Главная » Книги

Левинсон Андрей Яковлевич - Николай Гумилев. Костер.

Левинсон Андрей Яковлевич - Николай Гумилев. Костер.


  

А. Я. ЛЕВИНСОН

Николай Гумилев. Костер.

Стихи. И-во "Гиперборей". П., 1918 - Мик. Африканская поэма. И-во "Гиперборей". П., 1918 - Дитя Аллаха. Арабская сказка в трех картинах. С тремя рисунками П. Кузнецова. Отд. оттиск "Аполлона". П., 1918, ц. 6 р.

  
   H. С. Гумилев: pro et contra / Сост. и прим. Ю. В. Зобнина. - СПб.: РХГИ, 2000.- (Русский путь).
  
   Три книги: эпическая поэма, драматическая сказка, сборник лирических стихов. Слишком обилен этот вклад Гумилева, чтобы я чаял взвесить его в столь краткой памятке. Мне остается лишь внести его в опись нашего поэтического достояния. И это тем более, что Гумилевым владеет возвышенное и строгое сознание предназначения поэта, устремление к "величью совершенной жизни". Его "Костер", последовавший за радостно-фантастическим "Колчаном" первого года войны, рисуется как эпизод, довольно краткое (в нем 29 стихотворений) intermezzo {интермеццо (ит.).}. Душа, возвеличенная жертвенным подвигом воина, вновь погружена в марево северных туманов, в чистилище смутных кошмаров, над которым лишь в высоте сияет воскрылие серафимов (бесконечно любимый Гумилевым образ). Он сам ощущает "Костер", как "зловещую ночных видений тетрадь"1, томится в своем гиперборейском изгнании2, ибо кто он, если не
  
   "...Простой индиец, задремавший
   В священный вечер у ручья?"3
  
   И не тот ли это очистительный костер, из пепла которого, по ветхому уподоблению - должен грянуть Феникс?
   Я обнажил, мне кажется, интимный стержень нового цикла. Между тем, Гумилев слыл и слывет у многих парнасцем по содержанию и форме, т. е. безличным и педантичным нанизывателем отраженных чувствований, собирателем живописных эпитетов и радостных звонов. Не может быть большего заблуждения. Лиризм его - выражение сокровенной и скрытой чувствительности; другой в нем признак душевного волнения его юмор, юмор без широкой усмешки: Гумилев улыбается одними глазами. Да, конечно, он мастер и фанатик формы: но, что есть поэзия, если не постижение мира через образ и звук. Потому же повторный, омертвелый образ, подсказанный памятью слуха или привычной ассоциацией, перестает быть поэзией. Но творческая новизна образов Гумилева блистательна. Он помнит, что
  
   "Лишь девственные наименованья
   Поэтам разрешаются отсель"4.
  
   Магия поэтического воображения в том, что стихотворец словно впервые вскидывает глаза на весь предметный мир, - впервые, как африканский мальчик Мик в африканской роще. Что до формы, Гумилев и точно блюдет закон стиха: его размер. Но какие бури ритма могут волновать его стих среди гранитных набережных метра, об этом свидетельствует для примера хотя бы его "Самофракийская победа":
  
   В час моего ночного бреда
   Ты возникаешь пред глазами -
   Самофракийская Победа
   С простертыми вперед руками.
  
   Спугнув безмолвие ночное,
   Рождает головокруженье
   Твое крылатое, слепое,
   Неудержимое стремленье.
  
   Схема проста и устойчива; но шаг обращается в лет, стих обращен в мрамор, но мрамор взмывает ввысь. Африканская поэма "Мик" вся изложена рифмованными четырехстопными стихами, бодрыми путниками с легкой ношей. Как описать мудрую детскость этой эпики, где радость от тривиальных подробностей экзотического быта граничит с жизнью тропической чащи, Майн-Рид5 с седым мифом, где в недра дикарской преисподней нисходят отсветы христианского рая.
   Арабская сказка "Дитя Аллаха" возвеличивает в форме драматизированной притчи призвание поэта. Образ князя Гафиза окружен целым сонмом воспоминаний: фигурами "Тысяча и одной ночи", преломленными через философские сказки Вольтера, веяньями Западного ветра, как он воспет в "Диване" Гете6, арабесками и эмалевой расцветкой персидских миниатюр. На всех этих пахучих травах настоялся ароматный финал сказки Гумилева. Поэт дал остроте его выветриться, яри его потускнеть, словно от времени, прежде чем вручить его нам.
   Таковы три новых произведения этого одетого в холод пылкого поэта, чья муза всего больше напоминает мне волшебный вымысел одного известного фантаста: красавицу, заключенную в льдистую глыбу.
  

Комментарии

  

А. Я. Левинсон

Николай Гумилев. Костер

  
   Печ. по: Жизнь искусства, 24 ноября 1918 (No 22). С. 2-4.
  
   1 Из ст-ния Гумилева "Творчество".
   2 Т. е. в "северном изгнании" - по легенде "страна Гипербореев" - страна, находящаяся на крайнем Севере тогдашней ойкумены.
   3 Из ст-ния Гумилева "Прапамять".
   4 Из ст-ния Гумилева "Роза".
   5 Рид Томас Майн (1818-1883) - английский писатель, автор авантюрно-приключенческих романов о жизни Нового Света.
   6 Имеется в виду сборник стихов И.-В. Гете "Западно-восточный диван".
  

Другие авторы
  • Эвальд Аркадий Васильевич
  • Ясинский Иероним Иеронимович
  • Линдегрен Александра Николаевна
  • Терещенко Александр Власьевич
  • Феоктистов Евгений Михайлович
  • Скалдин Алексей Дмитриевич
  • Готовцева Анна Ивановна
  • Третьяков Сергей Михайлович
  • Гейнце Николай Эдуардович
  • Цвейг Стефан
  • Другие произведения
  • Одоевский Владимир Федорович - М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского
  • Бодянский Осип Максимович - Стихотворения
  • Шекспир Вильям - Монолог Гамлета (Быть или не быть...)
  • Буссенар Луи Анри - Освобождение
  • Чарская Лидия Алексеевна - Не судьба
  • Вейнберг Петр Исаевич - Немецкая народная поэзия
  • Энквист Анна Александровна - Краткая библиография прижизненных изданий
  • Вейнберг Петр Исаевич - Сервантес
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Общее положение России и задачи Добровольческой армии
  • Развлечение-Издательство - Многоженец-убийца
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 495 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа