КОХАНОВСКАЯ, Надежда, псевдоним, настоящее имя Соханская Надежда Степановна [17.II(1.III).1825 (по другим данным - 1823), хутор Веселый близ г. Корога Курской губ. (ныне Курская обл.) - 3(15).XII.1884, хутор Макаровка Изюмского у. (ныне Харьковская обл.)] - прозаик, критик, публицист, драматург. Родилась в бедной дворянской семье, трехлетним ребенком потеряла отца, мать К. осталась почти без средств к существованию с четырьмя детьми. В доме сохранилась неплохая библиотека, и К., самостоятельно выучившись грамоте, уже в 7 лет жадно и много читала. Раннее детское чтение развило в ней любовь к истории, тонкое чувство слова, стремление к творчеству; оно же, вкупе с особенностями семейного воспитания, способствовало формированию высоконравственного и глубоко религиозного характера будущей писательницы. Уже в 8 лет К. пыталась сочинять. "Не умру, пока не напишу комедию",- говорила она (Автобиография Н. С. Соханской (Кохановской).- М., 1896.- С. 18-19), но первый детский опыт творчества потерялся во время болезни девочки,
В 1834 г. после "долгой, тяжелой цепи исканий, убийственных отказов и потом опять надежд, и слез, слез" (Автобиография.- С. 19) К. поступила на казенный счет в Харьковский институт благородных девиц (окончила в 1840 г.). Талантливой, но бедной девочке жилось там очень нелегко, и только горячее стремление к знаниям вместе с благородной сдержанностью характера помогли ей не сломиться. Она отлично училась (окончила институт одной из первых учениц, с "шифром"), много читала, писала стихи; ее поддержал одаренный и добросердечный учитель русской грамматики М. И, Ильенко. По выходе из института К. почти безвыездно жила в глубокой провинции в имении Макаровка. Семья очень нуждалась, у юной К. не было даже бумаги для письма, и первые ее произведения записывались на обороте старых ротных донесений отца. Патриархальный быт и прекрасная природа юга России, стихия народной жизни и фольклора сформировали будущую писательницу. В 1844 г. К. опубликовала первую повесть "Майор Смагин" ("Сын отечества"). В 1844-1845 гг. были написаны еще пять повестей (не сохранились).
Большое влияние на литературную судьбу К. оказало заочное знакомство в 1846 г. с П. А. Плетневым, издававшим тогда "Современник" и ставшим ее литературным наставником. Их длительная, очень содержательная переписка (см.: Русское обозрение.- 1897.- No 2-!2) представляет и сейчас интерес как факт истории литературы и образец человеческих отношений. Плетнев ориентировал К. на реалистическую и психологическую прозу. Ей были очень близки мысли Плетнева о том, что "изобразить последовательность ежедневных явлений есть дело искусства и дело важное" (Русское обозрение.- 1897.- Т. 43.- С. 1012). Написанная по его рекомендации художественная "Автобиография" (Русское обозрение.- 1896.- No 6-12) - первый зрелый опыт К. в реалистическом письме. Плетнев оценил ее как произведение "таланта удивительного", "неподражаемо-самобытное". В 1848-1850 гг. повести К. публиковались в "Санкт-Петербургских ведомостях" ("Первый шифр"), "Отечественных записках" ("Графиня "Д".- 1848.- No 12), "Современнике" ("Соседи".- 1850.- No 12) и др. изданиях. С повести "После обеда в гостях" завязались длительные творческие и дружеские связи К. с К. С. и И. С. Аксаковыми, высоко оценившими ее умение изобразить народный и мелкопоместный быт, национальный характер, "понимание нравственного мира" русского человека. Повести К. 50 гг. были восприняты многими деятелями русской культуры (Погодиным, Ишимовой, Никитенко, Вельтманом, Шевченко, Данилевским, Катковым и др.) как открытие, начало "новой эпохи в литературе", "зарей нового отношения искусства к жизни" (И. С. Аксаков). Они восхищались умением писательницы показать поэзию простого и мирного быта, ее самобытным языком; многих привлекала ее нравственная философия, которую, несколько упрощая, можно свести к утверждению преимущества традиционного перед поисками отдельной личности, смирения перед бунтом. Эти качества творчества К. отрицательно были оценены критикой революционно-демократического лагеря (М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев). Салтыков-Щедрин, указав на высокие достоинства повестей К. ("Выше, поэтичнее, сладостнее этих строк мы положительно ничего не знаем в русской литературе" - о повести "После обеда в гостях" // Собр. соч.: В 20 т.- Т. 5.- С. 377), отметив их "внутреннюю связь с народною массою, умение показать "подвизающую за собой людей силу, которая многое сделает", резко критиковал нравственные идеи К. за утверждение "разумно-походной свободы", "смирения и прощения". Еще более негативно оценил эту сторону творчества К. Писарев, признавая в писательнице, однако, "сильный талант".
Сюжеты повестей К.- "Из провинциальной галереи портретов" (Русский вестник.- 1859.- No 5), "Гайка" (Русское слово.- 1860.- No 4), "Кирила Петров и Настасья Дмитрова" (День.- 1862.- N), "Давняя встреча" (День.- 1862.- No 2), "Старина" (Отечественные записки.- 1861.- No 3, 4) и др.- ограничены, как правило, чисто семейными, интимными рамками, однако "эпическая наблюдательность" (Катков М. Н. // Русское обозрение.- 1897.- Т. 43.- С. 1026) позволяла К. воссоздать при этом характеристические черты жизни народа, мелких хуторских помещиков и старого русского барства, порой с оттенком ностальгической идеализации. Во многих повестях К. встречается мотив смирения героев после нравственного бунта как познание высшей духовной истины ("После обеда в гостях"). Конфликт повести "Из провинциальной галереи портретов" (лучшего произведения К.) завершается общим смирением и прощением. Это связано с мировоззрением К., которая видела назначение писателя в том, чтобы "давать нравственное и благородное направление страстям человеческим, знакомить человека с лучшею частью его самого" (Русское обозрение.- 1897.- Т. 43.- С. 564).
Особенности поэтики К. определяются традициями южнорусского и украинского фольклора (напевность, красочность речи, сердечность интонации, множество песенных вставок в повествование); ей свойственно обстоятельное описание персонажей, их истории и характеров, неспешное движение увлекательного, умело построенного сюжета, любовное изображение быта и природы. Ряд произведений К. носит автобиографический характер.
Жизнь в глубокой провинции, особенности биографии определили и сильные (самобытность, духовное здоровье и т. д.), и слабые стороны творчества К. Лишь в 1862 г. ей удалось впервые, собрав необходимые средства, выбраться в Петербург, где она, наконец, встретилась с Плетневым, И. С. Аксаковым и др. русскими литераторами, а также была представлена императорской семье. (К. получила приглашение ко двору в качестве преподавательницы русской литературы для царских детей, но отказалась ради возможности писать, из привязанности к родному краю и матери.)
Вышедший в 1863 г. двухтомник сочинений К. расходился по своему пафосу с пореформенными настроениями значительной части общества: К. "скромные, но изведанные идеалы прошедшего предпочитает сомнительным очертаниям будущего" (Салтыков-Щедрин.- Т. 5.- С. 371).
С 1863 г. К. сотрудничает в консервативной периодике ("День" И. С. Аксакова, "Русь", "Заря", "Гражданин"), пишет пьесу "Слава богу, что мужик лапотку сплел" (Заря.- 1871.- No 1) и др., статьи, работает над большим романом "Наталья Федосеевна" ("Степная барышня"; не окончен), но творческая активность ее снижается. Умерла талантливая писательница практически забытой. Еще в 1900 г. С. А. Венгеров писал о том, что сочинения К., "разбросанные по разным журналам и... оставшиеся в рукописях... ждут еще хорошего издания".
Соч.: Повести: В 2 т.- М., 1863; Из провинциальной галереи портретов. Отрывок из повести // Дача на петергофской дороге. Проза русских писательниц первой половины XIX века.- М., 1987.
Лит.: Платонова Н. Н. Кохановская (Н. С. Соханская). 1823-1888. Биографический очерк.- Спб., 1909; Салтыков-Щедрин М. Е. Повести Кохановской // Собр. соч.: В 20 т.- М., 1966.- Т. 5; Писарев Д. И. "После обеда и гостях" Кохановской // Полн. собр. соч.: В 6 т.- Спб., 1909. - Т. 1.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.