ФЛАГМАН РУССКИХ МАРИНИСТОВ
______________________________________________________________________
(c) Издательство "Маяк", 1980 г.
OCR & Spellcheck: Dauphin, 2003 г.
______________________________________________________________________
Загоралась заря девятнадцатого века. На рейдах и в гаванях России
буйно разрастался лес корабельных мачт. Морская целина, распаханная
Петром, щедро колосилась белобокими парусами.
Не оглядываясь на самозванных "владычиц морей", Россия дерзко
выходила на океанские просторы. 1803-1806 - первые годы столетия -
первая российская кругосветная экспедиция, первые имена русских
морепроходцев высечены на скрижалях истории. И.Ф.Крузенштерн и
Ю.Ф.Лисянский, "Надежда" и "Нева" - их парусные ладьи. Оправдалась
надежда державной Невы, принеся морскую славу России, славу добрую,
громкую.
Белокрылыми птицами разлетались во все края земли российские
шлюпы, бриги, корветы; отправлялись открывать неоткрытые земли,
познавать таинства океанов: В.М.Головнин и М.П.Лазарев, О.Е.Коцебу,
Л.А.Гогемейстер, З.И.Панафидин и снова Головнин. К южному полюсу
пробивались Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, в Арктику - М.Н.Васильев
и Г.С.Шишмарев. В третий раз в кругоземный вояж уходят неутомимый
адмирал Лазарев, вторую свою экспедицию совершает О.Е.Коцебу.
Половодье, всплеск русских парусов над Мировым океаном. Свыше
сорока кругосветных экспедиций и дальних походов за полвека.
Открыт шестой континент планеты - закованная во льды Антарктида,
нанесены на карты неизвестные острова, исследуются глубины и берега,
изучаются течения и ветры, флора и фауна океанов, а крепостная
мужицкая Россия все еще толкует о найденных землях ада и рая, о
кровожадных людоедах, о морских чудовищах, пожирающих целиком корабли,
о сивушных озерах и берегах из чистого золота. Любопытным
простолюдинам почитать бы правдивые описания морских плаваний, но
они темные в грамоте, забитые помещичьей барщиной, запуганы страхом
суеверий и мистических бредней.
Десятки книг бывалых капитанов повествуют о далеких странствиях,
о подвигах русских моряков на далеких меридианах. За цифрами, за
деловым профессиональным языком, за бытовыми деталями остаются
нераскрытыми прекрасные образы русских людей, их необыкновенные
характеры, экзотические краски неведомых стран. Это и стало неодолимым
магнитом, потянувшим в моря живописцев и литераторов.
И.А.Гончаров - автор первого, но уже нашумевшего романа
"Обыкновенная история" - определяется личным секретарем адмирала
Е.В.Путятина и уходит в плавание с кругосветной экспедицией
(1852-1854), чтобы со временем с большим мастерством и художественным
вкусом создать путевые очерки "Фрегат "Паллада". Несколько лет спустя
по поручению морского министерства в путешествие вокруг Европы
отправляется писатель Д.В.Григорович, создавший до этого довольно
известные повести и романы о крепостной деревне. Позже он опубликует
книгу в двух частях "Корабль "Ретвизан".
В 1867 году появляются занимательные очерки "Из кругосветного
плаванья" - первая книга двадцатичетырехлетнего отставного лейтенанта
Константина Станюковича, творчеству которого в будущем суждено стать
флагманом русской морской литературы.
Необычно сложились отношения с морем у К.М.Станюковича. Вырос
он в потомственной семье моряков и, казалось бы, с детства должен
был влюбиться в морские дали, в тугие белоснежные паруса, которым
посвятили всю свою жизнь его прадед, дед, отец и старший брат. Но
в силу ряда причин этого не случилось.
В Севастополе, в марте 1843 года у адмирала Станюковича родился
сын Константин. В тот же день отец предначертал младенцу карьеру
флотоводца - продолжателя морской династии Станюковичей. Не подозревал
адмирал, что сам же отвратит сына от флота своим крутым нравом.
Грозный адмирал, привыкший к неограниченной власти на кораблях
эскадры, не мог обойтись без суровых уставов и в собственном доме.
В семье нерушимо поддерживался жестокий домостроевский порядок,
усиленный флотской дисциплиной, требованием беспрекословного
повиновения воле адмирала и строгими наказаниями за малейшее
ослушание.
Дом Станюковичей жил флотом. Семейные беседы за вечерним чаем
о корабельной службе не обходились без упоминаний обычных офицерских
команд того времени: "Высечь розгами", "Прочесать линьками",
"Вздернуть на рее". Об этом рассказывалось вдохновенно и весело,
словно, и не существовало понятий о человеческом достоинстве, о цене
жизни. Жестокость отзывалась болью и страхом в чуткой, впечатлительной
душе ребенка. Он трепетно боялся отца. Мир под белыми парусами казался
ему багровым от крови бесправных людей.
В 1857 году, по желанию отца, Константин сменил форму пажеского
корпуса на мундир морского кадета. Он мечтал об университете, его
влекла литература, но адмирал усматривал в этом влечение к
вольнодумству, к стезе декабристов.
Нудная, педантичная муштра в морском кадетском корпусе, два летних
практических плавания на кораблях, крепостные матросы, отдающие 25
лет жизни подневольной службе "батюшке-государю", безропотно терпящие
унижения, издевательства боцманов и офицеров, площадная брань, розги,
линьки - все зверино-дикое и вопиюще несправедливое, ненавидимое с
детства предстало наяву.
Еще шесть месяцев - и конец учебы в морском корпусе. "А тогда
- университет, литературный труд", - мечтал семнадцатилетний
Станюкович.
"Время и служба развеют сумасбродные чаяния "щенка", - раздумывал
отец.
По сговору адмирала с морским министром раньше срока Константина
зачислили в экипаж новопостроенного парусно-парового корвета
"Калевала" и в октябре 1860 года юноша ушел в трехлетнее плавание
вокруг света.
Ему повезло. Командир корабля оказался гуманным, прогрессивно
настроенным, с доброй душой человеком. Он не терпел вульгарной ругани,
требовал от офицеров человеческого обращения с матросами и с первых
дней похода запретил узаконенные на флоте рукоприкладства и порку
линьками.
Бесконечной вереницей потянулись недели и месяцы тревог и надежд.
Сквозь штилевые полосы безветрия и штормовые непогоды стремительно
несся корвет на встречу с чужими странами и незнакомыми народами.
А ветер истории нес его к отмене крепостного права в России и телесных
наказаний на кораблях.
Двадцатилетним лейтенантом в 1863 году Станюкович возвращается
с экспедицией в Кронштадт и добивается своего - выходит в отставку,
чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.
Учительствует в глухой деревне Владимирской губернии, пробует свои
силы в поэзии, пишет стихи, статьи, рассказы, печатая их в журналах.
С 1872 года К.М.Станюкович сотрудничает в ежемесячном
литературно-политическом журнале "Дело". На его страницах публикуют
свои произведения Д.И.Писарев,
Н.Флеровский
(В.В.Берви),
Д.Н.Мамин-Сибиряк, Г.И.Успенский. Здесь он знакомится с редакторами
журнала Г.Е.Благосветловым и революционером-демократом Н.В.Шелгуновым,
близким к Н.Г.Чернышевскому. Через девять лет К.М.Станюкович
становится членом редколлегии журнала, а затем и его издателем. За
эти годы писателем создано и опубликовано много статей, рассказов
и пять романов ("Без исхода", "В мутной воде", "Наши нравы", "Два
брата", "Омут").
За связь с революционными демократами-эмигрантами в 1884 году
царские сатрапы подвергают аресту К.М.Станюковича и Н.В.Шелгунова.
В течение года писатель содержится в тюремном заключении и на три
года ссылается в Томск.
После возвращения из ссылки в свет выходят его новые романы:
"Первые шаги", "Откровенные", "Жрецы", "Равнодушные". Большую и
заслуженную популярность К.М.Станюковичу приносят его морские повести
и рассказы. Именно в этих выстраданных произведениях наиболее полно
раскрылся его незаурядный литературный талант. За морские рассказы
в 1901 году, за два года до конца своего жизненного пути, известный
маринист Станюкович удостоен Пушкинской премии.
Писатель до тонкостей знал морскую службу, не изучая ее
пассажиром-наблюдателем, а живя одной жизнью со всем экипажем,
испытывая на себе все тяготы моряка парусного флота. Ему, сыну
адмирала, одинаково были известны тайны адмиральских салонов и затхлые
кубрики, где прозябали бесправные "мужланы-матросы". Проникнутый
искренним сочувствием к рядовым, он понимал их широкие натуры,
любознательность и талантливость, зажатые тисками неграмотности и
нечеловеческого обращения. Помимо глубокой вдумчивости, природной
душевной доброты, он обладал еще зрячим сердцем. И все, что его
огорчало и радовало, что любил и презирал, он мастерски излагал в
своих повестях и рассказах с писательской страстью.
К.М.Станюкович сумел создать волнующие произведения, населенные
незабываемо трогательными и привлекательными образами простых
обездоленных людей, беззаветно любящих свою родную землю, смышленых
мастеров тяжелого морского дела, в характере которых заложены
выносливость, героизм и готовность преодолевать любые трудности,
совершать подвиги не за страх, а по своей неподкупной чести. И над
ними - боцманы и унтеры, офицерское дворянство, возводящие
рукоприкладство в некую магическую благодетель. Когда пытаются
увещевать буйного боцмана, что, дескать, пускать в ход кулаки - дело
недоброе, тот крайне удивляется таким определениям и отвечает: "Ежели
с рассудком, так вовсе даже обязательно". Полынная горечь охватывает
читателя, когда задумываешься, до чего же уродливо можно воспитать
человека.
Каждый рассказ К.М.Станюковича - глубоко драматичное
повествование, гневно осуждающее бесправие, крепостничество и его
пережитки, протестующее против несправедливости и произвола господ.
Душевный и верный заступник африканца - Иван Лучкин ("Максимка"),
оскорбленный и преданный Федос Чижик ("Нянька"), человечные матрос
Кочнев и боцман Гордеев, самодурствующий барон фон дер Беринг
("Куцый"), умирающий от чахотки матрос Артемьев ("Между своими"),
прямой и честный матрос Матюшин ("Отчаянный") и другие персонажи
составляют целую галерею людей разных судеб, изображенных правдиво
и ярко, с точным рисунком психологии и взаимоотношений.
Особое место в творчестве Станюковича заняла автобиографическая
повесть "Вокруг света на "Коршуне", в которой нашло отражение
трехлетнее плавание писателя на корвете "Калевала", С глубоким
уважением и любовью описывает он командира корабля капитан-лейтенанта
Василия Федоровича - волевого моряка и великодушного человека. С
необыкновенной теплотой рисует характер матроса с лукавинкой Михаила
Бастрюкова - первого, с кем познакомился на палубе судна. Тонкими
мазками создает образ своего вестового, безропотного и заботливого
Варсонофия Рябова (Ворсунька) из Вологды, в достоверных деталях
повествует о верных своему служебному долгу штурмане и старшем
офицере, о грозе матросов - боцмане Федотове.
Корвет - островок земли русской. В жизни его экипажа, как в капле
воды, отражена вся Россия со своими горестями и надеждами, бытом и
нравами, взглядами и суждениями. Простые, униженные люди бредят новыми
веяниями, жаждут торжества совести, справедливости, человеческой
благожелательности. Вся повесть пронизана великим и тревожным
ожиданием отмены крепостного права. Полторы сотни рядовых и унтеров
ждут признания матроса человеком. Ожидание справедливости проносится
белым парусником через моря и океаны, встречается с беспросветным
горем рабов колоний, угасает в печали и снова вспыхивает искорками
далекой и сомнительной надежды. Напряженное ожидание с тяжелым, но
верным предчувствием, что и после дарования воли, переодевшись в
другие одежки, неволя будет по-прежнему угнетать людей. Не так легко
изменить мир бесправия. Еще только бродят слухи об отмене телесных
наказаний, а уже на корабле раздаются ворчания: "Как же обойтись
матросской роже без кулака?" "Не корабль будет - институт благородных
девиц".
Повесть "Вокруг света на "Коршуне" представляет и для нынешнего
читателя большой интерес - как путешествие в прошлое, откуда хорошо
прослеживается разбойная биография современного империализма. Писатель
ведет свое повествование о 60-х годах XIX столетия, а читатель
невольно переносится мыслями в наши дни XX века, сравнивает,
анализирует. И неизбежно приходит к выводу: мир неузнаваем в своих
разительных переменах, но мало в чем изменилась природа капитализма
- та же звериная физиономия, только постаревшая и ставшая более
отвратительной.
Прошло сто лет с того времени, как описаны Фуншал на Мадейре,
Батавия (Джакарта) в Индонезии и другие города бывших и настоящих
колоний, а кажется, что автор описывает их сегодня: те же грязные
хибары туземных кварталов и фешенебельные виллы европейских районов,
та же роскошь на фоне нищеты, болезней и горя.
В период плавания К.М.Станюковича в Америке началась гражданская
война севера с плантаторами рабовладельческого юга. Шла война, а
тихими океанскими дорогами все еще брели корабли, груженные черными
рабами. На невольничьи рынки было вывезено десять миллионов негров,
и все они ждали свободы и равенства от победы северян. Но прошли
десятилетия, наступил двадцатый век, а чернокожий человек по сей день
остается бесправным и униженным.
С возмущением К.М.Станюкович описывает, как к ногам американской
актрисы вместо цветов янки бросают на сцену мятые купюры долларов,
и она, униженная, но сияющая, поднимает с пола грязные бумажки.
Небольшой эпизод раскрывает позицию писателя, и с ней солидарен
современный читатель. Доллар - цель жизни буржуазного общества, его
божество, вдохновитель откровенного грабежа и захватнических войн,
родоначальник ненасытной жадности.
В те годы Америка расширяла свои территории и бесцеремонно
отторгала Техас, сократив почти наполовину территорию испанской
Мексики. Жестоким военным вмешательством Америка подавила Тайпинское
восстание в Китае. И сегодня американский империализм объявляет
далекие страны "регионами своих жизненных интересов", пытается
вторгаться на чужие земли, чтобы грабить их богатства. И сегодня янки
стремятся выступать в роли мирового жандарма
против
революционно-освободительного движения народов.
Королю канаков Камехамеха I в 1810 году удалось объединить весь
архипелаг Гавайских островов в единое государство, насчитывающее до
полумиллиона туземцев. Гавайи оставались независимыми и при Камеамеа
IV, когда их посетил на корвете К.М.Станюкович, хотя уже в то время
американские дельцы без зазрения совести грабили доверчивых гавайцев,
истребляли их сандаловые леса и ценную древесину вывозили, захватывали
лучшие земли, прибирали к рукам торговлю.
С 1882 года военные корабли дяди Сэма отправлялись к Гавайям "для
защиты американских интересов". Их "интересы" раскрылись в 1893 году.
Инсценированное восстание вынудило королеву Лилуоколани отречься от
власти в пользу фиктивной республики. А спустя пять лет "республику"
расформировали, и Гавайи оказались обычной американской колонией.
С 1959 года Гавайские острова обрели статус 50-го штата, и по переписи
1969 года их коренное население составило только десять тысяч человек.
Не могут не волновать читателя гневные строки К.М.Станюковича
о пребывании в Кохинхине (так европейцы именовали в те годы Вьетнам).
В 1858-1862 годах французские колонизаторы военной силой захватили
три южные провинции вьетнамского государства. Огнем и мечом
расправлялся с миролюбивым народом французский адмирал Бонар. Сжигая
селения, сея смерть, натравливая офицерских собак на туземцев, он
утверждал господство Франции в Индокитае. Не предполагал писатель,
что и во второй половине двадцатого века на той же многострадальной
вьетнамской земле будет литься кровь от рук цивилизованных варваров,
что снова Бонар, но на сей раз американский командующий 82-й десантной
дивизии, 120 лет спустя будет заявлять по телевидению, что его солдаты
готовы высадиться в любой стране мира, где появится в этом
необходимость.
Трогательны и глубоки подтексты писателя: крепостные русские
матросы, сами изнывающие в рабском ярме, непримиримо осуждают хищные
нравы колонизаторов-рабовладельцев, сердечно сочувствуют угнетенным.
В том и величие русской души, и скрытый протест против царской
тирании. Именно благодаря гуманистическим мотивам, гражданственности
творчество К.М.Станюковича пользуется непреходящей любовью и уважением
все новых поколений читателей.
Иван Гайдаенко
______________________________________________________________________
Станюкович К.М. Вокруг света на "Коршуне": Сцены из морской жизни
в двух частях. / Предисл. И.П.Гайдаенко; Худож. М.Д.Шевченко. -
Одесса: Маяк, 1980. - 392 с., ил. - (Морская б-ка. Кн. 21-я).
В одном из самых популярных произведений известного
писателя-мариниста рассказывается о трехлетнем кругосветном
путешествии 6удущего мичмана Владимира Ашанина, о том, как это
плавание способствует становлению характера юноши, пробуждает в нем
истинный интерес к морской службе.
______________________________________________________________________
OCR dauphin@ukr.net