Н. Ф. Павлов
Куплеты из водевилей
--------------------------------------
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX
века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот.
текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
29. Молод и стар, женат и нет
30. На другой день после преставления света, или Комета в 1832 году
Николай Филиппович Павлов (1803-1864) - писатель, публицист,
переводчик. Как можно предположить, он был незаконным сыном помещика В. М.
Грушецкого, который передал его на воспитание в семью дворового крестьянина
Филиппа Павлова, но дал ему прекрасное образование, а затем и вольную. {См.:
Павлов Н. Ф. Соч. / Составитель, автор послесловия и примечаний Л. М.
Крупчанов. М., 1985. С. 279.} Учился в Московском театральном училище, в
Московском университете, который закончил в 1825 году. Первые литературные
опыты Н. Ф. Павлова связаны с театром. Он переводил и переделывал драмы и
водевили иностранных авторов (1830-1832), но куплеты к ним сочинял
самостоятельно. Крупным событием русской литературы было появление "Трех
повестей" Павлова (Спб., 1835) - "Именины", "Аукцион", "Ятаган", в которых
получила глубокое и правдивое воплощение тема социального неравенства. Выход
"Трех повестей" приветствовали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев.
Большое значение имели публицистические выступления Павлова 40-х годов,
встретившие положи тельную оценку представителей революционной демократии.
На- пример, письмо Павлова к Н. В. Гоголю по поводу книги "Выбранные места
из переписки с друзьями". {"Московские ведомости". 1847, No 28, 38, 46.} Но
удержаться на прежней высоте Н. Ф. Павлов не смог, и его деятельность
публициста и редактора газет в 60-е годы свидетельствовала о переходе на
консервативные позиции.
29. МОЛОД И СТАР, ЖЕНАТ И НЕТ
ВОДЕВИЛЬ
(заключительные куплеты)
Оливьер.
Тот имя заслужил ногами,
Тот всем обязан голове,
Тот вышел в люди под шатрами,
А тот женитьбой на вдове.
Тот имя замарал доносом,
Иной бумагу сел марать
И стал не с именем, а с носом
За то, что имя дал в печать.
Виктор
Забавен свет, хоть очень тонок:
Иная матушка твердит,
Что дочь ее совсем ребенок,
А не ребенком дочь глядит.
Вот по какой ошибке странной
Нам нежность в имени смешна:
Иную звать пора бы Анной,
А всё Анеточка она.
Г-жа Линсбург
Иной, кого совсем не знали,
Старушкам угождал весь век, -
За то они везде кричали,
Что он предобрый человек.
За то угодник их невинной
Невесту взял и взял свое.
Хоть имя доброе в гостиной,
Вы знаете, бывает чье?
Альфонс
Иные имена как часто
Меня забавили подчас:
Играя в вист по полтораста,
Иной стал с именем у нас...
И люди знатные все дружно
Его зовут по вечерам;
Тому быть с именем не нужно,
Чье имя славно по душам.
Брюксаль
Кто с именем, тот к счастью близок,
Оно дает и ход и вес;
Иной был с именем так низок,
А всё в большие люди влез!
Мы ценим только блеск наружный,
К нему лишь ходим на поклон,
И имя доброе не нужно
Тому, кто с именем рожден.
Михель
Какая пестрота на свете!
Какое множество имен!
Иной пешком, иной в карете,
Тот князь, тот граф, а тот барон!
Лишь я один, ну, право, чудо -
Живу без имени весь век,
Хоть называюсь я не худо,
Мое ведь имя - человек.
Матильда
(к публике)
Здесь имя лишь того прекрасно,
Кто может вас привлечь сюда,
Кому вы здесь единогласно
Кричите "браво" иногда!
Здесь дарованью нет замены,
Здесь без него конец худой,
И имя доброе со сцены
Как трудно принести домой.
30. НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЕТА,
ИЛИ КОМЕТА В 1832 ГОДУ
СЦЕНА ПАВЛА, ЛУИЗЫ И БОНАРДИНА
Павел
Дать слово - ничего не стоит,
Дать деньги - стоит кой-чего.
Луиза
Но кто ж племянника пристроит,
Как дядя проведет его?
Всегда нас дяди притесняют,
Они нам вечная гроза,
У денег глаз нет, повторяют,
А сами смотрят им в глаза.
Павел
Мой почтеннейший дядюшка - астроном. Не бойся, ему до земли дела нет,
на ней он ничего не видит.
Его наука так задорна,
Что нас не ставит в грош она;
Нам кажется земля просторна,
Ему же кажется тесна.
Но дело в чем - я растолкую.
Тут есть особенный расчет:
Он в небе видит запятую,
Так землю точкою зовет.
Бонардин
Чины с ума его сведут.
В нем так душа честолюбива,
Что он, взгляните, тут как тут,
Где честолюбию пожива.
Ну как ему не надоест -
Всё хлопочи, всё изгибайся...
Он с неба не хватает звезд,
А на земле не попадайся.
Павел
Зачем пугаете вы нас
Своей наукою мудреной...
Я в ней силен не меньше вас,
А не скажу, чтоб был ученой.
Ну, чем меня вы превзошли,
Ну, что вы нового сказали?
Вы звезд на небе не сочли,
Мы на земле не сосчитали.
Бонардин
Про добродетель и науки
Мы громко начали кричать,
И прибирать богатых в руки,
И в пользу бедных танцевать.
Теперь не денег мы желаем,
А просвещенья одного:
Из свеклы сахар добываем,
Хоть нам и горько от него.
Мы то прочтем, о том услышим,
Что писано и не про нас:
Мы вечно говорим как пишем
И с жаром пишем на заказ.
На свете люди всё узнали,
Всё, кажется, идет на стать.
Мы так умны, так добры стали,
Что, право, нам несдобровать.
ВОДЕВИЛЬ
(Заключительные куплеты)
Бонардин
Всё звезды я считал, бывало,
Но мне они не по глазам.
Учился я, а толку мало, -
Не поклониться ли звездам?
Поклонишься - не ошибешься,
Поклонишься - не осмеют.
Ведь без ученья обойдешься,
А без поклона обойдут.
Граф
Кто кланяется ежедневно,
А кто поклона вечно ждет, -
А потому я рад душевно,
Как утром кредитор придет.
Я с ним могу, не беспокоясь,
И без поклонов обойтись;
Ему не кланяйся ти в пояс,
Именью только поклонись.
Павел
Что жены многих бед причиной, -
Кой-кто нам доказать умел;
И я с дражайшей половиной,
Быть может, сам не буду цел.
Жене поставлен муж главою,
И что ж? Поди пойми людей:
Один раскланялся с женою,
Другой же поклонился ей.
Бабетт
Мужчин поклон не беспокоит,
Везде мужчинам легкий путь:
Чтоб поклониться, то им стоит
Снять шляпу, голову нагнуть.
У нас же так несправедливо
Поклоны разные ввели:
Жених умен - присядь учтиво,
Жених богат - так поклонись.
Дюран
Везде поклоны путь проложат,
Всё можно выклонить подчас:
И дело поскорей доложат,
И вспомнят вовремя о нас.
Нельзя назвать поклоны бредней,
Как хочешь, а поклонам верь:
Иной накланялся в передней
И не поклонится теперь.
Луиза
(к зрителям)
Счастлив, в ком твердости достало,
Чтоб не сгибаться ни пред кем,
И у кого знакомых мало,
Чтоб мог он кланяться не всем!
Счастливей тот, кто без исканий
И всё нашел, и жил своим -
И кто под гром рукоплесканий
Вам только кланялся одним.
ПРИМЕЧАНИЯ
29. Альманах "Радуга" на 1829 г. Пьеса является переводом-переделкой
водевиля "De veux mari" ("Старый муж") Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж.
Дюверье). Водевиль впервые поставлен в Москве 10 мая 1829 г. в совместный
бенефис П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.
30. "Телескоп". 1831, No 26 и "Молва", 1832, No 18. Пьеса является
свободной переделкой-переводом комедии Ш. Оноре и Г.-М. Демерсана "La comete
en 1832" ("Комета в 1832 году"). Упоминание "Преставления света" в названии
пьесы показалось епископу Николаю Дмитревскому кощунственным, и водевиль,
предназначавшийся к постановке в 1832 году, был запрещен. Новое рассмотрение
пьесы в III отделении затянулось на год, и первая постановка под измененным
заглавием "Астрономические бредни, или Комета в 1832 году" состоялась на
сцене Большого театра в Москве 20 января 1833 г. Роль Бонардина исполнял М.
С. Щепкин.