказок ("Contes de ma mère l'Oye, ou L'histoire et contes du temps passé avec des moralités").
Сказки П. имели огромный успех и намного пережили свое время. В них фольклорные образы и сюжеты приспособлены ко вкусам одновременно буржуазии и придворного круга. Изящество, красочная фантастика образов, бытовые детали, легкая ирония и нарочитая наивность (воспринимаемая тоже, как ирония), благополучный конец большинства сказок, ярко выраженная буржуазная (антифеодальная) мораль, торжество ума и находчивости, не останавливающихся перед плутовством, - в одних случаях ("Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик"), торжество покорной кротости - в других ("Сандрильона", "Ослиная шкура") в причудливом сочетании с "учтивой" светскостью делают маленький сборник фантастических историй о Синей бороде, спящей красавице, золушке, мальчике с пальчик и т. п. интереснейшим и ценнейшим художественным документом эпохи, сохранившим привлекательность до наших дней.
I. Œuvres choisies, P., 1826. Сказки П. издавались и переводились бесчисленное количество раз. Русский перев.: Волшебный мир, М., 1912; Волшебные сказки, изд. 5-е, П., 1915, и др. Особенно ценно издание 1861 с рисунками Г. Дорэ: Les contes de Perrault avec les dessins de G. DorИ, P., 1861.
II. Deschanel E., Le romantisme des classiques, 4-e série, P., 1888; Rigault J., Histoire de la querelle des anciens et des modernes, P., 1856; Barine A., Les contes de Perrault, "Revue des deux Mondes", P., 1890, Décembre; Pletscher Th., Die Märchen C. Perrault, Berlin, 1906; Benz R., Märchendichtung der Romantiker, Gotha, 1908; Lahy-Hollebecque, Les charmeurs d'enfants, P., 1928; Storer M. E., La mode des contes de fées, P., 1928.
См. также "
Сказка".
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 547-548.
Оригинал здесь:http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-5471.htm
Перро (Perrault), Шарль (12.I.1628, Париж, - 16.V.1703, там же) - французский поэт и критик. Член Французской академии с 1671. Родился в бурж.-чиновничьей семье. Юрист по профессии, был видным королевским чиновником. П. вошел в лит-ру как автор всемирно известных сказок, а также как участник развернувшегося в конце 17 в. во франц. лит-ре "спора древних и новых" ("Querelle des anciens et des modernes"); вместе со своими братьями Клодом и Пьером он отстаивал превосходство совр. писателей над древними. Первое произв. П. - пародийная поэма "Стены Трои, или Происхождение бурлеска" ("Les murs de Troye ou l'Origine du burlesque", 1653). В поэме "Век Людовика Великого" ("Le siècle de Louis le Grand", 1687), а затем в диалогах "Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук" ("ParallХles des anciens et des modernes en ce qui regarde les arts et les sciences", v. 1-4, 1688-97) П., критикуя авторитет антич. писателей в области языка и лит-ры, отвергает классицистскую эстетику. В стихотв. сатире "Апология женщин" ("Apologie des femmes", 1694) П. полемизирует с кн. Н. Буало "Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина" (1694). Мысли П. о познават. значении лит-ры и обусловленности ее развития прогрессом наук и цивилизации получили развитие в философии и эстетике франц. просветителей. П. писал аллегорич. поэмы, оды к случаю, послания в стиле галантной придворной поэзии. Но подлинную славу ему принес сб. "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями" ("Contes de ma mère l'Oye, ou Histoires et contes du temps passé avec des moralités", 1697), куда входило 8 сказок; сб. П. издал под именем своего сына Дарманкура; при переиздании П. добавил 3 стихотв. сказки. Античной традиции в лит-ре П. противопоставил нар. сказку, содержащую "похвальную и поучительную мораль", и видел в ней неисчерпаемый поэтич. источник. Вводя сказку в систему лит. жанров, П. придавал ей в стиле придворной лит-ры развлекат. характер, но вместе с тем легкой иронией и чуть грубоватым юмором разрушал чуждую ей поэтику и возвращал сказке все очарование подлинно нар. творчества. В традиц. концовке П. осуждал аристократич. предрассудки и прославлял здравый нар. смысл. Его "Сказки" способствовали демократизации лит-ры и развитию этого жанра во франц. лит-ре конца 17 в. Они оказали влияние на развитие сказочной традиции (бр. В. и Я. Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсен) и вошли в золотой фонд дет. лит-ры. Первый рус. пер. сказок П. относится к 1768 ("Сказки о волшебницах с нравоучениями").
Сказка "Кот в сапогах" переведена В. А. Жуковским (1845). Сюжеты сказок П. нашли отражение в музыке: лирико-комич. опера "Золушка" Дж. Россини, опера Б. Бартока на сюжет сказки "Синяя Борода" - "Замок герцога Синей Бороды"; балет С. Прокофьева "Золушка" и др.
Соч.: Œuvres choisies, P., 1826; Mémoires, contes et autres œuvres, P., 1842; Les contes de Perrault avec les dessins par G. Doré, P., 1861; Contes, ill. par. G. DorИ, Verviers, [1962]; Contes, ill. par M. Clouzot, P., [1965]; в рус. пер. - Сказки, вступ. ст. Н. Андреева, М. - Л., 1936.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. - Л., 1946;
Сигал Н., Спор древних и новых, в кн.: Романо-герм. филология. Сб. статей в честь акад. В. Ф. Шишмарева, [Л.], 1957,
Rigault H., Histoire de la querelle des anciens et des modernes, P., 1859.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 5: Мурари - Припев. - 1968. - Стб. 677-678.