Главная » Книги

Каченовский Михаил Трофимович - Об источниках для Русской Истории

Каченовский Михаил Трофимович - Об источниках для Русской Истории


  

Объ источникахъ для Русской Истор³и.

  
   Ни одно изъ государствъ Европейскихъ въ продолжен³е тысячи лѣтъ не испытало столь великихъ, столь удивительныхъ перемѣнъ, какъ Росс³йское. Никакой частной Истор³и не можно раздѣлить на пер³оды съ такою непринужденною точност³ю, какъ Росс³йской. Обозрѣвая произшеств³я отъ основан³я государства до конца осмнадцатаго вѣка наблюдатель видитъ Росс³ю раждающуюся, раздѣленную, угнетенную, возраждающуюся, торжествующую. Первой пер³одъ начинается со времени пришеств³я Князей Варяжскихъ, и продолжается до кончины Ярослава; вторый заключается несчастнымъ сражен³емъ при рѣкѣ Калкѣ: трет³й оканчивается при Великомъ Князѣ ²оаннѣ Васильевичѣ; четвертый простирается до Царствован³я Петра Великаго; пятый до нашего времени.
   Не имѣя полной, съ надлежащею разборчивост³ю написанной Истор³и, мы имѣемъ весьма богатой запасъ вещества историческаго какъ въ своихъ, такъ и въ чужестранныхъ сочинен³яхъ; имѣемъ множество извѣст³й о произшеств³яхъ, хотя впрочемъ с³и извѣст³я несогласны однѣ съ другими. Чтобы получить сколь возможно ближайшее къ истинѣ познан³е объ Истор³и отечественной, надлежитъ знать источники, изъ которыхъ почерпать должно извѣст³я. Исчислимъ ихъ, начавъ съ Нестора, древнѣйшаго Лѣтописца Русскаго.
   Что Несторъ былъ не чужестранецъ, въ томъ нѣтъ ни малѣйшаго сомнѣн³я, хотя впрочемъ мѣсто рожден³я его неизвѣстно. Татищевъ объявляетъ, что Преподобный Лѣтописатель родился на Бѣлъ Озеръ; онъ ошибся, неосторожно положившись на одно испорченное мѣсто въ Радзивиловскомъ {Онъ же и Кенигсбергской Губернаторъ Прусс³и, Богуславъ Радзивилъ, подарилъ въ 1668 году рукописнаго Нестора, вмѣстѣ съ другими книгами, Кенигсбергскому университету. Велик³й Петръ проѣзжая черезъ Кенигсбергъ 1716 году, приказалъ сдѣлать для себя вѣрной списокъ сей книги со всѣми находящимися въ ней изображен³ями. Потомъ и самой подлинникъ достался С. Петербургской Академ³и Наукъ въ 1761 году, когда Прусс³я была подъ власт³ю Росс³и. Онъ напечатанъ 1767 года въ Петербургѣ, и составляетъ I-й томъ Исторической Росс³йской Библ³отеки. Къ сожалѣн³ю, Издателю дозволено было дѣлать пропуски, прибавлен³я и поправки въ слогѣ.} спискѣ, въ которомъ вмѣсто: и сѣде въ Ладозѣ старѣй Рюрикъ, а друг³й Синеусъ на Вѣлѣ Озерѣ, а трет³й Труворъ въ Изборску, написано: Исѣде въ Ладозѣ старѣй Рюрикъ, а друг³й сидеунасъ на Вѣлѣ Озерѣ и проч.
   Время рожден³я Несторова нигдѣ точно не означено; однакожь не трудно опредѣлить оное вѣроятными догадками. Самъ Несторъ, повѣствуя о началѣ монастыря Печерскаго, которое относитъ къ 1051 году, пишетъ о себѣ, что пришелъ къ Игумену Ѳеодос³ю на семнадцатомъ году отъ роду. Въ Патерикѣ обстоятельнѣе: когда Антон³й жилъ безмолвно въ пещерѣ, а Ѳеодос³й строилъ монастырь, въ то время Несторъ, будучи семнадцати лѣтъ отъ роду, пришелъ къ нимъ, и просилъ о принят³и себя въ число брат³и. Онъ былъ принятъ; однакожъ постриженъ въ монашество не прежде какъ при Игуменѣ Стефанѣ, отъ котораго возведенъ потомъ и на степень Д³аконск³й. И такъ извѣстно 1 е, что Несторъ семнадцати лѣтъ пришелъ въ монастырь Печерск³й; 2 е, что Антон³й и Ѳеодос³й еще были живы, и 3 е, что с³и святые мужи строили монастырь. Патерикъ же ясно показываетъ, что новое построен³е монастыря началось 1072 году; Антон³й скончался въ слѣдующемъ году 10 го ²юля; Ѳеодос³й скончался 1074 го Мая 3 го; послѣ его продолжалъ строен³е монастыря Игуменъ Стефанъ: слѣдственно Несторъ пришелъ къ Ѳеодос³ю незадолго до кончины Антон³я, то есть 1073 го года. Теперь открывается само собою, что Преподобный Лѣтописецъ родился 1056 года
   Въ 1083 году, новой монастырь при Никонъ, пятомъ Игуменѣ, украшенъ образами; для сей работы призваны живописцы изъ Константинополя. Спустя потомъ два года, освящена церковь. Тѣло Ѳеодос³я погребено было внѣ новаго монастыря въ старой пещерѣ. Въ 1091 году монашествующее братство опредѣлило по общему соглас³ю перенести мощи Преподобнаго Ѳеодос³я въ новую церковь, имъ построенную. Нестору приказано отъ Игумена отыскать мощи и вынуть изъ могтилы. Онъ съ двумя товарищами своими трудился до полуночи, молясь и поя духовныя пѣсни. На другой день мощи Ѳеодос³евы перенесены въ новую церковь съ подобающимъ обрядомъ.
   Вотъ все, что Несторъ самъ о себѣ объявляетъ. О другихъ обстоятельствахъ жизни его и пришеств³я въ монастырь ничего неизвѣстно; даже время кончины его нигдѣ точно не означено; только написано въ Патерикѣ, что Несторъ трудился надъ Лѣтописью, помышлялъ о вѣчности, угождалъ Творцу своему, и скончался поживъ лѣта довольна. И такъ ежели принять шестьдесятъ лѣтъ за время жит³я Несторова; то выдетъ, что онъ умеръ не прежде 1116 го года.
   Нестора почитаютъ сочинителемъ жит³й преподобныхъ отцовъ Печерскихъ; въ заглав³и Патерика {Съ Греческаго Πατερικον.} Печерскаго поставлено его имя; въ Жит³и онъ названъ Списателемъ жит³й Святыхъ и лѣлтъ; въ прочемъ с³и творен³я дошли до насъ не въ томъ видъ, въ какомъ они оставлены сочинителемъ, и о Несторѣ упоминается въ нихъ третьимъ лицемъ, а не первымъ, какъ ожидатъ бы надлежало, когда бы онъ говорилъ самъ о себѣ. Изъ предислов³я къ Патерику Печерскому видно, что подлинникъ затерялся во время безпокойствъ военныхъ: остатки собраны Симономъ Епископомъ Владим³рскимъ и Суздальскимъ, жившимъ въ 12 вѣкѣ. Онъ сдѣлалъ изъ нихъ извлечен³е всего, что показалось ему достойнымъ особливаго вниман³я.
   Другое несравненно важнѣйшее сочинен³е Несторово есть Лѣтопись, по которой онъ и прозванъ Русскимъ Лѣтописцомъ. Безъ Нестора никто не имѣлъ бы достаточнаго свѣден³я о произшеств³яхъ дальнаго сѣвера прежде одиннадцатаго вѣка. Можетъ быть, его примѣромъ заохочены Русск³е упражняться въ словесности, такъ что с³я охота не изчезла и въ послѣдующ³я времена бѣдств³й и грубаго невѣжества, вновь покрывшаго Росс³ю при Татарскомъ господствѣ. Монастыри и монахи южной Европы не мало вреда сдѣлали роду человѣческому въ послѣдн³я передъ симъ столѣт³я; за то во времена своей невинности они заслужили неотъемлемое право на благодарность потомства, а особливо монахи Греческаго исповѣдан³я. Они переписывали старинныя рукописи, они сберегли для Европы драгоцѣнные остатки древняго просвѣщен³я.
   Желательно знать: какимъ образомъ К³евской монахъ научился сочинять лѣтописи? Какимъ образомъ пришло ему на мысль писать Истор³ю своего отечества на своемъ природномъ языкъ, тогда какъ въ Европѣ вообще писали по Гречески, по Латыни? Кто были для него образцами? Изъ какихъ источниковъ почерпалъ онъ свои извѣст³я? Какъ писалъ онъ свою лѣтопись?
   Съ 988 года, то есть начиная отъ крещен³я Владим³рова до Нестора, почти безпрерывно продолжались дружественныя сношен³я между К³евомъ и Константинополемъ. Просвѣщен³е повсюду сопутствовало вѣрѣ Христ³янской. Духовные люди, монахи, художники (зодч³е, живописцы и друг³е) пр³ѣзжали въ землю новообращенныхъ; Русск³е часто предпринимали путешеств³я въ Грец³ю. Велик³й Владим³ръ посылалъ ученыхъ священниковъ по городамъ за селамъ. При немъ, по совѣту Митрополита Михаила, устроены школы, куда приказано было собирать дѣтей для учен³я даже противъ воли родителей. При Ярославѣ, сынъ Владим³ра Великаго, Христ³янство начало распространяться въ Росс³и, учреждены монастыри, явились монахи. Сей Князь приказалъ перевести на Славянск³й языкъ Греческ³я книги и переписать ихъ великое множество, Монахъ Михаилъ, пр³ѣхавш³й въ К³евъ съ Митрополитомъ Георг³емъ изъ Константинополя, привезъ съ собою уставъ тамошняго монастыря Студ³йскаго; по сему уставу заведенъ порядокъ въ Печерскомъ и въ прочихъ монастыряхъ Росс³йскихъ. Объ ²оаннъ Добромъ, К³евскомъ Митрополитѣ, написано, что онъ былъ человѣкъ весьма ученый, Философъ славный; что имѣлъ даръ краснорѣч³я, и часто поучалъ народъ въ церкви, Святитель сей скончался 1089 го, слѣдственно жилъ въ одно время съ Несторомъ. Въ концѣ 12 столѣт³я были уже Князья, которые разумѣли Греческ³й и друг³е языки. Смоленское училище имѣло въ библ³отекѣ своей однихъ только Греческихъ книгъ тысячу. При жизни Нестора словесность Греческая, въ которой столь прилѣжно упражнялись Росс³яне, была еще не въ самомъ худомъ состоян³и. И такъ удивительно ли, что Несторъ имѣлъ способы научиться!
   Нѣтъ сомнѣн³я, что историческ³я книги, вмѣстѣ съ другими, доходили до Росс³и, Историки Визант³йск³е Синкеллъ, Кедринъ, Скилицъ Куропалатъ, Ксифилинъ, конечно извѣстны были нашему Лѣтописцу, Несторъ сочинялъ и располагалъ совершенно по образцу Визант³йцовъ; цѣлыя мѣста изъ нихъ переводилъ и вносилъ въ свою лѣтопись; даже въ Хронолог³и видно подражан³е Визант³йцамъ. Разумѣлъ ли онъ самъ по Гречески, или пользовался готовыми переводами - утвердительно сказать не можно.
   Несторъ предпринявъ трудиться надъ Лѣтописью, сочинилъ ее на языкѣ отечественномъ, то есть на Славянскомъ. Все что можно узнать о первоначальномъ употреблен³и письма въ Росс³и, состоитъ въ слѣдующемъ: Славяне появились на позорищѣ народовъ Европейскихъ около 6 го столѣт³я отъ Р. X. Ихъ нашли по сю сторону Дуная, въ странахъ, до того времени невѣдомыхъ южной Европѣ, извѣстныхъ только подъ общими назван³ями Скиѳ³и и Сармат³и. Народъ сей, впрочемъ весьма многочисленный, будучи въ полудикомъ состоян³и, несоставлялъ единаго тѣла государственнаго, но жилъ раздѣленными обществами. Въ половинѣ девятаго вѣка Святый Кириллъ принесъ къ Моравамъ, одному изъ племенъ Славянскихъ, вѣру Христ³янскую и съ нею вмѣстѣ искуство писан³я. Сей Кириллъ составилъ для Славянъ особую азбуку; онъ употребилъ къ тому Греческ³я буквы, прибавивъ нѣсколько новыхъ (б, ж, ы и проч.), и перевелъ вмѣстѣ съ братомъ своимъ Мэѳод³емъ священныя книги. Въ то самое время составлялось изъ Славянъ, Финновъ и Норманновъ Государство Славянское въ Новъ-городъ. И здѣсь люди жили въ полудикомъ же состоян³и до 988 году, то есть до принесен³я въ К³евъ изъ Константинополя вѣры Христ³янской, съ которою вмѣстѣ получено искуство писан³я. Азбука, принятая въ Росс³и, по видимому не разнится отъ Кириловской; буквы ея также взяты съ Греческаго алфавита, а нѣкоторыя прибавлены. Но точно ли она самая та, какую Кириллъ составилъ для Моравовъ, и какимъ образомъ очутилась она въ К³евѣ? На с³и вопросы рѣшительно отвѣчать неможно; ибо никакихъ Славянскихъ памятниковъ, которые были бы древнѣе Рускихъ Лѣтописей, не сохранилось въ Европѣ {О рукописяхъ Древлянскихъ господина Дубровскаго, писанныхъ Руничческими буквами) и о другихъ оставшихся отъ временъ Ольги и Владим³ра (см. Вѣстн. Евр. 1805 года No 5 стр. 55), никакихъ подробностей еще необнародовано. До сихъ поръ мы должны оставаться при томъ мнѣн³и, что Руническими буквами книгъ не писали, и что ихъ можно видѣть только на камняхъ.}. Какъ бы то ни было, Несторъ писалъ своими буквами и на своемъ природномъ языкъ, потому что сей языкъ былъ уже обработанъ и подведенъ подъ правила.
   Откуда Несторъ почерпалъ свои извѣст³я? Онъ описывалъ мног³я произшеств³я, при немъ случивш³яся; а быт³е Государства простиралось не далѣе двухъ столѣт³й. Самъ Несторъ объявляетъ, что многое слышалъ онъ отъ своего товарища, монаха ²оанна, умершаго девяти-десяти лѣтъ отъ роду въ 1106 году, слѣдственно родившагося въ 1016, то есть одинъ годъ спустя послѣ кончины Владим³ра Великаго. Не имѣлъ ли онъ кромѣ того еще какихъ-либо записокъ? Можетъ быть имѣлъ, только не ²оакимову Лѣтопись, сочиненную вѣроятно въ 16-мъ столѣт³и какимъ-нибудь простодушнымъ монахомъ, читавшимъ Польскихъ историковъ. Если бы въ самомъ дѣлѣ ²оакимъ былъ творцемъ лѣтописи; то могло ли статься, чтобъ Несторъ не зналъ его? могло ли статься, чтобъ не ссылался на своего предшественника, или не опровергалъ бы его извѣст³й, съ которыми онъ во многомъ несогласенъ? - Мирные договоры Олега и потомъ Игоря съ Визант³йскими Императорами помѣщены подлинниками съ начала до конца въ Несторовой Лѣтописи, по крайней мѣрѣ во многихъ спискахъ: вотъ загадка! Рѣшить ее столь же трудно, какъ и задачу о корабляхъ Греческихъ, у Гомера упоминаемыхъ. Нельзя статься, чтобы так³я подробности сохранились въ прозѣ чрезъ устное предан³е, а грубые Норманны едвали писать умѣли въ половинъ десятаго вѣка (907 го и 945); притомъ же и въ Визант³йскихъ историкахъ ничего неупоминается о сихъ мирныхъ договорахъ, хотя впрочемъ с³и произшеств³я относятся ко времени молчан³я Визант³йскихъ историковъ; ибо послѣ Ѳеофана до Императора Константина Багрянороднаго, то есть отъ 813 года до 959, въ сей истор³и, обильной произшеств³ями, оказывается совершенно пустой промежутокъ.
   Подобно Визант³йцамъ, Несторъ начинаетъ свою Лѣтопись Космограф³ею, повѣствуетъ о раздѣлен³и земли между сынами Ноевыми, упоминаетъ о столпотворен³и Вавилонскомъ, и тотчасъ обращается ко временамъ, предшествующимъ началу Истор³и своего отечества. Здѣсь предлагаетъ онъ драгоцѣнныя, до тѣхъ поръ незнаемыя, извѣст³я о многихъ народахъ, обитавшихъ въ Росс³и, прежде еще нежели соединились они и составили тѣло государственное; означаетъ мѣсто ихъ пребыван³я, и съ точност³ю различаетъ Славянск³я племена отъ Финскихъ; изчисляетъ близк³е и отдаленные народы, о какихъ только знали въ К³евѣ; о перехожден³и Славянъ, говоритъ много такого, чего въ историкахъ Визант³йскихъ отыскать не можно, но что совершенно согласуетъ прочимъ истор³ямъ, или по крайней мѣрѣ онымъ непротивурѣчитъ. Послѣ сего краткаго вступлен³я начинаетъ онъ собственно такъ называемую Истор³ю. О началѣ Государства Несторъ повѣствуетъ, какъ думать должно, по предан³ю; способъ, какимъ оно составилось, предложенъ имъ естественный и весьма вѣроятный.
   Способъ повѣствован³я, или слогъ Несторовъ, совершенно библейской: гдѣ по нынѣшнему обыкновен³ю надлежало-бы описывать дѣйств³я, тамъ онъ заставляетъ лица свои говорить, точно какъ въ историческихъ книгахъ Ветхаго Завѣта. Часто мѣшаетъ пословицы изъ Библ³и и благочестивыя разсужден³я. Само собою разумѣется, что отъ монаха, жившаго при Днѣпрѣ въ одиннадцатомъ столѣт³и, не должно требовать ни обширныхъ свѣден³й объ Истор³и народовъ, ни философическихъ о ней понят³й. Онъ мало сообщаетъ извѣст³и объ Истор³и просвѣщен³я въ Росс³и, много занимается чудесами и знамен³ями чудесными, а еще болѣе военными произшеств³ями и уб³йствами. Впрочемъ и всѣ тогдашн³я Лѣтописи южной Европы наполнены такими случаями, которыя собственно къ Истор³и не принадлежатъ; а между Исландскими и Польскими временъ позднѣйшихъ лѣтописателями и Русскимъ Несторомъ такое различ³е находится, какое между здравымъ разумомъ, которой иногда ослабѣваетъ и всегдашнимъ тупоум³емъ. До сихъ поръ списки Нестора не были критически сравниваемы одни съ другими; можетъ быть при повѣркѣ найдется, что мног³я нелѣпости принадлежатъ не Нестору, но переписчикамъ, спустя 400 лѣтъ и болѣе послѣ его жившимъ.
   На какомъ мѣстѣ оканчиваетъ повѣствован³е Несторъ, с³е остается въ неизвѣстности; ибо, къ продолжен³е Лѣтописи, не поставлено никакихъ признаковъ раздѣлен³я. Татищевъ думаетъ, что Несторъ окончилъ 1093 года; въ нѣкоторыхъ спискахъ подъ симъ годомъ находится короткое набожное разсужден³е и слово аминь. Подобнымъ образомъ заключается 1116 годъ, гдѣ упомянуто имя Сильвестра, Игумена монастыря Михайлова; въ слѣдств³е чего Татищевъ и полагаетъ, что все продолжен³е отъ 1094 года до 1116 принадлежитъ Сильвестру. Однакожь Миллеръ справедливо опровергъ с³е мнѣн³е тѣмъ, что въ 1096 году еще говоритъ о себѣ монахъ Печерск³й, а не Сильвестръ, въ другомъ монастырѣ тогда находивш³йся. Подъ симъ годомъ, гдѣ упоминается о нашеств³и Боняка, Князя Половецкаго, на монастырь Печерск³й, Лѣтписатель говоритъ: Намъ сущимъ по кельямъ почивающимъ. И такъ Несторъ и въ семъ еще году продолжалъ свою Лѣтопись, и вѣроятно окончилъ ее не прежде 1116 году.
   Первымъ продолжателемъ Несторовой Лѣтописи былъ упомянутый выше Сильвестръ, Игуменъ Михайловскаго Выдубицкаго монастыря въ К³евѣ, 1119-го поставленный Епископомъ въ Переяславль, гдѣ и скончался 23-го Апрѣля 1123 года. Подъ 1116-мъ годомъ написано: Се азъ многогрѣшный инокъ Сильвестръ Игуменъ Святаго Михаила написахъ книгу с³ю, именуемую Греческ³й Хронографъ, Русски же Временникъ, при державномъ Великомъ Князѣ Владим³рѣ Всеволодовичѣ, именованномъ Мономахѣ, и при Митрополитѣ Никифорѣ всея Руск³я земли и проч. Татищевъ думаетъ, что сими строками Сильвестрово продолжен³е оканчивается; напротивъ того оно здѣсь начинается: ибо Владим³ръ Мономахъ, при которомъ, какъ сказано въ продолжен³и Нестора, Сильвестръ написалъ книгу свою, только въ 1114 году сдѣлался Великимъ Княземъ.
   Имя другаго продолжателя неизвѣстно. Подъ 1146 годомъ онъ объявляетъ о себѣ, что съ Игоремъ вторымъ часто пѣвалъ на клиросъ въ церкви во Владим³рѣ. Онъ особенно отличается отъ другихъ тѣмъ, что съ великою точност³ю описываетъ возрастъ и наружной видъ Великихъ Князей; по сему думаютъ, что онъ былъ живописецъ, тѣмъ болѣе, что въ с³и времена обыкновенно въ монастыряхъ занимались живописнымъ искусствомъ. Мног³я обстоятельства даютъ справедливую причину догадываться, что онъ жилъ въ Волын³и; произшеств³я, до сего края и до Чермной Руси относящ³яся, описаны имъ гораздо обстоятельнѣе нежели Бѣлой. Продолжен³е оканчивается 1156 годомъ.
   Трет³й, также неизвѣстный продолжатель оканчиваетъ 120З годомъ: такъ сказано въ жит³и Нестора, при Петербургскомъ издан³и Кенигсбергскаго списка помѣщенномъ.
   И такъ до начала тринадцатаго вѣка продолжается первой разрядъ Русскихъ Лѣтописцовъ: Нестора, Сильвестра и двухъ неизвѣстныхъ. Каждой промежутокъ времени имѣлъ одного только лѣтописателя, которой начиналъ тамъ, гдѣ остановился его предшественникъ. Всѣ списки согласны между собою въ главныхъ произшеств³яхъ до начала тринадцатаго столѣт³я, кромѣ того только, что въ одномъ обстоятельнѣе описаны произшеств³я, въ, другомъ короче, и что одинъ переписчикъ нерадивѣе, или простѣе, или затѣйливѣе другаго. Но съ 1203 года въ спискахъ открывается уже совершенное несходство: содержан³е, расположен³е, слогъ - все иное. Въ одномъ одобряется то, что въ другомъ опорочивается. Съ начала 13 вѣка открывается множество лѣтописателей, жившихъ и трудившихся въ одно время. Росс³я часъ отъ часу болѣе раздроблялась на Княжества, не было уже общаго отечества, не было одной общей цѣли. Частные лѣтописцы подробно говорили о произшеств³яхъ только въ своемъ Княжествѣ случившихся, упоминая о другихъ мимоходомъ.
   Имена сихъ частныхъ лѣтописцовъ до васъ не достигли. Извѣстны только два: Симонъ, Епископъ Суздальск³й, скончавш³йся 1226 года, описалъ произшеств³я своего края весьма обстоятельно, слегка упомянувши о К³евскихъ и Волынскихъ; другой ²оаннъ, Священникъ Новогородк³й, которой говоритъ о себѣ подъ 1230 годомъ, что былъ очевиднымъ свидѣтелемъ повѣствуемыхъ дѣян³й, сохранилъ для потомства драгоцѣнный памятникъ древнихъ законовъ, Русскую Правду, Великимъ Княземъ Ярославомъ данную Новгородцамъ. Г. Шлецеръ особо напечаталъ ее въ С.-Петербургѣ 1766 году; потомъ найдены исправнѣйш³е списки, и Правда вновь издана 1792 года съ учеными, весьма важными примѣчан³ями.
   Частныя лѣтописи въ непрерывномъ порядкѣ продолжаются, начинаясь отъ 13 вѣка; мног³я изъ нихъ называются Несторовыми, будучи приложены къ четыремъ общимъ. Въ одномъ спискѣ повѣствуется о К³евѣ, въ другомъ о Новъ-городѣ, о Бѣлой, о Черной Руси и такъ далѣе. Къ сожалѣн³ю, никому не приходило на мысль собрать частныя лѣтописи, привести въ надлежащ³й порядокъ и составить изъ нихъ одну общую Истр³ю: трудъ сей предлежитъ нашему времени. Г. Шлецеръ показываетъ способъ сличить и критически исправить всѣ с³и лѣтописи; потомъ желаетъ онъ, чтобы кто-нибудь изъ искусныхъ людей порознь описалъ велик³я и малыя Княжества Росс³йск³я, отъ начат³я ихъ до послѣдняго присоединен³я къ Московскому.

К.

(Будетъ продолжен³е.)

ѣстникъ Европы". Часть XLIII, No 3, 1809


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа