о. Застывает в неподвижности).
Тихий ропот толпы. Гросман отступает на шаг. Складывает руки на груди и смотрит. Зарево растет. Старый рабочий осторожно подходит к Гросману и раболепно целует его рукав.
Гросман (вздрагивает. Оглянулся и тяжелым взглядом обводит рабочих. Отрывисто). Что надо?
Голоса. Господин Гросман... Они подожгли!
- Хозяин, мы не виноваты.
- Я сам видел.
- Господин Гросман, господин Гросман!..
Гросман (передразнивает). Господин Гросман, господин Гросман!.. А где вы были?.. Молчать!.. Мерзавцы, подлецы, скоты, черная сволочь... Где вы были? Почему допустили?.. Не подкупали вас, не бегали за вами, не заглядывали в глаза?..
Молчать, холопы, черви, подонки, черные, голодные, каторжники, ослы... Гросман остается Гросманом. Он смеется над вами... Что он потерял?.. Он плюет на вас! (Наступает на них.)
Тихий ропот. Этель вскрикнула.
Гросман. Молчать! Вы думали, что Гросман испугается и скажет сдаюсь! Врете! Гроссман не сдается! Мерзавцы, Гросман не сдается... (Бессмысленно орет, топает ногами.) Гросман!.. Гросман!..
Этель (с криком подбегает к нему). Давид, Давидочка!..
Голоса. Господин Гросман!.. Хозяин...
- Это молодые, черти...
- Хозяин, хозяин...
Ропот. Гросман продолжает топать ногами и грозить.
Историко-литературному комментарию к публикуемым пьесам предпосланы краткие биографические справки об авторах. Все упоминаемые произведения датируются по времени их первого издания. В том случае, если между написанием и опубликованием пьесы прошло более года, сообщаются обе даты. В скобках указываются варианты заглавий.
При ссылках на цитируемые источники в комментариях приняты следующие сокращения: ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства (Москва); ЦГИАЛ - Центральный государственный исторический архив в Ленинграде; ИМЛИ - Институт мировой литературы имени А. М. Горького при Академии наук СССР, Архив А. М. Горького (Москва); ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, Отдел рукописей (Ленинград); ОРБЛ - Всесоюзная государственная библиотека имени В. И. Ленина, Отдел рукописей (Москва); ЦТБ - Центральная государственная театральная библиотека имени А. В. Луначарского, Отдел рукописей (Ленинград).
Семен Соломонович Юшкевич родился 25 ноября 1868 г. в Одессе. Тринадцатилетним мальчиком, имея на руках свидетельство об окончании четвертого класса гимназии, он был определен отцом в ученики к местному аптекарю. В 1893-1902 гг. С. Юшкевич учился в Париже на медицинском факультете университета. "Там, в Париже, - писал он позднее в автобиографии, - под влиянием обстановки, товарищеских споров, сходок, а главное, под влиянием зарождавшегося марксизма у меня сложилось определенное отношение к жизни".
В 1891 г. С. Юшкевич послал один из первых своих очерков критику А. Скабичевскому и получил от него благожелательный отзыв. Дебютировал С. Юшкевич значительно позднее, в 1897 г., рассказом "Портной" в "Русском богатстве". В начале 1900-х гг. он сблизился со "Средой", познакомился с М. Горьким и с радостью принял его предложение о сотрудничестве в "Знании". В литературных сборниках "Знание" были помещены посвященная Горькому повесть "Евреи" (1904) и драма "Король" (1906). В 1903-1908 гг. "Знание" издало Собрание сочинений С. Юшкевича в пяти томах.
В 1903-1922 гг. С. Юшкевичем опубликовано пятнадцать драм и комедий: "Чужая" ("Ирина", 1903), "Голод" (1905), "В городе" ("Бездна", "Дина Глант", 1906), "Король" (1906), "Деньги" ("Семья", "Комедия нравов", 1909), "Miserere" ("Господи, помилуй нас!", "К небу!", 1910), "Комедия брака" (1911), "Драма в доме" (1913), "Бес" (1913, 1917), "Мендель Спивак" ("Отец", 1914), "Человек воздуха" (1915), "Повесть о господине Сонькине", "Город Иты" (1916), "Облака" (1922), "Похождения Леона Дрея" (1922) {Авторская инсценировка романа "Леон Дрей" (1913).}. Писал С. Юшкевич и одноактные пьесы: "Августовский вечер" (1904), "Одинокая" (1909), "Первый день творения" (1914), "Еврейское счастье" (1915), "Невесты" (1916), "Зять Зильберман" (1916), "Симочка у портного" (1924).
Превосходный знаток быта еврейской бедноты в так называемой "черте оседлости", С. Юшкевич показывал все убыстрявшийся процесс классового расслоения среди еврейского населения, обличая еврейскую буржуазию, сочувствовал бесправной еврейской бедноте. Вместе с тем восприятие революции и классовой борьбы оставалось у С. Юшкевича типично мелкобуржуазным. После поражения революции 1905 г. в произведениях С. Юшкевича прозвучали ноты усталости и разочарования (драма "Miserere"). В годы реакции С. Юшкевич становится сотрудником декадентских альманахов "Шиповник" и "Земля".
Значения Октябрьской революции С. Юшкевич не понял, - он уехал во Францию, но, находясь в эмиграции, держался в стороне от реакционных антисоветских кругов.
С. Юшкевич умер в Париже 12 февраля 1927 г.
Пьеса "Король" опубликована в Сборнике товарищества "Знание" за 1906 год, кн. 14, Спб., 1906. Отдельными изданиями напечатана в 1908 г. "Знанием" и журналом "Театр и искусство".
В январе - апреле 1906 г. С. Юшкевич совершил путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии. За границей он имел повод убедиться в том, с каким неослабным вниманием европейский пролетариат следил за героической борьбой русских рабочих с царизмом.
Новую свою пьесу С. Юшкевич решил посвятить теме крепнущей классовой солидарности рабочих разных национальностей. Пьеса должна была продолжить цикл его социальных драм, начатый "Голодом" и "В городе". Этот замысел у писателя укрепился после чтения С. Юшкевичем в Германии "Варваров" М. Горького.
11 августа 1906 г. С. Юшкевич отослал из Одессы письмо в Петербург К. Пятницкому: "Революция действует. На прошлой неделе закончил новое драматическое произведение "Король". Написал "Короля" в дополнение к "Голоду" (ИМЛИ). Позже в беседе с корреспондентом "Петербургской газеты" (1907, 1 ноября, No 300) С. Юшкевич сказал: "Я строю камень за камнем целое здание. В "Голоде" я показал угнетающее действие голода... "В городе" роль угнетающего элемента являет сам большой город. Наконец, "Король" изображает гнет, испытываемый от капитала.
"Вся пьеса, - заключал цензор драматических сочинений М. Толстой, - проникнута духом нетерпимости к капиталистам с оправданием освободительного движения среди рабочих, выражающегося в предъявлении рабочими своих требований, в проведении забастовок и, наконец, в поджогах [...] Интрига в этой пьесе отходит на второй план. Я полагаю, что такого рода пьесу не следует ни в каком случае разрешать к представлению, так как даже при исключении или смягчении резких мест можно всегда ожидать, что ее используют с агитационной целью" ("Первая русская революция и театр", стр. 335-336). 11 ноября 1906 г. пьеса была запрещена для представления на театре.
Цензурный запрет не обескуражил С. Юшкевича и не поколебал его решимости во что бы то ни стало поставить "Короля" в России. Он предложил рассмотреть свою пьесу ведавшему репертуаром Александрийского театра театрально-литературному комитету.
7 марта 1907 г. комитет под председательством критика Ф. Батюшкова одобрил доклад о "Короле" писателя П. Вейнберга: "Особых замечаний в смысле общего построения и развития характеров она (пьеса.- В. Ч.) не вызывает, есть эффектные и более вялые сцены, чувствуется местами влияние "Мещан" Горького, но в общем тема разработана самостоятельно и автор высказался и в данном произведении хорошим знатоком еврейского быта в разных слоях еврейского населения" (ЦГИАЛ, ф. 497, оп. 4 доп., ед. хр. 153, л. 99). Комитет одобрил постановку "Короля" на казенной сцене. Горячей сторонницей включения "Короля" в репертуар Александрийского театра была М. Савина.
19 марта 1907 г. пьесу вторично рассматривал петербургский цензурный комитет. Цензор О. Ламкерт полагал, что разрешение драмы С. Юшкевича только для императорских театров само собой рассеет опасения относительно использования этой пьесы с "агитаторской целью" (см.: С. Юшкевич, "Король". Машинопись. ЦТБ, инв. No 49343). Делая обильные вымарки в тексте, Ламкерт тщательно вытравлял нежелательную "тенденцию" и навязывал собственную. Вперед цензором "выдвинута сильная, властная фигура фабриканта-еврея Гросмана, борьба же рабочих с ним, из которой он к тому же выходит победителем", служит "только для лучшей характеристики этого хищника-еврея" (ЦГИАЛ, ф. 776, оп. 26, ед. хр. 26, л. 80).
В Александрийском театре "Короля" ставил А. Петровский, игравший роль Эрша. Спектакль намечено было показать в октябре - ноябре 1907 г. С. Юшкевич часто сидел на репетициях. Его восхищало мастерство В. Давыдова. Он, по признанию автора, "создал удивительную фигуру из роли "короля", еврея Гросмана.
8 одном месте у него есть фраза: "Я вам дам кусочек голоду... Вы будете кушать воздух"... Давыдов сопровождает эти слова таким жестом, что кажется, будто действительно ест воздух" ("Петербургская газета", 1907, 1 ноября, No 300). М. Савина была "бесподобна" и "верно схватила тип" в роли бедной сестры жены Гросмана (там же). В недатированном письме к М. Савиной С. Юшкевич благодарил за хлопоты в цензуре, за согласие играть в "Короле" роль Мани: "Уверен, что Вы создадите новый жанр - и в Вашем театре будут учиться тому, как надо создавать характер чужой национальности" (ЦГИАЛ, ф. 894, ед. хр. 1402, л. 4). 27 и 28 октября 1907 г. прошли две закрытые генеральные репетиции, собравшие всю театральную цензуру, видных чиновников министерства двора. 5 ноября 1907 г. Юшкевич сообщил Д. Айзману, что совершенно готовую пьесу "в последнюю минуту сняли по распоряжению свыше" (ИРЛИ, ф. 520, ед. хр. 158, л. 1). Беспрецедентный в истории театра эпизод пространно комментировался газетами (см. "Сегодня", 1907, 22 ноября, No 381). По воспоминаниям цензора Н. Дризена, царских сановников напугала не столько "тенденция" "Короля", сколько сыгранная актерами "с необыкновенным реализмом" сцена рабочего митинга "ярко революционного оттенка" ("Возрождение" (Париж), 1927, 15 февраля, No 623). После новых хлопот и переговоров М. Савиной все же удалось получить согласие на представление "Короля" в Михайловском театре... в пользу детского приюта Театрального общества. В день премьеры, 11 января 1908 г., роли исполняли: Давид Гросман - В. Давыдов, его жена - М. Шаровьева, Маня - М. Савина, Яков Розенов - И. Лерский, Александр - Н. Ходотов, Мирон - Н. Ангаров, Чарна - А. Чижевская, (см. "Ежегодник имп. театров. Сезон 1907- 1908", вып. XVIII. Спб.)
Еще 23 марта 1907 г. М. Г. Савина переслала экземпляр "Короля" в Москву А. Южину-Сумбатову: "Читайте и восхищайтесь [...] Пьеса как пьеса хороша и роли превосходные" (ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 1800, л. 51-51 об.). "Короля" хотел поставить главный режиссер Московского Малого театра А. Ленский. В мае 1907 г. он специально ездил в Одессу, где вместе с С. Юшкевичем посещал жилища рабочих-евреев (Н. Зограф, Александр Павлович Ленский, М., "Искусство", 1956, стр. 357). Короля должен был играть А. Южин-Сумбатов, Этель Гросман - Н. Никулина, Эрша - О. Правдин (см. "Театр", 1907, 30 сентября - 1 октября, No 57-58, стр. 18).
Безропотно подчинившись требованиям цензуры, С. Юшкевич внес дополнительные купюры в текст "Короля", и 9 апреля 1908 г. особым циркуляром Главное управление по делам печати оповестило, что "совершенно [...] переработанный" автором "Король" включен в список "безусловно дозволенных" пьес (ЦГИАЛ, ф. 776, оп. 26, ед. хр. 43, л. 72).
В репертуар провинциальных театров "Король" попал раньше, чем было получено официальное разрешение. Так, 6 и 9 июня 1907 г. "Король" шел в двух харбинских театрах (см. "Новый край", 1907, 6 и 9 июня, No 120 и 123). 26 октября 1907 г. труппа Н. Кручинина разыграла "Короля" в Самаре (см. "Голос Самары", 1907, 3 ноября, No 228). С весны 1908 г. многие провинциальные антрепренеры включали пьесу в репертуар наряду с другими новинками театрального сезона. В Уфе Гросмана играл Е. Лепковский, в Елисаветграде - А. Дорошевич, в Воронеже - Л. Людвигов. Режиссеры, вынужденные довольствоваться дозволенной цензурой редакцией "Короля" в полосу столыпинской реакции все дальше отходили от авторского понимания конфликта пьесы. Поэтому особого упоминания заслуживают те постановки, которые доносили до зрителя социальный подтекст произведения. Неизменным успехом сопровождались гастроли в провинции В. Давыдова. Кульминацией всего спектакля братьев Адельгейм в Либаве 13 октября 1908 г. сделалась массовая сцена второго действия - рабочая сходка.
В главное управление по делам печати поступали донесения губернаторов, наложивших запреты на представления "Короля" в Нижнем Новгороде, Двинске, Варшаве, Томске и других городах (ЦГИАЛ, ф. 776, оп. 26, ед. хр. 43, лл. 52, 53, 56).
"Королем" начал Зимний сезон Петербургский театр (бывш. Неметти); режиссеры М. Т. Строев и М. А. Сукенников. С 1 октября по декабрь 1908 г. драма выдержала свыше тридцати представлений.
Москвичам впервые пьесу показали братья Адельгейм 7 января 1909 г. в помещении арендованного ими "Интернационального театра" (Давид Гросман - Р. Адельгейм, Маня - С. Чарусская; режиссер М. Мартов; см. "Русские ведомости", 1909, 8 января, No 5). Очевидной удачей стала премьера "Короля" 5 ноября 1910 г. в Москве у Ф. А. Корша. Режиссер А. Л. Загаров. Так же как и на спектакле в "Интернациональном театре", публика наиболее остро реагировала на прекрасно отрепетированную массовую сцену второго действия. Среди исполнителей рецензенты выделяли Б. Борисова (Гросман), М. Блюменталь-Тамарину (Роза) и Н. Борисовского (Эрш) (см. "Театр", 1910, 7-8 ноября, No 736, стр. 8-9).
Интерес к драме С. Юшкевича возник вновь в первые годы Советской власти. "Она,- писала самарская газета "Коммунист" в связи с постановкой местного театра, - не утратила интереса, ибо еще не кончена эта мировая схватка труда и капитала" (1921, 29 октября, No 861). 1 августа 1922 г. "Короля" показал театр имени А. В. Луначарского в Ростове-на-Дону (см. "Трудовой Дон", 1922, 4 августа, No 309).
В 1927 г. Московский Экспериментальный театр почтил память С. Юшкевича представлением "Короля". А. Дорошевич (Гросман), М. Блюменталь-Тамарина (Этель), В. Топорков (Эрш), К. Хохлов (Розенов) и Н. Борская (Женя) создали запоминающийся ансамбль. Перед началом спектакля вступительное слово о творческом пути автора произнес Н. А. Семашко (см. "Вечерняя Москва", 1927, 5 мая, No 99).
Пьеса печатается по тексту сборника "Знание".
Стр. 327. Теодор Герцль (1860-1904) - реакционный еврейский публицист, основатель буржуазно-националистического движения - сионизма.
Стр. 341. Герсон Блейхредер (1822-1893) - личный банкир Бисмарка и неофициальный советник германского правительства по финансовым вопросам.
Стр. 343. Шарлотта Корде (1768-1793) - убийца Марата, казненная по приговору революционного суда.