Главная » Книги

Станюкович Константин Михайлович - Гайдаенко И.П. Флагман русских маринистов

Станюкович Константин Михайлович - Гайдаенко И.П. Флагман русских маринистов


  
   ФЛАГМАН РУССКИХ МАРИНИСТОВ ______________________________________________________________________
  (c) Издательство "Маяк", 1980 г.
  OCR & Spellcheck: Dauphin, 2003 г. ______________________________________________________________________
  Загоралась заря девятнадцатого века. На рейдах и в гаванях России буйно разрастался лес корабельных мачт. Морская целина, распаханная Петром, щедро колосилась белобокими парусами.
  Не оглядываясь на самозванных "владычиц морей", Россия дерзко выходила на океанские просторы. 1803-1806 - первые годы столетия - первая российская кругосветная экспедиция, первые имена русских морепроходцев высечены на скрижалях истории. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский, "Надежда" и "Нева" - их парусные ладьи. Оправдалась надежда державной Невы, принеся морскую славу России, славу добрую, громкую.
  Белокрылыми птицами разлетались во все края земли российские шлюпы, бриги, корветы; отправлялись открывать неоткрытые земли, познавать таинства океанов: В.М.Головнин и М.П.Лазарев, О.Е.Коцебу, Л.А.Гогемейстер, З.И.Панафидин и снова Головнин. К южному полюсу пробивались Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, в Арктику - М.Н.Васильев и Г.С.Шишмарев. В третий раз в кругоземный вояж уходят неутомимый адмирал Лазарев, вторую свою экспедицию совершает О.Е.Коцебу.
  Половодье, всплеск русских парусов над Мировым океаном. Свыше сорока кругосветных экспедиций и дальних походов за полвека.
  Открыт шестой континент планеты - закованная во льды Антарктида, нанесены на карты неизвестные острова, исследуются глубины и берега, изучаются течения и ветры, флора и фауна океанов, а крепостная мужицкая Россия все еще толкует о найденных землях ада и рая, о кровожадных людоедах, о морских чудовищах, пожирающих целиком корабли, о сивушных озерах и берегах из чистого золота. Любопытным простолюдинам почитать бы правдивые описания морских плаваний, но они темные в грамоте, забитые помещичьей барщиной, запуганы страхом суеверий и мистических бредней.
  Десятки книг бывалых капитанов повествуют о далеких странствиях, о подвигах русских моряков на далеких меридианах. За цифрами, за деловым профессиональным языком, за бытовыми деталями остаются нераскрытыми прекрасные образы русских людей, их необыкновенные характеры, экзотические краски неведомых стран. Это и стало неодолимым магнитом, потянувшим в моря живописцев и литераторов.
  И.А.Гончаров - автор первого, но уже нашумевшего романа "Обыкновенная история" - определяется личным секретарем адмирала Е.В.Путятина и уходит в плавание с кругосветной экспедицией (1852-1854), чтобы со временем с большим мастерством и художественным вкусом создать путевые очерки "Фрегат "Паллада". Несколько лет спустя по поручению морского министерства в путешествие вокруг Европы отправляется писатель Д.В.Григорович, создавший до этого довольно известные повести и романы о крепостной деревне. Позже он опубликует книгу в двух частях "Корабль "Ретвизан".
  В 1867 году появляются занимательные очерки "Из кругосветного плаванья" - первая книга двадцатичетырехлетнего отставного лейтенанта Константина Станюковича, творчеству которого в будущем суждено стать флагманом русской морской литературы.
  Необычно сложились отношения с морем у К.М.Станюковича. Вырос он в потомственной семье моряков и, казалось бы, с детства должен был влюбиться в морские дали, в тугие белоснежные паруса, которым посвятили всю свою жизнь его прадед, дед, отец и старший брат. Но в силу ряда причин этого не случилось.
  В Севастополе, в марте 1843 года у адмирала Станюковича родился сын Константин. В тот же день отец предначертал младенцу карьеру флотоводца - продолжателя морской династии Станюковичей. Не подозревал адмирал, что сам же отвратит сына от флота своим крутым нравом. Грозный адмирал, привыкший к неограниченной власти на кораблях эскадры, не мог обойтись без суровых уставов и в собственном доме. В семье нерушимо поддерживался жестокий домостроевский порядок, усиленный флотской дисциплиной, требованием беспрекословного повиновения воле адмирала и строгими наказаниями за малейшее ослушание.
  Дом Станюковичей жил флотом. Семейные беседы за вечерним чаем о корабельной службе не обходились без упоминаний обычных офицерских команд того времени: "Высечь розгами", "Прочесать линьками", "Вздернуть на рее". Об этом рассказывалось вдохновенно и весело, словно, и не существовало понятий о человеческом достоинстве, о цене жизни. Жестокость отзывалась болью и страхом в чуткой, впечатлительной душе ребенка. Он трепетно боялся отца. Мир под белыми парусами казался ему багровым от крови бесправных людей.
  В 1857 году, по желанию отца, Константин сменил форму пажеского корпуса на мундир морского кадета. Он мечтал об университете, его влекла литература, но адмирал усматривал в этом влечение к вольнодумству, к стезе декабристов.
  Нудная, педантичная муштра в морском кадетском корпусе, два летних практических плавания на кораблях, крепостные матросы, отдающие 25 лет жизни подневольной службе "батюшке-государю", безропотно терпящие унижения, издевательства боцманов и офицеров, площадная брань, розги, линьки - все зверино-дикое и вопиюще несправедливое, ненавидимое с детства предстало наяву.
  Еще шесть месяцев - и конец учебы в морском корпусе. "А тогда - университет, литературный труд", - мечтал семнадцатилетний Станюкович.
  "Время и служба развеют сумасбродные чаяния "щенка", - раздумывал отец.
  По сговору адмирала с морским министром раньше срока Константина зачислили в экипаж новопостроенного парусно-парового корвета "Калевала" и в октябре 1860 года юноша ушел в трехлетнее плавание вокруг света.
  Ему повезло. Командир корабля оказался гуманным, прогрессивно настроенным, с доброй душой человеком. Он не терпел вульгарной ругани, требовал от офицеров человеческого обращения с матросами и с первых дней похода запретил узаконенные на флоте рукоприкладства и порку линьками.
  Бесконечной вереницей потянулись недели и месяцы тревог и надежд. Сквозь штилевые полосы безветрия и штормовые непогоды стремительно несся корвет на встречу с чужими странами и незнакомыми народами. А ветер истории нес его к отмене крепостного права в России и телесных наказаний на кораблях.
  Двадцатилетним лейтенантом в 1863 году Станюкович возвращается с экспедицией в Кронштадт и добивается своего - выходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Учительствует в глухой деревне Владимирской губернии, пробует свои силы в поэзии, пишет стихи, статьи, рассказы, печатая их в журналах.
  С 1872 года К.М.Станюкович сотрудничает в ежемесячном литературно-политическом журнале "Дело". На его страницах публикуют свои произведения Д.И.Писарев,
  Н.Флеровский
  (В.В.Берви), Д.Н.Мамин-Сибиряк, Г.И.Успенский. Здесь он знакомится с редакторами журнала Г.Е.Благосветловым и революционером-демократом Н.В.Шелгуновым, близким к Н.Г.Чернышевскому. Через девять лет К.М.Станюкович становится членом редколлегии журнала, а затем и его издателем. За эти годы писателем создано и опубликовано много статей, рассказов и пять романов ("Без исхода", "В мутной воде", "Наши нравы", "Два брата", "Омут").
  За связь с революционными демократами-эмигрантами в 1884 году царские сатрапы подвергают аресту К.М.Станюковича и Н.В.Шелгунова. В течение года писатель содержится в тюремном заключении и на три года ссылается в Томск.
  После возвращения из ссылки в свет выходят его новые романы: "Первые шаги", "Откровенные", "Жрецы", "Равнодушные". Большую и заслуженную популярность К.М.Станюковичу приносят его морские повести и рассказы. Именно в этих выстраданных произведениях наиболее полно раскрылся его незаурядный литературный талант. За морские рассказы в 1901 году, за два года до конца своего жизненного пути, известный маринист Станюкович удостоен Пушкинской премии.
  Писатель до тонкостей знал морскую службу, не изучая ее пассажиром-наблюдателем, а живя одной жизнью со всем экипажем, испытывая на себе все тяготы моряка парусного флота. Ему, сыну адмирала, одинаково были известны тайны адмиральских салонов и затхлые кубрики, где прозябали бесправные "мужланы-матросы". Проникнутый искренним сочувствием к рядовым, он понимал их широкие натуры, любознательность и талантливость, зажатые тисками неграмотности и нечеловеческого обращения. Помимо глубокой вдумчивости, природной душевной доброты, он обладал еще зрячим сердцем. И все, что его огорчало и радовало, что любил и презирал, он мастерски излагал в своих повестях и рассказах с писательской страстью.
  К.М.Станюкович сумел создать волнующие произведения, населенные незабываемо трогательными и привлекательными образами простых обездоленных людей, беззаветно любящих свою родную землю, смышленых мастеров тяжелого морского дела, в характере которых заложены выносливость, героизм и готовность преодолевать любые трудности, совершать подвиги не за страх, а по своей неподкупной чести. И над ними - боцманы и унтеры, офицерское дворянство, возводящие рукоприкладство в некую магическую благодетель. Когда пытаются увещевать буйного боцмана, что, дескать, пускать в ход кулаки - дело недоброе, тот крайне удивляется таким определениям и отвечает: "Ежели с рассудком, так вовсе даже обязательно". Полынная горечь охватывает читателя, когда задумываешься, до чего же уродливо можно воспитать человека.
  Каждый рассказ К.М.Станюковича - глубоко драматичное повествование, гневно осуждающее бесправие, крепостничество и его пережитки, протестующее против несправедливости и произвола господ. Душевный и верный заступник африканца - Иван Лучкин ("Максимка"), оскорбленный и преданный Федос Чижик ("Нянька"), человечные матрос Кочнев и боцман Гордеев, самодурствующий барон фон дер Беринг ("Куцый"), умирающий от чахотки матрос Артемьев ("Между своими"), прямой и честный матрос Матюшин ("Отчаянный") и другие персонажи составляют целую галерею людей разных судеб, изображенных правдиво и ярко, с точным рисунком психологии и взаимоотношений.
  Особое место в творчестве Станюковича заняла автобиографическая повесть "Вокруг света на "Коршуне", в которой нашло отражение трехлетнее плавание писателя на корвете "Калевала", С глубоким уважением и любовью описывает он командира корабля капитан-лейтенанта Василия Федоровича - волевого моряка и великодушного человека. С необыкновенной теплотой рисует характер матроса с лукавинкой Михаила Бастрюкова - первого, с кем познакомился на палубе судна. Тонкими мазками создает образ своего вестового, безропотного и заботливого Варсонофия Рябова (Ворсунька) из Вологды, в достоверных деталях повествует о верных своему служебному долгу штурмане и старшем офицере, о грозе матросов - боцмане Федотове.
  Корвет - островок земли русской. В жизни его экипажа, как в капле воды, отражена вся Россия со своими горестями и надеждами, бытом и нравами, взглядами и суждениями. Простые, униженные люди бредят новыми веяниями, жаждут торжества совести, справедливости, человеческой благожелательности. Вся повесть пронизана великим и тревожным ожиданием отмены крепостного права. Полторы сотни рядовых и унтеров ждут признания матроса человеком. Ожидание справедливости проносится белым парусником через моря и океаны, встречается с беспросветным горем рабов колоний, угасает в печали и снова вспыхивает искорками далекой и сомнительной надежды. Напряженное ожидание с тяжелым, но верным предчувствием, что и после дарования воли, переодевшись в другие одежки, неволя будет по-прежнему угнетать людей. Не так легко изменить мир бесправия. Еще только бродят слухи об отмене телесных наказаний, а уже на корабле раздаются ворчания: "Как же обойтись матросской роже без кулака?" "Не корабль будет - институт благородных девиц".
  Повесть "Вокруг света на "Коршуне" представляет и для нынешнего читателя большой интерес - как путешествие в прошлое, откуда хорошо прослеживается разбойная биография современного империализма. Писатель ведет свое повествование о 60-х годах XIX столетия, а читатель невольно переносится мыслями в наши дни XX века, сравнивает, анализирует. И неизбежно приходит к выводу: мир неузнаваем в своих разительных переменах, но мало в чем изменилась природа капитализма - та же звериная физиономия, только постаревшая и ставшая более отвратительной.
  Прошло сто лет с того времени, как описаны Фуншал на Мадейре, Батавия (Джакарта) в Индонезии и другие города бывших и настоящих колоний, а кажется, что автор описывает их сегодня: те же грязные хибары туземных кварталов и фешенебельные виллы европейских районов, та же роскошь на фоне нищеты, болезней и горя.
  В период плавания К.М.Станюковича в Америке началась гражданская война севера с плантаторами рабовладельческого юга. Шла война, а тихими океанскими дорогами все еще брели корабли, груженные черными рабами. На невольничьи рынки было вывезено десять миллионов негров, и все они ждали свободы и равенства от победы северян. Но прошли десятилетия, наступил двадцатый век, а чернокожий человек по сей день остается бесправным и униженным.
  С возмущением К.М.Станюкович описывает, как к ногам американской актрисы вместо цветов янки бросают на сцену мятые купюры долларов, и она, униженная, но сияющая, поднимает с пола грязные бумажки. Небольшой эпизод раскрывает позицию писателя, и с ней солидарен современный читатель. Доллар - цель жизни буржуазного общества, его божество, вдохновитель откровенного грабежа и захватнических войн, родоначальник ненасытной жадности.
  В те годы Америка расширяла свои территории и бесцеремонно отторгала Техас, сократив почти наполовину территорию испанской Мексики. Жестоким военным вмешательством Америка подавила Тайпинское восстание в Китае. И сегодня американский империализм объявляет далекие страны "регионами своих жизненных интересов", пытается вторгаться на чужие земли, чтобы грабить их богатства. И сегодня янки стремятся выступать в роли мирового жандарма
  против революционно-освободительного движения народов.
  Королю канаков Камехамеха I в 1810 году удалось объединить весь архипелаг Гавайских островов в единое государство, насчитывающее до полумиллиона туземцев. Гавайи оставались независимыми и при Камеамеа IV, когда их посетил на корвете К.М.Станюкович, хотя уже в то время американские дельцы без зазрения совести грабили доверчивых гавайцев, истребляли их сандаловые леса и ценную древесину вывозили, захватывали лучшие земли, прибирали к рукам торговлю.
  С 1882 года военные корабли дяди Сэма отправлялись к Гавайям "для защиты американских интересов". Их "интересы" раскрылись в 1893 году. Инсценированное восстание вынудило королеву Лилуоколани отречься от власти в пользу фиктивной республики. А спустя пять лет "республику" расформировали, и Гавайи оказались обычной американской колонией. С 1959 года Гавайские острова обрели статус 50-го штата, и по переписи 1969 года их коренное население составило только десять тысяч человек.
  Не могут не волновать читателя гневные строки К.М.Станюковича о пребывании в Кохинхине (так европейцы именовали в те годы Вьетнам). В 1858-1862 годах французские колонизаторы военной силой захватили три южные провинции вьетнамского государства. Огнем и мечом расправлялся с миролюбивым народом французский адмирал Бонар. Сжигая селения, сея смерть, натравливая офицерских собак на туземцев, он утверждал господство Франции в Индокитае. Не предполагал писатель, что и во второй половине двадцатого века на той же многострадальной вьетнамской земле будет литься кровь от рук цивилизованных варваров, что снова Бонар, но на сей раз американский командующий 82-й десантной дивизии, 120 лет спустя будет заявлять по телевидению, что его солдаты готовы высадиться в любой стране мира, где появится в этом необходимость.
  Трогательны и глубоки подтексты писателя: крепостные русские матросы, сами изнывающие в рабском ярме, непримиримо осуждают хищные нравы колонизаторов-рабовладельцев, сердечно сочувствуют угнетенным. В том и величие русской души, и скрытый протест против царской тирании. Именно благодаря гуманистическим мотивам, гражданственности творчество К.М.Станюковича пользуется непреходящей любовью и уважением все новых поколений читателей.
  
  
  
  
  
  
   Иван Гайдаенко ______________________________________________________________________
  Станюкович К.М. Вокруг света на "Коршуне": Сцены из морской жизни в двух частях. / Предисл. И.П.Гайдаенко; Худож. М.Д.Шевченко. - Одесса: Маяк, 1980. - 392 с., ил. - (Морская б-ка. Кн. 21-я).
  В одном из самых популярных произведений известного писателя-мариниста рассказывается о трехлетнем кругосветном путешествии 6удущего мичмана Владимира Ашанина, о том, как это плавание способствует становлению характера юноши, пробуждает в нем истинный интерес к морской службе. ______________________________________________________________________ OCR dauphin@ukr.net

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 521 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа