Главная » Книги

Курочкин Николай Степанович - Курочкин Н. С.: Биобиблиографическая справка

Курочкин Николай Степанович - Курочкин Н. С.: Биобиблиографическая справка


   КУРОЧКИН, Николай Степанович [2(14).VI.1830, Петербург - 2(14).XII.1884, там же] - поэт, критик, журналист, переводчик. Брат В. С. Курочкина. В 1848 г., после окончания петербургской гимназии, поступил в Медико-хирургическую академию и окончил ее в 1854 г. Несколько месяцев был окружным врачом пяти уездов Петербургской губ., врачом Ораниенбаумского госпиталя. Во время военных событий в Крыму был врачом в действующей армии. После окончания войны занимался частной практикой в Петербурге. Материальные обстоятельства заставили его поступить врачом в Русское общество пароходства и торговли (1858-1859), по служебным делам был в странах Западной Европы, Сирии, Египте.
   Еще в юности связал свою жизнь с литературой и революционным движением. В 1847 г. напечатал в журнале "Репертуар и пантеон" перевод романа Гуссе "Три сестры" (No 9-10), в студенческие годы в журнале "Сын отечества" помещал оригинальные и переводные стихи, фельетоны, повесть "Недоразумение" (1850.- No 12). В 1849 г. познакомился с С. Ф. Дуровым и посещал его вечера, в связи с чем привлекался к допросу в следственной комиссии по делу петрашевцев.
   В нач. 1860 г. К., побуждаемый братом, ставшим редактором журнала "Искра", навсегда оставляет медицину и становится профессиональным литератором. Его политические и эстетические взгляды формируются под непосредственным влиянием Н. Г. Чернышевского. Дружеские отношения складываются у К. с Т. Г. Шевченко, П. Л. Лавровым, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым. К. принимает деятельное участие в общественной и литературной жизни столицы. Участвует в похоронах Шевченко и произносит прощальное "слово, дышавшее сердечной простотой и искренностью" (Лесков Н. С. Собр. соч.- М., 1958.- Т. 10.- С. 11). В сентябре 1861 г. подписывает протест писателей против ареста М. Л. Михайлова. 20 ноября 1861 г. принимает участие в похоронах Добролюбова. Осенью того же года вступает в тайное общество "Земля и воля", а год спустя избирается кандидатом в члены его Центрального комитета.
   С 1860 г. К. становится активным сотрудником "Искры", привлекаемым к редакционной работе. Вместе с тем с лета 1861 г.<он редактирует журнал "Иллюстрация", стремясь превратить его в демократический орган, привлекает к участию в нем Д. Д. Минаева, Г. Н. Жулева, П. И. Якушкина, П. Л. Лаврова, Г. 3. Елисеева, И. Ф. Горбунова, выступает сам как поэт и публицист. Однако разногласия с издателем заставляют его в феврале 1862 г. отказаться от обязанностей редактора; вслед за К. из журнала уходят все приглашенные им авторы.
   В 1862-1863 гг. К. находится за границей (Англия, Франция, Италия), где сближается с А. И. Герценом, М. А. Бакуниным, Н. Д. Нажи-ным, Д. Мадзини. С 1862 г. тайная полиция устанавливает за ним секретное наблюдение за связи с "лондонскими пропагандистами". По возвращении из-за границы К. поддерживает тесную связь с революционными организациями. После покушения на Александра II в 1866 г. его арестовывают, четыре месяца он находится в Петропавловской крепости.
   В 1867 г. под редакцией К. выходит альманах "Невский сборник", объединивший произведения писателей, сотрудничавших в закрытых правительством журналах "Современнике" и "Русском слове", Г. И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Лаврова, Елисеева, Н. К. Михайловского, В. В. Берви, А. М. Скабичевского. В 1865-1867 гг. К. является фактическим редактором журнала "Книжный вестник", который становится боевым демократическим изданием. С января 1868 г. Некрасов приглашает К. возглавить библиографический отдел журнала "Отечественных записки". Он полностью доверяет К., поручает ему редактировать журнал в его отсутствие, прислушивается к его мнению.
   Последние годы жизни К. тяжело болел, однако не оставлял литературную деятельность.
   В памяти современников (Н. К. Михайловского, А. М. Скабичевского, Я. П. Полонского. Н. А. Лейкина и др.) К. остался доброжелательным и отзывчивым человеком. Многие писатели вошли в литературу благодаря ему. Михайловский называл К. своим "литературным крестным отцом": К. ввел его в "Отечественные записки" (Михайловский Н. К., Литературные воспоминания и современная смута.- Спб., 1905.- Т. 1.- С. 17, 49). Лейкин благодаря К. "приохотился к серьезному чтению и расширил свой кругозор" (Н. А. Лейкин в его переписке и воспоминаниях.- Спб., 1907.- С. 169), К. был убежденным противником "искусства для искусства". Он перевел трактат П. Ж. Прудона "Искусство, его основания и общественное значение" (1865), снабдив перевод предисловием, где подчеркивалась верность критики Прудона. Сравнивая в статье "Библиографическая параллель" (1868) сборники стихов А. К. Толстого и Д. Д. Минаева, отдавал предпочтение последнему, несмотря на "великолепную форму" стихов Толстого. Иронизировал над абстрактностью образов, уходом от реальности К. К. Случевского (фельетон "Хромо-объективный поэт", 1860).
   "Дело писателя - дело суровое / И не под силу иным!" (стихотворение "Я не хочу, чтобы сын мой дорогою трудной писателя шел..." 1880) - это убеждение К. лежало в основе его преклонения перед немногими, кому оно было "под силу". Он написал некролог Писарева (Отечественные записки.- 1868.- No 8). Памяти Некрасова посвятил стихотворения "Над могилой Некрасова" и "Некрасов" (оба - 1878), он прославлял поэта, "осветившего народа путь тернистый / Сознания лучами...". На смерть брата откликнулся стихотворениями "По поводу одной смерти" и "Честным я прожил певцом" (оба - 1876); последнее из них выбито на могильной плите В. С. Курочкина. Многие стихи К. посвящены "злобе дня"; он скептически оценивая реформы 60 гг., в частности судебную ("Утешение в разлуке", 1862); высмеивает противников высшего образования и права на труд для женщин ("Дева и жрецы", 1862); клеймит богача, за дорогим обедом разглагольствующего о положении крестьян: "Не от голода, от воли / По России стон" ("В ресторане", 1868).
   Демократическая направленность творчества К. проявляется ярко и в его повествовательных стихотворениях с положительными героями: бедным музыкантом, мечтавшим в юности о славе композитора, но ставшим настройщиком ("Настройщик", 1863); студентом-репетитором, сумевшем заронить в девушке из богатого дома искру сомнения в справедливости общественного устройства ("Черти", 1863).
   Политическая жизнь на Западе - еще одна тема К.-поэта. В цикле "Парижские оды" (1863), отражающем личные впечатления, империя Наполеона III представлена как господство произвола и насилия. Прямым и гневным откликом "Отечественных записок" на террор правительства А. Тьера по отношению к коммунарам стало стихотворение "Паровая гильотина" (1871.- No 7). К. был также даровитым переводчиком (Шевченко, В. Гюго, Ш. Бодлер, О. Барбье, Г. Надо, Д. Джусти, В. Альфиери и др.).
  
   Соч.: Поэты "Искры" / Вступ. ст. и примеч. И. Г. Ямпольского. Л., 1955.-Т. 2.- С. 573-613.
   Лит.: Альмухаметова Г. А. Писатель-демократ Н. С. Курочкин // Русские писатели-демократы второй половины XIX - начала XX в. / Казанский пед. ин-т. Уч. зап.- Казань, 1979.- Вып. 191; Альмухаметова Г. А. Источники изучения литературно-критических взглядов Н. С. Курочкина // Вопросы источниковедения русской литературы второй половины XIX века.- Казань, 1983; Бушканец Е. Г. Н. С. Курочкин - редактор "Иллюстрации" // Революционная ситуация в России в середине XIX века. Деятели и историки.- М., 1986; Ямпольский И. Г. Сатирическая журналистика 1860-х годов. Журнал революционной сатиры "Искра" (1859-1873).- М., 1964.
  

А. В. Корнеев

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа