ПЕЧЁРИН, Владимир Сергеевич [15(27).VI.1807, с. Дымерка Киевской губ.- 17 (29).IV.1885, г. Дублин, Ирландия] - поэт, прозаик, мыслитель. Судьба П. необычна и драматична. Родился в семье офицера-крепостника, служившего в Ярославском пехотном полку. В юности испытал сильное воздействие идей Ж.-Ж. Руссо, поэзии Ф. Шиллера: "умереть за благо народа... было одно из мечтаний моей юности" (Замогильные записки.- С. 16). По его признанию, с восьми лет проникся ненавистью к притеснителям, таковым он видел своего отца, отношения с которым остались на всю жизнь резко отчужденными. Вольнолюбие П. формировалось и под воздействием идей декабризма. Полк, в котором служил отец, был расквартирован на юге Украины. "Полковник Пестель был нашим близким соседом. Его просто обожали. Он был идолом 2-й армии. Из нашего и из других полков офицеры беспрестанно просили о переводе в полк к Пестелю. "Там свобода! Там благородство! Там честь!" (Там же.- С. 23). Гувернер будущего поэта швейцарец Кессман был близок, видимо, со многими членами Южного общества и сумел пробудить в душе своего воспитанника дух вольности и протеста. "Кессман и его друг, отставной поручик Сверчевский без малейшей .застенчивости обсуждали передо мной планы восстания... Я все слушал, на все был готов, мне кажется, я пошел бы за ними в огонь и в воду" (Там же). В Петербургском университете, куда П. поступил в 1829 г., он вновь оказался в атмосфере вольномыслия. В 1831 г. П. блестяще закончил университет и был направлен в 1833 г. за границу для подготовки к профессорской деятельности. Он оказался в университетских аудиториях Берлина, где под воздействием поэзии Шиллера, И. В. Гете, идей утопического социализма формировались его революционные настроения. В середине 1835 г. П. возвратился в Россию, а в июле 1836 г. покинул родину навсегда, став первым добровольным политическим эмигрантом. Идеи христианского социализма увлекают П. "Я был республиканцем школы Ламенне, коммунистом, сен-симонистом, миссионером-проповедником" (Там же.- С. 17). В Швейцарии П. вместе с итальянскими и польскими эмигрантами обдумывает издание газеты, мечтает об образовании коммунистической общины в Америке. Но к 1840 г. увлечение идеями христианского равенства приводит его к мистицизму. П. принимает католичество и вступает в орден редемптористов. О судьбе П., его бегстве из России, уходе в католический монастырь размышлял А. И. Герцен, рассказавший о своем свидании с ним в Лондоне в 1853 г. "Бедность, безучастие, одиночество сломили его; <...> он не знал, что делать; <...> упал в иезуитский монастырь!" (Герцен А. И. Собр. соч.- Т. 11.- С. 392). П. не согласился с этим суждением Герцена. В "Замогильных записках" он попытался раскрыть мотивы, побудившие его принять католичество - "проспать 20 лучших лет". П. представляет тот тип личности, для которого вера и идея превыше всего, а собственная жизнь - реальное воплощение веры, испытание идей. "Я вечно воевал из-за идеи" (Замогильные записки.- Там же.- С. 37). Идея юности П.- внутренняя доблесть и независимость духа, идея зрелости - "пустыня" и воля: "Страх России", "страх Николая" привели его в Европу искать "нового учения, новой системы, новой веры". Разочарование в революционных идеях, крах иллюзий обернулись жаждой утверждения внутренней свободы - "католицизм на втором плане, он был не целью, а средством, а главной целью была поэтическая пустыня" (Там же.- С. 127). Позднее П. признает, что его уход в монастырь был подготовлен а решительным воздействием творчества Жорж Санд, чье влияние в эту эпоху испытали и И. С. Тургенев, и Ф. М. Достоевский, и М. Е. Салтыков-Щедрин. Но "поэтическая пустыня" оказалась "смрадной могилой": "Это было своего рода самоубийство" (Там же.- С. 11). Резкие разоблачительные инвективы в адрес папства, монахов ("в монахе человек падает ниже скота"), публичное сожжение протестантской библии свидетельствуют о критическом отношении П. к монашескому ордену. В 1861 г. П. возобновляет переписку с Герценом и Огаревым, регулярно посылает пожертвования в "Колокол", вновь начинает заниматься поэзией, изучает Л. Фейербаха и Л. Бюхнера, размышляет о возможности возвращения на родину, выходит из ордена. П. закончил жизнь в Ирландии, где он 23 года исполнял должность священника при одной из дублинских больниц. В знак признательности сестры милосердия воздвигнут скромный памятник на его могиле.
30 гг. для П. отмечены творческой активностью. В "Сыне отечества" и "Московском наблюдателе" П. печатает переводы из Шиллера, древнегреческой лирики, критические статьи, иногда под псевдонимом Доктор Фуссенгер (пешеход). Как и у В. К. Кюхельбекера, античные сюжеты для П. были формой выражения собственных вольнолюбивых настроений. "Желание" Шиллера П. считает своим жизненным кредо. 9 декабря 1833 г. П. переслал из Германии друзьям две сцены из трагедии "Вольдемар" и поэму-мистерию "Торжество смерти", единственное завершенное произведение. В 1861 г. Герцен напечатал ее в "Полярной звезде", а затем в сборнике "Русская потаенная литература". Достоевский, приступая к работе над романом "Бесы", вспоминает о поэме П. как образчике мечтаний передовой интеллигенции, в романе она пародийно пересказана как сочинение Степана Трофимовича Верховенского. Пафос произведений П., стилистика их, образный строй обнаруживают близость к литературе декабристского романтизма. Трагедия "Вольдемар" - произведение автобиографического характера, своего рода "лирический дневник". Герой П., как и лирический герой раннего Лермонтова, осознает свое мессианство ("Сам бог меня в младенчестве избрал"). Вольдемару открылись "неправда сильных", скорбь народа, "переполненная мера зла" отсюда и нравственная готовность к героическому деянию. "Торжество смерти" - произведение сложное по композиции и аллегорической по форме, в котором воплотились раздумья П. о судьбах человечества, движении истории. По мнению автора, развитие истории человечества совершается через катастрофы и революционные катаклизмы. Смерть в поэме символизирует активные начала, преобразующие общество. Она является и "богом свободы, богом движения и вечного преображения" и предстает в поэме в образе "прекрасного юноши на белом коне". Главное произведение П. "Замогильные записки Владимира сына Печерина" создано в эмиграции в 60-70 гг., опубликовано лишь в 1932 г. Шестидесятилетний П. начал писать свои "былое и думы" под непосредственным влиянием Герцена в форме писем к племяннику С. Ф. Печерину и другу Ф. В. Чижову, стараясь воссоздать "многой сложное развитие духа". Записки остались незавершенными. С высоты зрелости предстала перед внутренним взором поэма жизни, наивные мечтания юности, поиски и раздумья, ошибки и духовные распутья, переломы судьбы. Ирония и искренность признаний, мужественный суд над самим собой определяют звучание писем. П. надеялся, что "какой-нибудь юноша двадцатого столетия с любопытством и сердечным участием прочтет историю этой жизни, вечно идеальной, отрешенной от всякой земной корысти вечно донкихотствующей" (Там же.- С. 166). Несомненна и художественная ценность мемуаров П. В "Записках" оживают образы тех, кто оставил свой след в духовном становлении автора: мать и отец, любимый учитель Кессман, случайные знакомые по европейским скитаниям революционеры и проповедники, монахи, верующие. Автор не избегает житейских мелочей бытовых эпизодов, хотя и описывает их с самой иронией. Целая эпоха русской и европейской жизни предстает со страниц мемуаров. Но главное в книге - поэма внутренней жизни: "я задумался и развил длинную поэму жизни" (Так же.- С. 16). Непосредственное воздействий "Былого и дум" Герцена сказалось и на композиции записок. Письма П. подчинены принципе хронологической последовательности: первые впечатления детства, юность, эпизоды студенческой жизни, эмиграция, вступление в орден и миссионерство в Англии.
Соч.: Стихотворения и поэма "Торжество смерти" // Поэты 1820-1830-х годов.- Л., 1972.- С. 459-488, 453-458; Замогильные записки.- М, 1932; Из переписки В. С. Печерина с Герценом и Огаревым / Публ. А. А. Сабурова // Литературное наследство.- М., 1955.- Т. 62.
Лит.: Гершензон М. О. Жизнь B. C. Печерина.- M.-Л., 1910; Он же. История молодой России.- М.; Пг., 1923; Штраух В. С. Печерин за границей в 1833-1835 // Русское прошлое: Исторические сборники.- П.; М., 1923.- Т. 3; Сабуров А. А. Из биографии В. С. Печерина // Литературное наследство.- М., 1951.- Т. 41-42; Огарев Н. П. Предисл. к сб. "Русская потаенная литература XIX века"
// Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения.- М., 1952.- Т. I; Герцен А. И. Собр. соч.- М., 1957.- Т. II.- Ч. 7.- Гл. 6; Володин А. И. Начало социалистической мысли в России.- М., 1966.- С. 95-99; Пульхритудова Е. М. Литературное творчество В. С. Печерина и русский гражданский романтизм //
Литературные направления и стили. Сб. ст., посвященный 75-летию профессора Г. Н. Поспелова.- М., 1976.- С. 201-202; Корнеев А. Печерин и Печорин //
Альманах библиофила.- М., 1987.- Вып. 22.- С.- 81-91.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990