КАСАТКИН, Иван Михайлович [24.III(5.IV).1880, дер. Барановицы Кологривского у. Костромской губ.- 13.V.1938] - прозаик, поэт. Родился в очень бедной крестьянской семье. Родители из-за бедности вынуждены были покинуть деревню и жили в городах Кологрив, Кострома, Нижний Новгород. К. в школе не учился, грамотой овладел сам. Рано начал работать: был в учении "у серебряных дел мастера", служил в трактирах, торговал книгами, был маляром. В конце 90 гг. приехал в Петербург, работал слесарем на Путиловском заводе, помощником машиниста на электростанции. В это же время начал писать стихи, поэт К. К. Случевский первым открыл ему "тайны" поэтического мастерства. Многие его стихотворения были напечатаны в журнале "Родина". В Петербурге сошелся со студентами, которые ввели его в кружок самообразования. С этого времени К. занимается революционной деятельностью. В 1902 г. стал членом РСДРП. В Нижнем Новгороде вместе с друзьями организовал подпольную типографию, где печатались большевистские листки. Несколько раз сидел в тюрьмах, был 2 года в ссылке под Нижним Новгородом.
Первые прозаические произведения ("Путина" ("На барках"), "Нянька") К. написал в 1904 г., когда сидел в одиночной камере Нижегородской тюрьмы. Большинство его рассказов было напечатано в газете "Судоходец" (Нижний Новгород), которая отличалась демократической направленностью. В 1907 г. К. послал несколько своих рассказов М. Горькому на о. Капри. М. Горькому они понравились, началась переписка, длившаяся до 1934 г. Зимой 1914 г. состоялась их первая встреча. Дружба с М. Горьким оказала большое влияние на К. В 1909 г. в сборнике "Знание" появился рассказ Касаткина "В уезде" ("Осенний ветер"); при содействии М. Горького многие рассказы К. были напечатаны в сборниках "Знание", в столичных журналах "Заветы", "Журнал для всех", "Просвещение".
1904-1914 гг.- это наивысший расцвет творчества К. В этот период написано большинство его произведений. В 1916 г. вышел первый сборник его рассказов под названием "Лесная быль". После Великой Октябрьской социалистической революции К. много сил и энергии отдает организации советской литературы. "Все годы после революции судьба и жизненный путь К. это скорее путь большевика, путь организатора советской литературы",- вспоминает его жена З. А. Исакова-Касаткина (ЦГАЛИ.- Ф. 246. - Оп. 1.- Ед. хр. 174.- Л. 60).
К. много ездил по стране, занимался организацией литературных сил, вел большую работу во Всероссийском Объединении крестьянских писателей. Был председателем правления Всероссийского Союза писателей, являлся членом редколлегии Госиздата, Центральной литколлегии Наркомпроса, одним из редакторов журналов "Красная Нива" (1925-1927) и "Земля Советская" (1931 - 1932). В 1938 г. К. был незаконно репрессирован.
Основная тема его творчества - русское крестьянство начала XX в., когда деревню потрясали социальные катаклизмы: бурный рост капитализации, растущие социальные противоречия между богатыми и бедными, революция 1905 г. Увлечение поэзией наложило определенный отпечаток на его прозу. Не случайно П. Орешин назвал его произведения "эпическими поэмами... сотканными из одного цельного материала" ("Иван Касаткин" // Красная Новь.- 1927.- No 4). Его небольшие по объему произведения, как правило, "многонаселенные". К. создал целую галерею незабываемых образов русских мужиков, женщин, детей, стариков. В ряде произведений К. рисует правдивые картины страшной жизни деревни в период "раскрестьянивания", когда мужик стремительно нищал: "Мужик" (1907), "Веселый батя" (1910), "Семья" (1911). В ряде рассказов показано, как обездоленная жизнь оборачивается трагедией: "Волчья песня" (1907), "Лесовица" (1909), "Петрунькина жизнь" (1911). Но даже в самых суровых ситуациях лучших героев К. не покидают высокие бескорыстные чувства: доброта, материнская любовь, стремление к прекрасному. К. показал, как может любить, страдать и мечтать о счастье простой русский мужик ("На барках" и др. рассказы). В то время, когда реакционная литература стремилась показать, "как туп, грязен и скотоподобен русский мужик" (Горький М. О писателях-самоучках // Собр. соч.: В 30 т.- Т. 24.- С. 134), К. раскрывает нам его непростой и красивый душевный мир. Ряд рассказов К. - о просыпающемся народном самосознании, о мужицкой тяге к знаниям, о его попытках самому разобраться в причинах социальных бед: "Осенний ветер" (1909), "С докукой" (1910), "Торг" (1911), "Богомаз" (1913).
Широкая панорама народной жизни показана в повести "Село Микульское" (1911). Повесть состоит из небольших главок, казалось, не сцепленных между собою ни единством главного героя, ни единством конфликта. И все же повесть представляет собой очень цельное произведение благодаря строго выверенной структуре. Писателю важно разобраться: какой стала деревня после революции 1905 г. И. К. показывает, что в, казалось бы, мирном и тихом селе, стоящем как бы в стороне от исторической жизни, идут глубинные процессы, имеющие большое значение. Оказывается, деревня не смирилась с поражением революции, не испугалась репрессий, а жаждет новой борьбы с учетом приобретенного опыта. "Мужика-то и в зачет не поставили!.. Жила тонка, надорвались без него!.." - так говорит Прохор Шитик, один из мужиков, пытавшийся осмыслить уроки 1905 г.
Заслугой К. является и то, что он отразил в своем творчестве отмеченный В. И. Лениным факт: "В русской деревне появился новый тип - сознательный молодой крестьянин. Он общался с "забастовщиками", он читал газеты, он рассказывал крестьянам о событиях в городе, разъяснял деревенским товарищам значение политических требований, он призывал их к борьбе..." (Доклад о революции 1905 г. // Полн. собр. соч.- Т. 30.- С. 316).
Наиболее полно лирический талант К. раскрылся в рассказах о детях: "Нянька" (1908), "Веселый батя", "Кузькина мать" (1910), "Петрунькина жизнь" и др. Эти рассказы обнаруживают трогательную любовь писателя к своим маленьким героям, глубокое понимание детское психологии, умение раскрыть сложный мир ребенка, тонкий юмор.
Большой эмоциональной выразительности добивается К., показывая, как причудливо преломляются драматические события взрослых в мира ребенка и от этого трагедия жизни осознается читателем еще острей.
Талант художника-лирика выявился и в пейзажных зарисовках. К. умел живописать словом. Один из его друзей писал об изображении зимнего леса в рассказе "Лоси" (1916): "Дочитывая твоих "Лосей" я почувствовал, что зябну" (См.: Страхов Н. И. Иван Касаткин (Предисловие) // Иван Касаткин. Перед рассветом.- М., 1977.- С. 23).
Немногочисленные произведения, созданные в советское время, посвящены теме деревни, уже послереволюционной: "Галчата" (1919), "Чудо" (1927), "Задушевный разговор" (1937), "Детвора" (1937). Ряд рассказов написан о крестьянине на гражданской войне: "Летучий Осип" (1919), "Вражья сила" (1921), "Записки Хорхина" (1928).
Соч.: Собр. соч.: В 3 т. / Предисл. И. Кубикова.- М., 1928-1929; Деревенские рассказы / Вступ. ст. В. Лидина.- М., 1967; Перед рассветом / Вступ. ст. Н. И. Страхова.- М., 1977; Лесная быль / Вступ. ст. Вс. Иванова.- Ярославль, 1981.
Лит.: История русской литературы конца XIX-начала XX в. Библиографический указатель.- М.; Л., 1963.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.