вицъ.
Артистъ стоялъ съ опущенными руками, съ открытымъ ртомъ, будучи не въ силахъ произнести ни слова; въ этой галереѣ онъ увидалъ половину своихъ картинъ; онъ былъ Рубенсомъ, Поль Паттеромъ, М³ерисомъ, Метцу, Жераромъ Доу! Онъ одинъ былъ двумя десятвами великихъ мастеровъ.
- Что съ вами? - вы поблѣднѣли!
- Дочь, стаканъ воды! - вскричала мать Вервелль.
Живописецъ взялся за пуговицу фрака отца Вервелля, и отвелъ его въ сторону подъ предлогомъ разсмотрѣть Мурилло. Испанск³я картины были тогда въ модѣ.
- Вы купили картины у Ил³и Магуса?
- Да, все оригиналы.
- Между нами, сколько вы заплатили за тѣ, на которыя я укажу вамъ?
Они вдвоемъ обошли галерею. Гости были изумлены, съ какимъ серьезнымъ видомъ художникъ въ сопровожден³и хозяина продолжалъ осмотръ образцовыхъ произведен³й.
- Три тысячи франковъ! - тихо сказалъ Вервелль, дойдя до послѣдней картины,- а говорю, что сорокъ.
- Сорокъ тысячъ франковъ за Тиц³ана? - громко сказалъ художникъ,- да это задаромъ!
- Говорю же вамъ, что у меня на сто тысячъ экю картинъ! - вскричалъ Вервелль.
- Я написалъ всѣ эти картины,- сказалъ ему на ухо Пьеръ Грассу,- и за всѣ вмѣстѣ не получилъ и десяти тысячъ франковъ...
- Доважите мнѣ это,- сказалъ торговецъ бутылками,- и я удвою приданое моей дочери, потому что въ такомъ случаѣ вы - Рубенсъ, Рембрандтъ, Тербургъ, Тиц³анъ.
- A Магусъ отличный торговецъ картинами! - сказалъ живописецъ, понявъ старинный видъ своихъ картинъ и пользу сюжетовъ, которые заказывалъ ему торговецъ старинными вещами.
Г. де-Фужеръ,- ибо вся семья настойчиво звала такъ Пьера Грассу,- не только нисколько не потерялъ въ уважен³и своего поклонника, но напротивъ возросъ настолько, что даромъ написалъ семейные портреты и, понятно, поднесъ ихъ своему тестю, тещѣ и женѣ.
Теперь безъ Пьера Грассу не обходится ни одной выставки и въ буржуазномъ м³рѣ онъ считается хорошимъ портретистомъ. Онъ заработываетъ двѣнадцать тысячъ франновъ въ годъ, и портитъ полотна на пятьсотъ франковъ. За женой онъ взялъ въ приданое шесть тысячъ франковъ дохода, и живетъ съ тестемъ и тещей. Вервелли и Грассу живутъ въ полномъ соглас³и, держатъ карету и счастливѣйш³е люди на свѣтѣ. Пьеръ Грассу не выходитъ изъ буржуазной среды, гдѣ почитается однимъ изъ величайшихъ художниковъ въ м³рѣ. Между Тронной заставой и улицей Храма не пишется ни одного семейнаго потрета иначе, какъ у великаго художника и за каждый платится не менѣе пятисотъ франковъ. Гланная причина, почему буржуа держатся этого художника, слѣдующая: "Говорите что хотите, а онъ каждый годъ помѣщаетъ двадцать тысячъ у нотар³уса". Въ виду того, что Грассу показалъ себя съ хорошей стороны въ возмущен³и 12-го мая, ему пожалованъ офицерск³й крестъ почетнаго лег³она. Онъ командиръ батальона нац³ональной гвард³и. Версальск³й музей не могъ не заказать такому примѣрному гражданину батальной картины, и Грассу ходилъ по всему Парижу съ цѣлью встрѣтить бывшихъ товарищей и сказать имъ небрежнымъ тономъ: "А король заказалъ мнѣ батальную картину!"
Г-жа де-Фужеръ обожаетъ своего мужа; у нихъ двое дѣтей. Этотъ живописецъ, добрый мужъ и добрый супругъ, не можетъ однако отогнать отъ себя роковой мысли: художники надъ нимъ смѣются, его имя - презрительное прозвище въ мастерскихъ, въ фельетонахъ молчатъ о его произведен³яхъ. Но онъ все работаетъ, и стремится въ академ³ю, и попадетъ туда. Затѣмъ месть бушуетъ въ его сердцѣ! Онъ скупаетъ у знаменитыхъ художниковъ картины, когда они въ тѣсныхъ обстоятельствахъ, и замѣняетъ мазанья въ галереѣ Виль-д'Авре истинно прекрасными произведен³ями, только не своими.
Существуютъ посредственности болѣе несносныя и злыя чѣмъ Пьеръ Грассу, который вдобавокъ тайный благотворителъ и человѣкъ въ высшей степени обязательный.
Парижъ. Декабрь 1839.
"Вѣстникъ Иностранной Литературы", No 1, 1893