Д. Т. Ленский
Водевильный куплет
--------------------------------------
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX
века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот.
текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
31. Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец
32. Стряпчий под столом
33. Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка
34. В людях - ангел, не жена, дома с мужем - сатана
Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьев) (1805-1860)
водевилист, актер Московского Малого театра. Многочисленные (около ста)
пьесы Ленского - оригинальные и переводные - пользовались длительным
успехом, в особенности "Невинный в вине, или Судейский приговор" (М., 1829),
"Крестная маменька" (М., 1831), "Хороша и дурна, и глупа и умна" (М., 1834),
"Стряпчий под столом" (М., 1834), "Два отца и два купца" (Спб., 1839), "Лев
Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (Спб., 1840), "В людях ангел,
не жена, дома с мужем - сатана" (Спб., 1841), "Барская спесь и Анютины
глазки" (Спб., 1842), "Простушка и воспитанная" (М., 1855). Водевили Д. Т.
Ленского выходили отдельными изданиями, печатались в журналах, а после его
смерти были собраны (не полностью) в шести томах (Спб., 1873).
В 1830 году П. В. Нащокин представил Ленского А. С. Пушкину и великий
поэт одобрительно отозвался об его стихотворных переводах и водевилях,
посоветовав сочинять оригинальные пьесы, не ограничиваясь переводами
("Русская старина". 1881, август. С. 601-602; "Русский архив". 1911, No 8,
С. 527). В. Г. Белинский выделял Ленского из числа русских водевилистов,
особенно высоко ставя его остроумные куплеты. Переводя и переделывая
французские водевили, Д. Т. Ленский сообщал им национальный русский
характер. Лучшие водевили Ленского рисуют живые картины русской жизни -
городской и поместной, и в них наличествуют элементы сатиры ("Барская
спесь и Анютины глазки" и др.). В водевилях Д. Т. Ленского выступали
крупнейшие актеры русского театра: М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В. И.
Живокини, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, К. С. Станиславский, Б. В. Щукин.
31. ЛЮБОВНОЕ ЗЕЛЬЕ,
ИЛИ ЦИРЮЛЬНИК-СТИХОТВОРЕЦ
КУПЛЕТЫ ЛАВЕРЖЕ
Постричь, побрить,
Поговорить,
Стишки красоткам смастерить -
Меня искусней не открыть!
Кто устоит против куплетов,
(указывая на глаза свои)
И против этих двух ланцетов?
Постричь, побрить,
Поговорить,
Стишки красоткам смастерить -
Меня искусней не открыть.
Попомни эту речь:
Уж если мы в себе почувствуем влеченье
Которую-нибудь красавицу припечь, -
Другой оставь тут попеченье.
Уж мы на это молодцы,
Другому не отбить цирюльничью красотку, -
Как раскаленные щипцы
Сжигают папильотку!
СЦЕНА КАТЕРИНЫ И ЖАНО
Катерина
Уж ты для женина наряда,
Конечно б, денег не жалел?
Жано
Я б накупил ей всё, что надо.
Ее как куклу бы одел -
И всё бы на нее глядел!
Катерина
Ну, а когда б тебе сказали,
Что будто бы... жена твоя...
Жано
Да. Как не так! Поверил я!
Ревнивцев вечно надували.
Катерина
(в сторону)
Да он простак,
А не дурак!
(Вслух.)
Как?
Жано
Так!
Катерина
(в сторону)
Так... так...
Он не дурак!
Катерина
Но часто и в семье согласной
Всё кто-нибудь да закричит.
Жано
Ну что ж? тут нет беды ужасной:
Пускай немного покричит,
Кто поумнее, тот смолчит.
(Подходит к ней.)
Притом ведь можно примириться.
(Берет ее за талию.)
Катерина
(бьет его по щеке и переходит на противоположную
сторону)
Рукам ты воли не давай!
Жано
Уж вы деретеся? ай, ай!
Да это мне попригодится.
(Целует ее.)
Катерина
(улыбаясь)
Он не простак -
И не дурак!
Как?
Жано
Так!
Катерина
Так... так...
Он не дурак!
Лаверже
Силы нет, как я бешуся!
Я ли мызницы лишуся?
Неужели с носом я?
О, плутовка! о, змея!
Как понять, что это значит?
Кто же здесь меня дурачит?
Чрез кого же гриб я съел?
До женитьбы овдовел.
Катерина
(в сторону)
Силы нет, как я смеюся,
На него лишь оглянуся!
Так его поддела я,
Что сама я не своя!
Пусть для всех он много значит,
Он меня не одурачит:
Сам скорее гриб он съел,
До женитьбы овдовел.
Жано
(в сторону)
Силы нет, как я смеюся,
На него лишь оглянуся!
Эк его ошпетил я!
О, водица ты моя!
С корешком он много значит,
А Жано его дурачит.
Что, цирюльник? Гриб ты съел!
До женитьбы овдовел.
Катерина
(с намерением посматривая на Жано и переходя к ним
в середину)
Я даю честное слово
Выйти замуж наконец.
Чтобы было всё готово:
Я оденусь под венец.
(Нежно.)
Я любить его клянуся!
(Кивнув головой Жано.)
До свидания, мой друг!
Мне покаместь недосуг.
32. СТРЯПЧИЙ ПОД СТОЛОМ
КУПЛЕТЫ ЖОВИАЛЯ
1
Наш пострел везде поспел!
Куплетистом
И юристом
Я прославиться успел
И на всё собаку съел!
И в суде, и на Парнасе
Я известен много лет
И поставлен в первом классе
Как крючок и как поэт!
Я сам черт по дарованью,
Страшен в прозе и в стихах,
И в прощеньях ко взысканью,
И в куплетных остротах!..
Я куплетец нахватаю
В пять минут, хоть в сто стихов;
Так же быстро мысль хватаю,
Как хватаю должников.
Написать ли эпиграмму -
Напишу, разодолжу;
Посадить ли за долг в яму -
Уж наверно посажу.
2
Эта песня всем знакома,
Кто хоть мало знает свет:
Для одних всегда мы дома,
Для других нас дома нет...
Дома нет.
Мы уехали чуть свет.
Только с деньгами явися...
"Дома?" - просят в кабинет;
А кредитор покажися...
"Дома барин?" - "Дома нет..."
Дома нет.
Мы уехали чуть свет.
Приезжай тайком красотка...
"Дома?" - просят в кабинет;
А приди старуха тетка...
"Дома барин?" - "Дома нет..."
Дома нет.
Мы уехали чуть свет.
Приезжай сосед к соседу...
"Дома?" - просят в кабинет;
А приди сосед к соседу...
"Дома барин?" - "Дома нет..."
Дома нет,
Он отозван на обед.
Эта песня всем знакома,
Кто хоть мало знает свет:
В ком нужда - для тех мы дома;
В ком нужды нет - дома нет...
Дома нет -
Вот всегда один ответ.
3
Свет склонен к коварству:
Смотри, замечай,
Что значит там _здравствуй_,
Что значит _прощай_!
Как хочешь мытарствуй,
Греши, согрешай:
Богат ты, так здравствуй,
А беден - прощай!
С красавицей барствуй,
Ее наряжай:
Коль рядишь, так здравствуй.
Не рядишь - прощай!
В судах благодарствуй
И взятки давай:
Дашь взятку, так здравствуй,
Не дашь - так прощай!
Друзья любят яству,
Друзей угощай:
Поишь их, так здравствуй,
А нет - так прощай!
4
Как посмотреть на все проказы света,
Куда смешон покажется нам свет!
Что шаг, то мысль родится для куплета,
И льется сам из-под пера куплет.
Пиши куплет, когда дурак из грязи
Кой-как ничком, ползком протерся в знать
И вдруг забыл родства и дружбы связи
И никого теперь не хочет знать.
Пиши куплет, когда с эспаньолеткой,
В усах, с хохлом, сидит в театре франт,
И, с важностью вертя своей лорнеткой,
Врет всякий вздор и вслух бранит талант.
Пиши куплет, когда старик влюбленный
Вступает в брак с кокеткой молодой:
Она родит, а он, отец законный,
Уж думает, что он отец родной.
Пиши куплет, когда лишь из расчета
Иной сплеча строчить роман начнет,
Коверкает нещадно Вальтер Скотта,
И наконец выходит просто скот.
Пиши куплет, когда к себе соседа
Столичный плут обедать позовет,
И между тем его после обеда,
Как липочку, за банком обдерет.
Пиши куплет, когда, желая лишку,
В свой бенефис расчетливый актер
Печатает предлинную афишку -
И публике дает формальный вздор...
5
Нынче много должников,
Оттого что свет таков:
Все почти мотают!
Все живут не впрямь, а вкось,
И в надежде на авось
Деньги занимают!
Кто ж наделает долгов,
Должен быть на всё готов,
Не бояться сраму.
Что же делать, как же быть?
Если нечем заплатить,
Отправляйся в яму!
6
...Я спрячусь под стол... да только с условием: я привяжу вас за ногу
шелковым шнурком.
(Берет шнурок.)
Впрочем, я сказать обязан:
В свете каждый из людей
Всё к чему-нибудь привязан -
Все на привязи страстей.
К золоту привязан скряга;
Франт привязан к мотовству;
К тяжбам, к ябеде - сутяга;
Чван - ко знатному родству;
Прихотник привязан к яствам,
Разумеется, к чужим;
Доктор - к медленным лекарствам
И к причудливым больным;
Крез привязан к миллионам;
Честолюбец - к орденам;
Волокита - к модным женам
И ко взрослым дочерям;
Журналист привязан к схваткам
В полемических статьях;
Секретарь - к хорошим взяткам
И к попойкам в погребках;
Друг привязан лишь к карману;
Мот - к актрисам и займам;
Честный лавочник - к обману
И к нечестным барышам;
Льстец привязан к комплиментам;
Шулер - к картам на столе;
А актер - к аплодисментам
И к журнальной похвале;
Плут привязан к шарлатанству;
Все романтики - к мечтам;
Все ученые - к педантству
И к напыщенным словам;
Ростовщик привязан к срокам
И к исправным должникам;
А куплетчик - к экивокам
И к преглупым остротам...
Ах, когда б я был обязан
Пересчитывать людей,
Кто из них к чему привязан -
Я не кончил бы, ей-ей!
7
Все желания актера
Угодить своей игрой: