тно для китайского уха, или же принимается с благодарностью, как достойный награды труд, выполняемый бесплатно добрыми людьми, которые заботятся о своем личном и общественном благополучии". В Южном Китае публичные торжественные обряды изгнания дьяволов совершаются главным образом в летнюю жару, когда свирепствует холера. Причиняемые эпидемией опустошения приписываются в народе злобе демонов, незримо витающих в воздухе. Цель обряда - изгнать эти вредные существа из дома и города. Всем предприятием руководит особая комиссия, и расходы покрываются по подписке, причем местный мандарин обыкновенно открывает подписной лист приличным взносом. Сам ритуал изгнания дьяволов совершается процессиями мужчин и мальчиков, которые шествуют по улицам и производят страшный шум, поражая незримого врага топорами и мечами и оглушая их гудением гонгов, звоном колоколов, трескотней шутих, залпами из мушкетов и кремневых ружей.
В Аннаме заклинатель при обряде изгнания демонов болезни из частного дома наигрывает на лютне и побрякивает связкой медных колокольчиков, привязанной к его большому пальцу на ноге, в то время как его помощники аккомпанируют ему на барабанах и на струнных инструментах. При этом считается, что колокольчики висят на шее некоего животного, на котором божество мчится на помощь к главному заклинателю. Видную роль играют колокола и в религиозных обрядах жителей Бирмы. Каждая большая пагода имеет несколько дюжин колоколов, и народ, видимо, очень любит их гулкий и мелодичный звон. Говорят, в настоящее время их назначение - не столько отгонять злых духов, сколько оповещать духов-хранителей, что хвалы Будде пропеты, поэтому по окончании богослужения молящийся троекратным ударом в колокол заявляет о выполнении своего религиозного долга. Мы, однако, предполагаем, что такое объяснение является одним из тех позднейших толкований, которыми более развитая религия оправдывает и освящает пережитки старых варварских обрядов, служивших первоначально менее утонченным и возвышенным целям. Возможно, что и в Европе звон церковных колоколов применялся вначале для изгнания демонов из дома молитвы и лишь со временем стал рассматриваться как простое средство созыва верующих в храм.
Среди более отсталых народов Азии применение колоколов для изгнания злых духов удержалось в чистом виде до нашего времени. При ночном обряде погребения у тибетского племени меч, близ северной границы Ассама, жрец в фантастическом уборе из зубов тигра, разноцветных перьев, колокольчиков и ракушек исполняет дикий танец, чтобы испугать злых духов, позвякивая при каждом движении своими колокольчиками и ракушками. У племени киранти, в Центральных Гималаях, которое хоронит своих мертвых на вершинах холмов, "жрец должен присутствовать при погребении. Провожая тело до могилы, он время от времени бьет палкой в медную чашу и, призывая душу умершего, желает ей мирно свершить свой путь и присоединиться к предшествовавшим ей душам". Это битье в медную чашу при погребении может преследовать только две цели: торопить дух умершего, чтобы он скорее отошел, куда ему следует, или же отогнать демонов, которые могли бы причинить ему зло во время его пути. Быть может, ради одной из этих двух целей в античной древности, когда умирал спартанский царь, женщины ходили по улицам города и били в котлы. Среди племен банту в Кавирондо, в Центральной Африке, когда женщина разводится с мужем и возвращается обратно к своей родне, она тем не менее почитает своим долгом в случае смерти своего бывшего мужа справлять по нему траур в его деревне. С этой целью она, сняв колокольчик с коровы, привязывает его сзади к поясу, созывает своих друзей, и они всей гурьбой направляются вприпрыжку к деревне покойного, причем колокольчик печально бренчит всю дорогу. Здесь опять-таки звон колокольчиков должен, по-видимому, держать дух умершего супруга на безопасном расстоянии или, может быть, обращать его внимание на то, как усердно вдова выражает свою скорбь.
В юго-восточных областях Борнео среди даяков принято день и ночь бить в гонг, пока тело умершего остается в доме. Эта заупокойная музыка начинается с того мгновения, как умирающий испустил последний вздох. Мелодия исполняется на четырех разного тона гонгах, в которые ударяют попеременно, с промежутками приблизительно в две секунды. Час за часом, день за днем выводится эта мелодия, и, говорят, ничто в мире, даже отходный звон колоколов в католической Европе, не производит на слушателя такого сильного впечатления, как этот торжественный голос гонгов смерти, который монотонно раздается, постепенно замирая, по широким рекам Борнео.
Правда, у нас нет точных сведений, почему даяки в этой части Борнео непрерывно бьют в гонг после смерти человека; однако мы смело можем предположить, что в данном случае гонг преследует цель удерживать натиск злых духов, а не просто извещать далеких друзей об утрате. В самом деле, если бы хотели только распространить весть о смерти по округе, зачем же гонгам гудеть непрерывно день и ночь все время, пока тело остается в доме? С другой стороны, нам известно, что на Борнео звон металлических инструментов иногда применяется с явной целью изгнания демонов. Один английский путешественник, побывавший в Северном Борнео, описывает, как ему довелось жить в большом доме дусунов, где ютилось около сотни мужчин со своими семьями. "Когда наступила ночь, они стали выбивать какую-то странную музыку на металлических тамбуринах. В ней можно было различить определенный ритм и мелодию явно мистического свойства, и, когда я спросил, не было ли это мэйн-мэйн (т. е. забава), мне ответили отрицательно и объяснили, что в доме больной, а потому они должны играть всю ночь, чтобы злые духи не посмели приблизиться". Кроме того, дусуны Северного Борнео раз в год торжественно изгоняют всех злых духов из своих деревень. При этих обрядах звонят в колокола и гонги, чтобы тем заставить уходящих демонов поторопиться. Мужчины бьют в гонги и барабаны, а женщины шествуют от дома к дому, приплясывая и распевая под мерный лязг медных кастаньет, которые они держат в руке, и побрякивая маленькими медными колокольчиками, привязанными целыми связками к запястьям. Прогнав демонов из домов, женщины загоняют или отводят их к берегу реки, где уже стоит наготове плот, чтобы вывезти их за пределы деревни и принадлежащих ей земель. Плот украшен изображениями людей, животных и птиц, сделанных из листьев саговой пальмы; чтобы сделать судно еще привлекательней, на нем оставляют приношения в виде пищи, одежды и кухонной посуды. Когда незримые пассажиры соберутся все на плоту, канаты отвязывают, и судно плывет вниз по течению, пока не обогнет самую дальнюю излучину реки и не скроется из глаз в лесу. Так уходят демоны в долгий и, как надеются люди, безвозвратный путь.
Когда сэр Хью Лоу в августе 1845 г. посетил даякскую деревню на холме Себонго, его приняли с большими церемониями, как первого европейца, появившегося в этом краю. Благодушно принимая участие в молитвах к солнцу, месяцу и радже Саравака о том, чтобы рис уродился обильно, чтобы свиньи хорошо поросились и женщины награждены были мужским потомством, англичанин сопровождал и подчеркивал эти просьбы поминутным подбрасываньем к небу небольших горсточек желтого риса - очевидно, с целью привлечь внимание трех богов к скромным нуждам их почитателей. Поднявшись с молящимися на общественную трибуну перед домом, сэр Хью вернулся затем на веранду, где старейшина деревни, по собственным словам гостя, "привязал мне бубенчик к запястью и потребовал, чтобы одновременно и я привязал другой такой бубенчик, который он нарочно дал мне для этой цели, к тому же суставу его правой руки. Затем загремели гонги и тамтамы, подвешенные к балкам у одного конца веранды, и старейшина навязал мне еще один бубенчик на правую руку; на этот раз его примеру последовали все присутствовавшие старики, из коих каждый обратился ко мне с несколькими словами, пробормотав их скорее про себя, чем вслух. Смысл этих слов остался для меня непонятен. Каждый входивший приносил с собой несколько бамбуковых тростинок, наполненных вареным рисом, и каждый прибавлял мне по бубенчику, так что теперь их количество сделалось для меня стеснительным, и я попросил как милости, чтобы остальное привязывалось к левому запястью, если для обряда это безразлично. Просьба моя была уважена". Хотя сэр Хью Лоу не объяснил нам и сам, вероятно, не знал, зачем туземцы обвешивали его колокольчиками, мы можем предположить, что под этим средством скрывалось доброе намерение отпугнуть злых духов от почетного гостя.
Жрец племени натари, в Мирзапуре, и многие аскеты по всей Индии носят на себе колокольчики и железные погремушки, которыми они побрякивают при ходьбе, чтобы отпугнуть этим демонов. По-видимому, в тех же целях у гондов особые жрецы, известные под именем оджиалов и ведущие борьбу с дьяволом, всегда носят на себе колокольчики. По всей вероятности, тот же мотив повсеместно является подоплекой обычая вешать колокольчики на различные части тела, в особенности на шею, щиколотки и запястья, будь то по какому-нибудь специальному случаю или же на долгое время. Первоначально, надо полагать, звон колокольчиков, по общераспространенным представлениям, должен был защищать их носителей от нападений со стороны разных страшилищ. С этой целью колокольчики очень часто надевают на детей в южных провинциях Китая и реже в северных провинциях. Серебряные украшения с подвешенными к ним крошечными бубенчиками носят неаполитанки от дурного глаза. Йазиды [Йазиды (езиды) - религиозная секта, близкая зороастризму; распространена среди курдского населения Турции, Ирана, Ирака и СССР. - С. Т.], которые верят в дьявола, в заключение одного своего паломнического торжества совершают обряд, долженствующий, по-видимому, помешать этому алчному волку приблизиться к стаду верующих. Какого-нибудь старика одевают в козью шкуру и вешают ему на шею ожерелье из колокольчиков. В таком наряде он ползает на четвереньках вокруг столпившихся паломников, подражая блеянию козла. Этот акт, по местным представлениям, освящает участников торжества, но мы полагаем, что само освящение достигается в данном случае тем, что вокруг верующих воздвигается незримая ограда, которую коварный враг не может переступить. Вероятно, с подобным же намерением жрец племени бадага, в Южной Индии, подвязывает к ногам колокольчики, прежде чем пройти босиком по горячей золе костра при торжественном обряде, который, по-видимому, должен призвать благословение на посевы.
В Африке туземцы часто прибегают к колоколам в целях обращения в бегство злых духов. И нам незачем полагать, что этот обычай везде или хотя бы местами был заимствован ими у европейцев, так как чернокожие с незапамятных времен верили в духов и были знакомы с употреблением металлов, в особенности железа. Так, например, народы Невольничьего Берега, говорящие на языке йоруба, верят в существование неких злых духов, именуемых абику, которые населяют леса и пустыни и, сильно страдая от голода, жаждут всегда поселиться в человеческом теле. С этой целью они улучают момент зачатия и проникают в зародыш во чреве женщины. Когда потом рождается ребенок, он чахнет и хиреет, потому что голодный демон внутри его поедает лучшую часть пищи, предназначенной для самого младенца. Чтобы избавить дитя от неприятного жильца, мать приносит демону жертву яствами и, пока он их пожирает, она пользуется его отлучкой, чтобы нацепить своему ребенку на щиколотки железные колечки и бубенчики и колечки на шею. Лязг железа и звон бубенчиков должны, по ее убеждению, удержать демона на расстоянии, поэтому у многих детей в тех краях можно увидеть на ногах стеснительные железные украшения. Среди баганда и баньоро, в Центральной Африке, когда маленькие дети учатся ходить, им обыкновенно привязывают к ножкам колокольчики. Этому обычаю придается тот смысл, что колокольчики будто бы помогают ребенку в ходьбе и укрепляют его ножки, но, вероятно, первоначальной целью было освободить ребенка в этот критический период от непрошеного внимания злых духов. Должно быть, с той же целью у племени баганда родители близнецов носят на щиколотках колокольчики во время долгих и сложных обрядов, которым местные суеверия подвергают в подобных случаях мужа и жену; кроме того, день и ночь неумолчно гремят особые барабаны - один для отца, другой для матери.
У племени бого, живущего на севере Абиссинии, когда женщина разродится, ее подруги зажигают костер у порога дома, и мать с младенцем на руках медленно ходит вокруг огня; при этом присутствующие производят сильный шум колокольчиками и пальмовыми ветвями, чтобы отпугнуть злых духов. Рассказывают, что индийские гонды "всегда ударяют в медные тарелки при рождении ребенка, дабы этот звук проник в уши младенца и устранил бы всякую помеху для его слуха". Смысл, приписываемый здесь обряду, вряд ли можно считать исконным. Гораздо правдоподобнее, что звон меди, как и бренчание колокольчиков у племени бого, должен защитить мать и новорожденного от натиска демонов. Так, по греческой легенде, куреты [Куреты - в греческой мифологии жрецы Зевса на острове Крит. - С. Т.] плясали вокруг младенца Зевса, ударяя копьями о щиты, чтобы заглушить крики ребенка и не дать им привлечь внимание его отца Кроноса, который имел противоестественный обычай пожирать своих отпрысков при их рождении. Мы можем допустить, что греческая легенда передает воспоминание о древнем обычае, соблюдавшемся с целью защиты младенцев от различных болезней, вызывающих детскую смертность, которую первобытный человек объясняет вмешательством злых и опасных духов. Точнее говоря, мы можем предположить, что в прежние времена, когда рождался в Греции ребенок, отец со своими друзьями брали щиты и копья (или мечи) и исполняли вокруг новорожденного военный танец, ударяя копьями (или мечами) в щиты - отчасти для того, чтобы заглушить крики младенца, не давая им привлечь внимание рыскающих повсюду духов, а отчасти и затем, чтобы отпугнуть демонов лязгом металла. В довершение победы, чтобы привести незримого врага в полное замешательство, они потрясали оружием, рубили и кололи воздух. Такое предположение, по крайней мере, подтверждается следующими аналогиями.
Один испанский священник в начале XVIII в. следующим образом описал обряды, соблюдавшиеся при рождении ребенка, у тагалогов на Филиппинских островах. По его словам, "патианак, которого некоторые называют бесом (если это не фикция, сон или плод их воображения), есть гений или дьявол, постоянно досаждающий им... Ему они приписывают неудачный исход при родах и уверяют, что он, желая нанести им вред или сбить с пути, забирается на дерево или прячется где-нибудь близ дома роженицы и поет в своей засаде, подражая удаляющемуся голосу странника. Чтобы воспрепятствовать злым проказам патианака, туземцы раздеваются догола, облекаются в панцирь, берут боло, копья и т. д. и так во всеоружии размещаются по коньку крыши, а также под домом, где машут своими боло и делают другие подобные жесты и движения". По другому рассказу, муж со своими друзьями вооружается мечом, щитом и копьем и в такой экипировке яростно размахивает мечом на крыше и под домом (жилища строятся там на сваях), чтобы напугать и отогнать опасного духа, пока он не причинил вреда матери и младенцу. Эти вооруженные дикари, оттесняющие демона потрясанием своего оружия, представляют, по-видимому, современную параллель древнегреческим куретам.
Сходные поверья относительно опасности, угрожающей новорожденному со стороны невидимых врагов, заставляют бирманских качинов принимать подобные же меры для охраны матери и младенца. "В момент рождения ребенка повитуха говорит: "Ребенка зовут так-то и так-то". Если она этого не сделает, какой-нибудь неблагосклонный нат, или дух, первым даст имя новорожденному, и младенец зачахнет и умрет. Если с матерью и ребенком все обстоит благополучно, устраивается пир на всю деревню. Гости пьют и едят и подшучивают над счастливым отцом. Если же роды проходят тяжело, это объясняется вмешательством натов, и в дом призывают тумсу, т. е. ясновидца. Тумса удаляется в другой дом в деревне и совещается с бамбуковым посохом (так называемым чиппаутом), чтобы выяснить, сам ли отвернулся от роженицы домашний нат, или это пришел злой нат из джунглей и прогнал ната-хранителя. Наты из джунглей носят название саунов и являются тенями тех, кто умер в родах или же насильственной смертью. Они, естественно, ищут себе подруг и для этого входят в дом и хватают женщину и дитя. Если посох объявляет, что причина заключается в первом, то домашнего ната стараются умилостивить жертвами, которые приносятся по обрядам культа духов или же обычным порядком. Но если выяснится, что в дом забрался саун, то тогда требуются решительные действия. Палят из ружей вокруг дома и по дорогам, ведущим в деревню, мечут стрелы в подполье, над телом женщины заносят дха (меч или большой нож) и размахивают факелами, наконец, сваливают между сваями под домом старые лохмотья, красный перец и всякие вещества, которые дают при горении неприятный запах, и поджигают всю эту кучу, чтобы смрад изгнал всех духов - кроме разве самых закоренелых и упрямых. Равным образом один католический миссионер, подвизавшийся среди качинов, рассказывает, что в случае тяжелых родов эти дикари "обвиняют саунов (т. е. призраков женщин, умерших во время родов) в желании убить роженицу и устраивают на них настоящую облаву. Они рыщут по дому, заглядывая в каждый уголок, потрясают копьями и ножами. Внутри дома и снаружи жгут вонючие листья, подбрасывая в огонь рис, перец и все, что только может причинить смрад; со всех сторон подымают крик, стреляют из мушкетов, мечут стрелы, потрясают в воздухе мечами, потом со всем этим шумом устремляются по главной дороге в лесу до ближайшего ручья, полагая, что тут сауны обращаются в бегство".
Когда калмычка корчится в родовых схватках, ее муж стелет сеть вокруг кибитки и бегает взад и вперед, размахивая в воздухе дубинкой и восклицая: "Прочь, дьявол! Прочь!" - пока не появится дитя. Делает он это, чтобы держать нечистого в страхе. У одного из тюркских народов Кавказа - у ногайцев, когда рождается мальчик, каждый подходит к дверям с котлом в руках. Собравшиеся производят страшный шум, уверяя, что делают это, дабы обратить дьявола в бегство и не дать ему больше власти над душой младенца. В Бонн, или Бонэ, княжестве на юге Целебеса, когда женщина тяжело рожает, мужчины подымают иногда крик или стреляют из ружей, чтобы этим отогнать злых духов, препятствующих родам, а при рождении княжича, как только ребенок отделится от последа, бьют и колотят во все металлические инструменты, какие только употребляются тут для изгнания демонов, "дабы оттеснить подальше злых духов". С той же целью на островах Ару, лежащих к юго-западу от Новой Гвинеи, принято бить в барабаны, когда роды запаздывают. Дух одной реки, впадающей в бухту Бартон на озере Танганьика, считается окрестными дикарями очень неблагосклонным к беременным женщинам, которым он мешает разродиться. Когда женщина объясняет свои мучения его недобрым вмешательством, она наказывает принести жертвы и свершить известные обряды. Жители всей деревни собираются у хижины, где лежит страдалица, бьют в барабаны, орут и пляшут, чтобы выгнать злого духа. У цейлонских сингалов после родов повитуха заглушает громким криком плач ребенка, чтобы лесные духи не узнали о появлении младенца и не причинили бы ему вреда. Точно так же древние римляне верили, что женщина после родов бывает особенно подвержена нападениям лесного бога Сильвана, который ночью пробирается в дом, чтобы терзать и тревожить ее. Поэтому с наступлением ночи трое из мужчин обыкновенно обходили все пороги дома, вооружившись один топором, другой пестом, а третий метлой. У каждого порога они останавливались, и, пока первые двое стучали по нему топором и пестом, третий подметал его своей метлой. Таким путем они надеялись защитить роженицу от нападений лесного божества.
Подобным же образом мы можем предположить, что и в Древней Греции существовал обычай, состоявший в том, что вооруженные мужчины защищали рожениц от незримых врагов, исполняя вокруг ложа военную пляску и ударяя в щит мечом или копьем. И даже когда древний обычай был забыт, легенда все еще продолжала рассказывать, как этот ритуал справлялся куретами у колыбели младенца Зевса.
Вернемся, однако, от этих отступлений к применению колоколов как средства борьбы с натиском демонов или духов. У сунваров, мастеров по золоту и серебру в центральных провинциях Индии, дети и молодые девушки носят полые браслеты с бренчащими внутри их бубенчиками, и только замужняя женщина, уже родившая нескольких детей, перестает носить полые браслеты и заменяет их массивными. Теперь для объяснения причины, почему девушка носит звенящие украшения, говорят, что надо знать каждый ее шаг, чтобы с ней не случилось беды в темном углу. Но первоначально эти браслеты служили, вероятно, погремушками для отпугивания духов. У племени нанди, в Восточной Африке, когда над девушкой совершается обрезание, она получает от своих возлюбленных и поклонников заимообразно большие колокольчики, которые те обычно носят на ногах, но для этого торжественного случая передают девице. Если девушка пользуется успехом, она нередко получает по десять, по двадцать таких колокольчиков и нацепляет их на себя все до одного на время совершаемого над нею мучительного обряда. По окончании операции девушка встает на ноги и звенит колокольчиками над своей головой, затем идет навстречу возлюбленному и вручает ему все одолженные ей колокольчики. Зная, почему воины из племени нанди постоянно носят колокольчики на ногах, мы, вероятно, легко могли бы понять, почему девушки надевают на себя эти самые колокольчики на время операции. Так как ясных свидетельств все же нет, мы можем только высказать догадку, что колокольчики рассматриваются как талисманы, защищающие от опасности со стороны сверхъестественных сил - опасности, которой подвержены оба пола сообразно их особым функциям, один постоянно, другой временно.
В Конго туземцы боятся, что какой-нибудь демон может войти в их тела через рот, пока они пьют. Поэтому во время питья они прибегают к различным средствам, чтобы удержать опасного врага на приличном расстоянии, и одним из этих средств служит звон колокольчика, производимый перед каждым глотком. Очевидец рассказывает, как некий вождь выпил таким манером десять горшков пива в один присест, позвякивая своим волшебным колокольчиком каждый раз, когда подносил к губам сосуд. В виде дополнительной меры предосторожности мальчик-прислужник потрясал копьем вождя перед его лицом, чтобы воспрепятствовать демонам проникнуть в его желудок вместе с пивом. Здесь жители тоже носят заговоренные жрецом колокольчики в качестве амулетов, которые предохраняют от лихорадки, ран и нашествия саранчи и могут сделать своего носителя невидимым. Среди бакереве, живущих на Укереве, крупнейшем острове на озере Виктория, принято в каждом доме прикреплять к косяку колокол, и гость при входе в жилище обязательно звонит в этот колокол, нарочно задевая его головой, - не ради предупреждения хозяев о своем приходе, как в Европе, а затем, чтобы отвратить злых духов и рассеять чары колдунов. В Западной Африке бренчание колокольчиков играет не последнюю роль в общем оглушительном шуме, которым сопровождается периодическое изгнание призраков-страшилищ из жилищ.
Ношение колокольчиков (при себе или на себе) в Африке является особенно характерным для жрецов, прорицателей и знахарей при совершении торжественных обрядов, будь то изгнание демонов, исцеление больных или объявление смертным божественной воли. Так, например, среди акамба, в Восточной Африке, кудесники носят на себе железный колокольчик, как у скота, привязанный к кожаному ремню, и позванивают им, когда предсказывают судьбу; звон колокольчика, по местным представлениям, привлекает внимание духов. Один такой прорицатель рассказал англичанину Гобли, что ему приснился сон, будто бог велит раздобыть колокольчик, и он совершил целое путешествие в страну кикуйю для покупки колокольчика и по возвращении устроил пир, напоил всю деревню пивом и зарезал быка, чтобы умилостивить богов. У галла, в Восточной Африке, жрецы (лубасы) отличаются от заклинателей (калиджосы), но и жрецы и заклинатели носят колокольчики при совершении своих обрядов. Заклинатель вооружен вдобавок бичом, и он не стесняется стегать своих пациентов, выгоняя дьявола, которым, несомненно, одержим больной. Среди фонов, живущих в Габоне, знахарь-прозорливец при изобличении колдуна надевает множество маленьких колокольчиков на щиколотки и на запястья. Он уверяет, что руководствуется звоном этих колокольчиков, когда распознает виновника в толпе людей, взирающих на него со страхом и волнением. Госы из Тоголенда, в Западной Африке, верят в существование некоего "черта-работяги", или "косолапого беса", который чудесным образом умножает ракушки в сокровищнице человека и урожай на его полях. Этого услужливого духа зовут Соулуи, и очень любопытно, что так же госы называют звон маленьких колокольчиков, которые их жрецы, подобно еврейским священникам в древности, подшивают к подолу своих риз. У баньоро, в Центральной Африке, бог озера Альберт сносился со смертными посредством прорицательницы, которая носила кожаную одежду, обшитую по краям раковинками и железными бубенчиками; когда она шагала, ее подол колыхался, подобно волнам озера. У того же племени бог изобилия Уамала, дававший плодовитость и человеку, и скоту, и нивам, имел своим представителем оракула, который изрекал предсказания от имени божества. Когда на него находило пророческое наитие, этот человек подвязывал к щиколоткам колокольчики и обертывал вокруг бедер две белые шкуры теленка, обшитые по нижнему краю бахромой из железных колокольчиков.
Этих примеров достаточно, чтобы показать, как широко распространено было применение колокольчиков в магических и религиозных обрядах и какой всеобщей была вера, что звон металла обладает силой изгонять демонов. Из немногих приведенных мной примеров видно, что иногда бренчание колокольчиков должно было не столько отталкивать злых духов, сколько привлекать внимание добрых духов - духов-хранителей, но в общем эта вторая роль звона гораздо менее значительна, чем первая. Применение колокольчиков для привлечения, а не для отпугивания духов соответствует, возможно, той более высокой ступени религиозного сознания, когда страх перед злыми силами вытесняется верой в добро, когда набожные люди не стремятся бежать от дьявола, а хотят приблизиться к богу. Как бы то ни было, обряды и поверья, собранные в этой главе, иллюстрируют и, пожалуй, объясняют еврейский обычай, с которого мы начали повествование, причем одинаково возможно, что золотые колокольчики на лиловой ризе священника должны были отгонять демонов, когда он переступал порог святилища, или, напротив, привлекать внимание божества мелодическим звоном.
Апотропеи - колокола и пр. 483, 486-509.
Аскетизм см. Самоистязания, Траур.
Бессмертие 20, 31-38, 72. См. также Смерть.
Вавилонский плен 421-422, 443.
Вода в мифах 27-28, 73-75, 84-85, 87-88, 97, 108-110, 139-142.
Возрастные группы 254
"Внешняя душа" 325-332, 337-343.
Волк в мифах 25-26, 135-136, 141-143, 151-152.
Волосы в обрядах и их магическая сила 322-325, 442-463.
Ворон в мифах 23, 25, 142, 149-151
"Вторичное рождение" 246-249, 255-263.
Второзаконие 415-419, 425, 443
"Высоты", почитание их 382-389, 402-403.
Гадания (мантика) 250, 306-310, 341-342.
Гор культ см. "Высоты" Грехопадение 30-36.
Декалог 425-428, 432.
Деревья священные 380-403.
Договор, заключение его 186, 198-206, 250-251.
Долмены см. Камни священные.
Древо жизни, древо познания, древо смерти 21, 30-33.
Дуб священный см. Деревья священные.
Единобожие см. Монотеизм.
Женщина, сотворение ее 13-15, 18-20, 22-28.
Животные, сотворение их 13-14, 22-23,53,85.
Жреческий кодекс 14, 79-80, 83-86, 413.
Жуки в мифах 44-45, 50.
Заимствования в культуре 52-53, 68-69, 86-87, 155-156, 159-160, 431.
Зайцы в мифах 36-39.
Законнорожденность, испытание ее 319.
Запреты см. Табу.
Звезды в мифах 121.
Земля в мифах 39, 47-48, 53-57, 70, 140-142, 144-148, 176.
Змей, змея 22-23, 30-36, 43-51, 110.
Зоолатрия 47.
Идолопоклонство 393-400.
Камни священные 57, 273-280, 290-296.
Каннибализм 181.
Клятва 185-194, 290-296.
Книга завета 415-418, 425, 464, 470.
Кожа, сбрасывание ее 35-36, 43-51.
Козы в мифах и обрядах 39-41, 186, 188-189, 192-193, 199, 204, 246-250, 253-255, 263-264, 301.
Конвергенция в культуре 68-69, 431-432.
Конь в мифах 23-24.
Коровы священные 260-264.
Космогонические мифы см. Сотворение мира и человека.
Крабы в мифах 44-45.
Креветки в мифах 43-46.
Кровная месть 59-61, 464-485.
Кровь, ее значение в мифах и в Ветхом завете 53-57, 186-195, 246-253, 391-392.
Крыса в мифах 48.
Культ предков см. Предков культ.
Левират 232-233, 354-356, 405-408, 409-410.
Лестница от земли на небо 270-273.
Ложная весть 36-43.
Луна в мифах 26, 36-39, 46-48, 176.
Лягушка в мифах 41, 114.
Магия, колдовство 141-144, 186-195, 238-239, 246-247, 263, 294-296, 301-305, 428-429.
Майорат 208-213, 219, 221-222, 225-227, 234-236, 238-240.
Матриархат 228-231.
Минорат 209-242.
Молоко, поверья и запреты, с ним связанные 428-441.
Монотеизм, единобожие 393-397, 419-420.
Муравьи в мифах 26.
Нагота в мифах 15, 30-31, 505.
Насекомые в мифах 38.
Некромантия 348-361.
Обрезание 188-189, 246-250, 507.
Овцы 40-41, 185-206, 246-264, 350 и др.
Огонь 39, 44, 54, 110, 112-113, 121, 131-132, 134, 137-138.
Очистительные обряды 54-55, 57-59, 61-64, 194-195, 206, 253-254.
Патриархи еврейского народа 185-287.
Пауки в мифах 23-24.
Пеликан в мифах 113-114.
Первородство см. Майорат.
Петух в мифах 57, 70.
Политеизм 394, 397-398.
Порог жилища 362, 369-379.
Потоп в мифах 28, 69-158.
Предков культ 229, 249, 359, 442-463.
Присяга см. Клятва Происхождение животных 13-14.
Пророки 417-419, 422-423, 442-443.
Птицы в мифах 20,26-27,49,124,130-133, 136-138.
Рыбы в мифах 102-104,109, 114-115, 125.
Самоистязания 442-463.
Святых культ 382-387, 390-392, 395-396.
Симпатическая магия см. Магия.
Слезы, плач обрядовый 282-287, 406-407, 442-443.
Смерть, бессмертие 30-51.
Собака в мифах 22-24, 37-38, 41, 55-56, 133-134, 14.
Солнце в мифах 21, 23-24, 26-27, 70-72, 125-126.
Сотворение мира и человека 13-29, 39, 77, 128-129.
Строительная жертва 203-204.
Суд над животными см. Кровная месть.
Табу (запреты) 55, 64, 108, 121, 229, 304, 371-372, 424-425, 430, 432-441.
Тотемизм 47, 301, 340.
Траур 349-356, 404-410, 442-463.
Усыновление 245-249. См. также "Вторичное рождение".
Фетиши см. Камни священные.
Хамелеон в мифах и обрядах 42-43.
Человек, сотворение его см. Сотворение мира и человека.
Человеческие жертвоприношения 200-206.
Черепаха в мифах 39, 140.
Этногонические мифы 13-29, 103-111, 125-126, 129-133.
Этиологические мифы 13-29,105-106, 108-109, 111-112, 123-124, 145-148.
Элохист 416.
Языки, происхождение, смешение 171-182.
Яхвист 79, 83-87,416
Ящерица в мифах 24-25, 42-45, 48-50
Указатель этнических наименований
Абедери 125; малочисленное индейское племя, относившееся к жепано-карибской языковой группе (жес или же) и обитавшее в районе реки Пурус (Бразилия).
Абоме ("новые калабары") 191; народ назван автором по наименованию местности в дельте реки Нигер в Дагомее. Возможно, речь идет о народе иджо (калабары).
Аит-вериагел 428; одно из полукочевых арабских племен Марокко.
Айова 286; ветвь сиу, См. Дакота и Сиу.
Айно (айну, айны) 465; потомки древнейших обитателей Японии. Вытесненные японцами изцентральных районов страны, они заселили Хоккайдо, Курильские острова и южную оконечность Сахалина и Камчатки. После того как Курильские острова и Южный Сахалин временно перешли (соответственно в 1875 г. и 1905 г.) во владение Японии, А. были насильственно японизированы, а затем выселены, главным образом на Хоккайдо, где живут в настоящее время в нескольких деревнях.
Акагчемем 25, 136; одно из племен калифорнийских индейцев.
Акамба (вакамба) 245, 246, 250, 279, 294, 363, 364, 465, 508; северная группа бантуязычных народов, проживающая у верховьев реки Тана в Кении (Восточная Африка). См. также Банту.
Акикуйю (кикуйю, гикуйю) 54, 58, 245, 246, 247, 248, 250, 254, 255, 263, 364, 400, 433, 465; северная группа бантуязычных народов, населяющая горные районы и болотистые местности Межозерья в Кении (Восточная Африка). См. также Банту.
Аккаваи 126; индейское племя карибской языковой группы жепано-карибской языковой семьи (Южная Америка).
Албанцы 192, 374; самоназвание "шкиптар", являются потомками древнего населения западной части Балканского полуострова - иллирийцев и отчасти - фракийцев.
Алуи (луано) 176; бантуязычный народ, проживающий в Замбии (Центральная Африка).
Аналы 105; одно из горных племен Ассама языковой семьи мон-кхмер. А. проживают в горах Кхаси и Джайнтш в центре Ассамского нагорья (Индия).
Ангами 219, 220; одно из племен народа нага, обитающее в горных районах Ассама (Индия). См. также Нага.
Англы 222; древнегерманское племя, обитавшее до середины V в. н. э. на Ютландском полуострове и к западу и югу от устья реки Эльба, В середине V в. вместе с другими древнегерманскими племенами - саксами, ютами и фризами - А. начали завоевание Британских островов, населенных кельтскими племенами бриттов, и создали там несколько англосаксонских королевств.
Ангони (нгони, мазиту, магвангара) 302; южные бантуязычные племена, проживающие на юге Танзании, в Зимбабве, Малави, Замбии, Габоне, Мозамбике (Юго-Восточная и Центральная Африка).
Апачи 63; южная подгруппа индейских племен атапасков, языковой семьи надене, населявшая штаты Нью-Мексико, Техас, Аризона в США и север Мексики. Ныне А. проживают в резервациях штата Оклахома в США.
Арабы 59, 195, 196, 197, 200, 242, 292, 367, 382, 385, 389, 390, 395, 416, 444, 460, 467.
в древности 242, 444, 460.
Араваки 44, 128; индейцы андо-экваториальной языковой семьи, населявшие западный район бассейнов рек Амазонка и Ориноко (Южная Америка).
Арапахо 448; индейцы алгонкинско-вакашской языковой семьи, населяли область к востоку от Скалистых гор, сейчас разбросаны по резервациям Канада и США.
Арауканы 126, 166; самоназвание "мапуче" т. е, "люди земли". Индейцы андо-экваториальной языковой семьи. А. делятся на четыре группы: пикунче - "люди севера", уилме - "люди юга", пеуэнче - "люди кедровых лесов" и молуче. Все они проживают в Чили и сосредоточены в основном в провинциях Каутин (Южная Америка).
Арафоо 304; горное папуасское племя, проживающее на северном берегу Новой Гвинеи.
Арии (арийцы) 102, 104, 215, 293, 373; древние индоевропейские народы, именуемые в древнейших памятниках индийской литературы (Веды) "ария", В XII-XI вв. до н. э. началось их проникновение в Индию, где основная масса пришельцев осела в Пенджабе.
Армяне 376; самоназвание "хай". Основное население Армянской ССР, Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, Ахалуихского и Ахалкалакского районов Грузинской ССР. А. образуют по языку особую группу индоевропейской семьи.
Артеига 431; подгруппа народа беджа (арабы), проживающая в Судане (Северо-Восточная Африка).
Арунта (аранда) 64, 65, 339, 340, 406, 407, 409, 410, 457, 458, 459; австралийские аборигены, проживающие в районах к северу от озера Эйр вплоть до залива Карпентария.
Атерака (атарака) 465; бантуязычный народ, проживающий в бассейнах рек Г алана и Тана на юге Кении (Восточная Африка).
Атонга (Ватонга, Тонга) 373; бантуязычный народ, проживающий к юго-западу от озера Ньяса в Замбии и Зимбабве (Юго-Восточная Африка)., См. также Банту.
Ацтеки (теночки) 178, 324; древнейшее индейское - население Мексики, говорящее на языке нахуатль (или мехикано). А. проживают в штатах Веракрус, Морелес, Герреро и Мехико. Отдельные их группы живут в штатах Табаско, Тласкала, Халиско и на побережье Мичоакана (Мексика).
Ашанти 40, 176; один из основных бантуязычных народов, населяющих республику Гана, расположенную на побережье Гвинейского залива (Западная Африка). А. расселены в центральной, наиболее развитой, части страны и говорят на языке акан группы нигер-конго. В конце XVII в. на территории современной Ганы возникло могущественное государство Ашанти, которое в конце XIX в. было уничтожено Великобританией.
Ашраф 431; подгруппа народа беджа (арабы), проживающая в Судане (Северо-Восточная Африка).
Баганда (ганда) 300, 355, 430, 432, 433, 437, 503; народ северной группы банту, говорящий на языке луганда и проживающий к западу от озера Виктория в Уганде (Восточная Африка). См. также Банту.
Багишу (гашу, масаба, мумасаба) 58, 183; бантуязычный народ северной группы, проживающий к северу от озера Виктория в Кении и Уганде (Восточная Африка). См. также Банту.
Багобо (багобо-гиангга) 22; один из горных народов, относящийся к австронезийской языковой семье и проживающий в юго-восточной части острова Минданао (Филиппины).
Бадага 236, 302, 503; один из дравидских народов в Южной Индии, говорящий на языке каннара и проживающий в штате Тамилнад.
Баиру 436; автор не совсем правомерно придает этническую окраску этому наименованию. Б. называлось земледельческое население в Уганде (Восточная Африка), противопоставляемое скотоводам.
Бакереве 507; бантуязычное население, проживающее на острове Укереве на озере Виктория в Танзании (Восточная Африка). См. также Банту.
Бакота (кота) 363; бантуязычный народ, проживающий в Заире и Конго (Центральная Африка). См. также Банту.
Балоко (бангала) 59, 363; бантуязычный народ, говорящий на языке лингала ("язык реки") и проживающий по. среднему течению реки Конго и в устьях рек Убанги, Лукение, Касаи и других притоков Конго в Заире и Конго (Центральная Африка). См. также Банту.
Бамбалангела 176; одна из групп нгала, входящая в состав бантуязычного народа конго и проживающая у реки Конго в Заире и Конго (Центральная Африка). См. также Банту.
Бамбара 378, 391; самоназвание "бамананке". Бантуязычный народ, населяющий обширную территорию в западной и центральной частях республики Мали по среднему течению реки Нигер (Западная Африка). В XVII-XIX вв. здесь существовали два государства народа бамбара - Сегу и Каарта. См. также Банту.
Банар 48, 106; горные кхмеры тайской языковой семьи, проживающие в южной части Вьетнама.
Бангала 363; см. Балоко.
Банту 41, 42, 188, 245, 250, 300, 430; бантуязычные народы, составляющие большинство населения Тропической Африки и проживающие от границ Судана до южной оконечности африканского материка. Банту в Кавирондо 61, 500; включают три родственных народа - лухья, балухья, абалуйя, занимающих северное и восточное побережье озера Виктория в Кении (Восточная Африка). В переводе лухья означает "сородичи". В научной литературе они были прежде известны как банту Кавирондо, по имени залива озера Виктория, на берегу которого они живут; в Северной Родезии 355; бантуязычные народы баротсе, балуи, баила и др..
Банумунджира 444; одно из древних арабских племен Моава.
Баньоро (ньоро) 301, 431, 433, 435, 436, 437, 439, 503, 508; северная группа бантуязычных народов, проживающая у истоков Белого Нила в Уганде, Танзании и Конго (Восточная Африка). См. также Банту.
Баньянколе (ньянколе, нкоре) 309; см. Бахима.
Бапеди 155; северные басуто. См. Басуто.
Бараваны 256; ветвь клемантанов. См. Клемантаны и Даяки.
Баркинджи 458; австралийские аборигены, населявшие бассейн реки Дарлинг в Новом Южном Уэльсе.
Баролонг (ролонг) 189, 195; относящийся к бечуанам бантуязычный народ, проживающий в Ботсване и ЮАР (Южная Африка). См. также Банту и Бечуаны Баронга (ронга) 42; бантуязычный народ, говорящий на языке группы тсонга и проживающий в Мозамбике и ЮАР (Юго-Восточная и Южная Африка). См. также Банту.
Басуто 42, 61, 155, 195; бантуязычный народ, говорящий на языке ндонга языковой группы тсонга и проживающий в Ботсване, Мозамбике и ЮАР (Юго-Восточная и Южная Африка). См. также Банту.
Батаки 109, 193, 236, 271, 358; народ австронезийской языковой семьи, проживающий на нагорье Тоба на острове Суматра (Индонезия). Б. делятся на северных - каро, пакпак, тимур и южных - тоба, мандайлинг, ангкола.
Баше 341; бантуязычный народ, проживающий в республике Берег Слоновой Кости (Западная Африка). Б. появились в районах их современного расселения в середине XVIII в., вытесненные с территории Ганы народом ашанти. См. также Ашанти.
Бахима (бахима-баньянколе, бахима-вахума) 245, 257, 309, 429, 430, 433, 434, 436, 439, 440; бантуязычное население, проживающее на территории Уганды (Восточная Африка). См. также Банту.
Баяка (баякка, яка) 61, 466; бантуязычный народ, проживающий в Заире (Центральная Африка). См. также Банту.
Бедуины 52, 78, 241, 242, 388, 389, 390; арабы-кочевники.
Бела-кула 405, 409; индейцы алгонкинско-вакашской языковой семьи, группы селиш, населявшие побережье Британ