Цвейг (Zweig), Стефан (28.XI.1881, Вена, - 22.II.1942, Петрополис, близ Рио-де-Жанейро) - австр. писатель. Род. в состоят. бурж. семье. В молодости изучал романистику и германистику в ун-тах Вены и Берлина, много путешествовал по Европе (знакомство и дружба с Э. Верхарном, Р. М. Рильке, О. Роденом, Ж. Роменом), Индокитаю, Сев. Америке. Первые публикации в 1898. В годы 1-й мировой войны Ц., уже известный писатель, служил в архиве австр. воен. мин-ва, но выступал с пацифист. позиций, публикуя антимилитарист. произв., солидаризируясь с Р. Ролланом, к-рый стал его близким другом. В 1917-19 - в Швейцарии, в качестве австр. корреспондента, по сути - в эмиграции. По возвращении в Австрию поселился в Зальцбурге. В 1928 был в СССР на торжествах по случаю столетия Л. Н. Толстого, где познакомился с М. Горьким, творчество к-рого высоко ценил. Вспоминая об этой поездке, Ц. с восхищением писал о трудовом энтузиазме сов. людей и о грандиозном размахе строительства нового общества. С 1934 жил преим. в Лондоне, с 1940 - в Нью-Йорке, затем - в Бразилии, где покончил жизнь самоубийством, не выдержав разлуки с родиной и отчаяния перед лицом войны.
Творчество Ц. многогранно. Первые книги - сб-ки стихов "Серебряные струны" ("Silberne Saiten", 1901) и новелл "Любовь Эрики Эвальд" ("Die Liebe der Erika Ewald", 1904) мало оригинальны, приметы "венского импрессионизма" и неоромантики несколько осложнены влиянием франц. символизма. Удачны переводы из Ш. Бодлера, П. Верлена и Э. Верхарна. В драме "Терсит" ("Tersites", 1907) болезненно звучат темы разобщенности и одиночества. Близостью экспрессионизму отчасти отмечена антивоен. драма "Иеремия" (1917), но в целом этому направлению Ц. остался чужд. Если в лирике Ц. так и не вышел за пределы камерно-импрессионист. поэзии настроения, то в жанре новеллы он вскоре - в сб. "Первые переживания" ("Erstes Erlebnis", 1911) - обнаружил тонкость психологич. анализа, изысканность ландшафтной и особенно портретной живописи. Влияние З. Фрейда сказалось в повышенном внимании к сфере сексуальных отношений, но не было доминирующим.
В сб-ках новелл "Амок" ("Amok", 1922, рус. пер. 1923), "Смятение чувств" ("Verwirrung der Gefühle", 1927, рус. пер. 1927) Ц. стремится к максимальному проникновению в тайники человеческой психологии, к изображению (иногда с налетом мелодрамы) критич. коллизий личной жизни. В лучших новеллах, напр. "Страх" ("Angst", 1920), умение поведать и о порывах страсти на грани аффекта, и о тончайших движениях души напоминает о Ф. М. Достоевском, к-рого Ц. считал своим учителем. Однако социальное ви?дение писателя существенно обеднено. Исключение составляет "Шахматная новелла" ("Schachnovelle", 1941), где, несмотря на нек-рую искусственность сюжета, звучит антифаш. тема. Авторское отношение не идет дальше сострадания к "маленькому человеку" ("Лепорелла", 1929), беспомощному перед жестоким веком ("Незримая коллекция") и собств. страстями ("Улица в лунном свете"), и обличения бурж. нравов, опустошающих, обесчеловечивающих личность ("Фантастическая ночь", "Закат одного сердца"). Точность психологич. мотивировок, деталей быта, острая наблюдательность, отчетливая гуманистич. направленность - особенно в новеллах "Мендель-букинист" ("Buch-Mendel", 1929), "Неожиданное знакомство с новой профессией" ("Unvermutete Bekanntschaft mit einem Handwerk", 1936) - обеспечили новеллам Ц. прочный успех у читателей. По колориту близок к ним и роман "Нетерпение сердца" ("Ungeduld des Herzens", 1939), изобилующее психологич. нюансами повествование о роковых последствиях нравственной незрелости.
В творчестве писателя важное место занимают биографич. романы, эссе и очерки. Не всегда точные в фактографич. отношении, часто произвольно, даже упрощенно трактующие жизнь и деятельность (Стендаля, Л. Н. Толстого, З. Фрейда, Ф. Ницше), беллетризованные биографии Ц. подкупают изобретательностью критич. мышления, умением воссоздать колорит и атмосферу эпохи, проникновением в радости и муки творчества, стремлением запечатлеть во всей сложности духовный облик изображаемой личности. Почитая иск-во одной из высших форм человеческой деятельности, видя его миссию в нравств. преобразовании человека, в посредничестве между народами и культурами, Ц. с редкой эстетич. чуткостью писал о художниках своего времени и прошлого. К биографич. эссе о Верхарне (1917), Роллане (1921), франц. поэтессе М. Деборд-Вальмор (1920), бельг. художнике Ф. Мазереле (1923) примыкает цикл "Строители мира" ("Baumeister der Welt", опубл. 1920-28), в к-ром выделяются лит. портреты Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, И. Х. Ф. Гёльдерлина, Г. фон Клейста. Превосходная биография О. де Бальзака, над к-рой Ц. работал ок. 30 лет, не завершена и издана посмертно ("Balzac", 1946).
В этих произв. проявились и слабые стороны либерально-оптимистич. мировоззрения писателя, неминуемо вступившего в трагич. конфликт с обществ. коллизиями века: склонность к отождествлению истории и культуры, поверхностное понимание социального развития лишь как борьбы прогресса (гуманизма) с реакцией, идеализация роли личности в истории. Ц. подчеркнуто чуждался "политики", отрицал революц. методы преобразования общества, стремясь, однако, найти (подобно Л. Фейхтвангеру) аналогии и объяснение современности в прошлом, уловить закономерности историч. динамики (историч. миниатюры "Звездные часы человечества" - "Sternstunden der Menschheit", 1927, расширенное изд. 1943). Ц. ошибался в определении движущих сил обществ. эволюции. Его историч. романы-биографии 30-х гг. по сути - скрытая полемика с современностью. Считая политику бесчестной игрой, на поприще к-рой подвизаются безнравств. проходимцы вроде Жозефа Фуше ("Joseph Fouché", 1929) и рождается жестокость идеологич. фанатизма (фашизма), Ц. сочувствует беспомощности человека, попавшего, как Мария Стюарт ("Maria Stuart", 1935) или Мария Антуанетта ("Marie-Antoinette", 1932), под жернова политич. страстей; он проповедует жертвенный нравств. стоицизм мудрого, но пассивного в обществ.-политич. смысле гуманиста Эразма Роттердамского, роман о к-ром он не случайно называл "замаскированной автобиографией" ("Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam", 1934). Абстрактность гуманистич. воззрений Ц. особенно явственна в его воспоминаниях "Вчерашний мир" ("Die Welt von gestern", 1942, опубл. 1944) и сб. эссе, речей, рецензий "Встречи с людьми, книгами, городами" ("Begegnungen mit Menschen, Büchern und Städten", 1937); в них интересны анализ творчества отд. художников (Т. Манн, Б. Шоу, И. В. Гёте, Данте, Э. Т. А. Гофман, Р. М. Рильке и др.), изображение духовной атмосферы начала века, но очевидна наивность в оценке социальной действительности. Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах "Магеллан" (1938) и "Америго" (1942, посмертно) уже не могли смягчить тяжесть утраты Ц. его "духовной отчизны" - либеральной Европы начала века.
Ausgewählte Prosa, 2 Aufl., Amst., 1952; Ausgewählte Gedichte, Wiesbaden, 1953; Ausgewählte Werke, Bd 1-2, Düsseldorf, 1960; Zweig St., Zweig Fr., Briefwechsel, Bern, [1951]; Strauss R., Zweig St., Briefwechsel, [Fr/M.], 1957; Gorki M., Zweig St., Briefwechsel, Lpz., 1971; в рус. пер. - Собр. соч., предисл. М. Горького, т. 1-12, Л., 1928-32; Собр. соч., [вступ. ст. Б. Л. Сучкова], т. 1-7, М., 1963.
Луначарский А. В., [Предисл.], в кн.:
Цвейг С., Собр. соч., т. 10, Л., [1932];
Федин К., Писатель. Искусство. Время, М., 1961;
Лидин В., Люди и встречи, М., 1961;
Русакова А., Новеллы Стефана Цвейга. [Предисл.], в кн.:
Zweig St., Novellen, Moskau, 1964;
Сучков Б. Л., Лики времени, М., 1969;
Zech Р., Stefan Zweig, В. Aires, 1943;
Arens Н., Stefan Zweig, sein Leben, sein Werk, Eßlingen, 1949;
Bauer A., Stefan Zweig, В., 1961;
Zweig F. M., Stefan Zweig. Eine Bildbiographie, [Münch., 1961]; Stefan Zweig im Zeugnis seiner Freunde, Münch. - W., [1968];
Nedeljković D., Romain Rolland et Stefan Zweig, P., 1970;
Prater D. A., European of yesterday. A biography of St. Zweig, Oxf., 1972;
Klawiter R. J., Stefan Zweig. A bibliography, Chapel Hill, [1965].
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 8: Флобер - Яшпал. - 1975. - Стб. 374-376.