Главная » Книги

Кузмин Михаил Алексеевич - Валерий Брюсов

Кузмин Михаил Алексеевич - Валерий Брюсов



Михаил Кузмин

Валерий Брюсов

  
   Путь Валерия Брюсова, который теперь, увы, обозрим до конца - путь идеального поэта. Поэта, как выразителя известной области общественной жизни. Даже в годы наиболее индивидуалистического уклона, самый этот противообщественный уклон Брюсов склонен был рассматривать как явление общественное. Идеальный поэт, конечно, с точки зрения Брюсова, по своему понявшего Пушкинское определение поэта:
  
   На всякий звук
   Свой отклик в воздухе пустом
   Родишь ты вдруг.
  
   Мы часто строим идеалы по своему подобию, исходя из прирожденных нам свойств, потому путь Брюсова как вообще "какого-то" поэта отчасти совпадает с его личным путем, Валерия Яковлевича Брюсова, но если бы встретилось несоответствие между предначертанной линией поведения и личным влечением, желанием, бессознательным капризом, я не сомневаюсь, что Брюсов второе всегда принес бы в жертву первому. Брюсов прошел много этапов, но менее всего можно в нем встретить неожиданностей. Для внимательно следившего за эволюциями литературы, как явления общественного (а именно так и представлял ее себе покойный поэт) все изменения Брюсова были "откликами на всякий звук".
   А следил он зорко за малейшими колебаниями, иногда принимая даже секундную рябь (вроде Ренэ Гиля или Северянина) за действительное движение воздуха.
   Выступив в глухую пору русской литературной жизни, когда натурализм после Достоевского и Толстого, переросших фантастически не только натурализм, но и всяческую литературу, впал в Чеховское уныние или раздробился в бытовое и областное эпигонство, - Брюсов долгое время свой отклик давал в "воздухе пустом". У него были соратники, но самосознание пионерства, и именно пионерства общественного, присуще было, может быть, одному только Брюсову.
   Деятельность Брюсова всегда носила плановой характер. Легче всего проследить это на переводах. В противоположность Бальмонту, исполнявшему просто переводные заказы чего придется, Брюсов работал над передачей на русский язык того, что считал в данный момент необходимым в целях стратегических и полемических. Близость каждого отдельного автора не играла первенствующей роли. Потому кроме Верхарна, он берется за Верлена, д'Аннунцио, Метерлинка и французских лириков.
   Каков же путь идеального поэта по представлению Брюсова, путь, с которым отнюдь не бессознательно совпадает и его собственная дорога?
  
   Реакция против умирающего натурализма, индивидуализм, магия,
   символизм, европеизм, универсальность, создание школы
   преодоление символизма, акмеизм
   формальные искания, футуризм,
   возвращение к матерьялу,
   материализм, общественность,
   коммунизм, универсальность, создание школы
  
   Все эти стадии прошел и Брюсов, при чем точками более тесного соприкосновения этих путей являются те, которые основаны на сознательности и известном рационализме.
   Как бы ни была обидна эта схема (схематичность не мешала, Брюсову, а как бы вдохновляла его, как осознание себя главой из истории всемирной литературы), но Брюсов сохранял и сохранил до конца дней свое лицо. Путь поэта, конечно, прекрасен, но нужно что-то простое, человеческое, живое, чтобы вся эта постройка не оказалась одним чертежом. Нужен пафос, и он, конечно, был у Брюсова. Несознательно он оживлял путь предначертанный и стройный, как течение светил.
   Пафос этот был - упоение, наивное и подлинное текущим моментом и положением которое в нем занимает поэт. Текущим моментом не личных переживаний, явлений природы и биографии, а современностью в ее литературно-общественном значении. Упоение тем узлом исторической современности, на котором в данную минуту находишься. Пафос общественной современности главная страсть Брюсова. Это и есть то живое, что дорого в Брюсове, на всех его "путях и перепутьях", во всех его "всех напевах", в его руководствах к стихосложению и т. п. Он упоен, что течет как светило, что путь его совпадает с судьбами вообще всякой литературы. Никакого желания скачков в сторону не приходит в голову, если только скачки в сторону не являются показательными для очередного направления.
   Эту страстность и энергию в исполнении общих и заранее намеченных планов, я думаю, Брюсов вносил бы во все области деятельности, с которыми бы волею судеб вошел в соприкосновение. Кроме того он чувствовал бы восторг от сознания, что он так безукоризненно соответствует требованиям общественной современности. Эта страсть везде делала бы его настоящим  п о э т о м.

М. Кузмин

    
   М. Кузмин. Валерий Брюсов // Жизнь искусства. 1924. No 43. С. 2-3.
    
   Подготовка текста: Ольга Минайлова, 2007.
   Сетевая публикация: Русские творческие ресурсы Балтии, 2007.
  

Другие авторы
  • Зотов Владимир Рафаилович
  • Леонов Максим Леонович
  • Рылеев Кондратий Федорович
  • Лелевич Г.
  • Минаков Егор Иванович
  • П.Громов, Б.Эйхенбаум
  • Ознобишин Дмитрий Петрович
  • Полежаев Александр Иванович
  • Татищев Василий Никитич
  • Верлен Поль
  • Другие произведения
  • Каченовский Михаил Трофимович - Краткая выписка о первобытных народах, в России обитавших, и о пришельцах, с ними соединившихся до составления Государства
  • Базунов Сергей Александрович - Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность
  • Ржевский Алексей Андреевич - Стихотворения
  • Тургенев Иван Сергеевич - Прозаические наброски
  • Есенин Сергей Александрович - Октоих
  • Ауслендер Сергей Абрамович - Воспоминания о Н. С. Гумилеве
  • Гоголь Николай Васильевич - И. Ф. Анненский. Проблема гоголевского юмора
  • Лукин Владимир Игнатьевич - Щепетильник
  • Гамсун Кнут - Совершенно обыкновенная муха средней величины
  • Виноградов Анатолий Корнелиевич - Э. Бабаян. Роман "Три цвета времени" А. Виноградова
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа